3.31 Эффективность государственного и муниципального управления
Эффективность государственного и муниципального управления есть понятие, обозначающее соотношение результатов и достигнутых общественных целей, результатов и использованных государственных ресурсов.
Эффективность государственного и муниципального управления зависит от того, насколько рационально государственная и местная власть умеют распоряжаться внутренним потенциалом государства или конкретного муниципального образования и учитывать воздействие внешних факторов. Оценка эффективности государственного и муниципального управления имеет важное значение, поскольку способствует выявлению ошибок в системе управления и выбору более оптимальных путей развития.
Оценка эффективности государственного и муниципального управления может осуществляться только с помощью экспертных методов. Несмотря на то, что в настоящее время общепринятым показателем результативности управления выбран уровень и качество жизни населения, необходимо все же учитывать, что для разных субъектов и отдельных муниципальных образований этот показатель не может быть одинаковым даже в силу объективных обстоятельств (стартовые условия, ресурсный потенциал, природно-климатические условия и др.)
Более полная и надежная оценка эффективности государственного и муниципального управления должна учитывать три базовых эффекта: экономический, социальный и экологический. На практике эти эффекты очень часто имеют противоположную направленность. Так, увеличение расходов на социальные вопросы ведет к снижению экономического эффекта. А экономическая результативность часто связана с ухудшением экологической обстановки. Выбор приоритетности данных эффектов зависит от конкретной ситуации и степени его влияния на общественное развитие.
Указом Президента РФ от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» утвержден перечень показателей для оценки эффективности их работы. Общее количество показателей перечня, подлежащих оценке, равно 43-м. К ним относятся такие, как объем валового регионального продукта, объем инвестиций в основной капитал в расчете на одного человека, реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников в сравнении с предыдущим годом, уровень безработицы в среднем за год, уровень криминогенности, смертность населения и другие. В целях реализации положений этого Указа в нем предусмотрены и соответствующие формы контроля. Так, Высшим должностным лицам субъектов РФ предписано ежегодно до 1 мая года, следующего за отчетным, представлять доклады о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти. В представляемых докладах должна содержаться информация о выполнении региональными органами исполнительной власти перечня всех показателей, утвержденного данным Указом, поскольку эти показатели являются контрольными параметрами и относятся к предметам государственного контроля. Президенту РФ ежегодно до 1 сентября представляется доклад об эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ.
Оценку государственному и муниципальному управлению кроме Президента дают разные общественные институты: гражданин, семья, трудовые коллективы, общественные объединения, государственные структуры. Выделим пять способов анализа и оценки государственного и муниципального управления.
Отчеты органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц. Это ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию, ежегодные отчеты Председателя и членов Правительства РФ перед Государственной Думой, отчеты палат Федерального Собрания перед обществом, а депутатов – перед избирателями.
Массовые обсуждения и голосованияя (референдумах) по различным вопросам жизни страны, ее регионов, территориальных образований и трудовых коллективов. Данную форму демократии следует тщательно оговорив в необходимых законах все детали и нюансы проведения обсуждений и голосований (референдумов) и сделав их весомой процедурой общественной оценки состояния государственного управления.
Общественное мнение. практически постоянно происходят соотнесение, соизмерение уровня и результатов управления с потребностями и интересами, идеалами и ожиданиями людей. И хотя общественное мнение по своей природе субъективно, оно из-за своей массовости обладает свойством объективно "видеть" эффективность государственного и муниципального управления.
Многогранную аналитическую и оценочную работу по отношению к государственному и муниципального управлению способны выполнять средства массовой информации (телевидение, радио, печать). В свободном обществе средства массовой информации (СМИ) должны быть самостоятельными и служить обществу, работать на историческую перспективу.
обращения граждан. Структура и содержание, предмет и адресность обращений весьма точно отражают жизнь людей. Если каждое обращение несет информацию о конкретном интересе, нарушении прав, факте, событии, то система обращений дает картину глубинных взаимосвязей и процессов, выявляет механизмы их воспроизводства.
- 3.21 Понятие и факторы регионального роста
- 3.22 Ассиметрия социально-экономического развития регионов
- 3.23 Понятие и структура экономического потенциала территории
- 3.24 Механизм управления развитием экономического потенциала территории
- 3.25 Функции, методы и средства государственного управления
- 3.26 Разработка и реализация государственной политики
- 3.27 Государственная промышленная политика
- 3.28 Государственная аграрная политика
- 3.29 Антимонопольная политика государства
- 3.30 Механизм взаимодействия государственных и муниципальных
- 3.31 Эффективность государственного и муниципального управления
- 3.32 Система управления государственной собственностью
- 3.33 Управление муниципальной собственностью
- 3.34 Основные принципы и методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России.
- 3.35 Внешнеэкономическая политика Российской Федерации
- 3.36 Социальная политика государства
- 3.37 Демографическая политика и политика народосбережения
- 3.38 Государственная политика в сфере охраны здоровья населения
- 3.39 Государственная политика в области образования
- 3.40 Государственная жилищная политика в России
- 3.41 Теории местного самоуправления
- 3.42 Зарубежные модели организации местного самоуправления
- 3.43 Представительный орган муниципального образования
- 3.44 Глава муниципального образования
- 3.45 Модели организационных структур местного самоуправления
- 3.46. Муниципальная служба: понятие, принципы, классификация должностей муниципальной службы
- 3.47 Правовое регулирование муниципальной службы
- 3.48 Управление социально-экономическим развитием муниципального образования
- 3.49 Сущность государственных коммуникаций и связей с общественностью в современной России
- 3.50 Технологии формирования имиджа государственной власти и государственных структур