3.50 Технологии формирования имиджа государственной власти и государственных структур
Целенаправленное формирование имиджа органов власти необходимо для создания благожелательного отношения у населения к государственной власти и тем решениям, которые они принимают.
Задача формирования благоприятного имиджа государственного органа власти входит в компетенцию служб по связям с общественностью. Необходимость целенаправленного формирования имиджа органов власти объясняется тем, что стихийное формирование имиджа происходит под воздействием случайной информации, и, естественно, такой имидж редко бывает положительным. Структура формирования стихийного имиджа может быть представлена следующим образом: ординарная, проходная информация о деятельности государственного учреждения; публикации сенсационного, разоблачительного характера; слухи о деятельности органа власти; личные наблюдения населения, полученные в результате непосредственного контакта с подразделениями и сотрудниками государственного учреждения.
Формирование положительного (целенаправленного) имиджа проходит ряд этапов:
1) Выявление уже сложившихся представлений у населения о государственном учреждении.
2) Определение того, каким хотело бы видеть население государственное учреждение и что ожидает от его деятельности.
3) Конструирование имиджа данного объекта как ответ на предпочтения и ожидания населения.
4) Практическая деятельность по формированию имиджа. Перевод сконструированной модели в реальность.
5) Корректировка модели в процессе реализации, контроль за реализацией стратегического и оперативного планов.
6) Мониторинг сформированного имиджа, деятельность по его поддержанию и модернизации.
Важнейшим компонентом имиджа государственного учреждения (особенно в России) является личность его руководителя. Довольно часто образ государственной структуры идентифицируется с имиджем ее руководителя, особенно когда он становится главным носителем корпоративной коммуникации.
Основные качества государственного деятеля определил еще Н. Макиавелли, который писал о том, что презрение государи возбуждают непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью. Этих качеств, по Макиавелли, надо остерегаться, как огня, стараясь, напротив, в каждом действии проявлять великодушие, бесстрашие, основательность и твердость. Эти качества государственного деятеля и сегодня занимают центральное место в общественном мнении.
Личность руководителя должна отражать порожденные в процессе социально-политического развития представления людей о лидере. Это бесстрашные герои, которые появляются в критические для общества моменты. Центральным моментом здесь является не только действие, но демонстрация того, что лидер видит проблемы и готов взять ответственность на себя. Принятие ответственности лидером имеет для общества важный психологический смысл: оно вносит справедливость и разумность в мир безличных причин и следствий и царство случайностей. Тем самым публика как бы заверяется в том, что мир управляем, и жизнь будет постоянно улучшаться.
При формировании имиджа руководителя учитываются следующие личностные характеристики: представления лидера о самом себе (самооценка); потребности и мотивы, влияющие на политическое поведение; политические убеждения; стиль принятия политических решений; стиль межличностных отношений; устойчивость к стрессам.
Конструкция образа руководителя складывается из противоречий.
С одной стороны, максимум открытости и минимум секретов, с другой, где кончаются секреты, там все кончается. Таинство власти строится на мифах, создает их и питается ими. Порой для рождения мифа достаточно одной лишь детали – при условии, что она «укладывается» в концепцию образа руководителя и если средства массовой информации принимают те же правила игры.
Биография настоящего лидера, а также его основные характеристики не должны быть похожи на биографию и характеристики обычного человека. Здесь должна быть прежде всего декларация служения народу. С другой стороны, наряду с исключительностью, нужно декларировать, что он один из народа.
Действия руководителя по преодолению препятствий и трудностей должны восприниматься населением как кардинально новаторские и отличные от всего, что до сих пор принималось. Но одновременно с этим нужно помнить, что новаторство допустимо в государственной политике только в очень узких рамках.
Перечисленные особенности сами по себе не гарантируют создание положительного имиджа, многое зависит от психофизиологических, интеллектуальных и нравственных качеств лидера.
Правила игры информационного века диктуют новые схемы поведения государственных деятелей. Кто не успевает приспособиться к этой схеме, проигрывает. Раньше всех это поняли политики, которые стали себя вести как актеры. Их задачей более не является порождение серьезного анализа или глубоких мыслей, их задача – хорошо выглядеть на экране, красиво говорить, уметь рассмешить, иметь обаяние. Это говорит о том, что главной особенностью формирования имиджа современного лидера является опосредованность его контактов с целевыми аудиториями через средства массовой информации.
В тоже время необходимо помнить, что как бы ни вмешивались в имидж учреждения новые коммуникационные технологии, фигура руководителя вряд ли будет подвержена унификации. Основой ее по-прежнему останется то, что нельзя уложить в сухие формулировки и вычислить с помощью совершенных компьютерных программ.
Важным компонентом имиджа государственного учреждения является стиль деловых отношений. Обязательность, личная заинтересованность и ответственность, точность, оперативность свидетельствуют об организационной культуре и надежности учреждения, вызывают доверие к нему со стороны общественности.
Особое значение для формирования благоприятного имиджа правительственного учреждения имеет его местонахождение. Это касается не только города, где находится столица или административный центр, но и зданий, в которых располагаются государственные учреждения. Здесь важен архитектурный и оформительский дизайн, что включает в себя внешний вид здания, размещение построек, их планировку. Необходимо помнить, что для репутации государственного учреждения важен и вид фасада здания, табличка с наименованием, благоустроенность подхода и подъезда к входу. Оформительский дизайн предполагает продуманное оформление внутренних помещений, рабочих мест, приемных.
Еще одним не менее важным компонентом имиджа государственного учреждения является информационный дизайн. Информационный дизайн – главный распространитель имиджа учреждения. Прежде всего, – это название учреждения и аббревиатура этого названия. Желательны краткость названия и благозвучие, чтобы они были приятны глазу и слуху. Большую роль здесь имеет исторические, ставшие привычным для большинства населения, названия органа власти. Белый дом, Кремль, Смольный – это не столько названия, сколько символы власти.
Непременным атрибутом информационного дизайна государственных учреждений являются герб и флаг как Российской Федерации в целом, так и конкретного субъекта федерации. Сюда же можно отнести и гимн страны, местные звуковые или музыкальные символы.
Все основные компоненты имиджа, от стиля деловых отношений до информационного дизайна, должны обеспечивать зрительное и смысловое единство исходящей от государственного учреждения информации и, в конечном итоге, служить эффективным средством создания благоприятного имиджа и повышения доверия у населения к органам государственной власти.
- 3.21 Понятие и факторы регионального роста
- 3.22 Ассиметрия социально-экономического развития регионов
- 3.23 Понятие и структура экономического потенциала территории
- 3.24 Механизм управления развитием экономического потенциала территории
- 3.25 Функции, методы и средства государственного управления
- 3.26 Разработка и реализация государственной политики
- 3.27 Государственная промышленная политика
- 3.28 Государственная аграрная политика
- 3.29 Антимонопольная политика государства
- 3.30 Механизм взаимодействия государственных и муниципальных
- 3.31 Эффективность государственного и муниципального управления
- 3.32 Система управления государственной собственностью
- 3.33 Управление муниципальной собственностью
- 3.34 Основные принципы и методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России.
- 3.35 Внешнеэкономическая политика Российской Федерации
- 3.36 Социальная политика государства
- 3.37 Демографическая политика и политика народосбережения
- 3.38 Государственная политика в сфере охраны здоровья населения
- 3.39 Государственная политика в области образования
- 3.40 Государственная жилищная политика в России
- 3.41 Теории местного самоуправления
- 3.42 Зарубежные модели организации местного самоуправления
- 3.43 Представительный орган муниципального образования
- 3.44 Глава муниципального образования
- 3.45 Модели организационных структур местного самоуправления
- 3.46. Муниципальная служба: понятие, принципы, классификация должностей муниципальной службы
- 3.47 Правовое регулирование муниципальной службы
- 3.48 Управление социально-экономическим развитием муниципального образования
- 3.49 Сущность государственных коммуникаций и связей с общественностью в современной России
- 3.50 Технологии формирования имиджа государственной власти и государственных структур