logo
гос

3.49 Сущность государственных коммуникаций и связей с общественностью в современной России

Активным субъектом коммуникативно-информационной деятельности стали службы по связям с общественностью (public relations – PR). Процессы демократизации политической системы, формирование рыночных структур, конкурентных отношений в экономической среде породили необходимость в профессионально организованной деятельности по связям с общественностью с целью формирования общественного мнения.

В современных условиях в результате действия различных факторов постепенно формируется новое качество взаимоотношений между обществом и государством, когда не только граждане ощущают зависимость от государства, но и государство в той или иной степени становится зависимым от граждан, их мнения, отношения к принимаемым решениям и действиям власти. Как следствие – в органах государственной власти создаются специальные структуры, целью которых является обеспечение постоянного диалога с гражданским обществом как одного из важнейших условий взаимопонимания и взаимодействия.

Формирование государственных служб по связям с общественностью, или государственного PR, в современной России началось еще в период перестройки и гласности – с 1985 г. Сегодня нет органа государственной власти – идет ли речь о федеральном уровне или об уровне субъекта РФ, местного самоуправления, – где не было бы пресс-службы, либо департамента по связям с общественностью, либо специалистов, обеспечивающих в той или иной мере коммуникации с общественностью и конкретными целевыми группами. Основные функции PR в системе государственной службы:

коммуникативная, т.е. функция социального общения, налаживания контактов и конструктивного диалога между властью и гражданами. Такие универсальные элементы общения, как взаимодействие, взаимопонимание, в PR становятся элементами профессиональной деятельности;

информационная, связанная с коммуникативной и включающая две составляющие – аналитическую и прогностическую;

организационная, предполагающая создание условий для взаимопонимания между субъектом и объектом управления.

Необходимо подчеркнуть, что принято различать внутренний и внешний PR. Если говорить о PR государственных органов, то внутренний PR выступает как инструмент внутриведомственного менеджмента, а внешний – как средство взаимодействия с реальными и потенциальными общественными партнерами ведомства.

Учитывая, что государственные PR в значительной мере подвержены влиянию специфики данного субъекта общественных отношений, можно выделить основные направления деятельности PR-служб:

– установление, поддержание, а в определенных случаях – расширение контактов с гражданами, организациями, общественными и коммерческими структурами;

– информирование общественности о принимаемых решениях;

– мониторинг общественного мнения и общественных настроений;

– анализ общественной реакции на действия, конкретные акции должностных лиц и органов власти;

– прогнозирование развития общественно-политического процесса, общественного мнения и настроений; обеспечение ведомства аналитическими материалами; формирование благоприятного имиджа организации и ее руководства.