3.49 Сущность государственных коммуникаций и связей с общественностью в современной России
Активным субъектом коммуникативно-информационной деятельности стали службы по связям с общественностью (public relations – PR). Процессы демократизации политической системы, формирование рыночных структур, конкурентных отношений в экономической среде породили необходимость в профессионально организованной деятельности по связям с общественностью с целью формирования общественного мнения.
В современных условиях в результате действия различных факторов постепенно формируется новое качество взаимоотношений между обществом и государством, когда не только граждане ощущают зависимость от государства, но и государство в той или иной степени становится зависимым от граждан, их мнения, отношения к принимаемым решениям и действиям власти. Как следствие – в органах государственной власти создаются специальные структуры, целью которых является обеспечение постоянного диалога с гражданским обществом как одного из важнейших условий взаимопонимания и взаимодействия.
Формирование государственных служб по связям с общественностью, или государственного PR, в современной России началось еще в период перестройки и гласности – с 1985 г. Сегодня нет органа государственной власти – идет ли речь о федеральном уровне или об уровне субъекта РФ, местного самоуправления, – где не было бы пресс-службы, либо департамента по связям с общественностью, либо специалистов, обеспечивающих в той или иной мере коммуникации с общественностью и конкретными целевыми группами. Основные функции PR в системе государственной службы:
– коммуникативная, т.е. функция социального общения, налаживания контактов и конструктивного диалога между властью и гражданами. Такие универсальные элементы общения, как взаимодействие, взаимопонимание, в PR становятся элементами профессиональной деятельности;
– информационная, связанная с коммуникативной и включающая две составляющие – аналитическую и прогностическую;
– организационная, предполагающая создание условий для взаимопонимания между субъектом и объектом управления.
Необходимо подчеркнуть, что принято различать внутренний и внешний PR. Если говорить о PR государственных органов, то внутренний PR выступает как инструмент внутриведомственного менеджмента, а внешний – как средство взаимодействия с реальными и потенциальными общественными партнерами ведомства.
Учитывая, что государственные PR в значительной мере подвержены влиянию специфики данного субъекта общественных отношений, можно выделить основные направления деятельности PR-служб:
– установление, поддержание, а в определенных случаях – расширение контактов с гражданами, организациями, общественными и коммерческими структурами;
– информирование общественности о принимаемых решениях;
– мониторинг общественного мнения и общественных настроений;
– анализ общественной реакции на действия, конкретные акции должностных лиц и органов власти;
– прогнозирование развития общественно-политического процесса, общественного мнения и настроений; обеспечение ведомства аналитическими материалами; формирование благоприятного имиджа организации и ее руководства.
- 3.21 Понятие и факторы регионального роста
- 3.22 Ассиметрия социально-экономического развития регионов
- 3.23 Понятие и структура экономического потенциала территории
- 3.24 Механизм управления развитием экономического потенциала территории
- 3.25 Функции, методы и средства государственного управления
- 3.26 Разработка и реализация государственной политики
- 3.27 Государственная промышленная политика
- 3.28 Государственная аграрная политика
- 3.29 Антимонопольная политика государства
- 3.30 Механизм взаимодействия государственных и муниципальных
- 3.31 Эффективность государственного и муниципального управления
- 3.32 Система управления государственной собственностью
- 3.33 Управление муниципальной собственностью
- 3.34 Основные принципы и методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России.
- 3.35 Внешнеэкономическая политика Российской Федерации
- 3.36 Социальная политика государства
- 3.37 Демографическая политика и политика народосбережения
- 3.38 Государственная политика в сфере охраны здоровья населения
- 3.39 Государственная политика в области образования
- 3.40 Государственная жилищная политика в России
- 3.41 Теории местного самоуправления
- 3.42 Зарубежные модели организации местного самоуправления
- 3.43 Представительный орган муниципального образования
- 3.44 Глава муниципального образования
- 3.45 Модели организационных структур местного самоуправления
- 3.46. Муниципальная служба: понятие, принципы, классификация должностей муниципальной службы
- 3.47 Правовое регулирование муниципальной службы
- 3.48 Управление социально-экономическим развитием муниципального образования
- 3.49 Сущность государственных коммуникаций и связей с общественностью в современной России
- 3.50 Технологии формирования имиджа государственной власти и государственных структур