logo search
Семейное неблагополучие

3.2. Специально-криминологическая профилактика семейного неблагополучия

Профилактика семейного неблагополучия за­нимает особое место в системе профилактики преступности, совмещая в себе черты общесоциального и специально-криминологического воздействия на преступность.

Профилактику семейного неблагополучия следует рассматривать в контексте мер ранней индивидуальной профилактики подростковой преступ­ности. Ранняя профилактика представляет собой совокупность мер, осущест­вляемых государственными органами и общественными организациями и направленных на оздоровление неблагоприятных условий жизни и воспита­ния несовершеннолетних; пресечение и устранение источников отрицатель­ного влияния на них; коррекцию личности несовершеннолетних с социально- отклоняющимся поведением.

Профилактика семейного неблагополучия в полной мере подчинена целям, задачам и принципам предупреждения преступности несовершеннолетних, которые на нормативном уровне определены Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовер­шеннолетних»49.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних яв­ляются:

- предупреждение безнадзорности и беспризорности, а также правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, кроме того, выявление и устранение причин и условий, тому способствующих. Выполнение данной задачи обеспечивается в том числе индивидуальной профилактической работой, профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, которое должно служить ориентиром всей деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений;

- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Таким образом, идет речь о максимально возможном восстановлении несовершеннолетних в их правах;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

В теории криминологии справедливо указывается, что про­филактика семейного неблагополучия должна осуществляться в следующей последовательности:

выявление неблагополучных семей,

диагностика семейного неблагополучия,

осуществление профилактических мероприятий по нормализации микроклимата в семье,

принятие административных и уголовно-правовых мер воздействия на родителей, злостно нарушающих обязанности по воспитанию детей.50

Первый этап профилактики имеет ключевое, определяющее значение для всех последующих мероприятий. Необходимость своевременного пре­доставления информации о фактах нарушения прав ребенка и семейного не­благополучия признается условием эффективности всей системы профилак­тики преступности несовершеннолетних на уровне закона.

Согласно ст. 9 За­кона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы и учреждения системы профилактики безнад­зорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компе­тенции обязаны не только обеспечивать соблюдение прав и законных инте­ресов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискри­минации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого об­ращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, но и незамедлительно информировать (с соблюдением требований конфиденциальности) следую­щие соответствующие органы и организации.

Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правона­рушений несовершеннолетних» достаточно четко определил направление (сферу) деятельности и виды применяемых мер для каждого из органов сис­темы профилактики. Органом же, координирующим информационные по­токи о семейном неблагополучии и нарушении прав ребенка, являются, со­гласно тому же Закону, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые при органах местного самоуправления.

Закон закрепил основные базовые понятия, которые были связаны с порядком образования, структурой, а также полномочиями комиссий. Вместе с тем он в полной мере не разрешил всех проблемных вопросов, связанных с деятельностью КДН. В частности, в нем не была закреплена трехуровневая система, включающая межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ; комиссии при органах исполнительной власти субъектов Федерации; а также такие комиссии при органах местного самоуправления. Данный Закон предусматривал функционирование комиссий только при органах местного самоуправления.

Позднее в Федеральный закон № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. был внесен ряд последовательных изменений, однако не было предложено новой процедуры формирования комиссий. Вместе с тем следует отметить, что в Кодексе РФ об административных правонарушениях говорится о трех видах комиссий по делам несовершеннолетних муниципального уровня: районных, городских и районных в городах. Они функционируют соответственно при районных, городских, районных в городах администрациях, которые являются исполнительными органами местного самоуправления.

Поэтому, как свидетельствует вышеизложенное, в настоящее время отсутствует четкая регламентация правового статуса комиссий по делам несовершеннолетних, не определен порядок координации и взаимодействия в системе комиссий на федеральном и региональном уровнях, что не способствует их эффективной деятельности.

Масштабность профилактических мероприятий организационного характера указывает на необходимость жесткой организации системы КДН всех уровней власти. Каждый элемент этой системы имеет задачи и функции, направленные на реализацию возможности эффективно воздействовать на личность несовершеннолетнего, его родителей и других законных представителей, причины и условия, способствующие противоправному поведению несовершеннолетних.

Деятельность комиссий носит не только организационный, но и правовой характер, который выражается в праве принимать постановления, обязательные для исполнения. Являясь государственными органами, КДН по своему составу сближаются с органами общественной самодеятельности. Почти все лица, входящие в состав комиссий, – представители государственных органов и общественных организаций – осуществляют свои обязанности безвозмездно. Одни выполняют их в силу своего должностного положения, являясь представителями государственных органов или учреждений, другие работают на общественных началах, представляя общественные организации и широкие слои граждан.

Также следует отметить, что комиссии по делам несовершеннолетних являются своеобразным аналогом институтов ювенальной юстиции, которые широко распространены во многих развитых зарубежных странах, так как они выполняют задачи, направленные на получение быстрого и реального результата по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Как видится, работы комиссий на постоянной основе и возглавление их заместителями глав администраций субъектов РФ, муниципальных образований, а также освобождение заместителей председателей комиссий от других обязанностей способствовало их эффективности.

Проблемы информационного обеспечения профилактики семейного неблагополучия и координации в деятельности ее субъектов осложняются также тем обстоятельством, что в системе этих субъектов «слабым ме­стом» сегодня выступают так называемые низовые звенья. Речь идет об уча­стковых уполномоченных милиции, участковых (или семейных) врачах, по­стах охраны детства в школах и т.д., которые в своей каждодневной практике непосредственно контактируют с несовершеннолетними и их ближайшим окружением. Именно на них должна быть возложена важнейшая функция своевременного, раннего обнаружения ребенка и семьи, находящихся в соци­ально опасном положении, а также незамедлительного информирования об угрожающей несовершеннолетнему опасности соответствующие органы следствия или прокуратуры. Однако приходится констатировать, что к сожа­лению, до сих пор практика во многих случаях идет по пути, когда неблаго­получные семьи берутся под наблюдение и с ними проводится определенная профилактическая работа уже после того, как дети из этих семей попадают в поле зрения милиции в связи с совершением правонарушений.

Полному и своевременному выявлению неблаго­получных семей несовершеннолетних преступников будет способствовать использование субъектами профилактики всех возможных источников ин­формации о подобных семьях.