1.2. Эволюция взглядов на проблемы семейного неблагополучия и его криминологических оценок
Криминологические проблемы семейного неблагополучия и антикриминогенная роль семейного воспитания всегда были в центре внимания ученых. При этом совершенно обоснованно соответствующие вопросы рассматривались в рамках учения о детерминантах преступности.
XX век в истории отечественной криминологии характеризуется «прерывистым» развитием науки. Не углубляясь в исследование истории криминологической науки в России, отметим, что свое второе рождение она пережила в 60-е годы прошлого столетия. И вновь зависимость между семьей и преступностью стали в центре внимания исследователей. Советская криминологическая наука рассматривала значение семейного неблагополучия в нескольких основных своих разделах: в рамках учения о причинах и условиях преступности, в разрезе исследования личности преступника и механизма индивидуального преступного поведения и при анализе преступности несовершеннолетних (ювенальной криминологии, криминоювенологии).
В советский период отечественной истории взгляд на семью и семейное воспитание детей претерпел существенные изменения. Революция 1917 года имела одним из своих следствий утверждение идеи о приоритетности общественного воспитания детей. Именно общественное, а не семейное воспитание детей представлялось делом государственной важности. Народный комиссар просвещения A.B. Луначарский в этой связи писал, что необходимость оградить детей от влияния пороков старого мира требует широкого развития общественного воспитания, без умаления воспитательных функций семьи. По его мнению, именно общественное воспитание способно создать наиболее благоприятные условия для ускорения коммунистической организации внутренней жизни ребенка, а также и для освобождения женщины от замкнутых форм жизни и привлечения ее к широкому участию в социальном строительстве.7
Уже в первых работах по детерминации преступности среди факторов, обуславливающих неблагоприятное нравственное формирование личности, на первое место выдвигаются обстоятельства, имеющие место в семье: ненормальная обстановка, внутренний разлад, неправильное воспитание (безнадзорность, непривитие трудовых навыков), проявление эгоизма, стяжательства, антиобщественное поведение родителей и др.
Признавая детерминирующую роль семейного неблагополучия в генезисе преступлений, отечественные криминологи были практически единодушны в оценке места данного явления в цепочке криминогенных детерминант. В теории социально-психологического объяснения преступности (Н.Ф. Кузнецова) семейное неблагополучие признавалось ее условием, способствующим формированию антисоциальных искажений индивидуальной и общественной психологии.8 В рамках интеракционистской модели объяснения преступности как результата взаимодействия личности с окружающей средой (В.Н. Кудрявцев), получившей широкое распространение в российской криминологии, семейное неблагополучие также рассматривалось как обстоятельство (причина, условие, фактор), способствующее формированию антиобщественной установки личности.
Большое внимание отечественные криминологи уделяли анализу собственно семейного неблагополучия как криминогенного фактора. На основе многочисленных эмпирических исследований в науке делался вывод о том, что нарушения в сфере семейного воспитания могут быть связаны с отходом от оптимальной с точки зрения общества нормы в области: а) материально- бытовых условий семьи; б) ее состава и структуры; в) нравственной позиции семьи; г) ее воспитательной педагогической позиции.3 При этом первостепенное значение уделялось характеристике непосредственно самого воспитательного воздействия. В частности, М.А. Алемаскин писал, что в возникновении правонарушений среди несовершеннолетних на первое место выступает не уровень материального благополучия семьи, а те взаимоотношения, которые в ней складываются.9 Равным образом, рассуждая о значении структуры и состава семьи, Е.С. Жигарев писал, что речь должна идти скорее не о том, что отсутствие родителей является причиной асоциального поведения подростков, а о том, что в неполной семье имеют возможность легче проявиться некоторые факторы, способствующие отчуждению подростка и его переходу на преступный путь. Среди них - брешь в организации контроля за поведением, ухудшение материального положения, напряженная атмосфера внутри семьи и вокруг нее и так далее.10 На основании изучения структуры, признаков и свойств семейного неблагополучия криминологами были предложены различные варианты классификации неблагополучных семей, определены основные подходы к профилактике как самого неблагополучия в семье, так и правонарушений, обусловленных неблагоприятными условиями семейного воспитания.
В рамках семейной криминологии оформляется соответствующий понятийный аппарат, развиваются новые направления криминологических исследований. В частности, вводится в литературный оборот термин «криминогенная семья», под которой понимается семья, способствующая совершению преступления в силу оказания ею неблагоприятного влияния на развитие какого-либо из ее членов либо существования в ней криминогенной ситуации; дается классификация криминогенных семей на десоциализирующие (в которых имеется эффект десоциализации, то есть невыполнение семьей социализирующей функции) и конфликтные (в которых наличествует конфликт между членами). В качестве самостоятельного объекта исследования определяется группа внутрисемейных преступлений, в том числе и преступлений против несовершеннолетних - как высшая форма проявления семейного неблагополучия;11 анализируется влияние семьи на формирование личности корыстного и насильственного преступника, влияние семьи на рецидив преступлений, возможности семьи в деле профилактики преступности и ресоциализации преступника.12
При всем этом влияние семьи на преступное поведение подростков по- прежнему остается центральной темой криминофамилистических исследований. В определенной степени резюмируя предшествующие разработки криминологических проблем влияния семьи на преступность, Я.И. Гилин- ский называет три обстоятельства, которые в конечном итоге детерминируют преступность несовершеннолетних: «Первый объективный не зависящий ни от индивида, ни от его родителей факт, влияющий на большую или меньшую вероятность негативного девиантного поведения в будущем - социальное происхождение; вторым важнейшим для нашей темы фактором является ранняя социализация; третьим девиантогенным фактором выступают многочисленные дефекты семейной социализации и условия воспитания в конфликтных (неблагополучных) семьях».13
В настоящее время можно утверждать, что изучение проблем семейного неблагополучия, при сохранении основных подходов к его криминологической оценке, пополнилось новым содержанием за счет расширения объекта исследования; появились новые направления и ориентиры исследований. К настоящему времени накоплено немало убедительных свидетельств принципиальной значимости и в известных пределах незаменимости семьи для формирования личности ребенка и определения прогнозов его поведения. В целом криминология семейных отношений является одной из приоритетных и динамично развивающихся отраслей отечественной криминологии.
Таким образом, рассмотрение эволюции криминологических оценок семейного неблагополучия в отечественной науке позволяет сделать следующие основные выводы:
1. На сегодняшний день сложилось две основные концепции объяснения связи преступного поведения подростков с семейным неблагополучием: психоаналитическая и социологическая (интеракционистская), которые в совокупности охватывают все возможные механизмы влияния структуры семьи и внутрисемейных отношений на развитие индивидуальной преступной деятельности несовершеннолетних.
2. Большая часть специалистов приоритетным направлением предупреждения семейного неблагополучия и его криминогенных последствий признает проведение общесоциальных мероприятий, требуя от государства, крупномасштабных реформ в социальной области, коррекции семейной и образовательной политики.
- Глава I. Современная семья как объект криминологического исследования 6
- Глава II. Механизм влияния семейного неблагополучия на формирование личности несовершеннолетнего преступника. 20
- Глава III. Профилактика семейного неблагополучия 40
- Введение
- Глава I. Современная семья как объект криминологического исследования
- 1.1. Семья как социальный институт: современные проблемы и перспективы развития
- 1.2. Эволюция взглядов на проблемы семейного неблагополучия и его криминологических оценок
- Глава II. Механизм влияния семейного неблагополучия на формирование личности несовершеннолетнего преступника.
- 2.1. Понятие семейного неблагополучия и криминологическая типология неблагополучных семей
- 2.2. Семейное неблагополучие в системе детерминации преступного поведения несовершеннолетних
- Глава III. Профилактика семейного неблагополучия
- 3.1. Общесоциальная профилактика семейного неблагополучия
- 3.2. Специально-криминологическая профилактика семейного неблагополучия
- 3.3. Основные направления совершенствования профилактики семейного неблагополучия
- Заключение
- Список использованных источников