3.3. Основные направления совершенствования профилактики семейного неблагополучия
Профилактика преступности и иных социальных отклонений, как деятельность, направленная на упорядочение общественных отношений и в той или иной степени предполагающая ограничение прав и свобод человека, требует для своего эффективного осуществления прочной правовой основы.
В системе российского права верховенствует Конституция РФ 1993 года. В ней содержатся принципиальные указания на то, что семья и детство находятся под защитой государства, а забота о детях и их воспитание - равное право и обязанность родителей (ст. 38); каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей (ст. 39); гарантируется защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 45) и т.д.
Важную роль в профилактике семейного неблагополучия и преступности несовершеннолетних играет специальное предупредительное (криминологическое) законодательство. В настоящее время в стране идет активный процесс его создания. Из принятых и действующих нормативных актов к подробно освещена в литературе51. Однако анализ показывает недостаточность одного этого нормативного акта для предупреждения семейного неблагополучия и минимизации его последствий.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», требует переиздания с учетом современных требований, поскольку с 1998 года в Закон было внесено 17 изменений, много статей утратили силу. Так, в 3 главе «Организационные основы гарантий прав ребенка» из 8 статей действующими на сегодняшний день являются только 4 статьи.
Во-вторых, необходимо разработать и принять федеральный закон «О государственной поддержке семьи», определяющий основы государственной семейной политики, как этого требует Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
В-третьих, необходимо принять федеральную целевую программу «Дети России» на 2017-2020 годы», в которой одним из разделов предусмотреть раздел под названием «Профилактика семейного неблагополучия», так как социальная значимость проблемы защиты прав детей в сфере семейных отношений требует применения программно-целевого подхода для эффективного решения данной проблемы.
Сегодня достаточно остро стоит вопрос о необходимости законодательного урегулирования деятельности по профилактике семейного насилия.
1 октября 2015 г. председателем Совета по правам человека при Президенте РФ Михаилом Федотовым главе государства был передан законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия» с просьбой внести его на рассмотрение Государственной Думы. Указанный законопроект вызвал широкую полемику среди общественности. Противники законопроекта отмечают, что принятие закона нарушит принцип «недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи» (ст. 1 Семейного кодекса РФ) и приведет к осуществлению произвольных репрессий в отношении граждан и семей, мотивируя это тем, что под понятие «семейно-бытового насилия» можно подвести любые повседневные события семейной жизни. Учитывая, что насильственные сексуальные преступления являются неотъемлемой частью насильственной преступности в семье, обратимся к анализу положений указанного законопроекта в контексте мер противодействия насильственной преступности в семье.
Во вступительной записке законопроекта констатируется отсутствие в стране на сегодняшний день системного подхода к проблеме семейно-бытового насилия (в том числе и сексуального), профилактики такого насилия и работы с потенциальными нарушителями. Отмечается также отсутствие действенных программ по реабилитации и защите жертв семейного насилия. Справедлив тезис и о высокой латентности насилия в семье. Так, в 83% преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних преступник и жертва были знакомы между собой. Наибольшее количество таких преступлений совершается сожителями матерей и сводными братьями. Каждое пятое преступление сексуального характера в отношении малолетних и подростков совершается родственниками и близкими52.
Сексуальная насильственная преступность в семье, пожалуй, как ни один другой вид преступности, отражает экономическое, социальное и идеологическое состояние общества. Исходя из этого, предупреждение и пресечение сексуальных насильственных преступлений, совершаемых в отношении родственников и других членов семьи, должно основываться на общесоциальных мерах противодействия данному виду преступности.
В главе второй законопроекта очерчен круг субъектов, способствующих защите и охране лиц, потерпевших от семейного насилия. К субъектам отнесены: Правительство РФ, а также отдельные его ведомства, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы, органы здравоохранения, образования, общественные некоммерческие организации. Подробно расписаны компетенции каждого из них, что можно признать положительным аспектом.
На наш взгляд, в контексте специально-криминологических мер противодействия сексуальной насильственной преступности в семье в числе субъектов уместно было бы прописать и органы судебной власти, при рассмотрении и разрешении гражданских дел о расторжении браков. В соответствии с нормами Семейного кодекса РФ (ст. 23-24) и Гражданского процессуального кодекса РФ при расторжении брака в судебном порядке суд не обязан выяснять причины расторжения брака, поскольку не вправе выходить за рамки предъявляемых сторонами доказательств. В связи с тем, что жертвы сексуального семейного насилия, как правило, не сообщают об этих фактах, причины расторжения брака указываются другие. Зачастую несовершеннолетние дети остаются с тем родителем, который и применял сексуальное насилие, в том числе и к ним самим. Полагаем, что для избежания ошибок суда при рассмотрении дел, вытекающих из брачно-семейных отношений, необходимо по таким делам проводить судебно-психологическую экспертизу.
Должна вестись профилактическая работа с потенциальными семейными дебоширами. Действующие в России в настоящее время нормативно-правовые акты в отношении семейного насилия над наименее защищенными членами семьи и родственниками направлены в основном на устранение последствий случившегося. Полагаем, что нормы закона должны быть направлены не только на женщин и детей, но и других членов семьи, которые являются потенциальными жертвами семейных насильников. К таковым относятся престарелые родственники, лица имущественно зависимые, страдающие физическими и психическими заболеваниями.
Механизм профилактики семейно-бытового насилия, предлагаемый в рассматриваемом законопроекте «О профилактике семейно-бытового насилия», включает в себя «комплекс социальных, экономических, правовых и иных мер, направленных на устранение семейно-бытового насилия, пресечение причин и предпосылок, способствующих совершению семейно-бытового насилия, ведение процессуальных действий против семейно-бытовых нарушителей, восстановление прав и поддержку в реадаптации как пострадавшим, так и семейно-бытовым нарушителям». К мерам индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия отнесены: профилактический учет; профилактическая беседа; специализированные психологические программы; защитное предписание; судебное защитное предписание.
На наш взгляд, указанные меры должны применяться как к лицам, склонным к совершению сексуального насилия в отношении родственников и других членов семьи, так и к потенциальным жертвам семейного сексуального насилия, а также к членам семьи, в которой возможно совершение таких действий. При этом следует обращать особое внимание на лиц, освободившихся из мест лишения свободы, условно осужденных, осужденных к мерам, не связанным с лишением свободы, к принудительным мерам медицинского характера и воспитательного воздействия, в отношении которых осуществляется контроль за соблюдением установленных законом ограничений, а также на несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете.
На данный момент в России наблюдается огрубление нравов, снижение нравственности в отдельных социальных группах, что играет существенную роль в продуцировании преступности. Вышеизложенные положения особенно отражаются на сексуальной преступности, совершаемой в семье. Духовная культура и нравы современной России далеки от идеалов. «В век технической цивилизации, который называют веком раскрепощения и освобождения, человек на самом деле раскрепощается и освобождается от нравственных принципов, от моральных норм, от голоса собственной совести»53. Сложившееся за десятилетия кризисное социально-экономическое состояние страны отрицательно сказалось на господствующих нравах населения, его интересах, социальных ожиданиях и взглядах54. Следует отметить, что такая ситуация имеет место не только в России, более того, в последние годы в нашей стране в меньшей степени, чем за ее пределами. Достаточно вспомнить законодательные акты Западной Европы, разрешающие однополые браки, и даже юридическое оформление возможности усыновления детей в однополых семьях.
В худшую сторону изменились ценностные ориентации населения, его отношение к нормам права и морали, к допустимому и порицаемому поведению. В качестве существенного дефекта культуры поведения надо отметить и стремление к использованию таких путей и способов самоутверждения, доказательства своей правоты и своих прав, которые основаны на культе физической силы, обмане, злоупотреблении властью или иными возможностями, унижении или даже страдании других людей.
Решение проблемы противодействия сексуальной насильственной преступности в семье диктует необходимость активного участия и сплоченности всех институтов гражданского общества. Следует перейти от слабо организованных, разрозненных и не всегда эффективных действий государственных органов к основанной на единой концепции политике высокоорганизованного сопротивления данному виду преступности.
Полагаем, что принятие Федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия» будет способствовать эффективному противодействию сексуальной насильственной преступности при условии соблюдения базовых принципов. Такими принципами являются: законность; неотвратимость наказания, применяемого к лицам, совершившим преступления сексуально-насильственного характера в отношении родственников и других членов семьи; разумное сочетание справедливости и гуманизма при применении уголовно-правовых норм по защите и охране половой неприкосновенности и половой свободы родственников и других членов семьи; целенаправленная и согласованная деятельность всех институтов гражданского общества по предотвращению и пресечению преступлений сексуально-насильственного характера в отношении родственников и других членов семьи.
- Глава I. Современная семья как объект криминологического исследования 6
- Глава II. Механизм влияния семейного неблагополучия на формирование личности несовершеннолетнего преступника. 20
- Глава III. Профилактика семейного неблагополучия 40
- Введение
- Глава I. Современная семья как объект криминологического исследования
- 1.1. Семья как социальный институт: современные проблемы и перспективы развития
- 1.2. Эволюция взглядов на проблемы семейного неблагополучия и его криминологических оценок
- Глава II. Механизм влияния семейного неблагополучия на формирование личности несовершеннолетнего преступника.
- 2.1. Понятие семейного неблагополучия и криминологическая типология неблагополучных семей
- 2.2. Семейное неблагополучие в системе детерминации преступного поведения несовершеннолетних
- Глава III. Профилактика семейного неблагополучия
- 3.1. Общесоциальная профилактика семейного неблагополучия
- 3.2. Специально-криминологическая профилактика семейного неблагополучия
- 3.3. Основные направления совершенствования профилактики семейного неблагополучия
- Заключение
- Список использованных источников