logo
Семейное неблагополучие

3.3. Основные направления совершенствования профилактики семейного неблагополучия

Профилактика преступности и иных социальных отклонений, как дея­тельность, направленная на упорядочение общественных отношений и в той или иной степени предполагающая ограничение прав и свобод человека, тре­бует для своего эффективного осуществления прочной правовой основы.

В системе российского права верховенствует Конституция РФ 1993 года. В ней содержатся принципиальные указания на то, что семья и детство находятся под защитой государства, а забота о детях и их воспитание - рав­ное право и обязанность родителей (ст. 38); каждому гарантируется социаль­ное обеспечение для воспитания детей (ст. 39); гарантируется защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 45) и т.д.

Важную роль в профилактике семейного неблагополучия и преступности несовершеннолетних играет специальное предупредительное (криминологическое) законодательство. В настоящее время в стране идет активный процесс его создания. Из принятых и действующих нормативных актов к подробно освещена в литературе51. Однако анализ показывает недостаточность одного этого нормативного акта для предупреждения семейного неблагополучия и минимизации его последствий.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Рос­сийской Федерации», требует переизда­ния с учетом современных требований, поскольку с 1998 года в Закон было вне­сено 17 изменений, много статей утрати­ли силу. Так, в 3 главе «Организацион­ные основы гарантий прав ребенка» из 8 статей действующими на сегодняшний день являются только 4 статьи.

Во-вторых, необходимо разработать и принять федеральный закон «О государ­ственной поддержке семьи», определяю­щий основы государственной семейной политики, как этого требует Националь­ная стратегия действий в интересах де­тей на 2012-2017 годы.

В-третьих, необходимо принять феде­ральную целевую программу «Дети Рос­сии» на 2017-2020 годы», в которой одним из разделов предусмотреть раздел под названием «Профилактика семейного неблагополучия», так как социальная значимость проблемы защиты прав де­тей в сфере семейных отношений требует применения программно-целевого под­хода для эффективного решения данной проблемы.

Сегодня достаточно остро стоит вопрос о необходимости законода­тельного урегулирования деятельности по профилактике семейного насилия.

1 октября 2015 г. председателем Совета по правам человека при Президенте РФ Михаи­лом Федотовым главе государства был передан законопроект «О профилактике семейно-быто­вого насилия» с просьбой внести его на рас­смотрение Государственной Думы. Указанный законопроект вызвал широкую полемику среди общественности. Противники законопроекта отмечают, что принятие закона нарушит прин­цип «недопустимости произвольного вмеша­тельства кого-либо в дела семьи» (ст. 1 Семей­ного кодекса РФ) и приведет к осуществлению произвольных репрессий в отношении граждан и семей, мотивируя это тем, что под понятие «семейно-бытового насилия» можно подвести любые повседневные события семейной жиз­ни. Учитывая, что насильственные сексу­альные преступления являются неотъемлемой частью насильственной преступности в семье, обратимся к анализу положений указанного за­конопроекта в контексте мер противодействия насильственной преступности в семье.

Во вступительной записке законопроекта констатируется отсутствие в стране на сегод­няшний день системного подхода к проблеме семейно-бытового насилия (в том числе и сек­суального), профилактики такого насилия и ра­боты с потенциальными нарушителями. Отме­чается также отсутствие действенных программ по реабилитации и защите жертв семейного на­силия. Справедлив тезис и о высокой латентно­сти насилия в семье. Так, в 83% преступлений против половой свободы и половой неприкос­новенности несовершеннолетних преступник и жертва были знакомы между собой. Наиболь­шее количество таких преступлений совершает­ся сожителями матерей и сводными братьями. Каждое пятое преступление сексуального ха­рактера в отношении малолетних и подростков совершается родственниками и близкими52.

Сексуальная насильственная преступ­ность в семье, пожалуй, как ни один другой вид преступности, отражает экономическое, соци­альное и идеологическое состояние общества. Исходя из этого, предупреждение и пресече­ние сексуальных насильственных преступле­ний, совершаемых в отношении родственников и других членов семьи, должно основываться на общесоциальных мерах противодействия данному виду преступности.

В главе второй законопроекта очерчен круг субъектов, способствующих защите и охра­не лиц, потерпевших от семейного насилия. К субъектам отнесены: Правительство РФ, а также отдельные его ведомства, органы го­сударственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы, органы здраво­охранения, образования, общественные не­коммерческие организации. Подробно распи­саны компетенции каждого из них, что можно признать положительным аспектом.

На наш взгляд, в контексте специально-кри­минологических мер противодействия сексу­альной насильственной преступности в семье в числе субъектов уместно было бы прописать и органы судебной власти, при рассмотрении и разрешении гражданских дел о расторжении браков. В соответствии с нормами Семейного кодекса РФ (ст. 23-24) и Гражданского процес­суального кодекса РФ при расторжении брака в судебном порядке суд не обязан выяснять при­чины расторжения брака, поскольку не вправе выходить за рамки предъявляемых сторона­ми доказательств. В связи с тем, что жертвы сексуального семейного насилия, как правило, не сообщают об этих фактах, причины растор­жения брака указываются другие. Зачастую несовершеннолетние дети остаются с тем ро­дителем, который и применял сексуальное на­силие, в том числе и к ним самим. Полагаем, что для избежания ошибок суда при рассмо­трении дел, вытекающих из брачно-семейных отношений, необходимо по таким делам прово­дить судебно-психологическую экспертизу.

Должна вестись профилактическая ра­бота с потенциальными семейными дебошира­ми. Действующие в России в настоящее время нормативно-правовые акты в отношении се­мейного насилия над наименее защищенными членами семьи и родственниками направлены в основном на устранение последствий слу­чившегося. Полагаем, что нормы закона долж­ны быть направлены не только на женщин и детей, но и других членов семьи, которые явля­ются потенциальными жертвами семейных на­сильников. К таковым относятся престарелые родственники, лица имущественно зависимые, страдающие физическими и психическими за­болеваниями.

Механизм профилактики семейно-бытового насилия, предлагаемый в рассматриваемом законопроекте «О профилактике семейно-бы­тового насилия», включает в себя «комплекс социальных, экономических, правовых и иных мер, направленных на устранение семейно­-бытового насилия, пресечение причин и предпосылок, способствующих совершению семейно-бытового насилия, ведение процес­суальных действий против семейно-бытовых нарушителей, восстановление прав и под­держку в реадаптации как пострадавшим, так и семейно-бытовым нарушителям». К мерам индивидуальной профилактики семейно­-бытового насилия отнесены: профилактиче­ский учет; профилактическая беседа; специ­ализированные психологические программы; защитное предписание; судебное защитное предписание.

На наш взгляд, указанные меры должны применяться как к лицам, склонным к совер­шению сексуального насилия в отношении родственников и других членов семьи, так и к потенциальным жертвам семейного сексуаль­ного насилия, а также к членам семьи, в кото­рой возможно совершение таких действий. При этом следует обращать особое внимание на лиц, освободившихся из мест лишения свобо­ды, условно осужденных, осужденных к мерам, не связанным с лишением свободы, к принуди­тельным мерам медицинского характера и вос­питательного воздействия, в отношении кото­рых осуществляется контроль за соблюдением установленных законом ограничений, а также на несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете.

На данный момент в России наблюдается огрубление нравов, снижение нравственности в отдельных социальных группах, что играет существенную роль в продуцировании пре­ступности. Вышеизложенные положения осо­бенно отражаются на сексуальной преступно­сти, совершаемой в семье. Духовная культура и нравы современной России далеки от идеа­лов. «В век технической цивилизации, который называют веком раскрепощения и освобожде­ния, человек на самом деле раскрепощается и освобождается от нравственных принципов, от моральных норм, от голоса собственной сове­сти»53. Сложившееся за десяти­летия кризисное социально-экономическое состояние страны отрицательно сказалось на господствующих нравах населения, его инте­ресах, социальных ожиданиях и взглядах54. Следует отметить, что такая ситуация имеет место не только в России, более того, в последние годы в нашей стране в меньшей степени, чем за ее пределами. Достаточно вспомнить законодательные акты Западной Европы, разрешающие однополые браки, и даже юридическое оформление возможности усыновления детей в однополых семьях.

В худшую сторону изменились ценностные ориентации населения, его отношение к нор­мам права и морали, к допустимому и порица­емому поведению. В качестве существенного дефекта культуры поведения надо отметить и стремление к использованию таких путей и способов самоутверждения, доказательства своей правоты и своих прав, которые основа­ны на культе физической силы, обмане, зло­употреблении властью или иными возможно­стями, унижении или даже страдании других людей.

Решение проблемы противодействия сексу­альной насильственной преступности в семье диктует необходимость активного участия и сплоченности всех институтов гражданского общества. Следует перейти от слабо органи­зованных, разрозненных и не всегда эффек­тивных действий государственных органов к основанной на единой концепции политике вы­сокоорганизованного сопротивления данному виду преступности.

Полагаем, что принятие Федерального за­кона «О профилактике семейно-бытового на­силия» будет способствовать эффективному противодействию сексуальной насильствен­ной преступности при условии соблюдения базовых принципов. Такими принципами явля­ются: законность; неотвратимость наказания, применяемого к лицам, совершившим престу­пления сексуально-насильственного характера в отношении родственников и других членов семьи; разумное сочетание справедливости и гуманизма при применении уголовно-правовых норм по защите и охране половой неприкос­новенности и половой свободы родственников и других членов семьи; целенаправленная и согласованная деятельность всех институтов гражданского общества по предотвращению и пресечению преступлений сексуально-насиль­ственного характера в отношении родственни­ков и других членов семьи.