logo
Семейное неблагополучие

1.1. Семья как социальный институт: современные проблемы и перспективы развития

Семья занимает существенное место в социальных отношениях каждого человека. История развития общества, в первую очередь, начинается с развития семьи как социального института. В классификации субъектов социально-культурной деятельности семья представлена как ведущий социально-культурный институт общества, главными функциями которого являются: социализация личности, приобщение к культурным ценностям и традициям, развитие личности в целом, воспитание подрастающего поколения, решение межнациональных конфликтов, достижения гражданского согласия и многое другое.

В большинстве толковых словарей термин «семья» сводится к объединению близких родственников, живущих вместе, а это несомненно значит, что понятия «семьи» и «быта» неразрывно связаны. На этот факт указывает также и Большая советская энциклопедия, в которой семья понимается как «основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью».

Следует отметить, что в научном сообществе нет единого мнения по вопросу: по какому признаку объединять членов семьи, кто входит в состав семьи. По мнению К.Д. Зарубиной, понятие «семья» необходимо определять исходя из целей исследования.

Так, в состав семьи необходимо включить всех родственников, независимо от степени кровного родства (как по восходящей, так и по нисходящей линиям, прямое и боковое родство, а также полнокровных и неполнокровных родственников1) и свойства. Дополнительно необходимо отметить, что следует включить и родственников, которые юридически таковыми могут уже не являться (например, разведенные супруги), а также родственников, ставших таковыми на основании факта усыновления, установления опеки или попечительства. Только в этом случае исследование преступлений в сфере семейных отношений будет наиболее полным и всесторонним, так как не будут оставлены без внимания преступления, совершенные между родственниками, не состоящими в кровном родстве или свойстве, однако, ведущими совместное хозяйство.

По мнению Ильяшенко А.Н., в понятие семьи следует также включить лиц, которые находятся во взаимоотношениях в результате осуществления фактического воспитания и содержания несовершеннолетних детей; а также иных лиц, нашедших приют у других лиц и попавших в материальную, психологическую или иную зависимость от них вследствие неспособности обеспечить уход за собой, самостоятельно защищать свои права из-за несовершеннолетия, преклонного возраста, инвалидности, болезни или по иным причинам (например, нетрудоспособный иждивенец).

На основании изложенного, семья в широком смысле представляет собой социальную группу, объединяющую в своем составе следующих лиц, независимо от их совместного или раздельного проживания:

1) члены семьи - кровные родственники, независимо от степени родства (прямые и боковые, по восходящей и по нисходящей линиям, полнокровные и полукровные);

2) члены семьи на основании отношений свойства, независимо от степени;

3) члены семьи на основании зарегистрированного брака (в том числе и расторгнутого), а также на основании фактических брачных отношений;

4) члены семьи на основании факта усыновления, установления опеки или попечительства;

5) члены семьи, ставшие таковыми в результате осуществления фактического воспитания и содержания несовершеннолетних детей; а также иные лица, нашедшие приют у других лиц и попавшие в материальную, психологическую или иную зависимость от них вследствие неспособности обеспечить уход за собой, самостоятельно защищать свои права из-за несовершеннолетия, преклонного возраста, инвалидности, болезни или по иным причинам.

В современной практике существует различные типы семьи. Есть семьи полные и неполные, бездетные, многодетные, одно-, двухдетные; молодые и «патриархальные», которые включают несколько поколений. Есть неблагополучные, нездоровые, маргинальные; межнациональные, моноэтнические и другие типы семей.

Независимо от типа семейного устройства, перед этой социально-культурной ячейкой общества стоит актуальная задача – формирование и воспитание личности. Именно поэтому российское государство считает обязательным включение семьи в воспитательно-образовательную общественную систему.

Научное направление изучения семьи до недавнего времени было представлено почти исключительно социологическими исследованиями. Семья рассматривалась с точки зрения социологического, философского, функционально-системного подхода и др. При рассмотрении семьи и семейных отношений с точки зрения социологического подхода семья характеризуется как «матрица человеческой личности», часто описывается как «элемент социальной структуры», «первичная ячейка общества», «наиболее сложная форма социальной общности» и т.д.

А. Г. Харчев дает определение семьи как исторически конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. К настоящему времени сложилась ситуация, когда назрела настоятельная потребность перехода на качественно более высокий уровень исследований роли семьи в развитии личности индивида, так как по свидетельству множества исследований, именно она играет самую главную роль в формировании личности ребенка, а затем взрослого члена общества2.

Существенно, также и то, что семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные возрастные, половые, а подчас даже профессиональные "подсистемы". Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, поскольку они разного пола, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности3.

Существуют теоретические концепции, понимающие семью как единую социально-психологическую систему, в рамках которой осуществляется этнокультурная трансмиссия, воспроизводство этноса (Э. Эриксон, Э. Фромм, Н. Пезешкиан). Исследуется социокультурный фактор, так как на поведение и ребенка, и взрослого накладывают отпечаток как те жизненные условия, в которых они находятся в данный момент, так и те, которые уже сыграли свою роль на прошлых этапах развития индивида.

В последние годы значительно вырос интерес специалистов различных областей к проблемам семьи и ее влияния на формирование личности ребенка или отдельных аспектов его поведения.

Как пишет И. С. Кон, на формирование личностных качеств ребенка влияют не только сознательные воспитательные воздействия родителей, но и общий тонус семейной жизни. Он замечает, что, если родители живут большими общественными интересами, это способствует расширению кругозора и у детей, которые из услышанных разговоров взрослых извлекают нередко больше уроков, чем из специальных бесед. То есть ребенок, взаимодействуя с обоими родителями, интериоризирует в себя их кругозор, их культуру, интересы.

Благодаря тому, что семья — первая социальная ситуация развития (Л. С. Выготский), в которую включается человек, а также и потому, что именно она является основой, наиболее значимой социальной группой на протяжении долгого времени, — основные мотивы и приоритеты жизненных ценностей формируется именно здесь и именно под влиянием родителей.

Рассматривая семью в русле функционально-системного подхода В. К. Шабельникова, необходимо отметить, что семья — это система, которая локализует в себе наиболее важные общественные функции, необходимые для первоначального формирования и развития человека с детства. А как мы знаем, именно это развитие и играет главенствующую роль в формировании личности человека.

Формирование личности тесно связано с понятиями «родительское отношение», «родительские позиции», «родительские установки», которые используются как синонимы «типа воспитания». Многие психологи сходятся во мнении, что семья — это та среда, в которой ребенок начинает жить и к которой, поэтому, он очень восприимчив. В этом смысле в семье важно абсолютно все: и социальное положение, и род занятий, и уровень образования родителей, и сама внутрисемейная атмосфера. Именно это воздействие, накапливаясь с возрастом, становится частью личностной структуры и неизбежно приводит к сформированности особых типов субъектных позиций детей.

В.К. Шабельниковым проводились исследования на выявление взаимосвязи субъектной позиции ребенка и стиля межличностных взаимоотношении родителей. Кроме этого, им было изучено влияние стиля семейного воспитания и стиля межличностных отношений родителей на формирование субъектных позиций подростков. Раскрывается, каким образом склонность ребенка занимать определенную субъектную позицию зависит от стиля межличностных отношений родителей и стиля воспитания ребенка. Исследована также зависимость формирования у детей субъектных позиций: а) от характера семейных отношений в семьях с разновозрастными и моновозрастными родителями; б) характера структуры семьи; в) степени рассогласования «образа» родителей. В исследовании выявлены качественные отличия в отношениях отцов и матерей к воспитанию ребенка в разновозрастных и моновозрастных семьях, а также семьях с разной структурой, определяющие специфику формирования предпочитаемых субъектных позиций детей («субъект-исполнитель», «субъект-потребитель», «субъект-координатор», «субъект-оценщик», «субъект-объект-потребности»)4.

Рассмотрение семьи как детерминирующей основы развития личности связано прежде всего с выделением совокупности конкретных условий той семейной среды, в которой происходит ее формообразование и развитие. Для глубокого понимания личности и тех ее особенностей, которые являются наиболее существенными, необходимо рассмотреть семейную структуру. Согласно ей личность не мыслится вне контекста межличностных взаимоотношений, она непосредственно погружена в семейный контекст, а ее становление теснейшим образом связано с системой внутрисемейных взаимодействий.

К сожалению, в последние десятилетия семейно-бытовые отношения претерпевают существенные изменения, которые обусловлены социально-экономическими условиями общества. Как отмечают Т. Г. Киселёва, Ю. Д. Красильников, семья потеряла фундамент в духовном и нравственном воспитании детей5. Разрушение семьи идёт постепенно и незаметно.

В начале 1930-х годов исследователь П. А. Сорокин писал о том, что число разводов в русском обществе достигло невиданного размера 89 разводов на 1000 браков. Сегодня эти показатели значительно увеличились. Каждый четвёртый современный брак, согласно статистике, приводимой в средствах массовой информации, заканчивается разводом. Автор акцентировал внимание на тенденции падения нравов, ведь до революции разводов было гораздо меньше. Приблизительно с этого момента идёт процесс разрушения семьи и в русском обществе. Ослабление института семьи началось, скорее всего, ещё раньше, до революции, в светском высшем обществе. В других странах данный процесс начинался в разные периоды6. На протяжении некоторого времени произошла смена нескольких поколений, что позволило на основе сравнительного анализа, отметить, что уклад внутрисемейных отношений претерпел значительные перемены. И тогда стало ясно, что семью как важнейший социально-культурный институт общества надо немедленно спасать. Ведь именно такие «страшные вещи» стали происходить с каждой конкретной семьёй. Прежде чем она окончательно развалится, происходит масса небольших событий, постепенно разрушающих семью. Словно множество мелких трещин появляется на красивой вазе, а потом от небольшого удара она вся рассыпается, и сберечь её бывает уже не возможно. На разрушение семьи влияет множество факторов, что вызывает трудности выявления конкретной причины её распада. Поэтому, отмечает И. В. Шугаев, когда мы будем говорить о сохранении семьи, мы должны понимать что это огромная проблема, особенно для общества в целом. Ведь она имеет множество сторон, которыми надо заниматься одновременно.

Неоценимую роль играет семья в воспитании и развитии подрастающего поколения. Семейная среда, будучи для ребёнка первой культурной нишей, многогранна. Она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение. Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания. Продуманная воспитательная среда – это прекрасная площадка для развития чувств, мыслей, поведения. Социокультурные ценности и атмосфера в семье определяют, станет ли она воспитательной средой, пространством для саморазвития и самореализации личности. В меру своих сил и педагогических возможностей семья руководит процессом становления личности, заботясь о её здоровье, нравственном, интеллектуальном, эстетическом, трудовом развитии. Огромную роль играет семья в ходе приобщения детей к культурным ценностям. Семья включает подрастающее поколение в различные виды деятельности: познавательной предметной, коммуникативной, игровой, трудовой, учебной, досуговой. Семья, будучи первостепенной воспитательной и культуро-формирующей средой, принимает на себя основной труд, обеспечивая определённый уровень развития.

Наряду с тем, что основы личности закладываются в семье, она не может стать единственным институтом жизнедеятельности человека. Все социально-культурные функции семьи усиливаются в ходе взаимодействия с субъектами социально-культурной деятельности, в частности с учреждениями культурно-досугового типа. Через многообразный спектр досуговых занятий в жизнь семьи входит высокая поэзия, музыка, яркие произведения других видов и жанров искусства и художественного творчества. Огромная работа проводится с семьёй по вопросам профилактики негативных явлений, пагубного воздействия массовой культуры, а точнее – антикультуры, ведущей к разрушению личности. В деятельности учреждений культуры немало усилий направлено непосредственно на организацию совместной досуговой деятельности детей и родителей.

Наряду с тем, что основы личности закладываются в семье, она не может стать единственным институтом жизнедеятельности человека. Все социально-культурные функции семьи усиливаются в ходе взаимодействия с субъектами социально-культурной деятельности, в частности с учреждениями культурно-досугового типа. Через многообразный спектр досуговых занятий в жизнь семьи входит высокая поэзия, музыка, яркие произведения других видов и жанров искусства и художественного творчества. Огромная работа проводится с семьёй по вопросам профилактики негативных явлений, пагубного воздействия массовой культуры, а точнее – антикультуры, ведущей к разрушению личности. В деятельности учреждений культуры немало усилий направлено непосредственно на организацию совместной досуговой деятельности детей и родителей.

Таким образом, за многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейная и общественная. Сегодня уже не ведётся спор о том, какая из них важнее. Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности невозможно отказаться от семейных отношений, поскольку их сила и действенность несравнимы ни с каким, даже высококвалифицированным воспитанием. Оставаясь главным социально-культурным институтом общества, семья при всей своей универсальности и незаменимости, не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и всестороннего развития личности. В этой связи семья должна стать полноценным звеном всей социально-культурной системы, занимать в ней собственную нишу и продуктивно, качественно реализовать свойственные ей функции.