2. Классическая школа уголовного права и криминологии.
Классическая школа криминологии сформировалась в XVIII в. в недрах уголовного права благодаря взглядам ее крупнейших представителей (Ч. Беккариа, И. Бентама).
Наибольшую известность приобрел труд Ч. Беккариа (1738-1794) «О преступлениях и наказаниях» (1764). Написанный совсем молодым ученым, он стал своего рода «бестселлером», переведенным с французского языка на десятки других языков. Принимая возмездный характер уголовной юстиции, пропорциональность воздаяния, Беккариа прежде всего ограничивает понятие преступления. Преступлением может считаться только такое деяние, которое причиняет реальный вред, прямо и ясно указанный в законе, при этом закон обязателен для граждан и правителей. Эти требования были направлены против осуждения по аналогии, против неравенства перед законом.
Причины преступлений Беккариа видит во всеобщей борьбе человеческих страстей, и прежде всего – в наслаждении и страдании7. При этом борьба человеческих страстей служит источником не только преступлений, но и полезных деяний. Наряду с психологическими основаниями преступлений ученый не обошел вниманием и социально-экономические факторы. Так, в кражах он усматривал преступления нищеты и отчаяния.
Особенно важны взгляды Беккариа на проблему наказания. Его целью он считает удержание людей от совершения преступлений, а не месть. Ученый выступает против жестокости наказания. Жестокие наказания не только не выполняют функции предупреждения преступлений, но напротив: «В те же времена и в тех странах, где были наиболее жестокие наказания, совершались и наиболее кровавые и бесчеловечные действия, ибо тот же самый дух зверства, который водил рукой законодателя, управлял рукой и отцеубийцы, и разбойника»8. Неудивительно, что Беккариа, вопреки распространенным в то время (да, к сожалению, нередко и в наши дни) взглядам, выступал против смертной казни: «Смертная казнь не может быть полезна, потому что она подает пример жестокости… Мне кажется нелепым, что законы, … которые запрещают и карают убийство, сами совершают его и для отвращения граждан от убийства сами предписывают совершение его».
Беккариа впервые сформулировал принцип неотвратимости наказания: «Одно из самых действенных средств, сдерживающих преступления, заключается не в жестокости наказаний, а в их неизбежности»9.
Наконец, Беккария провозглашал приоритет предупреждения преступлений перед наказанием за них. При этом понимал, что возможности государства по противодействию преступности ограничены, ибо «невозможно предупредить все зло».
Главным средством предупреждения он считает усовершенствование воспитания: «Воспитания – это самое верное, но и самое трудное средство». К такому трудному делу он призывал государство и семью, по мнению Беккариа, они должны выступать как единая воспитательная система. Труды Беккариа оказали существенное влияние на формирование принципов уголовного права европейских государств в 18-19 веках, а также оказали большое влияние на доктрину классической школы криминологии (nullum crimeu, nulla poena sinelege - «нет преступления, нет наказания без указания на это в законе»).
И. Бентам (1748-1832) в известной степени разделял взгляды Беккариа. Кроме того, он еще в 1778 г. обратил внимание на статистические закономерности и устойчивость преступности. А его мысль о том, что человек стремится получить максимальное удовольствие и испытать минимальное страдания, надолго завладела умами специалистов в области уголовного права.
Вместе с тем прогрессивные для своего времени взгляды Беккариа и Бентама носили все еще умозрительный характер. Преодолеть этот недостаток стало возможным на основе позитивистских воззрений следующего – XIX – столетия.
- Содержание.
- Введение.
- Тема 1. Понятие, предмет и система криминологии.
- Понятие и предмет криминологии.
- Предмет отечественной криминологии
- Иные проблемы, изучаемые криминологией
- Система криминологии, ее связь с другими науками.
- Криминология как специфическая отрасль знаний
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Основные этапы истории криминологии.
- Уголовно-правовые идеи древних философов и мыслителей XV-XVII в. О причинах преступности и мерах борьбы с ней.
- 2. Классическая школа уголовного права и криминологии.
- 3. Основные направления позитивизма в криминологии.
- 4. История развития отечественной криминологии.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 3. Организация и методика криминологического исследования.
- Понятие методики криминологического исследования.
- 2. Социологические методы криминологии.
- 3. Статистические и математические методы криминологического исследования.
- Формулы математической статистики, используемые в социологических исследованиях. Определение выборки при случайном бесповторном отборе
- 4. Организация конкретного криминологического исследования.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 4. Преступность и ее основные характеристики.
- 1. Понятие преступности.
- 2.2. Качественные показатели преступности
- Структура преступности (Определяется соотношением в преступности видов (групп) преступлений, классифицируемых по уголовно-правовым либо криминологическим основаниям)
- Последствия преступности
- Косвенные
- 3. Латентная преступность и методы ее выявления.
- Классификация латентных преступлений
- Факторы, обуславливающие существование латентной преступности
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 5. Детерминация и причинность преступности.
- Понятие детерминации и причинности, их взаимосвязь.
- Детерминация (или криминогенные комплексы)
- Классификация причин и условий преступности.
- Классификация причин и условий преступности по различным основаниям
- Экономический факторный комплекс преступности
- Экономический кризис
- 3. Характеристика причинного комплекса преступности в России.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Личность преступника как объект криминологического познания
- 1. Понятие и содержание личности преступника
- 2. Структура личности преступника.
- 3. Классификация и типология личности преступника.
- 4. Изучение личности преступника.
- Комплексное изучение личности преступника
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7. Механизм индивидуального преступного поведения.
- Понятие и характеристика механизма преступного поведения.
- Модель индивидуального механизма преступного поведения (примерная схема)
- 2. Формирование негативных социально-психологических особенностей личности преступника.
- 3. Роль конкретной жизненной ситуации в механизме преступного поведения.
- Взаимодействие личности и ситуации
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 8. Виктимологические аспекты преступности.
- 1. Понятие, предмет и задачи виктимологии.
- Предмет виктомологического изучения
- 2. Классификация потерпевших.
- Исходя из мотивации личности можно классифицировать тип поведения потерпевшего
- 3. Виктимологическая профилактика.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 9. Предупреждение преступности.
- Понятие и система предупреждения преступности.
- Классификация мер профилактики преступлений.
- Уровни предупреждения преступности
- Классификация субъектов предупреждения преступности.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 10. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.
- Понятие, виды и методы криминологического прогнозирования.
- Криминологическое планирование борьбы с преступностью.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Словарь криминологических терминов
- Шевченко Владимир Михайлович