logo search
KRIMINOLOGIYa_UCh_POSOBIE_OBSch_ChAST_NOV_J_VAR

2. Классическая школа уголовного права и криминологии.

Классическая школа криминологии сформировалась в XVIII в. в недрах уголовного права благодаря взглядам ее крупнейших представителей (Ч. Беккариа, И. Бентама).

Наибольшую известность приобрел труд Ч. Беккариа (1738-1794) «О преступлениях и наказаниях» (1764). Написанный совсем молодым ученым, он стал своего рода «бестселлером», переведенным с французского языка на десятки других языков. Принимая возмездный характер уголовной юстиции, пропорциональность воздаяния, Беккариа прежде всего ограничивает понятие преступления. Преступлением может считаться только такое деяние, которое причиняет реальный вред, прямо и ясно указанный в законе, при этом закон обязателен для граждан и правителей. Эти требования были направлены против осуждения по аналогии, против неравенства перед законом.

Причины преступлений Беккариа видит во всеобщей борьбе человеческих страстей, и прежде всего – в наслаждении и страдании7. При этом борьба человеческих страстей служит источником не только преступлений, но и полезных деяний. Наряду с психологическими основаниями преступлений ученый не обошел вниманием и социально-экономические факторы. Так, в кражах он усматривал преступления нищеты и отчаяния.

Особенно важны взгляды Беккариа на проблему наказания. Его целью он считает удержание людей от совершения преступлений, а не месть. Ученый выступает против жестокости наказания. Жестокие наказания не только не выполняют функции предупреждения преступлений, но напротив: «В те же времена и в тех странах, где были наиболее жестокие наказания, совершались и наиболее кровавые и бесчеловечные действия, ибо тот же самый дух зверства, который водил рукой законодателя, управлял рукой и отцеубийцы, и разбойника»8. Неудивительно, что Беккариа, вопреки распространенным в то время (да, к сожалению, нередко и в наши дни) взглядам, выступал против смертной казни: «Смертная казнь не может быть полезна, потому что она подает пример жестокости… Мне кажется нелепым, что законы, … которые запрещают и карают убийство, сами совершают его и для отвращения граждан от убийства сами предписывают совершение его».

Беккариа впервые сформулировал принцип неотвратимости наказания: «Одно из самых действенных средств, сдерживающих преступления, заключается не в жестокости наказаний, а в их неизбежности»9.

Наконец, Беккария провозглашал приоритет предупреждения преступлений перед наказанием за них. При этом понимал, что возможности государства по противодействию преступности ограничены, ибо «невозможно предупредить все зло».

Главным средством предупреждения он считает усовершенствование воспитания: «Воспитания – это самое верное, но и самое трудное средство». К такому трудному делу он призывал государство и семью, по мнению Беккариа, они должны выступать как единая воспитательная система. Труды Беккариа оказали существенное влияние на формирование принципов уголовного права европейских государств в 18-19 веках, а также оказали большое влияние на доктрину классической школы криминологии (nullum crimeu, nulla poena sinelege - «нет преступления, нет наказания без указания на это в законе»).

И. Бентам (1748-1832) в известной степени разделял взгляды Беккариа. Кроме того, он еще в 1778 г. обратил внимание на статистические закономерности и устойчивость преступности. А его мысль о том, что человек стремится получить максимальное удовольствие и испытать минимальное страдания, надолго завладела умами специалистов в области уголовного права.

Вместе с тем прогрессивные для своего времени взгляды Беккариа и Бентама носили все еще умозрительный характер. Преодолеть этот недостаток стало возможным на основе позитивистских воззрений следующего – XIX – столетия.