logo
KRIMINOLOGIYa_UCh_POSOBIE_OBSch_ChAST_NOV_J_VAR

2. Социологические методы криминологии.

Самым распространенным социологическим методом высту­пает опрос, т. е. получение информации о состоянии преступности и ее причинах, о преступниках, жертвах и мерах воздействия на них со слов опрашиваемых (респондентов).

Методы опроса: интервьюирование и анкетирование.

Интервьюэто метод устной беседы по программе, составленной исследователем.

Интервью представляет собой беседу с лицом, совершившим преступление, или его родственниками, или сотрудниками правоохранительных органов, а также другими лицами. Интервью отличается от других видов опросов следующим: это встреча лицом к лицу; это не простой обмен информацией, а разговор, которому присущи динамика и гибкость.

Этот вид опроса более трудоемок по сравнению с анкетированием, требует от интер­вьюера особых психологических и профессиональных качеств. С другой стороны, интервью — более гибкий метод, а складываю­щийся между интервьюером и интервьюируемым психологический контакт позволяет добиться большей достоверности.

Виды интервью:

  1. нестандартизированное (неформальное), при котором исследователь, продумывая заранее вопросы, может из­менять их, уточнять в ходе беседы в зависимости от обстоятельств;

  2. стандартизированное интервью, когда исследователь предлагает испытуемому точно сформулировать отве­ты в определенной последовательности. Результаты такого интервью достаточно точны и их легче фиксиро­вать. Однако данный вид интервью недостаточно учи­тывает разнообразие жизненных ситуаций;

  3. полустандартизированное интервью включает точно сформулированные вопросы, которые могут быть из­менены.

Анкетирование - вид опроса, основанный на опосредованном взаимодейст­вии опрашивающего и опрашиваемого, при котором последний самостоятельно заполняет бланк, содержащий перечень вопросов (анкету).

Для получения достоверных результатов опроса особую важность приобретает правильность выборки респондентов (выбо­рочный метод развит применительно к статистическим исследова­ниям), а также содержание анкеты, которое определяется специфи­кой конкретного исследования. В большинстве случаев анкетный опрос является анонимным.

Основные требования к проведению опроса:

Ограничения в применении: данные опроса выражают субъек­тивное мнение опрошенных. Выводы из полученной в ходе опроса информации нуждаются в сопоставлении с данными, полученными другими методами, которые характеризуют объективное состояние изучаемых явлений.

Как правило, анкета начинается с обращения к респонденту, где объясняются цели и задачи исследования, называется организация, его проводящая, разъясняются правила заполнения. В начале анке­ты располагаются наиболее легкие для ответа, нейтральные по смыслу вопросы. Наиболее сложные, трудоемкие вопросы помещаются в середине анкеты. Вопросы анкеты целесообразно группировать в тематические блоки. Количество вопросов, с учетом их объе­ма и сложности, как правило, должно быть таким, чтобы весь про­цесс заполнения анкеты не превышал 45 мин.

При анкетировании разрабатывается анкета с перечнем вопросов. Вопросы могут носить закрытый характер, когда, например, после вопроса ставятся варианты ответа: только «да», «нет», «не знаю». Открытый вопрос предполагает, что ответ на него может быть дан в любой форме. Такие вопросы трудны в обработке. Их в основном используют на начальном этапе исследования, когда трудно предвидеть все возможные варианты ответов. Тогда сначала проводится так называемый «пилотажный» опрос для выявления возможных ответов и проверки «работоспособности» анкеты; понятны ли вопросы, отвечают ли на них или уклоняются от ответов и т.д. Или открытые вопросы ставятся в тех случаях, когда следует избегать подсказок предложением перечня возможных ответов. В анкетах всегда содержатся контрольные, дополняющие друг друга вопросы. Поэтому нередко используются сочетания открытых и закрытых вопросов.

Вопросы, встречающиеся в анкетах, могут быть классифициро­ваны следующим образом:

а) по содержанию (о фактах сознания, выясняющие мнения, оценки, планы на будущее; о фактах поведения; о личности респон­дента);

б) по форме (открытые (без «подсказок»), закрытые (с исчер­пывающим набором ответов);

в) по отношению к респонденту (прямые, косвенные, т. е. отстраненные от личности респондента);

д) по функции (основные, «вопросы — фильтры» например, на выяснение действительной позиции респондента);

е) контрольные (для выяснения искренности ответов респондента на иные вопросы).

Метод экспертных оценок заключается в получении мнений по поставленным вопросам научных и практических работников — специалистов в области борьбы с преступностью.

Анализ документов - метод сбора первичной криминологической информации.

По статусу различают:

а) официальные,

б) неофициальные.

По форме изложения:

а) письменные,

б) графические,

в) на машинных носителях,

г) статистические.

Метод анализа уголовных дел - важный источник криминологической информации.

Технология анализа уголовных дел:

а) разработка справки-анкеты,

б) изучение отобранных уголовных дел,

в) заполнение справки-анкеты,

г) статистическая обработка результатов и интерпретация.

При проведении криминологических исследований приходится изучать разнообразные документы: статистические отчеты, материалы уголовных дел, заявления о преступлениях с ответами на них, жалобы и материалы контролирующих органов, бюро судебно-медицинской экспертизы, средств массовой информации.

Социологическое наблюдение - метод сбора информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и регистрации фактов, относящих к обследуемому объекту.

Виды наблюдения:

а) полное наблюдение,

б) включенное наблюдение,

в) наблюдение-участие (в зависимости от положения наблюдателя, его участия в исследуемой ситуации).

1. Полное наблюдение - изучение криминологически значимых явлений пассивно, как бы со стороны до известных пределов, исключающих ответственность наблюдателя за прикосновенность к преступлению.

2. Включенное наблюдение - это изучение криминологических явлений и процессов «изнутри» изучаемой ситуации, группы.

3. Наблюдение-участие - наблюдатель позитивно участвует в изучаемых им процессах и явлениях. Например, сотрудники правоохранительных органов, изучающие криминальные явления, активно участвуют в противодействии им путем проведения следственной, прокурорской, судебной работы.

Объект наблюдения

а) поведение отдельных лиц или групп в определенной ситуации,

б) среда, окружающая обстановка изучаемого контингента,

в) высказывания, реакции, суждения лиц, совершивших преступления.

Выделяются три основные роли наблюдателя:

  1. Простой наблюдатель (ведет наблюдение со стороны),

  2. Собственно наблюдатель (в этом качестве обнаруживает себя в общении с теми субъектами, за деятельностью которых он должен наблюдать),

  3. Включенный наблюдатель (ведет наблюдение, находясь «внутри» исследуемого объекта, не обнаруживая себе в качестве наблюдателя).

Эксперимент – это такой метод исследования, при котором происходит последовательная фиксация и контроль над состоянием объекта, изменяющимся под воздействием некоторых факторов, управляемых экспериментатором.

Эксперимент - метод получения информации о преступности, личности преступника, факто­рах и последствиях преступности, о мерах борьбы с ней. Например, эксперимент по проверке зависимости объема уличной преступности от интенсивности и масштабности мероприятий патрульно-постовой службы.

В криминологии область эксперимента ограничена в двух отношениях. С одной стороны, недопустимо провоцировать преступление. С другой стороны, меры по борьбе с преступностью должны базироваться на законе, общепринятых нормах морали и не нарушать прав и свобод, законных интересов человека и гражданина, национальных и религиозных чувств.