13. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц.
В налоговых правоотношениях часто возникают ситуации, когда необходим инструмент оспаривания той или иной ситуации, действия или решения. Таким инструментом является право на обжалование. Его структуру составляют само содержание - подтвержденная законом возможность оспорить то или иное событие, факт, объект - акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействия должностных лиц, и субъект. В связи с последними изменениями в Налоговом кодексе РФ обжаловать вышеперечисленные объекты теперь может любое лицо (не только налогоплательщик или налоговый агент), чьи права нарушены соответствующим актом, действием, бездействием.
НК РФ в ст. 138 предусмотрел два самостоятельных порядка обжалования - судебный и административный. Административный порядок предусматривает подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу с правом одновременной или последующей подачи аналогичной жалобы в суд. Судебный порядок предусматривает подачу искового заявления в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд в соответствии с подведомственностью дел, установленной соответственно Гражданским процессуальным кодексом РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
При любом порядке обжалования важно соблюсти формальные требования законодательства к процедуре. По налоговым спорам эти требования сводятся в большей мере к соблюдению сроков. Так, обжалующему лицу важно знать дату, на которую его права были нарушены или когда он узнал о нарушении своих прав, так как с этой даты отсчитываются три месяца на реализацию права на обжалование. Важно, чтобы сама жалоба подкреплялась документами, подтверждающими нарушение права обжалующего лица.
Жалоба налогоплательщика может содержать несколько фактов, которые нарушают права заявителя. Но НК четко различает подведомственность подачи и рассмотрения жалобы: факты несогласия с актами, действиями или бездействием налогового органа заявляются только в вышестоящий налоговый орган; жалобы на неправомерное поведение должностных лиц подаются вышестоящему должностному лицу. Объединение в одной жалобе требований, подведомственных налоговым органам, с требованиями, подведомственными должностным лицам этих органов, не допускается.
Обжалование осуществляется только в письменной форме. Жалоба должна содержать название и координаты налогового органа / должностного лица, чьи действия обжалуются, сведения о заявителе, а также предмет и основания обжалования.
НК установлен трехмесячный срок давности (срок обжалования) для обращения с жалобой на неправомерные акты, действия или бездействие налоговых органов или их должностных лиц. Трехмесячный срок начинает отсчет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Далее, в течение одного месяца со дня получения, жалоба рассматривается соответствующим органом или должностным лицом и по ней принимается одно из следующих решений:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить акт налогового органа;
3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
4) изменить решение или вынести новое решение.
Или же выносится решение по существу дела. О принятом решении в письменном виде сообщается лицу в течение трех дней со дня принятия решения.
Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может на основании своего письменного заявления ее отозвать. Однако отзыв жалобы лишает подавшего ее налогоплательщика права на повторное обжалование тех же актов, действий или бездействия в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу. Обращение по иным обстоятельствам осуществляется также в течение трех месяцев со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Административный порядок обжалования актов, действий или бездействия налоговых органов или их должностных лиц не предполагает обязательного участия заявителя или его уведомления о дате рассмотрения его жалобы. В некоторых случаях в целях всестороннего и объективного рассмотрения фактов, изложенных в жалобе, от налогоплательщика могут быть затребованы какие-либо документы, сведения или пояснения.
Важно заметить, что исполнение обжалуемого решения по общему правилу не приостанавливается. Но отдельными статьями НК РФ и другими законами предусмотрена возможность такого приостановления. Так, в ст. 138 НК РФ за вышестоящим налоговым органом закреплено право приостанавливать исполнение такого решения. Но из систематического толкования отдельных норм вытекают два условия осуществления такого права: заявителем является налогоплательщик или плательщик сборов, а также налоговый агент; налоговый орган имеет достаточные основания полагать, что оспариваемое решение не соответствует законодательству Российской Федерации.
Дела по обжалованию нормативных и ненормативных актов налоговых органов, а также действия или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями подведомственны арбитражным судам, а физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Что касается судебного обжалования, то важно обратить внимание на то, что в гражданском процессе суд самостоятельно решает вопрос о приостановлении исполнения решения, а в арбитражном процессе суд может рассмотреть вопрос о приостановлении только при наличии ходатайства заявителя.
В арбитражном процессе заявителю дается три месяца на обращение с жалобой с момента нарушения прав или с момента обнаружения такого нарушения. Заявление подается в суд по месту нахождения налогового органа. Суд рассматривает заявление в течение двух месяцев, при этом бремя доказывания распределено таким образом, что налоговый орган должен доказать правомерность своих действий. Решение, принятое судом, вступает в силу немедленно, а его копии в течение пяти дней рассылаются участникам.
В гражданском процессе сохраняется трехмесячный срок на обращение с жалобой, но на рассмотрение дается десять дней. Важным моментом является то, что после постановления судебного решения суд обязывает налоговый орган в течение одного месяца отчитаться перед судом об исполнении соответствующего судебного решения.
- Московская финансово-юридическая академия
- Вопросы для подготовки к зачету (экзамену)
- 1. Понятие, предмет и метод налогового права.
- 2. Соотношение налогового права с другими отраслями права и законодательства.
- 3. Источники налогового права.
- 4. Налоговые правоотношения: понятие и классификация.
- 5. Понятие налоговых правоотношений, их виды.
- 7. Участники налоговых правоотношений.
- 6. Понятие, признаки, структура налога и сбора.
- 10. Налог как правовая категория: понятие, признаки, структура, классификация.
- 12. Элементы юридического состава налога.
- 28. Виды налогов. Отличительные признаки прямого налога от косвенного.
- 7. Участники налоговых правоотношений. В.4, в.5, в.7
- 8. Налоговая система Российской Федерации.
- 9. Субъект и объект налогообложения. Налоговая база.
- 10. Налог как правовая категория: понятие, признаки, структура, классификация. В.6, в.10, в.12, в.28
- 11. Принципы налогообложения.
- 12. Элементы юридического состава налога. В.6, в.10, в.12, в.28
- 13. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц.
- Глава 19. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
- Глава 20. Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней
- 14. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля.