11. Принципы налогообложения.
Принцип налогообложения - основополагающее, базовое положение, лежащее в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового законодательства судом или научной доктриной. Некоторые принципы имеют общеотраслевой или межотраслевой характер, другие регулируют правовые институты, субинституты или даже отдельные аспекты налогообложения.
Так, принципы налоговой ответственности как самостоятельного института налогового права закреплены в главе 15 НК РФ и включают требование законности, презумпцию невиновности, однократность и индивидуализацию наказания, принцип сложения налоговых санкций и др. Статья 40 НК РФ устанавливает специальные принципы определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения.
Общие принципы налогообложения - универсальные категории, действие которых проявляется во всех институтах налогового права. В этом и состоит базовый, исходный характер любого принципа - заложить правовой "фундамент" обособленной группы норм, одновременно не сливаясь с ними по содержанию.
Принципы (общие начала) налогового права представлены тремя группами:
1) общеправовые принципы (демократизм, законность, равенство граждан перед законом и др.);
2) отраслевые принципы, в данном случае - принципы финансового права (плановость в создании, распределении и использовании денежных фондов государства и муниципальных средств, соблюдение финансовой дисциплины, финансовый контроль и др.);
3) принципы законодательства о налогах и сборах, сформулированные в ст. 3 Налогового кодекса РФ.
К общим началам законодательства о налогах и сборах законодателем отнесены следующие принципы.
Статья 3. Основные начала законодательства о налогах и сборах
1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
5. Абзац утратил силу. - ФЗ от 29.07.2004 N 95-ФЗ. Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ.
Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Первый принцип - принцип справедливости - состоит в том, что каждый налогоплательщик должен участвовать в финансировании государства соразмерно со своими возможностями. При этом размер налогового платежа должен изменяться с ростом доходов индивидуума по прогрессивной шкале. "Не может быть неблагоразумия в том, чтобы богатые принимали участие в расходах государства не только пропорционально своим доходам, но и немного выше".
Второй принцип именуется принципом определенности. Этот принцип сводится к тому, что необходима строгая определенность относительно количества взноса, способа взимания, времени уплаты, причем неопределенность еще губительнее неравенства. "Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью".
Третий принцип именуется принципом удобности. В соответствии с этим принципом налог должен быть незаметным для плательщика, то есть должен взиматься в самое удобное время и самым удобным способом.
Наконец, четвертый принцип, именуемый принципом экономии, заключается в том, что расходы, связанные с администрированием системы налогообложения, должны быть значительно ниже доходов, получаемых от сборов налогов. "Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству".
Принципы НП. Как и принципы других отраслей права, принципы налогового права могут быть разделены на два вида: социально-правовые (— законность, правопорядок и т.д.) и специально-правовые принципы.
Принцип законности налогообложений. Налоговый кодекс также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3).
Принцип всеобщности и равенства налогообложения. «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».
Принцип справедливости налогообложения: при установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости, то есть налоги должны быть справедливыми.
Принцип взимания налогов в публичных целях. Предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц — налогоплательщиков и общества в целом. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества».
Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом
Принцип экономического основания налогов (сборов). Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не быть произвольными.
Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах.
Принцип определенности налоговой обязанности акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированытаким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики
- Московская финансово-юридическая академия
- Вопросы для подготовки к зачету (экзамену)
- 1. Понятие, предмет и метод налогового права.
- 2. Соотношение налогового права с другими отраслями права и законодательства.
- 3. Источники налогового права.
- 4. Налоговые правоотношения: понятие и классификация.
- 5. Понятие налоговых правоотношений, их виды.
- 7. Участники налоговых правоотношений.
- 6. Понятие, признаки, структура налога и сбора.
- 10. Налог как правовая категория: понятие, признаки, структура, классификация.
- 12. Элементы юридического состава налога.
- 28. Виды налогов. Отличительные признаки прямого налога от косвенного.
- 7. Участники налоговых правоотношений. В.4, в.5, в.7
- 8. Налоговая система Российской Федерации.
- 9. Субъект и объект налогообложения. Налоговая база.
- 10. Налог как правовая категория: понятие, признаки, структура, классификация. В.6, в.10, в.12, в.28
- 11. Принципы налогообложения.
- 12. Элементы юридического состава налога. В.6, в.10, в.12, в.28
- 13. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц.
- Глава 19. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
- Глава 20. Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней
- 14. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля.