Постижение истины и видение вещей в Боге
Когда Мальбранш читал "Трактат о человеке" Декарта, его религиозные убеждения уже полностью сформировались, а философские взгляды сложились под влиянием платонизма и учения св. Августина об истине. Неприязнь к аристотелизму и схоластике сложилась уже во время учебы в коллеже и изучения теологии в Сорбонне.
Известно, что еще св. Августин и Плотин понимали взаимосвязь между материальным и духовным началами отличным от Аристотеля образом, придя к некоторым выводам дуалистического толка. Естественно, знакомство с картезианским спиритуализмом воодушевило Мальбранша. Аристотелевское учение, трактовавшее духовное начало как "форму" и "энтелехию" материального, казалось Мальбраншу чем-то вроде языческого пережитка, поддерживаемого схоластами, в то время как дуалистическое картезианское противостояние res cogitans и res extensa представлялось ему намного более современным и прекрасно согласующимся с христианским спиритуализмом. Не существует ни "вегетативной", ни "восприимчивой", "сенситивной" души, потому что функции духовного начала сводятся к мышлению и воле, а тело (материальное начало) обладает только протяженностью. Итак, в этом вопросе Мальбранш, безусловно, идет дальше Декарта: он не только отрицает наличие у тел "скрытых свойств" (затем окончательно отброшенных новой наукой), но ставит под сомнение механическую ударную силу тел.
Тела не воздействуют на духовное начало, равно как и духовное не воздействует на материальное. Но как тогда объяснить познание и возможность постичь истину? Каждая душа изолирована как от других душ, так и от физического мира. Как можно выйти из этой изоляции, которая может показаться действительно абсолютной?
338
Решение Мальбранша навеяно учением св. Августина (которого, в свою очередь, вдохновил неоплатонизм, с целым рядом изменений: душа, отделенная от всего прочего, имеет прямую и непосредственную связь с Богом, следовательно, познает все посредством Бога.
Мальбранш позаимствовал у Декарта убеждение, согласно которому то, что мы познаем, - только идея (содержимое ума), однако одновременно он придает такой идее онтологическую весомость, полностью отсутствующую у Декарта и копирующую платонический метафизический экземпляризм.
Мы познаем только идеи, доступные нашему разуму сами по себе, в то время как предметы остаются невидимыми для духа, ибо они не могут ни воздействовать на него, ни предстать пред ним. Все вещи, которые мы видим, являются идеями и только идеями.
Не стоит возражать, что мы чувствуем сопротивление, давление тел и тому подобное; на самом деле сопротивление, удар, давление и т.п. являются не чем иным, как ощущениями и идеями.
Вот один из отрывков из "Разысканий", ставший знаменитым: "Мы воспринимаем предметы, находящиеся вне нас. Мы видим солнце, звезды и бесчисленное множество вещей вне нас, но невозможно, чтобы душа выходила из тела и отправлялась, так сказать, на прогулку по небесам поглазеть на эти тела. Она не видит их самих по себе: непосредственный объект наблюдения, например, не солнце, а нечто, теснейшим образом связанное с нашей душой, это то, что я называю "идеей". Следовательно, под этим словом я понимаю не что иное, как непосредственно объект или нечто наиболее близкое духу, когда он воспринимает какой-либо объект".
Но откуда у нас появляются идеи? Как Мальбранш приходит к окончательному решению проблемы видения идеи в Боге?
Философ действует методом исключения логически возможных решений таким образом, чтобы оставить место для единственно верного.
В частности, он отмечает следующее:
1. Идеи не могут возникать так, как думали перипатетики и схоласты, т.е. посредством сложной игры "импрессивных" и "экспрессивных элементов", "действующего" и "воспринимающего разума" (Мальбранш возвращается к избитому толкованию этих доктрин, которые в подобной интерпретации выглядели искаженными по сравнению с первоначальными, а следовательно, их легко можно отбросить).
339
2. Идеи также не могут происходить из потенции души. Если бы это было так, она стала бы создательницей духовного (идей), что противоречит всякой очевидности и поэтому неприемлемо.
3. Не выдерживает критики также и решение о врожденности идей, потому что, вопреки здравому смыслу, оно уподобляет душу вместилищу бесконечного количества идей.
4. Нельзя также утверждать (как Арно), что душа может извлекать идеи из материального мира, обладая совершенством по преимуществу, ибо иначе следовало бы по аналогии утверждать то же самое по отношению ко всему остальному, поскольку душа может познать все реальное; и, в силу последовательности, пришлось бы заключить, что душа обладает совершенствами всего реально существующего (а это, очевидно, недоказуемо).
Таким образом, остается только заключить, что мы познаем все вещи в Боге (мир идей), а наши души (духовная материя) связаны с Богом как местом нахождения всеобщего духа.
Разумеется, это не значит, что мы познаем Бога в Его абсолютной сущности, а означает лишь следующее: все, что мы познаем, мы познаем в Боге, однако во всей полноте и совершенстве Он не дан никому.
Вот вывод Мальбранша: "Необходима глубокая вера в Бога как отца света, Который просвещает всех, без Него самые простые истины были бы непонятны, а сверкающее солнце даже не было бы видно; именно это убеждение привело меня к открытию истины, кажущейся парадоксом: идеи, представляющие творения, являются не чем иным, как знаками совершенств Бога".
А вот отрывок из "Бесед", воспроизводящий воображаемый диалог между Аристом и Теодором, первый из которых выдвигает различного рода возражения, а второй выражает мысли Мальбранша. Apucm. Теодор, я сдаюсь... мое восприятие протяженности - часть меня самого: это модификация моего духа, ведь именно я воспринимаю эту протяженность. Но протяжение, воспринимаемое мною, не является модификацией моей души, ибо я прекрасно понимаю, когда думаю о бесконечных пространствах, круге, квадрате, кубе, либо когда я смотрю на эту комнату или обращаю взгляд на небо, - что вижу вовсе не себя. Воспроизведение
340
протяженности - мое, но протяженность и образы, которые я обнаружил, - не мои. Значит, это одна из модификаций моего духа; однако протяженность, которую я вижу, существует без меня, потому что вы все можете наблюдать ее без меня. Теодор. Можно не боясь добавить и самого Бога, потому что... именно в Нем мы видим протяженность, только во всеобщем разуме, освещающем все умы. <...> Да, Арист, Бог в себе самом видит протяженность, Он - архетип материи, из которой состоит мир и где обитают наши тела; и именно в Нем мы видим протяженность, ибо Он души обитают именно во всеобщем разуме, в этой интеллигибельной субстанции, вмещающей в себя идеи всех наших истин, как всеобщие законы единства нашего ума с этим высшим Разумом, так и природные законы единства души с телом.
Но если мы всё видим в Боге, то откуда можем знать, существуют ли тела, соответствующие нашим идеям? Предположим, Бог заставит все исчезнуть, оставив лишь наши идеи, но для нас все равно ничего бы не изменилось, мир продолжит развиваться по-прежнему. Как, в таком случае, можно решить эту проблему?
У Мальбранша нет сомнений: мы убеждены в существовании тел благодаря Откровению.
"Откровение" надо понимать в присущем метафизике окказионализма смысле, и Мальбранш выбирает это слово сознательно, с провокационной целью, как хорошо видно из следующей выдержки. Арист. Нужно ли Откровение для того, чтобы узнать, что мы обладаем телом: если нас уколют, чувствуем боль.
Теодор. Да. верно, мы это чувствуем. Но ощущение боли, получаемое нами, как раз и представляет собой вид "Откровения". Вас поражает это выражение, но я им пользуюсь именно потому, что вы вечно забываете: сам Бог производит в вашей душе все разнообразие ощущений в случае изменений, происходящих в нашем теле по общему закону единства обоих начал, составляющих человека. <...> Не предмет, колющий нам руку, несет боль через отверстие, проделанное в теле, и отнюдь не душа вырабатывает в себе это неприятное ощущение, ибо она страдает от боли себе вопреки. Это Сам Бог посредством ощущения открывает нам все происходящее внутри и вне нас. Прошу вас припомнить, о чем я столько раз уже говорил. <... > Нет иного способа.
341
кроме Откровения, который мог бы уверить нас в том, что Бог пожелал создать тела. Однако допустим, вы больше не сомневаетесь, что, хотя идеи сами по себе и невидимы, они не могут не воздействовать на наш дух, а сам наш дух, по закону единства души и тела, может их познать только посредством представляющих их идей и ощутить не иначе как через свойства или ощущения, которые ими вызваны.
А наука? Разве в этом случае она не теряет всякую объективную основу?
Напротив, отвечает Мальбранш. Наука, безусловно, получает преимущества в изучении математических отношений и связей феноменов благодаря новой метафизике. Феноменальные связи суть идейные связи, они отображают совершенную упорядоченность, с которой идеи соединены между собой. Наука, вместо того чтобы пытаться понять невозможные действия и взаимодействия между вещами, должна постигать смысл Божественных связей.
- Часть первая гуманизм и возрождение
- Глава первая мысль эпохи гуманизма и возрождения и ее основные характеристики Историографическое значение термина "гуманизм"
- Историографическое значение термина " Возрождение "
- Хронологические границы и существенные характеристики гуманистико-возрожденческого периода
- Гермес Трисмегист и Corpus Hermeticum в их исторической реальности и возрожденческой интерпретации
- Зороастризм эпохи Ренессанса
- Орфей Ренессанса
- Колюччо Салютати
- Этико-политические дебаты гуманистов кватроченто л. Бруни, п. Браччолини, л. Б. Альберти Леонардо Бруни
- Поджо Браччолини
- Леон Баттиста Альберти
- Другие гуманисты кватроченто
- Неоэпикуреизм Лоренцо Балла
- Возрожденческий неоплатонизм Краткие сведения о платоновской традиции и византийских ученых XV века
- Николай Кузанский: ученое незнание в отношении к бесконечному Жизнь, работы и культурные связи Кузанского
- Ученое незнание
- Отношение между Богом и универсумом
- Человек как микрокосм
- Марсилио Фичино и платоновская Академия во Флоренции Место Фичино в культуре Возрождения
- Фичино в качестве переводчика
- Достижения философской мысли Фичино
- Достижения магической доктрины Фичино
- Пико делла Мирандола между платонизмом, аристотелизмом, Каббалой и религией Позиция Пико
- Пико и Каббала
- Пико и доктрина достоинства человека
- Франческо Патрици
- Аристотелизм эпохи Возрождения Проблемы аристотелевской традиции в эпоху гуманизма
- Пьетро Помпонацци и споры о бессмертии
- Возрождение скептицизма Новая жизнь эллинистической философии
- Мишель Монтень и скептицизм как основа мудрости
- Глава третья возрождение и проблемы религии и политики Возрождение и религия Эразм Роттердамский и "философия Христа"
- Гуманистическая концепция христианской философии
- Концепция "глупости" Эразма
- Мартин Лютер Лютер и его отношение к философии и возрожденческому гуманизму
- Черты теологии Лютера
- Черты пессимизма и иррационализма в мышлении Лютера
- Ульрих Цвингли, реформатор из Цюриха
- Кальвин и Женевская реформа
- Другие теологи реформации и представители протестантизма
- Контрреформация и католическая реформа Историографические концепции контрреформации и католической реформы
- Тридентский Собор
- Новое появление схоластики
- Возрождение и политика Никколо Макиавелли и теоретизация автономии политики
- Реализм Макиавелли
- Свобода и судьба
- "Добродетель" древней римской республики
- Макиавелли (тексты) Государь
- Гвиччардини и Ботеро
- Томас Мор и "Утопия"
- Жан Боден и абсолютизм власти государства
- Гуго Гроций и обоснование естественного права
- Томас Мюнцер (тексты) Толкование первой главы Евангелия от Луки
- Обращение к несчастному христианскому люду
- Пражское воззвание
- Леонардо между Возрождением и Новым временем
- "Умозрительное рассуждение" и "опыт"
- Бернардино Телезио: исследование природы согласно ее собственным принципам Жизнь и творчество
- Новизна физики Телезио
- Собственные принципы природы
- Человек как природная реальность
- Природная мораль (этика)
- Божественная трансценденцня и душа как сверхчувственное существо
- Джордано Бруно: религия как метафизика бесконечного и "героический энтузиазм" Жизнь и творчество
- Искусство запоминания (мнемотехника) и магико-герметическое искусство
- Вселенная Бруно и ее значение
- Бесконечность Всего и смысл, который Бруно сообщил коперниканской революции в концепции Бруно бесконечное становится, как уже было сказано, символическим числом.
- "Героические энтузиасты"
- Заключение
- Томмазо Кампанелла: натурализм, магия и тревожное ожидание всеобщей реформы Жизнь и творчество Фигура Томмазо Кампанеллы появляется на закате эпохи Возрождения.
- 1. Период юности полон приключений. Неудовлетворенный аристотелизмом и томизмом, Кампанелла перечел сочинения многих философов (как древних, так и современных) Запада и Востока.
- Природа и смысл философского познания и переосмысление сенсуализма Телезио
- Самопознание
- Метафизика Кампанеллы: три первоосновы бытия
- Панпсихизм и магия
- "Город Солнца"
- Заключение
- Глава пятая научная революция Общая характеристика
- 3. Научная революция "открыла дорогу категориям, методам, институтам, способу мышления, связанным с феноменом, который мы стали называть современной наукой" (Паоло Росси).
- Формирование нового типа знания, требующего союза науки и техники
- Ученые и ремесленники
- Новая "форма знания" и новая "фигура ученого"
- Оформление научного инструментария и его использования
- Научная революция и магико-герметическая традиция Присутствие и отторжение магико-герметической традиции
- Характеристики астрологии и магии
- И. Рейхлин и каббалистическая традиция; Агриппа: "белая магия" и "черная магия"
- Ятрохимическая программа Парацельса
- Три итальянских "мага": Фракасторо, Кардано, делла Порта
- Николай Коперник и новая парадигма гелиоцентрической теории Философское значение "коперниканской революции"
- Николай Коперник: формирование ученого
- Коперник: общественная деятельность
- "Первое повествование" Ретика и инструментальная интерпретация Оссиандером деятельности Коперника
- Реализм и неоплатонизм Коперника
- Проблемы астрономии до Коперника
- Теория Коперника
- Коперник и отношения между традицией и революцией
- Тихо Браге: ни старая расстановка Птолемея, ни нововведения великого Коперника Тихо Браге: улучшение инструментария и техники наблюдений
- Тихо Браге отрицает существование материальных сфер
- Ни Птолемей, ни Коперник
- Система Тихо Браге: реставрация с семенами революции
- Иоган Кеплер: переход от "круга" к "эллипсу" и математическая систематизация теории Коперника Кеплер - преподаватель в Граце: Mysterium cosmographicum
- Кеплер - придворный математик в Праге: "Новая астрономия" и "Диоптрика"
- Кеплер в Линце: "Рудольфинские таблицы" и "Гармония мира"
- "Космографическая тайна": в поисках божественного математического порядка небес
- От "круга" к "эллипсу". "Три закона Кеплера"
- Солнце как причина движения планет
- Глава пятая научная революция Драма Галилея и основание современной науки Галилео Галилей: жизнь и творчество
- Галилей и вера в подзорную трубу
- "Звездный вестник" и подтверждение системы Коперника
- Эпистемологические корни разногласия между Галилеем и Церковью
- Реализм Галилея против инструментализма Беллармино
- Несоразмерность науки и веры
- Первый суд
- "Диалог о двух главнейших системах" и поражение космологии Аристотеля
- Второй суд: осуждение и отречение
- Последняя большая работа
- Галилеевский образ науки
- "Опыт" - это "эксперимент"
- Роль мысленных экспериментов
- Система мира, методология и философия в творчестве Исаака Ньютона Философское значение творчества Ньютона
- Жизнь и творчество
- "Правила философствования" и "онтология", которую они предполагают
- Порядок мира и существование Бога
- "Гипотез не измышляю"
- Великий мировой механизм
- Механика Ньютона как программа исследований
- Открытие исчисления бесконечно малых величин и спор с Лейбницем
- Ньютон (тексты) Четыре правила экспериментального метода
- Бог и мировой порядок
- Науки о жизни Развитие анатомических исследований
- Уильям Гарвей: открытие кровообращения и биологический механицизм
- Франческо Реди против теории самозарождения
- Академии и научные общества Академия Линчеи и академия Чименто
- Лондонское Королевское общество и Королевская академия наук во Франции
- Часть четвертая бэкон и декарт развитие философской мысли в теоретическом и социальном аспектах в сравнении с научной революцией
- Глава шестая фрэнсис бэкон, философ промышленной эры Фрэнсис Бэкон: жизнь и деятельность
- Почему Бэкон критикует магов и алхимиков
- Почему Бэкон критикует традиционную философию
- Почему Бэкон критикует традиционную логику
- Антиципации и интерпретации природы
- Теория идолов
- Социология познания, герменевтика и эпистемология
- Цель науки: открытие "форм"
- Индукция путем элиминации
- Experimentum crucis ("Решающий аргумент")
- Бэкон против чистого техницизма
- Глава седьмая декарт - основатель современной философии
- Жизнь и творчество
- Опыт крушения культуры
- Правила метода
- Сомнение как метод
- Существование и роль Бога
- Мир как машина
- Революционные последствия механицизма
- Рождение "аналитической геометрии"
- Душа и тело
- Правила морали
- Декарт (тексты) Правила метода
- Правила нового метода
- Новая математическая модель знания
- Применение метода к философии
- Душа и тело
- Часть пятая великие метафизические построения. Окказионализм, спиноза и лейбниц
- Глава восьмая метафизика окказионализма и мальбранш Предшественники окказионализма
- Мальбранш и развитие окказионализма Жизнь и сочинения Мальбранша
- Постижение истины и видение вещей в Боге
- Отношения между душой и телом
- Значение философии Мальбранша
- Глава девятая спиноза и метафизика монизма и пантеистического иммантеизма Жизнь и сочинения Спинозы
- Поиск истины, придающей смысл жизни
- Концепция Бога как ось философии Спиозы Геометрический порядок
- "Субстанция", или Бог Спинозы
- "Атрибуты"
- Спиноза о параллелизме между ordo idearum и ordo rerum
- Познание Три рода познания
- 3. Третий род познания получил у Спинозы наименование интуитивного; он заключается в видении вещей исходящими от Бога.
- Адекватное познание любой реальности подразумевает Бога
- В формах адекватного познания нет места для случайности, все оказывается необходимым
- Моральные следствия адекватного познания
- IV. И, наконец, это учение объясняет, каким образом надо управлять гражданами, чтобы они не были рабами, а свободно исполняли свой долг".
- Нравственный идеал Спинозы и amor dei intellectualis
- Геометрический анализ страстей
- Попытка Спинозы встать "по ту сторону добра и зла"
- Познание как освобождение от страстей и основа добродетели
- Познание sub specie aeternitatis и amor Dei intellectualis
- Концепции религии и государства Спинозы
- Государство как гарантия свободы
- Глава десятая лейбниц: метафизика плюрализма и предустановленная гармония Жизнь и сочинения Лейбница
- Вечная философия и новые философы
- "Финализм" и "субстанциальные формы" Новое значение "финализма"
- Новое значение субстанциальных форм
- Опровержение механицизма и учение о монадах "Примечательная ошибка" Декарта
- Следствия из открытия Лейбница
- Основы монадологической метафизики
- Природа монады
- Каждая монада представляет вселенную
- Принцип тождества неразличимых
- Закон непрерывности и его метафизическое значение
- Монады и строение вселенной
- Объяснение материальности и телесности монад
- Объяснение строения живых организмов
- Отличие духовных монад от остальных
- Предустановленная гармония
- Бог и лучший из возможных миров
- Истины разума, истины факта и принцип достаточного основания
- Теория познания: виртуально врожденные идеи как новая форма "припоминания"
- Человек и его судьба
- Часть шестая развитие эмпиризма
- Глава одинадцатая томас гоббс: теория политического абсолютизма Жизнь и сочинения Гоббса
- Концепция философии и ее разделов
- Номинализм, конвенцианализм и чувственный опыт у Гоббса
- Принцип телесности и механицизм
- Теория абсолютного государства
- Гоббс (тексты) Рассуждать значит рассчитывать
- Три закона природы
- Глава двенадцатая джон локк и создание критического эмпиризма Жизнь и сочинения Локка
- Задача и программа "Опыта о человеческом разуме"
- Принцип опыта и критика теории врожденных идей
- Учение Локка об идеях и его общая основа
- Критика идеи субстанции, сущности и универсалий и язык науки
- Познание, его значение и границы
- Вероятность и вера
- Морально-политическая доктрина
- Религия, разум и вера
- Заключение
- Джон Локк (тексты) Ошибочно полагать, что в душе наличествуют врожденные принципы
- Недостаточность аргумента всеобщего согласия
- Идея - объект мысли
- Два источника человеческого познания
- Так называемые спекулятивные принципы не суть предмет всеобщего согласия
- Три вида телесных качеств
- Врожденных практических принципов не существует
- Собственность
- Глава тринадцатая джорж беркли: гносеология номинализма в роли обновленной апологетики Жизнь и научное наследие Беркли
- "Философские заметки" и "программа исследований" Беркли
- Теория зрения и мысленное конструирование "предметов"
- Объектами нашего знания являются идеи, а они суть ощущения
- Почему абстрактные идеи являются иллюзией
- Различие между первичными и вторичными качествами ложно
- Критика идеи материальной субстанции
- Великий принцип: esse est percipi
- Бог и законы природы
- Беркли - предшественник Маха
- Джордж Беркли (тексты) Идеи суть предметы нашего познания
- Esse est percipi - существовать значит воспринимать
- Абстрактные идеи иллюзорны
- Критика разведения первичных и вторичных качеств
- Критика идеи моральной субстанции
- Глава четырнадцатая дэвид юм и иррационалистический эпилог эмпиризма Жизнь и сочинения Юма
- "Новое поприще философии", или "наука о человеческой природе"
- Впечатления и идеи. Принцип ассоциации
- Отрицание общих понятий и номинализм Юма
- Отношения между идеями и "факты"
- Критика понятия причинности
- Критика материальной и духовной субстанций
- Теория аффектов и отрицание свободы и практического разума
- Внерациональная основа нравственности
- Религия и ее иррациональная основа
- Вырождение эмпиризма в скептический разум
- Глава пятнадцатая либертинизм. Гассенди: скептический эмпиризм и защита религии. Янсенизм и пор-рояль Либертинизм
- Либертинизм эрудитов и светский либертинизм
- Пьер Гассенди: эмпирик-скептик в защиту религии Полемика против аристотелевско-схоластической традиции
- Почему мы не знаем сущностей и почему схоластическая философия вредит вере
- Гассенди против Картезия
- Почему и как Гассенди возвращается к Эпикуру
- Янсенизм и Пор-рояль Янсений и янсенизм
- Логика и лингвистика Пор-Рояля
- Глава шестнадцатая блез паскаль. Автономия разума, ничтожество и величие человека. Дар веры и его разумность Страсть к науке
- "Первое" и "второе" обращение
- Паскаль в Пор-Рояле
- "Письма к провинциалу"
- Демаркация научного знания и религиозной веры
- Научный разум между традицией и прогрессом
- Идеал научного знания и правила построения аргументации
- Esprit de geometrie и esprit de finesse дух геометрии и дух утонченности
- Величие и нищета человека
- "Дивертисмент"
- Беспомощность разума в обосновании ценностей и недоказуемость существования Бога
- "Без Христа не постичь ни жизни, ни смерти, ни Бога, ни себя"
- Против "Картезия, бесполезного и неточного"
- "Спорим на Бога"?
- Глава семнадцатая джамбаттиста вико и обоснование "сотворенного людьми гражданского мира" Жизнь и сочинения
- Границы знания "новых философов"
- Verum-Factum и открытие новой истории
- Вико против истории философов
- Вико против истории историков
- "Четыре автора" Вико
- Единство и различия философии и филологии
- Истина, которой философия оснащает филологию
- Точность, сообщаемая филологией философии
- Люди как герои истории и гетерогенность целей
- Три возраста истории
- Язык, поэзия и миф
- Провидение и смысл истории
- Исторические колебания
- Вико (тексты) Философия и филология как основные разделы новой науки Национальная спесь и высокомерие ученых
- Философия и основания истины
- Филология и основания достоверного
- Принципы поэтической теологии и исторической мифологии
- Сущность мифов
- 4. Происхождение языков и всеобщий этимологический принцип
- Часть восьмая разум в культуре просвещения Глава восемнадцатая разум в культуре эпохи просвещения Девиз эпохи просвещения: "имей мужество пользоваться собственным умом"
- Просветители о разуме
- "Просветительский разум" против метафизических систем
- Атака на "суеверия" "позитивных" религий
- "Разум" и естественное право
- Просвещение и буржуазия
- Как просветители распространяли "свет"
- Просвещение и Неоклассицизм
- Просвещение, истории и традиции
- Пьер Бейль: задача историка - в выявлении ошибок
- Часть девятая развитие просветительского разума во франции, англии, германии и италии
- Глава девятнадцатая просвещение во франции Энциклопедия
- Цели и принципы "Энциклопедии"
- Д'Аламбер и философия как "наука о фактах" "Философский век" и "век эксперимента и анализа"
- Деизм и естественная мораль
- Дени Дидро: от деизма к материализму Деизм против атеизма и позитивной религии
- Всё есть материя в движении
- Кондильяк и гносеология сенсуализма Жизнь и творчество
- Ощущение как основа познания
- "Статуя, внутренне устроенная, как мы", и построение человеческих функций
- Вредный "жаргон" метафизиков и хорошо составленный язык науки
- Традиция и воспитание
- Просветительский материализм: Ламерти, Гельвеций, Гольбах Ламетри и его труд "Человек-машина"
- Гельвеции: ощущение как начало умственных способностей, а интерес - начало морали
- Гольбах: "Человек - это творение природы"
- Вольтер: борьба за терпимость Жизнь и творчество Вольтера
- Зашита деизма от атеизма и теизма
- "Защита человечества" от "возвышенного мизантропа" Паскаля
- Против Лейбница и его "лучшего из возможных миров"
- Основы веротерпимости
- "Дело Каласа" и "Трактат о веротерпимости"
- Монтескье: условия свободы и правовое государство Жизнь и сочинения Монтескье
- Соображения об исключительном значении наук
- "Персидские письма"
- "О духе законов"
- Разделение властей - это когда одна власть может остановить другую
- Жизнь и сочинения
- Человек в "естественном состоянии"
- Руссо против энциклопедистов
- Руссо-просветитель
- "Общественный договор"
- "Эмиль", или Педагогический путеводитель
- Естественность религии
- Глава двадцатая английское просвещение Спор о деизме и религии откровения Джон Толанд: христианство без тайн
- Сэмюэль Кларк и доказательство существования необходимого и независимого Существа
- Энтони Коллинз и защита "свободомыслия"
- Мэтью Тиндаль и сведение Откровения к естественной религии
- Джозеф Батлер: естественная религия фундаментальна, но это не все
- Этика английского просвещения Шефтсбери и автономия морали
- Фрэнсис Хатчесон: наилучшее действие обеспечивает наибольшее счастье наибольшему числу людей
- Дэвид Гартли: "физика разума" и этика на психологической основе
- Бернард Мандевиль и "Басня о пчелах, или пороки частных лиц - блага для общества" Когда частный порок становится общественной добродетелью
- Когда частная добродетель ведет общество к гибели
- Бернард Мандевиль (тексты) Частные пороки и общественные добродетели
- "Шотландская школа" "здравого смысла" Томас Рид: человек как культурное животное
- Рид и теория интеллекта
- Рид: реализм и здравый смысл
- Дугальд Стюарт и условия философской аргументации
- Томас Браун: философия духа и искусство сомнения
- Глава двадцать первая немецкое просвещение Немецкое Просвещение: характеристики, предшественники, социокультурная среда Характеристики
- Источники
- Э. В. Фон Чирнхауз: ars inveniendi как вера в разум
- 2) Некоторые вещи доступны нашему восприятию, другие - нет;
- Христиан Томазий: различие между правом и моралью
- Пиетизм и его связи с Просвещением
- Фридрих II и политическая ситуация
- "Энциклопедия знания" Христиана Вольфа
- Александр Баумгартен и обоснование эстетической систематики
- Герман Самюэль Реймарус: натуральная религия против религии откровения
- Мозес Мендельсон и существенное различие между религией и государством
- Готхольд Эфраим Лессинг и "Страсть к истине" Лессинг и проблема эстетики
- Лессинг и проблема религии
- Глава двадцать вторая итальянское просвещение Истоки Итальянского Просвещения Антиклерикализм Пьетро Джанноне
- Людовико а. Муратори и защита "хорошего вкуса", т.Е. Критического взгляда на вещи
- Просветители Ломбардии
- Пьетро Верри: "Добро рождается из зла"
- Алессандро Верри: недоверие - "ласточка истины"
- Чезаре Беккариа: против пыток и смертной казни
- Беккариа (тексты) Против смертной казни
- Неаполитанское Просвещение Антонио Дженовези: первый итальянский профессор политической экономии
- Фердинандо Галиани: автор трактата "о деньгах"
- Гаэтано Филанджери: разумные и универсальные законы должны учитывать состояние нации
- Часть десятая кант и обоснование трансцендентальной философии
- Глава двадцать третья кант и поворот к философской критике Жизненный путь и сочинения Канта
- Сочинения Канта
- Духовная перспектива докритического периода
- "Великий свет" 1769 г. И Диссертация 1770 г.
- "Критика чистого разума"
- "Коперниканская революция" Канта
- Трансцендентальная эстетика (теория чувственного познания и априорных форм)
- Трансцендентальная аналитика и теория априорных форм рассудочного познания
- Категории и их дедукция
- Cogito, или трансцендентальная апперцепция
- Трансцендентальный схематизм и трансцендентальное обоснование ньютоновской физики
- Различие между феноменом и ноуменом (вещью в себе)
- Трансцендентальная диалектика
- Способность разума в специфическом смысле и идеи разума в кантианском смысле
- Рациональная психология и паралогизмы разума
- Рациональная космология и антиномии разума
- Рациональная теология и традиционные доказательства существования Бога
- 3. Третье доказательство названо физико-теологическим: из разнообразия, порядка, целесообразности и красоты мира выводится существование Бога как высшего и наисовершенного существа.
- Регулятивное использование идей разума
- "Критика практического разума" и кантианская этика Понятие "практического разума" и цель новой "Критики"
- Моральный закон как категорический императив
- Сущность категорического императива
- Формулы категорического императива
- Свобода как условие и основание морального закона
- Принцип автономии морали и его смысл
- Моральное благо и типология суждения
- "Ригоризм" и кантианский гимн долгу
- Постулаты практического разума и примат его над чистым разумом
- "Критика способности суждения" Положение третьей "Критики" по отношению к двум предыдущим
- Способность суждения определяющая и способность суждения рефлектирующая
- Эстетическая способность суждения
- Понятие возвышенного
- Телеологическая способность суждения и выводы из "Критики способности суждения"
- Звездное небо надо мной и моральный закон во мне
- Кант (тексты) "Критика чистого разума" о различении аналитических и синтетических суждений
- Аналитические суждения
- Апостериорные синтетические суждения
- Синтетические априорные суждения
- Математика основана на синтетических априорных суждениях
- Физика основана на априорных синтетических суждениях
- И метафизика должна основываться на синтетических априорных суждениях
- Главная проблема чистого разума
- Коперниканская революция Канта
- Человеческая способность познавать не может выйти за пределы возможного опыта
- Безусловное как предмет метафизики
- Безусловное доступно человеку только в сфере чистого разума
- В каком смысле можно правильно осмыслить свободу
- Критическое ограничение научного знания дает пространство для веры
- Трансцендентальная эстетика
- Пространство и время как чистые априорные формы интуиции
- Из пространства как чистой интуиции происходят другие синтетические знания
- Время как чистая априорная интуиция
- Трансцендентальная эстетика: общие наблюдения
- Пространство и время как чистые интуиции лежат в основе синтетических априорных суждений
- Трансцендентальная аналитика
- Синтез лежит в основе любого познания
- Чистые понятия рассудка, или категории
- 1. Количество Единство Множество Всеобщность 2. Качество Реальность Отрицание Ограничение 3. Модальность возможность-невозможность существование-несуществование необходимость-вероятность
- Трансцендентальная дедукция категорий
- Возможность синтетического объединения множества вообще
- Изначально синтетическое единство чистой априорной апперцепции
- Принцип синтетического единства апперцепции как высший принцип использования интеллекта
- Что такое объективное единство самосознания
- Функция категории - в применении к предметам опыта
- Хронологическая таблица