Галилеевский образ науки
Так каков же в точности образ науки в представлении Галилея? Какие ее характеристики можно извлечь из опытов и философско-методологических размышлений Галилея?
1. Прежде всего наука, по Галилею, уже не знание на службе у веры; у них различные задачи и основы. Священное Писание несет послание о спасении души, и в его функции не входит определять "устройство небес и звезд". "Как попасть на небо", знает верующий. "Чувствующий опыт и необходимые доказательства" выявляет, "как перемещается небо". На основе разных целей (спасение души - для веры, познание - для науки) и различия в способах формулирования и восприятия (для веры - авторитет Писания и ответ человека на открывшееся ему послание; для науки - чувственный опыт и необходимые доказательства) Галилей разделяет научные суждения и суждения веры. "Мне кажется, что в размышлениях о природе оно [Писание] не играет важной роли".
2. Если наука независима от веры, тем более она должна быть независима от всех тех земных оков, которые - как вера в Аристотеля и слепая привязанность к его высказываниям - мешают ее развитию. "И что может быть постыднее, - говорит Сальвиати в "Диалоге о двух главнейших системах", - чем слышать во время публичных диспутов, как один зажимает рот другому, когда идет речь о доказанных заключениях, текстом, нередко написанным по совсем другому поводу. <...> Но, господин Симплиций, выдвигайте доказательства, ваши или Аристотеля, а не цитаты и не голые авторитеты, потому что наши диспуты касаются мира чувственного, а не бумажного".
3. Наука независима от веры, она не имеет ничего общего с догмой, представленной аристотелевской традицией. Это, однако, не означает для Галилея, что традиция опасна сама по себе. Она опасна, когда вырастает до догмы, неконтролируемой, а следовательно, неприкосновенной. "Я не говорю, что не надо слушать Аристотеля, наоборот, я приветствую обращение к этому учению и его тщательное изучение и лишь осуждаю слепое принятие любого его высказывания, без каких бы то ни было попыток найти другие объяснения, принятие его как нерушимого установления; такая крайность влечет за собой другую крайность, отбивает стремление понять силу доказательств". Именно так случилось с одним последователем Аристотеля, который (зная из текстов Аристотеля, что нервы исходят из
232
сердца) при одном анатомическом вскрытии, устроенном, чтобы опровергнуть эту теорию, вздохнул: "Вы показали мне это столь очевидно, что, если бы Аристотель не утверждал обратного, а именно что нервы растут из сердца, пришлось бы признать увиденное верным".
Галилей против догматизма, слепого преклонения перед авторитетом (Ipse dixit - "Сам сказал"), против "голого авторитета", а не против доказательств, которые и сегодня можно обнаружить, например, у Аристотеля: "Но, господин Симплиций, выдвигайте доказательства, ваши или Аристотеля..." У истины мы не требуем свидетельства о рождении, доказательства могут браться откуда угодно; важно показать, что они имеют силу, а не просто написаны в книгах Аристотеля. В своем споре с догматиками, бумажными последователями Аристотеля, Галилей обращается именно к Аристотелю: "сам" Аристотель "противопоставляет чувственный опыт всем рассуждениям": "Я не сомневаюсь, что, если бы Аристотель жил в наше время, он переменил бы мнение. Это с очевидностью проявляется в самом ходе его рассуждений: когда он пишет, что считает небеса неизменными и т.д., потому что не видно, чтобы какая-нибудь новая вещь возникла там или отделилась от старых, тем самым он неявно дает нам понять, что если бы он увидел какое-то из этих явлений, то имел бы противоположное мнение и предпочел бы данные чувственного опыта привычному рассуждению". Галилей хочет очистить дорогу молодой науке от авторитаризма удушающей традиции как эпистемологического препятствия, блокирующей развитие науки. Это "похороны... псевдофилософии", но не похороны традиции как таковой. И это настолько верно, что, хотя и с оговорками, можно сказать, что он является последователем Платона в философии и Аристотеля в методе.
4. Независимую от веры, в отличие от догматического знания, науку Галилей воспринимает в духе реализма. Как и Коперник, Галилей рассуждает не как "чистый математик", а как физик; он более "философ" (т.е. "физик"), нежели математик. Другими словами, наука, по мнению Галилея, - не набор инструментов, полезных для составления прогнозов; она, скорее, дает истинное описание действительности: сообщает нам, "как перемещается небо". Как говорилось выше, суть конфликта между Галилеем и Церковью коренится главным образом именно в реалистской концепции науки.
233
5. Но наука может дать достоверное описание действительности, достигать объектов и, таким образом, быть объективной только при условии, что она в состоянии проводить фундаментальное различие между объективными и субъективными качествами тел, иными словами, при условии, что наука описывает объективные качества тел как количественные и поддающиеся измерению (доступные общественному контролю) и исключает человека с его субъективными свойствами. В "Пробирных дел мастере" мы читаем: "Между тем я хорошо чувствую, как меня влечет потребность, стоит только мне начать размышлять о какой-нибудь материи или телесной субстанции, одновременно думать о ее форме, о том, большая она или маленькая в сравнении с другими субстанциями, находится ли она в том или другом месте, в то или другое время, движется она или неподвижна, соприкасается ли она с другим телом, одна она или их несколько или даже много, и никаким воображением я не могу отделить ее от этих обстоятельств; но должна ли она быть белой или красной, горькой или сладкой, глухой или немой, обладать приятным или неприятным запахом, - я осознаю, что мой мозг не в силах воспринять ее во всех этих деталях; более того, не будь чувств, одним рассуждением или воображением никогда бы ничего нельзя было достигнуть". Иными словами, цвет, запах, вкус и т.д. - это субъективные качества; их нет в объекте, а есть только в воспринимающем субъекте, как щекотка - не в перышке, а в чувствующем ее субъекте. Наука объективна, потому что она интересуется не субъективными свойствами, меняющимися в зависимости от воспринимающего их человека, но теми характеристиками предметов, которые, будучи доступны исчислению и измерению, одинаковы для всех. Наука не стремится к "скрытой сущности природных субстанций". Более того, пишет Галилей, "выявление сущности я считаю столь же невозможным и тщетным как в отношении близких элементарных субстанций, так и далеких небесных; и мне кажется, что я в равной степени не могу постигнуть сущности Земли, как и Луны, элементарных облаков и пятен на Солнце".
Итак, ни субъективные качества, ни сущность вещей не составляют объекта науки. Последняя должна удовлетвориться "постижением некоторых их проявлений"; так, например, "если тщетны попытки исследовать сущность солнечных пятен, это не значит, что некоторые их проявления - такие, как место, движение, форма, величина, светонепроницаемость, изменчивость, возникновение и исчезновение - не могут быть изучены". Словом, наука - это объективное знание, знание объективных свойств тел; качества могут быть определены по количественным параметрам и доступны измерению.
234
6. Наука описывает действительность: это познание (а не "псевдофилософия") по той причине, что описывает объективные (т.е. первичные) качества тел, а не субъективные (вторичные). Но - и это кульминационная точка мысли Галилея - такая наука о действительности, объективная и доступная измерениям, возможна потому, что книга природы "написана языком математики". Все в том же "Пробирных дел мастере" находим: "Философия записана в этой огромной книге, которая постоянно открыта перед нашими глазами (я говорю о Вселенной), но, чтобы ее понять, надо научиться понимать язык и условные знаки, которыми она написана. Она написана на языке математики, а ее буквы - треугольники, круги и другие геометрические фигуры; без них невозможно понять ни слова, без них - тщетное блуждание по темному лабиринту". Перед нами экспликация метафизики Платона, спроецированной на галилеевскую науку. "Если ты отводишь математике наивысшее положение, приписываешь ей реальную ценность и доминирующую позицию в физике, ты - последователь Платона" - так пишет Койре. Очевидно, для Галилея и его последователей "математика означала платонизм", а "Диалог" и "Беседы" дают истории открытия или, скорее, дешифровки языка Природы. Они объясняют нам теорию экспериментального исследования, в котором формулировка постулатов и выведение следствий предшествуют и направляют наблюдение. Наблюдение же, по крайней мере для Галилея, - проверка "факта". Новая наука для него - сверка платонизма с "опытом".
7. Хотя "выявление сущности" и невозможно, определенный эссенциализм все же присутствует в философии науки Галилея. Человек не может знать всего; а в доступных ему "природных субстанциях" "истинная внутренняя сущность" скрыта, и тем не менее человек обладает некоторыми определенными знаниями, не подлежащими пересмотру (в этом заключается эссенциализм Галилея): "Имеет смысл обратиться к философскому разграничению, выделяя в понятии "понимание" две разновидности - интенсивное и экстенсивное. С точки зрения экстенсивного понимания (потенциально бесконечного множества объектов), человеческое понимание практически мизерно, даже если человек понимает тысячу вещей: ведь тысяча в сравнении с бесконечностью все равно что ноль. Термин "интенсивное понимание" предполагает, что человеческий интеллект воспринимает некоторые вещи столь глубоко и эти знания столь надежны, что они соответствуют самой природе вещей; таковы чисто математические науки, т.е. геометрия и арифметика, о которых
235
Божественный разум знает бесконечно много, но в части немногого, что воспринято человеческим разумом, я полагаю, это знание приравнивается к Божественному в том, что касается объективной определенности, поскольку осознается его необходимость, и важнее ничего не может быть". Если знания в области геометрии и математики являются определенными, необходимыми и надежными, если, с другой стороны, книга Природы записана на языке геометрии и математики, если знание раскрывает язык Природы, - всякому понятно, какие надежды возлагал Галилей на разум и научное знание.
8. Очевидно, заострение внимания на объективных, первичных качествах тел влечет за собой целый рад последствий: а) это исключает человека из универсума физических исследований; б) исключение человека влечет за собой исключение целого мира объектов, находящихся в иерархической связи, замыкающейся на человеке; в) исключается качественный анализ, предпочтение отдается количественному; г) конечные цели заменяются механическими и действующими причинами. Иными словами, физический мир Галилея совершенно отличен от аристотелевского.
Вот некоторые примеры, демонстрирующие различие между "миром" Галилея и "миром" Аристотеля. В "Диалоге" Симплиций утверждает, что "никакая вещь не создана напрасно и не является праздной во Вселенной", мы наблюдаем прекрасный порядок планет, расположенных вокруг Земли так, чтобы оказывать на нее благотворное влияние", и как же можно, - не отрицая заботы Бога об интересах человека, "вставлять... между крайней орбитой Сатурна и звездной сферой обширнейшее пространство без единой звезды, избыточное и пустое? с какой целью? для чьей пользы и удобства?" Но ему тут же отвечает Сальвиати: "Когда мне говорят, что огромное пространство между орбитами планет и звездной сферой бесполезно и пусто, что такое огромное пространство избыточно для размещения неподвижных звезд, что это выше всякого нашего понимания, я нахожу дерзостью желание судить по нашим слабым рассуждениям о делах Бога и называть пустым и избыточным все то пространство вселенной, которое не служит непосредственно нам". Детерминистская и механистическая вселенная Галилея - это уже не антропоцентрическая вселенная Аристотеля, ориентированная на потребности человека. Ее геометрический характер скрыт от человека.
236
9. В последнюю очередь Галилей доказывает пустоту и прямо-таки невосприимчивость аристотелевских понятий. Так, например, обстоит дело с идеей "совершенства" некоторых движений и форм. По мнению последователей Аристотеля, Луна не могла иметь гор и долин; они лишили бы ее той совершенной сферической формы, которая свойственна небесным телам. Однако Галилей обращает внимание на следующее: "Это суждение достаточно затерто перипатетическими школами, но я сомневаюсь в его действенности, хотя оно и укоренилось в головах людей, не будучи доказанным и необходимым; наоборот, я скорее склонен его считать нечетким и неопределенным. Прежде всего, я не уверен в том, что сферическая форма более или менее совершенна, нежели прочие. Об этом можно говорить лишь в определенных случаях, например, когда требуется способность вращаться во все стороны, сферическая форма является самой совершенной, и потому глаза и головки бедренных костей созданы природой совершенно сферическими; напротив, для тела, которое должно оставаться стабильным и неподвижным, такая форма будет самой несовершенной; и кто при строительстве стен станет пользоваться камнями сферической формы, поступит наихудшим образом, а совершенными будут здесь камни, имеющие углы". Таким образом, Галилей показывает бессмысленность понятия "абсолютного", в то же время он выявляет его действенность в эмпирическом плане, где оно становится относительным: идея "совершенства" работает только в "определенных случаях", т.е. с точки зрения определенной цели вещь более или менее совершенна, в зависимости от того, насколько она приспособлена к заранее поставленной цели.
Проблема метода: "чувственный опыт" и (или?) "необходимые доказательства"
В письме к госпоже Христине Лотарингской Галилей пишет: "Мне кажется, что в диспутах о проблемах природы не следует начинать с авторитета Священного Писания, но с чувственного опыта и необходимых доказательств". А также: "Мне кажется, что природные явления, которые открывает перед нашими глазами чувственный опыт или в которых убеждают нас необходимые доказательства, никоим образом не должны быть подвергнуты сомнению или осуждены отрывками из Священного Писания, где, как представляется, говорится иначе. В этих фразах заключена суть научного метода по Галилею. Наука есть то, что она есть, т.е. объективное познание со всеми его специфическими чертами, которые мы уже анализировали
237
выше, именно потому, что она развивается на основе точного метода, именно потому, что утверждает и обосновывает свои теории посредством правил, составляющих научный метод. А он, по мнению Галилея, состоит в "чувственном опыте" и "необходимых доказательствах". Первое - это опыт, обретаемый чувствами, в наблюдениях, особенно визуальных; второе - это аргументы некоторой гипотезы (например, физико-математического определения равномерного движения), из нее выводятся следствия, которые подлежат проверке. И как Галилей пытался с помощью подзорной трубы усилить и усовершенствовать природное зрение, так, особенно в преклонном возрасте, он признавал, что Аристотель в "Диалектике" учил нас быть "осторожными и избегать ошибок в рассуждениях", устами Сальвиати Галилей говорит: "Логика - это органон философии". Итак, с одной стороны, призыв к наблюдениям, фактам, "чувственному опыту", а с другой - подчеркивание роли "математических гипотез" и логической силы, с помощью которой из них извлекаются следствия.
Но вот проблема, о которую споткнулись ученые: каково соотношение "чувственного опыта" и "необходимых доказательств"? Типичная для философии, эта проблема стоит перед Галилеем. Основывая науку на опыте, Галилей ссылается на Аристотеля, который "предпочитает... чувственный опыт всем рассуждениям"; и сам Галилей недвусмысленно заявляет: "То, что показывают опыт и чувства, следует предпочитать любому рассуждению, хотя бы оно и казалось нам хорошо обоснованным". Однако несмотря на эти четкие заявления, иногда кажется, что Галилей предпочитает опыту рассуждение и подчеркивает важность "предположений" в противовес наблюдениям. Так, например, в письме от 7 января 1639 г. к Джованни Баггиста Балиани он пишет: "Но, возвращаясь к моему трактату о движении, доказательство по поводу движения определено ex suppositione и если выводы не будут соответствовать случаям природного движения, для меня это не имеет существенного значения, поскольку ничто не нарушает доказательств Архимеда, что в природе нет ничего, что бы двигалось по спирали". Итак, проблема: с одной стороны, Галилей основывает науку на опыте, с другой - кажется, что он осуждает опыт от имени "рассуждения".
238
В этой ситуации мнения интерпретаторов и исследователей научного метода разделились. Некоторые увидели в "чувственном опыте" и "точных доказательствах" антитезу опыта и рассуждения; Другие, не видя антитезы, считают, что таким образом Галилей выражает "полное понимание... различия между математической дедукцией и физическим доказательством"; третьи, подчеркивая роль наблюдения, считают Галилея сторонником индуктивного метода; но есть и такие, кто, наоборот, считает, что он был рационалистом дедуктивистского толка, более верящим в силу разума, чем в возможности наблюдения. Возможно, Галилей, в зависимости от потребностей момента, не смущаясь, использует то индуктивный, то дедуктивный метод. Кажется правомерным утверждать, что "чувственный опыт" и "необходимые доказательства" - это два взаимопроникающих ингредиента, вместе составляющих научный опыт. Ординарные наблюдения могут быть ошибочными, и Галилей хорошо это знал. Он всю жизнь боролся против фактов и наблюдений, осуществляемых в свете того, что являлось общепринятым мнением. Но научный опыт не может быть сведен и к теории или совокупности предположений, лишенных какого-либо контакта с действительностью: Галилей хотел больше быть физиком, нежели математиком, 7 мая 1610 г. он пишет Белисарио Винта письмо, оговаривая в нем условия своего переезда во Флоренцию: "Наконец, что касается названия моей должности, я бы хотел, чтобы кроме титула - "Математик" Вы добавили "Философ", ибо я должен сказать, что в моей жизни я отдал больше лет занятиям философией, чем месяцев - чистой математикой".
Итак, "чувственный опыт" и "необходимые доказательства", а не то или другое. Взаимопроникая и исправляя друг друга, они создают научный опыт, который не заключается только в голом, пассивном наблюдении или чистой теории. Научный опыт - это эксперимент. В этом заключается великая идея Галилея. Таннери и Дюгейм, среди прочих, показали, что физика Аристотеля, а также Буридана и Николы Оресма была очень близка к опыту общепринятого мнения. Чего нельзя сказать о Галилее: опыт Галилея - это эксперимент, а "эксперимент - это методичное исследование природы, что требует особого языка для формулировки словаря, который позволил бы читать и интерпретировать ответы. По Галилею, как известно, мы должны, разговаривая с Природой, получить от нее ответы в виде кривых линий, кругов, треугольников на языке математики, а точнее - геометрии, а не общепринятого мнения" (А. Койре).
239
Yandex.RTB R-A-252273-3- Часть первая гуманизм и возрождение
- Глава первая мысль эпохи гуманизма и возрождения и ее основные характеристики Историографическое значение термина "гуманизм"
- Историографическое значение термина " Возрождение "
- Хронологические границы и существенные характеристики гуманистико-возрожденческого периода
- Гермес Трисмегист и Corpus Hermeticum в их исторической реальности и возрожденческой интерпретации
- Зороастризм эпохи Ренессанса
- Орфей Ренессанса
- Колюччо Салютати
- Этико-политические дебаты гуманистов кватроченто л. Бруни, п. Браччолини, л. Б. Альберти Леонардо Бруни
- Поджо Браччолини
- Леон Баттиста Альберти
- Другие гуманисты кватроченто
- Неоэпикуреизм Лоренцо Балла
- Возрожденческий неоплатонизм Краткие сведения о платоновской традиции и византийских ученых XV века
- Николай Кузанский: ученое незнание в отношении к бесконечному Жизнь, работы и культурные связи Кузанского
- Ученое незнание
- Отношение между Богом и универсумом
- Человек как микрокосм
- Марсилио Фичино и платоновская Академия во Флоренции Место Фичино в культуре Возрождения
- Фичино в качестве переводчика
- Достижения философской мысли Фичино
- Достижения магической доктрины Фичино
- Пико делла Мирандола между платонизмом, аристотелизмом, Каббалой и религией Позиция Пико
- Пико и Каббала
- Пико и доктрина достоинства человека
- Франческо Патрици
- Аристотелизм эпохи Возрождения Проблемы аристотелевской традиции в эпоху гуманизма
- Пьетро Помпонацци и споры о бессмертии
- Возрождение скептицизма Новая жизнь эллинистической философии
- Мишель Монтень и скептицизм как основа мудрости
- Глава третья возрождение и проблемы религии и политики Возрождение и религия Эразм Роттердамский и "философия Христа"
- Гуманистическая концепция христианской философии
- Концепция "глупости" Эразма
- Мартин Лютер Лютер и его отношение к философии и возрожденческому гуманизму
- Черты теологии Лютера
- Черты пессимизма и иррационализма в мышлении Лютера
- Ульрих Цвингли, реформатор из Цюриха
- Кальвин и Женевская реформа
- Другие теологи реформации и представители протестантизма
- Контрреформация и католическая реформа Историографические концепции контрреформации и католической реформы
- Тридентский Собор
- Новое появление схоластики
- Возрождение и политика Никколо Макиавелли и теоретизация автономии политики
- Реализм Макиавелли
- Свобода и судьба
- "Добродетель" древней римской республики
- Макиавелли (тексты) Государь
- Гвиччардини и Ботеро
- Томас Мор и "Утопия"
- Жан Боден и абсолютизм власти государства
- Гуго Гроций и обоснование естественного права
- Томас Мюнцер (тексты) Толкование первой главы Евангелия от Луки
- Обращение к несчастному христианскому люду
- Пражское воззвание
- Леонардо между Возрождением и Новым временем
- "Умозрительное рассуждение" и "опыт"
- Бернардино Телезио: исследование природы согласно ее собственным принципам Жизнь и творчество
- Новизна физики Телезио
- Собственные принципы природы
- Человек как природная реальность
- Природная мораль (этика)
- Божественная трансценденцня и душа как сверхчувственное существо
- Джордано Бруно: религия как метафизика бесконечного и "героический энтузиазм" Жизнь и творчество
- Искусство запоминания (мнемотехника) и магико-герметическое искусство
- Вселенная Бруно и ее значение
- Бесконечность Всего и смысл, который Бруно сообщил коперниканской революции в концепции Бруно бесконечное становится, как уже было сказано, символическим числом.
- "Героические энтузиасты"
- Заключение
- Томмазо Кампанелла: натурализм, магия и тревожное ожидание всеобщей реформы Жизнь и творчество Фигура Томмазо Кампанеллы появляется на закате эпохи Возрождения.
- 1. Период юности полон приключений. Неудовлетворенный аристотелизмом и томизмом, Кампанелла перечел сочинения многих философов (как древних, так и современных) Запада и Востока.
- Природа и смысл философского познания и переосмысление сенсуализма Телезио
- Самопознание
- Метафизика Кампанеллы: три первоосновы бытия
- Панпсихизм и магия
- "Город Солнца"
- Заключение
- Глава пятая научная революция Общая характеристика
- 3. Научная революция "открыла дорогу категориям, методам, институтам, способу мышления, связанным с феноменом, который мы стали называть современной наукой" (Паоло Росси).
- Формирование нового типа знания, требующего союза науки и техники
- Ученые и ремесленники
- Новая "форма знания" и новая "фигура ученого"
- Оформление научного инструментария и его использования
- Научная революция и магико-герметическая традиция Присутствие и отторжение магико-герметической традиции
- Характеристики астрологии и магии
- И. Рейхлин и каббалистическая традиция; Агриппа: "белая магия" и "черная магия"
- Ятрохимическая программа Парацельса
- Три итальянских "мага": Фракасторо, Кардано, делла Порта
- Николай Коперник и новая парадигма гелиоцентрической теории Философское значение "коперниканской революции"
- Николай Коперник: формирование ученого
- Коперник: общественная деятельность
- "Первое повествование" Ретика и инструментальная интерпретация Оссиандером деятельности Коперника
- Реализм и неоплатонизм Коперника
- Проблемы астрономии до Коперника
- Теория Коперника
- Коперник и отношения между традицией и революцией
- Тихо Браге: ни старая расстановка Птолемея, ни нововведения великого Коперника Тихо Браге: улучшение инструментария и техники наблюдений
- Тихо Браге отрицает существование материальных сфер
- Ни Птолемей, ни Коперник
- Система Тихо Браге: реставрация с семенами революции
- Иоган Кеплер: переход от "круга" к "эллипсу" и математическая систематизация теории Коперника Кеплер - преподаватель в Граце: Mysterium cosmographicum
- Кеплер - придворный математик в Праге: "Новая астрономия" и "Диоптрика"
- Кеплер в Линце: "Рудольфинские таблицы" и "Гармония мира"
- "Космографическая тайна": в поисках божественного математического порядка небес
- От "круга" к "эллипсу". "Три закона Кеплера"
- Солнце как причина движения планет
- Глава пятая научная революция Драма Галилея и основание современной науки Галилео Галилей: жизнь и творчество
- Галилей и вера в подзорную трубу
- "Звездный вестник" и подтверждение системы Коперника
- Эпистемологические корни разногласия между Галилеем и Церковью
- Реализм Галилея против инструментализма Беллармино
- Несоразмерность науки и веры
- Первый суд
- "Диалог о двух главнейших системах" и поражение космологии Аристотеля
- Второй суд: осуждение и отречение
- Последняя большая работа
- Галилеевский образ науки
- "Опыт" - это "эксперимент"
- Роль мысленных экспериментов
- Система мира, методология и философия в творчестве Исаака Ньютона Философское значение творчества Ньютона
- Жизнь и творчество
- "Правила философствования" и "онтология", которую они предполагают
- Порядок мира и существование Бога
- "Гипотез не измышляю"
- Великий мировой механизм
- Механика Ньютона как программа исследований
- Открытие исчисления бесконечно малых величин и спор с Лейбницем
- Ньютон (тексты) Четыре правила экспериментального метода
- Бог и мировой порядок
- Науки о жизни Развитие анатомических исследований
- Уильям Гарвей: открытие кровообращения и биологический механицизм
- Франческо Реди против теории самозарождения
- Академии и научные общества Академия Линчеи и академия Чименто
- Лондонское Королевское общество и Королевская академия наук во Франции
- Часть четвертая бэкон и декарт развитие философской мысли в теоретическом и социальном аспектах в сравнении с научной революцией
- Глава шестая фрэнсис бэкон, философ промышленной эры Фрэнсис Бэкон: жизнь и деятельность
- Почему Бэкон критикует магов и алхимиков
- Почему Бэкон критикует традиционную философию
- Почему Бэкон критикует традиционную логику
- Антиципации и интерпретации природы
- Теория идолов
- Социология познания, герменевтика и эпистемология
- Цель науки: открытие "форм"
- Индукция путем элиминации
- Experimentum crucis ("Решающий аргумент")
- Бэкон против чистого техницизма
- Глава седьмая декарт - основатель современной философии
- Жизнь и творчество
- Опыт крушения культуры
- Правила метода
- Сомнение как метод
- Существование и роль Бога
- Мир как машина
- Революционные последствия механицизма
- Рождение "аналитической геометрии"
- Душа и тело
- Правила морали
- Декарт (тексты) Правила метода
- Правила нового метода
- Новая математическая модель знания
- Применение метода к философии
- Душа и тело
- Часть пятая великие метафизические построения. Окказионализм, спиноза и лейбниц
- Глава восьмая метафизика окказионализма и мальбранш Предшественники окказионализма
- Мальбранш и развитие окказионализма Жизнь и сочинения Мальбранша
- Постижение истины и видение вещей в Боге
- Отношения между душой и телом
- Значение философии Мальбранша
- Глава девятая спиноза и метафизика монизма и пантеистического иммантеизма Жизнь и сочинения Спинозы
- Поиск истины, придающей смысл жизни
- Концепция Бога как ось философии Спиозы Геометрический порядок
- "Субстанция", или Бог Спинозы
- "Атрибуты"
- Спиноза о параллелизме между ordo idearum и ordo rerum
- Познание Три рода познания
- 3. Третий род познания получил у Спинозы наименование интуитивного; он заключается в видении вещей исходящими от Бога.
- Адекватное познание любой реальности подразумевает Бога
- В формах адекватного познания нет места для случайности, все оказывается необходимым
- Моральные следствия адекватного познания
- IV. И, наконец, это учение объясняет, каким образом надо управлять гражданами, чтобы они не были рабами, а свободно исполняли свой долг".
- Нравственный идеал Спинозы и amor dei intellectualis
- Геометрический анализ страстей
- Попытка Спинозы встать "по ту сторону добра и зла"
- Познание как освобождение от страстей и основа добродетели
- Познание sub specie aeternitatis и amor Dei intellectualis
- Концепции религии и государства Спинозы
- Государство как гарантия свободы
- Глава десятая лейбниц: метафизика плюрализма и предустановленная гармония Жизнь и сочинения Лейбница
- Вечная философия и новые философы
- "Финализм" и "субстанциальные формы" Новое значение "финализма"
- Новое значение субстанциальных форм
- Опровержение механицизма и учение о монадах "Примечательная ошибка" Декарта
- Следствия из открытия Лейбница
- Основы монадологической метафизики
- Природа монады
- Каждая монада представляет вселенную
- Принцип тождества неразличимых
- Закон непрерывности и его метафизическое значение
- Монады и строение вселенной
- Объяснение материальности и телесности монад
- Объяснение строения живых организмов
- Отличие духовных монад от остальных
- Предустановленная гармония
- Бог и лучший из возможных миров
- Истины разума, истины факта и принцип достаточного основания
- Теория познания: виртуально врожденные идеи как новая форма "припоминания"
- Человек и его судьба
- Часть шестая развитие эмпиризма
- Глава одинадцатая томас гоббс: теория политического абсолютизма Жизнь и сочинения Гоббса
- Концепция философии и ее разделов
- Номинализм, конвенцианализм и чувственный опыт у Гоббса
- Принцип телесности и механицизм
- Теория абсолютного государства
- Гоббс (тексты) Рассуждать значит рассчитывать
- Три закона природы
- Глава двенадцатая джон локк и создание критического эмпиризма Жизнь и сочинения Локка
- Задача и программа "Опыта о человеческом разуме"
- Принцип опыта и критика теории врожденных идей
- Учение Локка об идеях и его общая основа
- Критика идеи субстанции, сущности и универсалий и язык науки
- Познание, его значение и границы
- Вероятность и вера
- Морально-политическая доктрина
- Религия, разум и вера
- Заключение
- Джон Локк (тексты) Ошибочно полагать, что в душе наличествуют врожденные принципы
- Недостаточность аргумента всеобщего согласия
- Идея - объект мысли
- Два источника человеческого познания
- Так называемые спекулятивные принципы не суть предмет всеобщего согласия
- Три вида телесных качеств
- Врожденных практических принципов не существует
- Собственность
- Глава тринадцатая джорж беркли: гносеология номинализма в роли обновленной апологетики Жизнь и научное наследие Беркли
- "Философские заметки" и "программа исследований" Беркли
- Теория зрения и мысленное конструирование "предметов"
- Объектами нашего знания являются идеи, а они суть ощущения
- Почему абстрактные идеи являются иллюзией
- Различие между первичными и вторичными качествами ложно
- Критика идеи материальной субстанции
- Великий принцип: esse est percipi
- Бог и законы природы
- Беркли - предшественник Маха
- Джордж Беркли (тексты) Идеи суть предметы нашего познания
- Esse est percipi - существовать значит воспринимать
- Абстрактные идеи иллюзорны
- Критика разведения первичных и вторичных качеств
- Критика идеи моральной субстанции
- Глава четырнадцатая дэвид юм и иррационалистический эпилог эмпиризма Жизнь и сочинения Юма
- "Новое поприще философии", или "наука о человеческой природе"
- Впечатления и идеи. Принцип ассоциации
- Отрицание общих понятий и номинализм Юма
- Отношения между идеями и "факты"
- Критика понятия причинности
- Критика материальной и духовной субстанций
- Теория аффектов и отрицание свободы и практического разума
- Внерациональная основа нравственности
- Религия и ее иррациональная основа
- Вырождение эмпиризма в скептический разум
- Глава пятнадцатая либертинизм. Гассенди: скептический эмпиризм и защита религии. Янсенизм и пор-рояль Либертинизм
- Либертинизм эрудитов и светский либертинизм
- Пьер Гассенди: эмпирик-скептик в защиту религии Полемика против аристотелевско-схоластической традиции
- Почему мы не знаем сущностей и почему схоластическая философия вредит вере
- Гассенди против Картезия
- Почему и как Гассенди возвращается к Эпикуру
- Янсенизм и Пор-рояль Янсений и янсенизм
- Логика и лингвистика Пор-Рояля
- Глава шестнадцатая блез паскаль. Автономия разума, ничтожество и величие человека. Дар веры и его разумность Страсть к науке
- "Первое" и "второе" обращение
- Паскаль в Пор-Рояле
- "Письма к провинциалу"
- Демаркация научного знания и религиозной веры
- Научный разум между традицией и прогрессом
- Идеал научного знания и правила построения аргументации
- Esprit de geometrie и esprit de finesse дух геометрии и дух утонченности
- Величие и нищета человека
- "Дивертисмент"
- Беспомощность разума в обосновании ценностей и недоказуемость существования Бога
- "Без Христа не постичь ни жизни, ни смерти, ни Бога, ни себя"
- Против "Картезия, бесполезного и неточного"
- "Спорим на Бога"?
- Глава семнадцатая джамбаттиста вико и обоснование "сотворенного людьми гражданского мира" Жизнь и сочинения
- Границы знания "новых философов"
- Verum-Factum и открытие новой истории
- Вико против истории философов
- Вико против истории историков
- "Четыре автора" Вико
- Единство и различия философии и филологии
- Истина, которой философия оснащает филологию
- Точность, сообщаемая филологией философии
- Люди как герои истории и гетерогенность целей
- Три возраста истории
- Язык, поэзия и миф
- Провидение и смысл истории
- Исторические колебания
- Вико (тексты) Философия и филология как основные разделы новой науки Национальная спесь и высокомерие ученых
- Философия и основания истины
- Филология и основания достоверного
- Принципы поэтической теологии и исторической мифологии
- Сущность мифов
- 4. Происхождение языков и всеобщий этимологический принцип
- Часть восьмая разум в культуре просвещения Глава восемнадцатая разум в культуре эпохи просвещения Девиз эпохи просвещения: "имей мужество пользоваться собственным умом"
- Просветители о разуме
- "Просветительский разум" против метафизических систем
- Атака на "суеверия" "позитивных" религий
- "Разум" и естественное право
- Просвещение и буржуазия
- Как просветители распространяли "свет"
- Просвещение и Неоклассицизм
- Просвещение, истории и традиции
- Пьер Бейль: задача историка - в выявлении ошибок
- Часть девятая развитие просветительского разума во франции, англии, германии и италии
- Глава девятнадцатая просвещение во франции Энциклопедия
- Цели и принципы "Энциклопедии"
- Д'Аламбер и философия как "наука о фактах" "Философский век" и "век эксперимента и анализа"
- Деизм и естественная мораль
- Дени Дидро: от деизма к материализму Деизм против атеизма и позитивной религии
- Всё есть материя в движении
- Кондильяк и гносеология сенсуализма Жизнь и творчество
- Ощущение как основа познания
- "Статуя, внутренне устроенная, как мы", и построение человеческих функций
- Вредный "жаргон" метафизиков и хорошо составленный язык науки
- Традиция и воспитание
- Просветительский материализм: Ламерти, Гельвеций, Гольбах Ламетри и его труд "Человек-машина"
- Гельвеции: ощущение как начало умственных способностей, а интерес - начало морали
- Гольбах: "Человек - это творение природы"
- Вольтер: борьба за терпимость Жизнь и творчество Вольтера
- Зашита деизма от атеизма и теизма
- "Защита человечества" от "возвышенного мизантропа" Паскаля
- Против Лейбница и его "лучшего из возможных миров"
- Основы веротерпимости
- "Дело Каласа" и "Трактат о веротерпимости"
- Монтескье: условия свободы и правовое государство Жизнь и сочинения Монтескье
- Соображения об исключительном значении наук
- "Персидские письма"
- "О духе законов"
- Разделение властей - это когда одна власть может остановить другую
- Жизнь и сочинения
- Человек в "естественном состоянии"
- Руссо против энциклопедистов
- Руссо-просветитель
- "Общественный договор"
- "Эмиль", или Педагогический путеводитель
- Естественность религии
- Глава двадцатая английское просвещение Спор о деизме и религии откровения Джон Толанд: христианство без тайн
- Сэмюэль Кларк и доказательство существования необходимого и независимого Существа
- Энтони Коллинз и защита "свободомыслия"
- Мэтью Тиндаль и сведение Откровения к естественной религии
- Джозеф Батлер: естественная религия фундаментальна, но это не все
- Этика английского просвещения Шефтсбери и автономия морали
- Фрэнсис Хатчесон: наилучшее действие обеспечивает наибольшее счастье наибольшему числу людей
- Дэвид Гартли: "физика разума" и этика на психологической основе
- Бернард Мандевиль и "Басня о пчелах, или пороки частных лиц - блага для общества" Когда частный порок становится общественной добродетелью
- Когда частная добродетель ведет общество к гибели
- Бернард Мандевиль (тексты) Частные пороки и общественные добродетели
- "Шотландская школа" "здравого смысла" Томас Рид: человек как культурное животное
- Рид и теория интеллекта
- Рид: реализм и здравый смысл
- Дугальд Стюарт и условия философской аргументации
- Томас Браун: философия духа и искусство сомнения
- Глава двадцать первая немецкое просвещение Немецкое Просвещение: характеристики, предшественники, социокультурная среда Характеристики
- Источники
- Э. В. Фон Чирнхауз: ars inveniendi как вера в разум
- 2) Некоторые вещи доступны нашему восприятию, другие - нет;
- Христиан Томазий: различие между правом и моралью
- Пиетизм и его связи с Просвещением
- Фридрих II и политическая ситуация
- "Энциклопедия знания" Христиана Вольфа
- Александр Баумгартен и обоснование эстетической систематики
- Герман Самюэль Реймарус: натуральная религия против религии откровения
- Мозес Мендельсон и существенное различие между религией и государством
- Готхольд Эфраим Лессинг и "Страсть к истине" Лессинг и проблема эстетики
- Лессинг и проблема религии
- Глава двадцать вторая итальянское просвещение Истоки Итальянского Просвещения Антиклерикализм Пьетро Джанноне
- Людовико а. Муратори и защита "хорошего вкуса", т.Е. Критического взгляда на вещи
- Просветители Ломбардии
- Пьетро Верри: "Добро рождается из зла"
- Алессандро Верри: недоверие - "ласточка истины"
- Чезаре Беккариа: против пыток и смертной казни
- Беккариа (тексты) Против смертной казни
- Неаполитанское Просвещение Антонио Дженовези: первый итальянский профессор политической экономии
- Фердинандо Галиани: автор трактата "о деньгах"
- Гаэтано Филанджери: разумные и универсальные законы должны учитывать состояние нации
- Часть десятая кант и обоснование трансцендентальной философии
- Глава двадцать третья кант и поворот к философской критике Жизненный путь и сочинения Канта
- Сочинения Канта
- Духовная перспектива докритического периода
- "Великий свет" 1769 г. И Диссертация 1770 г.
- "Критика чистого разума"
- "Коперниканская революция" Канта
- Трансцендентальная эстетика (теория чувственного познания и априорных форм)
- Трансцендентальная аналитика и теория априорных форм рассудочного познания
- Категории и их дедукция
- Cogito, или трансцендентальная апперцепция
- Трансцендентальный схематизм и трансцендентальное обоснование ньютоновской физики
- Различие между феноменом и ноуменом (вещью в себе)
- Трансцендентальная диалектика
- Способность разума в специфическом смысле и идеи разума в кантианском смысле
- Рациональная психология и паралогизмы разума
- Рациональная космология и антиномии разума
- Рациональная теология и традиционные доказательства существования Бога
- 3. Третье доказательство названо физико-теологическим: из разнообразия, порядка, целесообразности и красоты мира выводится существование Бога как высшего и наисовершенного существа.
- Регулятивное использование идей разума
- "Критика практического разума" и кантианская этика Понятие "практического разума" и цель новой "Критики"
- Моральный закон как категорический императив
- Сущность категорического императива
- Формулы категорического императива
- Свобода как условие и основание морального закона
- Принцип автономии морали и его смысл
- Моральное благо и типология суждения
- "Ригоризм" и кантианский гимн долгу
- Постулаты практического разума и примат его над чистым разумом
- "Критика способности суждения" Положение третьей "Критики" по отношению к двум предыдущим
- Способность суждения определяющая и способность суждения рефлектирующая
- Эстетическая способность суждения
- Понятие возвышенного
- Телеологическая способность суждения и выводы из "Критики способности суждения"
- Звездное небо надо мной и моральный закон во мне
- Кант (тексты) "Критика чистого разума" о различении аналитических и синтетических суждений
- Аналитические суждения
- Апостериорные синтетические суждения
- Синтетические априорные суждения
- Математика основана на синтетических априорных суждениях
- Физика основана на априорных синтетических суждениях
- И метафизика должна основываться на синтетических априорных суждениях
- Главная проблема чистого разума
- Коперниканская революция Канта
- Человеческая способность познавать не может выйти за пределы возможного опыта
- Безусловное как предмет метафизики
- Безусловное доступно человеку только в сфере чистого разума
- В каком смысле можно правильно осмыслить свободу
- Критическое ограничение научного знания дает пространство для веры
- Трансцендентальная эстетика
- Пространство и время как чистые априорные формы интуиции
- Из пространства как чистой интуиции происходят другие синтетические знания
- Время как чистая априорная интуиция
- Трансцендентальная эстетика: общие наблюдения
- Пространство и время как чистые интуиции лежат в основе синтетических априорных суждений
- Трансцендентальная аналитика
- Синтез лежит в основе любого познания
- Чистые понятия рассудка, или категории
- 1. Количество Единство Множество Всеобщность 2. Качество Реальность Отрицание Ограничение 3. Модальность возможность-невозможность существование-несуществование необходимость-вероятность
- Трансцендентальная дедукция категорий
- Возможность синтетического объединения множества вообще
- Изначально синтетическое единство чистой априорной апперцепции
- Принцип синтетического единства апперцепции как высший принцип использования интеллекта
- Что такое объективное единство самосознания
- Функция категории - в применении к предметам опыта
- Хронологическая таблица