Отношения между душой и телом
Выше мы уже сказали, что Мальбранш не только отвергает традиционное понимание души как формы тела, но и, безусловно, развивает и усугубляет дуализм Декарта. Между душой и телом нет метафизического единства, следовательно, нет и взаимодействия. Душа мыслит свое тело, и она теснейшим образом связана с Богом. Любые действия души на тело в реальности представляют собой окказиональные причины, т.е. указывают на участие Бога.
То же самое можно сказать о пресловутых "воздействиях" тела на душу.
Выдержки из "Бесед" очень наглядно иллюстрируют философию Мальбранша:
Между двумя составляющими нас субстанциями нет необходимой связи. Свойства тела не могут своей силой изменять свойства духа. Однако модальности определенной части мозга, которую я вам не уточню, всегда повторяют модальности или ощущения души, и это происходит лишь вследствие законов единства этих двух субстанций, точнее говоря, вследствие постоянной и всегда действительной воли Творца наилего. Нет никакой причинной связи между телом и духом, равно как нет ее между духом и телом: более того, нет никакой причинной
342
связи одного тела с другим и одной души с другой. <...> Не спрашивайте меня, Арист, почему Бог желает соединять души с телами. Это - факт, но Его главные причины до сих пор не известны философии и, возможно, даже религия их не объясняет.
Но подумайте внимательно над заключительным ответом Теодора Аристу:
Таким образом, Арист, вы не можете сами пошевелить рукой, изменить позу, положение, привычку, сделать людям добро или причинить зло, внести во вселенную хоть малейшее изменение. Вот вы существуете в мире, совершенно бессильный, недвижный, как скала, тупой, как чурбан. Какое преимущество вы получите от этого воображаемого единства вашей души с телом, такого тесного, чтобы поддерживать контакт со всеми, кто вас окружает? Ни пошевелить пальцем, ни произнести даже слог; увы, если Бог не придет к вам на помощь, вы будете делать лишь тщетные усилия и замышлять бессильные желания; так подумайте немного, знаете ли вы, что надо сделать, чтобы произнести имя вашего лучшего друга или согнуть и разогнуть пальцы? <...> Значит, несмотря на единство души и тела, с таким удовольствием воображаемое, вы будете неподвижным и мертвым, если Бог не захочет согласовать Свое желание с вашим, Свою всегда действенную волю с вашей всегда бессильной. Вот вам, дорогой Арист, решение загадки. Дело в том, что создания напрямую соединены с Богом и зависят существенным образом непосредственно от него; поскольку они все одинаково бессильны, то абсолютно независимы одни от других. Конечно, можно сказать, что они соединены между собой и зависят друг от друга: согласен, но только надо бы оговорить, что это случается лишь как следствие неизменной и всегда действенной воли Создателя, только вследствие общих законов, установленных Богом. Его воля действенна и неизменна; вот откуда ко мне приходит любая сила и любая способность. Он захотел, чтобы у меня были определенные ощущения, определенные эмоции, когда в моем мозгу отпечатываются определенные впечатления, определенные потрясения. Он желает неустанно, чтобы свойства души и тела были взаимными: вот единство и естественная зависимость обеих частей, из которых мы состоим. Взаимное чередование наших свойств опирается на нерушимое основание Божественных законов, которые своей дей-
343
ствительностью сообщают силу как моему, так и любому другому телу, законов, которые своим постоянством и неизменностью соединяют меня с моим телом, моими друзьями, моим имуществом, со всем тем, что меня окружает. Бог соединил друг с другом все свои творения. Он подчинил одни из них другим, не придав им в то же время действенного характера. Тщетны претензии человеческой гордыни, они - химеры, порожденные невежеством философов! Поглощенные собственными усилиями в решении проблемы и задетые за живое своим поражением, они не признали невидимой активности Создателя, плодотворности Его законов, постоянную действенность Его волеизъявлений, бесконечную мудрость Его попечения. Прошу вас, не говорите больше, дорогой Арист, что ваша душа соединена с вашим телом теснее, чем с чем-либо другим, потому что душа непосредственно связана только с Богом, ибо Его законы представляют собой неразрывные узы всех частей вселенной и чудесное взаимоподчинение всех вещей.
По Мальбраншу, мы лучше знаем телесное, чем природу нашей души. Действительно, вечные истины и интеллигибельное пространство (т.е. архетипы физического мира) мы познаем в Боге и, следовательно, в состоянии априори получить целый ряд физических представлений. И наоборот, у нас нет знаний о душе через идею в Боге, но есть лишь знания о ней на основе некоего "внутреннего чувства".
"Внутреннее чувство" нам говорит, что мы существуем, мыслим, имеем желания, испытываем целый ряд привязанностей, - но не открывает нам метафизической природы духовного. Чтобы познать себя в своей сущности, следует найти архетип духовного бытия и раскрыть все вытекающие отсюда отношения таким же образом, как следствия из интеллигибельного пространства. Но все не так-то просто.
"Я, - пишет Мальбранш, - не ясен самому себе, моя субстанция и мои модусы затемнены, а Бог по многим причинам не счел уместным открыть мне идею, или архетип духовного".
Причины, по которым Мальбранш занимает такую позицию, ясны. Если бы у нас был архетип духовного, мы смогли бы построить нечто вроде духовной геометрии, которая помогла бы нам познать априори все, даже будущую совокупность психологического опыта во всех смыслах.
344
Однако нашему самосознанию открыта только минимальная часть нашего бытия.
Всё в Боге
Итак, мы познаем тела посредством идей (в Боге), а души - посредством чувств. А Бог познает это Сам в Себе. Суждение "Бог есть" верно, как верно суждение "я мыслю, следовательно, я существую". Мальбранш использует онтологическое доказательство, ссылаясь на атрибут бесконечности. "Если Бог мыслим, значит Он должен существовать".
Напомним некоторые его мысли о связи бесконечного Бога с конечным миром. Если Бог бесконечен, то содержит все в Себе. Еще неоплатоники говорили, что не душа в мире, но мир - в душе, а душа, в свою очередь, восходит к высшим сущностям, и всё - в Боге. Нечто подобное повторяет Мальбранш, расширяя мысль неоплатоников. Бог действителен не только во вселенной, но и выше, ибо Бог не останавливается на собственном творении, а, понимая, превосходит его. Именно благодаря необъятности, Он может быть всем во всём.
Вот отрывок диалога между Теодором и Аристом из "Бесед", выражающий эти мысли в художественной форме.
Теодор. Бог, или Бесконечно Совершенное Бытие, независим и неизменен. Он всемогущ, необходим, бесконечен. <...>
Арист. Он всемогущ, вечен, необходим; ладно, эти атрибуты подходят к Бесконечно Совершенному Существу, но почему бесконечен? Что вы хотите этим сказать?
Теодор. Я хочу сказать, что Божественная субстанция повсюду, не только во вселенной, но и бесконечно дальше нее, ибо не столько Бог в Своем творении, сколько, скорее. Его творение включено в Него и существует в субстанции, которую Он охраняет своей силой и всемогуществом. Именно в Нем мы находимся; в Нем мы обладаем жизнью и движением; как говорит апостол: In ipso vivimus, movemur et sumus.
Арист. Но Бог бестелесен, следовательно, не может быть рассеян повсюду.
345
Теодор. Именно потому, что бестелесен, Он может быть повсюду. Будь телесным, Он не мог бы проникать в тела так, как это делает; иначе мы бы имели противоречие наподобие равенства суммы двух отрезков одному, имеющему такую же длину, как каждый из этих двух. Поскольку субстанция бестелесна, она не локализована, как тела - от больших слонов до маленьких мошек.
Эта целокупностъ везде, где она есть, а находится она везде и всюду или, скорее, именно из нее все создано, ибо суть Творца - в Его интимной связи с созданием.
Сотворенное пространство относится к Божественной безмерности как время к вечности. Все, что выше последовательности времен, всегда есть Бог. В Его существовании нет ни прошлого, ни будущего, всегда только настоящее, неизменное, вечное. В субстанции нет ни большого, ни малого - все одинаково просто, бесконечно. Бог сотворил мир, но воля творить не ушла в прошлое; Бог меняет мир, но воля менять мир не относится к будущему. Творческая воля, ставшая и грядущая, неизменна. Одним словом, Бога не было и не будет, но Он есть всегда.
Его протяженность и продолжительность, если можно употребить эти слова, суть сама целокупность вечности в каждый из моментов. Точно так же Бога нет частично на небе и частично на земле. Он целиком везде в своей безмерности и во всех телах, во всех частях материи, даже если ее делить до бесконечности. Точнее говоря, не столько Бог в мире, сколько мир - в Его безмерности, как не вечность во времени, а время - часть вечности..."
- Часть первая гуманизм и возрождение
- Глава первая мысль эпохи гуманизма и возрождения и ее основные характеристики Историографическое значение термина "гуманизм"
- Историографическое значение термина " Возрождение "
- Хронологические границы и существенные характеристики гуманистико-возрожденческого периода
- Гермес Трисмегист и Corpus Hermeticum в их исторической реальности и возрожденческой интерпретации
- Зороастризм эпохи Ренессанса
- Орфей Ренессанса
- Колюччо Салютати
- Этико-политические дебаты гуманистов кватроченто л. Бруни, п. Браччолини, л. Б. Альберти Леонардо Бруни
- Поджо Браччолини
- Леон Баттиста Альберти
- Другие гуманисты кватроченто
- Неоэпикуреизм Лоренцо Балла
- Возрожденческий неоплатонизм Краткие сведения о платоновской традиции и византийских ученых XV века
- Николай Кузанский: ученое незнание в отношении к бесконечному Жизнь, работы и культурные связи Кузанского
- Ученое незнание
- Отношение между Богом и универсумом
- Человек как микрокосм
- Марсилио Фичино и платоновская Академия во Флоренции Место Фичино в культуре Возрождения
- Фичино в качестве переводчика
- Достижения философской мысли Фичино
- Достижения магической доктрины Фичино
- Пико делла Мирандола между платонизмом, аристотелизмом, Каббалой и религией Позиция Пико
- Пико и Каббала
- Пико и доктрина достоинства человека
- Франческо Патрици
- Аристотелизм эпохи Возрождения Проблемы аристотелевской традиции в эпоху гуманизма
- Пьетро Помпонацци и споры о бессмертии
- Возрождение скептицизма Новая жизнь эллинистической философии
- Мишель Монтень и скептицизм как основа мудрости
- Глава третья возрождение и проблемы религии и политики Возрождение и религия Эразм Роттердамский и "философия Христа"
- Гуманистическая концепция христианской философии
- Концепция "глупости" Эразма
- Мартин Лютер Лютер и его отношение к философии и возрожденческому гуманизму
- Черты теологии Лютера
- Черты пессимизма и иррационализма в мышлении Лютера
- Ульрих Цвингли, реформатор из Цюриха
- Кальвин и Женевская реформа
- Другие теологи реформации и представители протестантизма
- Контрреформация и католическая реформа Историографические концепции контрреформации и католической реформы
- Тридентский Собор
- Новое появление схоластики
- Возрождение и политика Никколо Макиавелли и теоретизация автономии политики
- Реализм Макиавелли
- Свобода и судьба
- "Добродетель" древней римской республики
- Макиавелли (тексты) Государь
- Гвиччардини и Ботеро
- Томас Мор и "Утопия"
- Жан Боден и абсолютизм власти государства
- Гуго Гроций и обоснование естественного права
- Томас Мюнцер (тексты) Толкование первой главы Евангелия от Луки
- Обращение к несчастному христианскому люду
- Пражское воззвание
- Леонардо между Возрождением и Новым временем
- "Умозрительное рассуждение" и "опыт"
- Бернардино Телезио: исследование природы согласно ее собственным принципам Жизнь и творчество
- Новизна физики Телезио
- Собственные принципы природы
- Человек как природная реальность
- Природная мораль (этика)
- Божественная трансценденцня и душа как сверхчувственное существо
- Джордано Бруно: религия как метафизика бесконечного и "героический энтузиазм" Жизнь и творчество
- Искусство запоминания (мнемотехника) и магико-герметическое искусство
- Вселенная Бруно и ее значение
- Бесконечность Всего и смысл, который Бруно сообщил коперниканской революции в концепции Бруно бесконечное становится, как уже было сказано, символическим числом.
- "Героические энтузиасты"
- Заключение
- Томмазо Кампанелла: натурализм, магия и тревожное ожидание всеобщей реформы Жизнь и творчество Фигура Томмазо Кампанеллы появляется на закате эпохи Возрождения.
- 1. Период юности полон приключений. Неудовлетворенный аристотелизмом и томизмом, Кампанелла перечел сочинения многих философов (как древних, так и современных) Запада и Востока.
- Природа и смысл философского познания и переосмысление сенсуализма Телезио
- Самопознание
- Метафизика Кампанеллы: три первоосновы бытия
- Панпсихизм и магия
- "Город Солнца"
- Заключение
- Глава пятая научная революция Общая характеристика
- 3. Научная революция "открыла дорогу категориям, методам, институтам, способу мышления, связанным с феноменом, который мы стали называть современной наукой" (Паоло Росси).
- Формирование нового типа знания, требующего союза науки и техники
- Ученые и ремесленники
- Новая "форма знания" и новая "фигура ученого"
- Оформление научного инструментария и его использования
- Научная революция и магико-герметическая традиция Присутствие и отторжение магико-герметической традиции
- Характеристики астрологии и магии
- И. Рейхлин и каббалистическая традиция; Агриппа: "белая магия" и "черная магия"
- Ятрохимическая программа Парацельса
- Три итальянских "мага": Фракасторо, Кардано, делла Порта
- Николай Коперник и новая парадигма гелиоцентрической теории Философское значение "коперниканской революции"
- Николай Коперник: формирование ученого
- Коперник: общественная деятельность
- "Первое повествование" Ретика и инструментальная интерпретация Оссиандером деятельности Коперника
- Реализм и неоплатонизм Коперника
- Проблемы астрономии до Коперника
- Теория Коперника
- Коперник и отношения между традицией и революцией
- Тихо Браге: ни старая расстановка Птолемея, ни нововведения великого Коперника Тихо Браге: улучшение инструментария и техники наблюдений
- Тихо Браге отрицает существование материальных сфер
- Ни Птолемей, ни Коперник
- Система Тихо Браге: реставрация с семенами революции
- Иоган Кеплер: переход от "круга" к "эллипсу" и математическая систематизация теории Коперника Кеплер - преподаватель в Граце: Mysterium cosmographicum
- Кеплер - придворный математик в Праге: "Новая астрономия" и "Диоптрика"
- Кеплер в Линце: "Рудольфинские таблицы" и "Гармония мира"
- "Космографическая тайна": в поисках божественного математического порядка небес
- От "круга" к "эллипсу". "Три закона Кеплера"
- Солнце как причина движения планет
- Глава пятая научная революция Драма Галилея и основание современной науки Галилео Галилей: жизнь и творчество
- Галилей и вера в подзорную трубу
- "Звездный вестник" и подтверждение системы Коперника
- Эпистемологические корни разногласия между Галилеем и Церковью
- Реализм Галилея против инструментализма Беллармино
- Несоразмерность науки и веры
- Первый суд
- "Диалог о двух главнейших системах" и поражение космологии Аристотеля
- Второй суд: осуждение и отречение
- Последняя большая работа
- Галилеевский образ науки
- "Опыт" - это "эксперимент"
- Роль мысленных экспериментов
- Система мира, методология и философия в творчестве Исаака Ньютона Философское значение творчества Ньютона
- Жизнь и творчество
- "Правила философствования" и "онтология", которую они предполагают
- Порядок мира и существование Бога
- "Гипотез не измышляю"
- Великий мировой механизм
- Механика Ньютона как программа исследований
- Открытие исчисления бесконечно малых величин и спор с Лейбницем
- Ньютон (тексты) Четыре правила экспериментального метода
- Бог и мировой порядок
- Науки о жизни Развитие анатомических исследований
- Уильям Гарвей: открытие кровообращения и биологический механицизм
- Франческо Реди против теории самозарождения
- Академии и научные общества Академия Линчеи и академия Чименто
- Лондонское Королевское общество и Королевская академия наук во Франции
- Часть четвертая бэкон и декарт развитие философской мысли в теоретическом и социальном аспектах в сравнении с научной революцией
- Глава шестая фрэнсис бэкон, философ промышленной эры Фрэнсис Бэкон: жизнь и деятельность
- Почему Бэкон критикует магов и алхимиков
- Почему Бэкон критикует традиционную философию
- Почему Бэкон критикует традиционную логику
- Антиципации и интерпретации природы
- Теория идолов
- Социология познания, герменевтика и эпистемология
- Цель науки: открытие "форм"
- Индукция путем элиминации
- Experimentum crucis ("Решающий аргумент")
- Бэкон против чистого техницизма
- Глава седьмая декарт - основатель современной философии
- Жизнь и творчество
- Опыт крушения культуры
- Правила метода
- Сомнение как метод
- Существование и роль Бога
- Мир как машина
- Революционные последствия механицизма
- Рождение "аналитической геометрии"
- Душа и тело
- Правила морали
- Декарт (тексты) Правила метода
- Правила нового метода
- Новая математическая модель знания
- Применение метода к философии
- Душа и тело
- Часть пятая великие метафизические построения. Окказионализм, спиноза и лейбниц
- Глава восьмая метафизика окказионализма и мальбранш Предшественники окказионализма
- Мальбранш и развитие окказионализма Жизнь и сочинения Мальбранша
- Постижение истины и видение вещей в Боге
- Отношения между душой и телом
- Значение философии Мальбранша
- Глава девятая спиноза и метафизика монизма и пантеистического иммантеизма Жизнь и сочинения Спинозы
- Поиск истины, придающей смысл жизни
- Концепция Бога как ось философии Спиозы Геометрический порядок
- "Субстанция", или Бог Спинозы
- "Атрибуты"
- Спиноза о параллелизме между ordo idearum и ordo rerum
- Познание Три рода познания
- 3. Третий род познания получил у Спинозы наименование интуитивного; он заключается в видении вещей исходящими от Бога.
- Адекватное познание любой реальности подразумевает Бога
- В формах адекватного познания нет места для случайности, все оказывается необходимым
- Моральные следствия адекватного познания
- IV. И, наконец, это учение объясняет, каким образом надо управлять гражданами, чтобы они не были рабами, а свободно исполняли свой долг".
- Нравственный идеал Спинозы и amor dei intellectualis
- Геометрический анализ страстей
- Попытка Спинозы встать "по ту сторону добра и зла"
- Познание как освобождение от страстей и основа добродетели
- Познание sub specie aeternitatis и amor Dei intellectualis
- Концепции религии и государства Спинозы
- Государство как гарантия свободы
- Глава десятая лейбниц: метафизика плюрализма и предустановленная гармония Жизнь и сочинения Лейбница
- Вечная философия и новые философы
- "Финализм" и "субстанциальные формы" Новое значение "финализма"
- Новое значение субстанциальных форм
- Опровержение механицизма и учение о монадах "Примечательная ошибка" Декарта
- Следствия из открытия Лейбница
- Основы монадологической метафизики
- Природа монады
- Каждая монада представляет вселенную
- Принцип тождества неразличимых
- Закон непрерывности и его метафизическое значение
- Монады и строение вселенной
- Объяснение материальности и телесности монад
- Объяснение строения живых организмов
- Отличие духовных монад от остальных
- Предустановленная гармония
- Бог и лучший из возможных миров
- Истины разума, истины факта и принцип достаточного основания
- Теория познания: виртуально врожденные идеи как новая форма "припоминания"
- Человек и его судьба
- Часть шестая развитие эмпиризма
- Глава одинадцатая томас гоббс: теория политического абсолютизма Жизнь и сочинения Гоббса
- Концепция философии и ее разделов
- Номинализм, конвенцианализм и чувственный опыт у Гоббса
- Принцип телесности и механицизм
- Теория абсолютного государства
- Гоббс (тексты) Рассуждать значит рассчитывать
- Три закона природы
- Глава двенадцатая джон локк и создание критического эмпиризма Жизнь и сочинения Локка
- Задача и программа "Опыта о человеческом разуме"
- Принцип опыта и критика теории врожденных идей
- Учение Локка об идеях и его общая основа
- Критика идеи субстанции, сущности и универсалий и язык науки
- Познание, его значение и границы
- Вероятность и вера
- Морально-политическая доктрина
- Религия, разум и вера
- Заключение
- Джон Локк (тексты) Ошибочно полагать, что в душе наличествуют врожденные принципы
- Недостаточность аргумента всеобщего согласия
- Идея - объект мысли
- Два источника человеческого познания
- Так называемые спекулятивные принципы не суть предмет всеобщего согласия
- Три вида телесных качеств
- Врожденных практических принципов не существует
- Собственность
- Глава тринадцатая джорж беркли: гносеология номинализма в роли обновленной апологетики Жизнь и научное наследие Беркли
- "Философские заметки" и "программа исследований" Беркли
- Теория зрения и мысленное конструирование "предметов"
- Объектами нашего знания являются идеи, а они суть ощущения
- Почему абстрактные идеи являются иллюзией
- Различие между первичными и вторичными качествами ложно
- Критика идеи материальной субстанции
- Великий принцип: esse est percipi
- Бог и законы природы
- Беркли - предшественник Маха
- Джордж Беркли (тексты) Идеи суть предметы нашего познания
- Esse est percipi - существовать значит воспринимать
- Абстрактные идеи иллюзорны
- Критика разведения первичных и вторичных качеств
- Критика идеи моральной субстанции
- Глава четырнадцатая дэвид юм и иррационалистический эпилог эмпиризма Жизнь и сочинения Юма
- "Новое поприще философии", или "наука о человеческой природе"
- Впечатления и идеи. Принцип ассоциации
- Отрицание общих понятий и номинализм Юма
- Отношения между идеями и "факты"
- Критика понятия причинности
- Критика материальной и духовной субстанций
- Теория аффектов и отрицание свободы и практического разума
- Внерациональная основа нравственности
- Религия и ее иррациональная основа
- Вырождение эмпиризма в скептический разум
- Глава пятнадцатая либертинизм. Гассенди: скептический эмпиризм и защита религии. Янсенизм и пор-рояль Либертинизм
- Либертинизм эрудитов и светский либертинизм
- Пьер Гассенди: эмпирик-скептик в защиту религии Полемика против аристотелевско-схоластической традиции
- Почему мы не знаем сущностей и почему схоластическая философия вредит вере
- Гассенди против Картезия
- Почему и как Гассенди возвращается к Эпикуру
- Янсенизм и Пор-рояль Янсений и янсенизм
- Логика и лингвистика Пор-Рояля
- Глава шестнадцатая блез паскаль. Автономия разума, ничтожество и величие человека. Дар веры и его разумность Страсть к науке
- "Первое" и "второе" обращение
- Паскаль в Пор-Рояле
- "Письма к провинциалу"
- Демаркация научного знания и религиозной веры
- Научный разум между традицией и прогрессом
- Идеал научного знания и правила построения аргументации
- Esprit de geometrie и esprit de finesse дух геометрии и дух утонченности
- Величие и нищета человека
- "Дивертисмент"
- Беспомощность разума в обосновании ценностей и недоказуемость существования Бога
- "Без Христа не постичь ни жизни, ни смерти, ни Бога, ни себя"
- Против "Картезия, бесполезного и неточного"
- "Спорим на Бога"?
- Глава семнадцатая джамбаттиста вико и обоснование "сотворенного людьми гражданского мира" Жизнь и сочинения
- Границы знания "новых философов"
- Verum-Factum и открытие новой истории
- Вико против истории философов
- Вико против истории историков
- "Четыре автора" Вико
- Единство и различия философии и филологии
- Истина, которой философия оснащает филологию
- Точность, сообщаемая филологией философии
- Люди как герои истории и гетерогенность целей
- Три возраста истории
- Язык, поэзия и миф
- Провидение и смысл истории
- Исторические колебания
- Вико (тексты) Философия и филология как основные разделы новой науки Национальная спесь и высокомерие ученых
- Философия и основания истины
- Филология и основания достоверного
- Принципы поэтической теологии и исторической мифологии
- Сущность мифов
- 4. Происхождение языков и всеобщий этимологический принцип
- Часть восьмая разум в культуре просвещения Глава восемнадцатая разум в культуре эпохи просвещения Девиз эпохи просвещения: "имей мужество пользоваться собственным умом"
- Просветители о разуме
- "Просветительский разум" против метафизических систем
- Атака на "суеверия" "позитивных" религий
- "Разум" и естественное право
- Просвещение и буржуазия
- Как просветители распространяли "свет"
- Просвещение и Неоклассицизм
- Просвещение, истории и традиции
- Пьер Бейль: задача историка - в выявлении ошибок
- Часть девятая развитие просветительского разума во франции, англии, германии и италии
- Глава девятнадцатая просвещение во франции Энциклопедия
- Цели и принципы "Энциклопедии"
- Д'Аламбер и философия как "наука о фактах" "Философский век" и "век эксперимента и анализа"
- Деизм и естественная мораль
- Дени Дидро: от деизма к материализму Деизм против атеизма и позитивной религии
- Всё есть материя в движении
- Кондильяк и гносеология сенсуализма Жизнь и творчество
- Ощущение как основа познания
- "Статуя, внутренне устроенная, как мы", и построение человеческих функций
- Вредный "жаргон" метафизиков и хорошо составленный язык науки
- Традиция и воспитание
- Просветительский материализм: Ламерти, Гельвеций, Гольбах Ламетри и его труд "Человек-машина"
- Гельвеции: ощущение как начало умственных способностей, а интерес - начало морали
- Гольбах: "Человек - это творение природы"
- Вольтер: борьба за терпимость Жизнь и творчество Вольтера
- Зашита деизма от атеизма и теизма
- "Защита человечества" от "возвышенного мизантропа" Паскаля
- Против Лейбница и его "лучшего из возможных миров"
- Основы веротерпимости
- "Дело Каласа" и "Трактат о веротерпимости"
- Монтескье: условия свободы и правовое государство Жизнь и сочинения Монтескье
- Соображения об исключительном значении наук
- "Персидские письма"
- "О духе законов"
- Разделение властей - это когда одна власть может остановить другую
- Жизнь и сочинения
- Человек в "естественном состоянии"
- Руссо против энциклопедистов
- Руссо-просветитель
- "Общественный договор"
- "Эмиль", или Педагогический путеводитель
- Естественность религии
- Глава двадцатая английское просвещение Спор о деизме и религии откровения Джон Толанд: христианство без тайн
- Сэмюэль Кларк и доказательство существования необходимого и независимого Существа
- Энтони Коллинз и защита "свободомыслия"
- Мэтью Тиндаль и сведение Откровения к естественной религии
- Джозеф Батлер: естественная религия фундаментальна, но это не все
- Этика английского просвещения Шефтсбери и автономия морали
- Фрэнсис Хатчесон: наилучшее действие обеспечивает наибольшее счастье наибольшему числу людей
- Дэвид Гартли: "физика разума" и этика на психологической основе
- Бернард Мандевиль и "Басня о пчелах, или пороки частных лиц - блага для общества" Когда частный порок становится общественной добродетелью
- Когда частная добродетель ведет общество к гибели
- Бернард Мандевиль (тексты) Частные пороки и общественные добродетели
- "Шотландская школа" "здравого смысла" Томас Рид: человек как культурное животное
- Рид и теория интеллекта
- Рид: реализм и здравый смысл
- Дугальд Стюарт и условия философской аргументации
- Томас Браун: философия духа и искусство сомнения
- Глава двадцать первая немецкое просвещение Немецкое Просвещение: характеристики, предшественники, социокультурная среда Характеристики
- Источники
- Э. В. Фон Чирнхауз: ars inveniendi как вера в разум
- 2) Некоторые вещи доступны нашему восприятию, другие - нет;
- Христиан Томазий: различие между правом и моралью
- Пиетизм и его связи с Просвещением
- Фридрих II и политическая ситуация
- "Энциклопедия знания" Христиана Вольфа
- Александр Баумгартен и обоснование эстетической систематики
- Герман Самюэль Реймарус: натуральная религия против религии откровения
- Мозес Мендельсон и существенное различие между религией и государством
- Готхольд Эфраим Лессинг и "Страсть к истине" Лессинг и проблема эстетики
- Лессинг и проблема религии
- Глава двадцать вторая итальянское просвещение Истоки Итальянского Просвещения Антиклерикализм Пьетро Джанноне
- Людовико а. Муратори и защита "хорошего вкуса", т.Е. Критического взгляда на вещи
- Просветители Ломбардии
- Пьетро Верри: "Добро рождается из зла"
- Алессандро Верри: недоверие - "ласточка истины"
- Чезаре Беккариа: против пыток и смертной казни
- Беккариа (тексты) Против смертной казни
- Неаполитанское Просвещение Антонио Дженовези: первый итальянский профессор политической экономии
- Фердинандо Галиани: автор трактата "о деньгах"
- Гаэтано Филанджери: разумные и универсальные законы должны учитывать состояние нации
- Часть десятая кант и обоснование трансцендентальной философии
- Глава двадцать третья кант и поворот к философской критике Жизненный путь и сочинения Канта
- Сочинения Канта
- Духовная перспектива докритического периода
- "Великий свет" 1769 г. И Диссертация 1770 г.
- "Критика чистого разума"
- "Коперниканская революция" Канта
- Трансцендентальная эстетика (теория чувственного познания и априорных форм)
- Трансцендентальная аналитика и теория априорных форм рассудочного познания
- Категории и их дедукция
- Cogito, или трансцендентальная апперцепция
- Трансцендентальный схематизм и трансцендентальное обоснование ньютоновской физики
- Различие между феноменом и ноуменом (вещью в себе)
- Трансцендентальная диалектика
- Способность разума в специфическом смысле и идеи разума в кантианском смысле
- Рациональная психология и паралогизмы разума
- Рациональная космология и антиномии разума
- Рациональная теология и традиционные доказательства существования Бога
- 3. Третье доказательство названо физико-теологическим: из разнообразия, порядка, целесообразности и красоты мира выводится существование Бога как высшего и наисовершенного существа.
- Регулятивное использование идей разума
- "Критика практического разума" и кантианская этика Понятие "практического разума" и цель новой "Критики"
- Моральный закон как категорический императив
- Сущность категорического императива
- Формулы категорического императива
- Свобода как условие и основание морального закона
- Принцип автономии морали и его смысл
- Моральное благо и типология суждения
- "Ригоризм" и кантианский гимн долгу
- Постулаты практического разума и примат его над чистым разумом
- "Критика способности суждения" Положение третьей "Критики" по отношению к двум предыдущим
- Способность суждения определяющая и способность суждения рефлектирующая
- Эстетическая способность суждения
- Понятие возвышенного
- Телеологическая способность суждения и выводы из "Критики способности суждения"
- Звездное небо надо мной и моральный закон во мне
- Кант (тексты) "Критика чистого разума" о различении аналитических и синтетических суждений
- Аналитические суждения
- Апостериорные синтетические суждения
- Синтетические априорные суждения
- Математика основана на синтетических априорных суждениях
- Физика основана на априорных синтетических суждениях
- И метафизика должна основываться на синтетических априорных суждениях
- Главная проблема чистого разума
- Коперниканская революция Канта
- Человеческая способность познавать не может выйти за пределы возможного опыта
- Безусловное как предмет метафизики
- Безусловное доступно человеку только в сфере чистого разума
- В каком смысле можно правильно осмыслить свободу
- Критическое ограничение научного знания дает пространство для веры
- Трансцендентальная эстетика
- Пространство и время как чистые априорные формы интуиции
- Из пространства как чистой интуиции происходят другие синтетические знания
- Время как чистая априорная интуиция
- Трансцендентальная эстетика: общие наблюдения
- Пространство и время как чистые интуиции лежат в основе синтетических априорных суждений
- Трансцендентальная аналитика
- Синтез лежит в основе любого познания
- Чистые понятия рассудка, или категории
- 1. Количество Единство Множество Всеобщность 2. Качество Реальность Отрицание Ограничение 3. Модальность возможность-невозможность существование-несуществование необходимость-вероятность
- Трансцендентальная дедукция категорий
- Возможность синтетического объединения множества вообще
- Изначально синтетическое единство чистой априорной апперцепции
- Принцип синтетического единства апперцепции как высший принцип использования интеллекта
- Что такое объективное единство самосознания
- Функция категории - в применении к предметам опыта
- Хронологическая таблица