100. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности судами общей юрисдикции
В соответствии со ст. 3 Закона Украины от 7 февраля 2002 г. «О судоустройстве Украины» судебную систему Украины составляют суды общей юрисдикции и Конституционный Суд Украины (единый суд конституционной юрисдикции). К системе судов общей юрисдикции относятся местные суды, апелляционные суды, Апелляционный суд Украины, высшие специализированные суды, Верховный Суд Украины. Судебное разбирательство соответствующих дел происходит по процедуре, предусмотренной Уголовно-процессуальным, Гражданским процессуальными, Хозяйственным процессуальным кодексами, Кодексом административного судопроизводства Украины, Таможенным кодексом Украины и другими законами.
Решение дел в порядке гражданского судопроизвод ства.
В соответствии со ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Украины гражданское судопроизводство осуществляется согласно Конституции Украины, этого Кодекса и Закона Украины от 23 июня 2005 г. «О международном частном праве».
В порядке гражданского судопроизводства суды рассматривают дела о защите нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или интересов, возникающих из гражданских, жилищных, земельных, семейных, трудовых отношений, а также из других правоотношений, кроме случаев, когда рассмотрение таких дел проводится по правилам другого судопроизводства, в порядке искового, приказного и отдельного производства. Законом может быть предусмотрено рассмотрение других дел по правилам гражданского судопроизводства. Стороны также имеют право
1 См.: Правов1 основи тдприемницькси Д1яльност1/3а ред. B.I. Шакуна, П.В. Мельника, В.М. Поповича. — К., 1997.
226
передать спор на рассмотрение третейского суда, кроме случаев, установленных законом.
Все дела, подлежащие решению в порядке гражданского судопроизводства, рассматриваются районными, районными в городах, городскими и горрайонными судами.
В случае если дело рассматривается в порядке искового производства, в суд подается исковое заявление. Оно должно составляться в письменной форме.
Исковое заявление подписывается истцом или его представителем с указанием даты его подачи.
К исковому заявлению прикладываются документы, подтверждающие оплату судебного сбора и затрат на информационно-техническое обеспечение рассмотрения дела.
В случае предъявления иска лицами, действующими в защиту прав, свобод и интересов другого лица, в заявлении должны быть указаны основания для такого обращения. Если исковое заявление подается представителем истца, к исковому заявлению прикладывается доверенность или другой подтверждающий его полномочия документ.
Истец должен приложить к исковому заявлению его копии и копии прикладываемых к нему документов в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.
Если заявление подано и оформлено в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Украины, судья открывает производство в гражданском деле, немедленно рассылая после этого лицам, принимающим участие в деле, копии постановления об открытии производства по делу. Одновременно с копией постановления об открытии производства по делу ответчику высылается копия искового заявления с копиями приложенных к ней документов, а третьему лицу — копия искового заявления.
В течение одного месяца со дня открытия производства по делу должно быть назначено и проведено предварительное судебное заседание. Оно проводится с целью выяснения возможности урегулирования спора до судебного рассмотрения или обеспечения правильного и быстрого решения дела с участием сторон и других лиц, принимающих участие в деле. Предварительное судебное заседание является обязательным для каждого дела, за исключением случаев, установленных Кодексом.
Суд по заявлению лиц, принимающих участие в деле, может принять меры по обеспечению иска. Согласно ст. 152
227
Гражданского процессуального кодекса Украины иск обеспечивается:
-
наложением ареста на имущество или денежные сред ства, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или у других лиц;
-
запретом на совершение определенных действий;
-
установлением обязанности совершить определенные действия;
-
запретом другим лицам осуществлять платежи или передавать имущество ответчику или выполнять в отноше нии его другие обязательства;
-
остановкой продажи описанного имущества, если подан иск о праве собственности на это имущество или об исключении его из описи;
-
остановкой взыскания на основе исполнительного документа, который обжалуется должником в судебном порядке;
-
передачей вещи, являющейся предметом спора, на хранение другим лицам.
После окончания подготовки дела к судебному разбирательству судья выносит постановление, в котором отмечает, какие подготовительные действия им проведены и устанавливает дату рассмотрения дела. Дело должно быть назначено к рассмотрению не позднее 15 дней после окончания действий по подготовке к судебному разбирательству.
Суд рассматривает дело в течение разумного срока, но не более 2-х месяцев со дня открытия производства по делу, а дела о восстановлении на работе, о взыскании алиментов — месяца. В исключительных случаях по ходатайству стороны, с учетом особенностей рассмотрения дела, суд постановлением может продлить рассмотрение дела, но не более чем на месяц.
Судебное разбирательство заканчивается вынесением решения суда. Во время принятия решения суд решает такие вопросы:
-
имели ли место обстоятельства, которыми обосновы вались требования и возражения, и с помощью каких до казательств они подтверждаются;
-
имеются ли иные фактические данные (пропуск срока исковой давности и т.п.), которые имеют значение для ре шения дела, и доказательства на их подтверждение;
-
какие правоотношения сторон вытекают из установ ленных обстоятельств;
228
-
какая правовая норма подлежит применению к этим правоотношениям;
-
следует ли иск удовлетворить или в иске отказать;
-
как распределить между сторонами судебные издерж ки;
-
есть ли основания допустить немедленное выполнение судебного решения;
-
есть ли основания для отмены мер по обеспечению иска.
Решение дел хозяйственными судами.
В соответствии со ст. 12 Хозяйственного процессуального кодекса Украины хозяйственным судам подведомственны:
1) дела в спорах, возникающих при заключении, изме нении, расторжении и выполнении хозяйственных догово ров и на других основаниях, а также в спорах о признании недействительными актов на основаниях, указанных в законодательстве, кроме:
-
споров, возникающих при согласовании стандартов и технических условий;
-
споров об установлении цен на продукцию (товары), а также тарифов на услуги (выполнение работ), если эти цены и тарифы в соответствии с законодательст вом не могут устанавливаться соглашением сторон;
-
других споров, решение которых, согласно законам Украины, межгосударственным договорам и согла шениям, отнесено к ведению других органов;
-
дела о банкротстве;
-
дела по заявлениям органов Антимонопольного коми тета Украины, Счетной палаты по вопросам, отнесенным законодательными актами к их компетенции.
Хозяйственный суд возбуждает дела по исковым заявлениям:
-
предприятий и организаций, обращающихся в хозяй ственный суд за защитой своих прав и охраняемых законом интересов;
-
государственных и иных органов, обращающихся в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных за конодательными актами «Украины;
-
прокуроров и их заместителей, обращающихся в хо зяйственный суд в интересах государства;
229
— Счетной палаты, обращающейся в хозяйственный суд в интересах государства в пределах полномочий, предусмотренных Конституцией и законами Украины.
Прокурор, который обращается в хозяйственный суд в интересах государства, в исковом заявлении самостоятельно определяет, в чем состоит нарушение интересов государства и обосновывает необходимость их защиты, а также указывает орган, уполномоченный государством на осуществление соответствующих функций в спорных отношениях.
Дела о банкротстве возбуждаются хозяйственным судом по письменному заявлению любого из кредиторов должника.
Хозяйственные суды решают хозяйственные споры в порядке искового производства. Дела о банкротстве рассматриваются в порядке, предусмотренном Хозяйственным процессуальным кодексом Украины, с учетом особенностей, установленных Законом «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».
В соответствии со ст. 5 Хозяйственного процессуального кодекса Украины стороны применяют меры досудебного урегулирования хозяйственного спора по договоренности между собой.
Исковое заявление подается в хозяйственный суд в письменной форме и подписывается полномочным должностным лицом истца или его представителем, прокурором или его заместителем, гражданином — субъектом предпринимательской деятельности или его представителем.
Вопрос о принятии искового заявления решается судьей. Приняв исковое заявление, судья не позднее 5 дней со дня его поступления выносит и высылает сторонам, прокурору, если он является заявителем, постановление о возбуждении производства по делу. В постановлении сообщается о принятии искового заявления, назначении дела к рассмотрению на заседании хозяйственного суда, о времени и месте его проведения, необходимые действия относительно подготовки дела к рассмотрению на заседании.
Хозяйственный суд по заявлению стороны, прокурора или его заместителя, который подал иск, либо по собственной инициативе имеет право принять меры по обеспечению иска. Обеспечение иска допускается на любой стадии производства по делу, если неприменение таких мер может
230
усложнить или сделать невозможным выполнение решения хозяйственного суда. Иск обеспечивается:
-
наложением ареста на имущество или денежные сум мы, принадлежащие ответчику;
-
запретом ответчику совершать определенные дейст вия;
-
запретом другим лицам совершать действия, которые касаются предмета спора;
-
остановкой взыскания на основании исполнительного документа или другого документа, по которому взыскание осуществляется в бесспорном порядке.
Об обеспечении иска выносится постановление.
Спор может быть решен хозяйственным судом в срок, который не превышает 2-х месяцев со дня получения искового заявления. Спор о взыскании задолженности по опротестованному векселю должен быть разрешен хозяйственным судом в срок, который не превышает одного месяца со дня получения искового заявления. В исключительных случаях председатель хозяйственного суда или его заместитель имеют право продолжить срок решения спора, но не более чем на один месяц.
При решении хозяйственного спора по сути (удовлетворение иска, отказ в иске полностью или частично) хозяйственный суд принимает решение. Принимая решение, хозяйственный суд имеет право:
-
признать недействительным полностью или в опреде ленной части связанный с предметом спора договор, кото рый противоречит законодательству;
-
выйти за пределы исковых требований, если это не обходимо для защиты прав и законных интересов истцов или третьих лиц с самостоятельными требованиями на предмет спора и об этом есть ходатайство заинтересованной стороны;
-
уменьшить в исключительных случаях размер неус тойки (штрафа, пени), подлежащей взысканию со стороны, нарушившей обязательства;
-
взыскать в доход государственного бюджета Украины со стороны, нарушившей сроки рассмотрения претензии, штраф в размере, установленном ст. 9 Хозяйственного про цессуального кодекса или в соответствии с законами, регу лирующими порядок досудебного урегулирования споров по конкретным правоотношениям;
231
-
взыскать в доход государственного бюджета Украины с виновной стороны штраф в размере до 100 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан за уклонение от совершения действий, возложенных хозяйственным судом на сторону;
-
отсрочить или рассрочить выполнение решения.
Решение дел административными судами, В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Украины правосудие в административных делах осуществляется административными судами, на разрешение которых передаются публично-правовые споры, в которых хотя бы одной из сторон является орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, их должностное или служебное лицо или другой субъект, осуществляющий властные управленческие функции на основе законодательства, в том числе делегированные полномочия. В административные суды могут быть обжалованы любые решения, действия или бездеятельность субъектов властных полномочий, кроме случаев, когда в отношении таких решений, действий или бездеятельности Конституцией или законами Украины установлен другой порядок судебного производства.
Компетенция административных судов распространяется на следующие споры:
-
физических или юридических лиц с субъектом власт ных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индиви дуального действия), действий или бездеятельности;
-
по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы;
-
между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий, а также споры, которые возникают по поводу заключения и выполнения админист ративных договоров;
-
по обращениям субъекта властных полномочий в случаях, установленных законам;
-
относительно правоотношений, связанных с избира тельным процессом или процессом референдума.
Компетенция административных судов не распространяется на публично-правовые дела:
232
-
которые отнесены к юрисдикции Конституционного Суда Украины;
-
которые следует решать в порядке уголовного судо производства;
-
о наложении административных взысканий;
-
относительно отношений, которые в соответствии с законом, уставом (положением) объединения граждан от несены к его внутренней деятельности или исключительной компетенции.
В административный суд имеет право обратиться с административным иском лицо, считающее, что нарушены его права, свободы или интересы в сфере публично-правовых отношений. Субъект властных полномочий имеет право обратиться в административный суд в случаях, установленных законом.
Административный иск может содержать требования:
-
об отмене или признании недействительным решения ответчика — субъекта властных полномочий полностью или отдельных его положений;
-
об обязанности ответчика — субъекта властных пол номочий принять решение или совершить определенные действия;
-
об обязанности ответчика — субъекта властных пол номочий воздержаться от совершения определенных дей ствий;
-
о взыскании с ответчика — субъекта властных полно мочий средств по возмещению вреда, причиненного его незаконным решением, действием или бездеятельностью;
-
о выполнении приостановленного или несовершенно го действия;
-
об установлении наличия или отсутствия компетенции (полномочий) субъекта властных полномочий.
Судья открывает производство в административном деле на основании искового заявления, если отсутствуют основания для возврата искового заявления или отказа в открытии производства по делу.
Вопрос об открытии производства в административном деле судья решает не позднее следующего дня после поступления искового заявления в административный суд или окончания срока, установленного для устранения недостатков искового заявления, в случае оставления искового заявления без движения.
233
С целью выяснения возможности урегулирования спора до судебного рассмотрения дела или обеспечения всестороннего и объективного решения дела в течение разумного срока судья может провести предварительное судебное заседание.
Суд по ходатайству истца или по собственной инициативе может вынести постановление о применении мер по обеспечению административного иска, если существует очевидная опасность причинения вреда правам, свободам и интересам истца, до принятия решения в административном деле, или защита этих прав, свобод и интересов станет невозможной без применения таких мер, или для их восстановления необходимо будет приложить значительные силы и средства, а также если очевидными являются признаки противоправности решения, действия или бездеятельности субъекта властных полномочий.
Согласно ст. 122 Кодекса административного судопроизводства Украины административное дело должно быть рассмотрено и решено в течение разумного срока, но не более чем в 2 месяца со дня открытия производства по делу, если иное не установлено этим Кодексом.
По результату рассмотрения дела принимается решение в форме постановления. Судебное решение, которым суд приостанавливает или закрывает производство по делу, оставляет исковое заявление без рассмотрения или принимает решение относительно других процессуальных действий, ходатайств, излагается в форме постановления.
Во время вынесения постановления суд решает:
-
имели ли место обстоятельства, которыми обосновы вались требования и возражения, и какими доказательст вами они подтверждаются;
-
существуют ли другие фактические данные (пропуск срока обращения в суд и т.п.), которые имеют значение для решения дела, и доказательства в их подтверждение;
-
какую правовую норму следует применять к этим правоотношениям;
-
надлежит ли удовлетворить исковые требования или отказать в их удовлетворении;
-
как распределить между сторонами судебные из держки;
-
есть ли основания допустить немедленное выполнение постановления;
234
7) есть ли основания для отмены мероприятий по обеспечению административного иска.
- 1. Понятие, предмет и метод предпринимательского права
- 2. Соотношение предпринимательского права с другими отраслями права
- 3. Источники предпринимательского права
- 4. Понятие и признаки предпринимательской деятельности (предпринимательства)
- 5. Принципы предпринимательской деятельности
- 6. Виды предпринимательской деятельности
- 7. Понятие и общая характеристика субъектов предпринимательской деятельности
- 8. Виды субъектов предпринимательской деятельности (предпринимателей)
- Часть 2 ст. 55 хк содержит общий перечень субъектов хозяйствования, который можно применить и для классификации субъектов предпринимательской деятельности. Ими считаются:
- 9. Физические лица — субъекты предпринимательской деятельности (граждане-предприниматели)
- 10. Случаи запрета занятия
- 12. Частные предприятия с одним и несколькими учредителями
- 13. Предприятие, основанное на собственности объединения граждан
- 14. Предприятие, основанное на собственности религиозной организации
- 15. Государственное унитарное предприятие
- 16. Коммунальное унитарное предприятие
- 17. Предприятие потребительской кооперации
- 19. Акционерное общество
- 20. Этапы создания акционерного общества
- 21. Общество с ограниченной ответственностью
- 22. Общество с дополнительной ответственностью
- 23. Полное общество
- 24. Коммандитное общество
- 25. Кооператив как субъект хозяйствования
- 26. Коллективное сельскохозяйственное предприятие
- 27. Фермерское хозяйство
- 28. Объединение предприятий
- 29. Классификация объединений предприятий
- 32. Порядок проведения государственной регистрации юридических лиц
- 33. Государственная регистрация
- 34. Учредительные документы юридических лиц — субъектов предпринимательской деятельности
- 35. Понятие и признаки лицензирования хозяйственной деятельности
- 36. Порядок лицензирования хозяйственной деятельности
- 37. Случаи переоформления и аннулирования лицензии
- 38. Патентование предпринимательской деятельности
- 3. Патентованию подлежат операции по торговле на личными валютными ценностями, которые осуществ-
- 39. Права и обязанности учредителей и участников хозяйственных обществ
- 40. Источники и порядок формирования уставного фонда хозяйственного общества
- 41. Общие основания прекращения субъектов предпринимательской деятельности
- 42. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
- 43. Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности
- 44. Понятие и общая характеристика банкротства
- 45. Производство по делу о банкротстве
- 46. Понятие и порядок проведения санации должника
- 47. Ликвидационное производство по делу о банкротстве
- 48. Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования
- 49. Общая характеристика хозяйственного договора
- 50. Заключение, изменение и расторжение хозяйственных договоров
- 51. Признание хозяйственных договоров недействительными и незаключенными
- 52. Понятие и характеристика предварительного договора
- 53. Выполнение хозяйственных договоров
- 54. Неустойка как мера по обеспечению выполнения хозяйственных обязательств
- 55. Поручительство как мера по
- 56. Гарантия как мера по обеспечению выполнения хозяйственных обязательств
- 57. Задаток как мера по обеспечению выполнения хозяйственных обязательств
- 58. Залог как мера по обеспечению выполнения хозяйственных обязательств
- 59. Придержание как мера по
- 60. Ответственность за нарушение договорных обязательств
- 61. Понятие и признаки договора куп л и - п ро д ажи
- 62. Понятие и признаки договора поставки
- 63. Понятие и признаки договора контрактации сельскохозяйственной продукции
- 64. Понятие и признаки договора энергоснабжения
- 65. Понятие и признаки договора мены (бартера)
- 66. Понятие и признаки договора дарения
- 67. Понятие и признаки договора управления имуществом
- 68. Понятие и признаки договора найма (аренды)
- 69. Особенности договора аренды государственного и коммунального имущества
- 70. Понятие и признаки договора лизинга
- 71. Понятие и признаки договора концессии
- 72. Понятие и признаки договора подряда
- 73. Понятие и признаки договора подряда на капитальное строительство
- 74. Понятие и признаки договоров перевозки грузов и пассажиров
- 75. Понятие и признаки договора транспортного экспедирования
- 76. Понятие и признаки договора страхования
- 77. Понятие и признаки агентского договора
- 78. Понятие и признаки договора комиссии
- 79. Понятие и признаки договора консигнации
- 80. Понятие и признаки договора хранения
- 81. Понятие и признаки договора простого общества
- 82. Особенности учредительного договора о создании юридического лица
- 83. Правовое регулирование защиты прав потребителей
- 84. Понятие и формы правового
- 85. Понятие имущества в сфере хозяйствования и источники его формирования
- 86. Денежные обязательства в предпринимательской
- 87. Правовая охрана знаков для товаров и услуг
- 90. Внешнеэкономические договоры (контракты) в предпринимательской деятельности
- 91. Понятие, характеристика и виды наличных и безналичных расчетов
- 92. Договоры займа, кредита, банковского вклада
- 90. Внешнеэкономические договоры (контракты) в предпринимательской деятельности
- 91. Понятие, характеристика и виды наличных и безналичных расчетов
- 92. Договоры займа, кредита, банковского вклада
- 93. Договор банковского счета
- 94. Договор факторинга
- 95. Понятие и виды ценных бумаг
- 96. Договор коммерческой концессии (франчайзинга)
- 93. Договор банковского счета
- 94. Договор факторинга
- 95. Понятие и виды ценных бумаг
- 96. Договор коммерческой концессии (франчайзинга)
- 98. Административно-правовая
- 99. Нотариальная защита субъектов предпринимательской деятельности
- 100. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности судами общей юрисдикции
- 101. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности Конституционным Судом Украины
- 102. Защита прав третейскими судами. Международный коммерческий арбитраж
- 103. Хозяйственно-правовая ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- 104. Административная ответственность в сфере предпринимательской деятельности
- 105. Уголовная ответственность в сфере предпринимательской деятельности
- Содержание
- Понятие, предмет и метод предпринимательского права 3