98. Административно-правовая
защита субъектов предпринимательской деятельности
Административно-правовой считается защита, которая осуществляется средствами государственно-правового воздействия с привлечением специально уполномоченных государственных органов или вышестоящими органами исполнительной власти. Иными словами, административно-правовая защита субъектов предпринимательской деятельности реализуется:
-
путем обращения в органы, имеющие полномочия по защите их прав.
-
путем обращения в порядке подчиненности в выше стоящие органы исполнительной власти (к должно стным лицам).
Органы, которые осуществляют государственный надзор и контроль в сфере предпринимательской деятельности и имеют полномочия на проведение проверок в соответствующих областях хозяйствования, также косвенно осуществляют административно-правовую защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. «Косвенная» защита в таком случае может иметь и непосредственный характер, поскольку проверки соответствующими органами могут происходить не только по инициативе собственно органа, а и по заявлению (жалобе) заинтересованного (пострадав niero) лица.
К органам, которые в административном порядке осуществляют защиту прав субъектов предпринимательской деятельности, прежде всего, относятся правоохранительные органы. Обращение в такие органы в административном порядке в отдельных случаях имеет следствием принятие решения судом, рассматривающим соответствующее дело по представлению этих органов. Таким образом, осуществляется комплексная защита прав субъектов предпринимательской деятельности — с помощью административных и судебных средств.
221
Например, органы внутренних дел (милиции) в соответствии с п. 24 ст. 11 Закона Украины от 20 декабря 1990 г. «О милиции» имеют право требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций пояснений по фактам нарушения законодательства, проверка соблюдения которого отнесена к их компетенции. Статьей 112 Уголовно-процессуального кодекса Украины следователям органов внутренних дел предоставлено право проводить досудебное следствие в делах о преступлениях, предусмотренных, в частности, ч. 2 ст. 205 «Фиктивное предпринимательство», ст. 206 «Противодействие законной хозяйственной деятельности», ст. 219 «Доведение до банкротства», ст. 220 «Утаивание стойкой финансовой неспособности», ст. 221 «Незаконные действия в случае банкротства» и т.п. Уголовного кодекса Украины (УК). Несмотря на то, что органы внутренних дел расследуют соответствующие преступления в административном порядке, окончательное решение о признании лица виновным (невиновным) принимает суд.
На органы прокуратуры п. 5 ст. 121 Конституции возложен надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами. Согласно предоставленным полномочиям и по содержанию ч. 5 ст. 25 Закона Украины от 4 декабря 1990 г. «О государственной налоговой службе в Украине» (в редакции Закона от 24 декабря 1993 г.) действия или решения налоговой милиции, ее должностных и служебных лиц могут быть обжалованы в установленном законом порядке, в частности, в прокуратуру. Соответствующие действия или решения могут также быть обжалованы в суде.
Следователи налоговой милиции — специального подразделения Государственной налоговой администрации Украины по борьбе с налоговыми правонарушениями — проводят досудебное следствие в делах о преступлениях, предусмотренных, в частности, ст. 218 «Фиктивное банкротство» УК, тем самым, защищая кредиторов от недобросовестных должников в лице руководителей субъектов хозяйственной деятельности или физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности.
Антимонопольный комитет Украины, не имея статуса правоохранительного органа, в силу полномочий,
222
предоставленных ему Законом Украины от 26 ноября 1993 г. «Об Антимонопольном комитете Украины», рассматривает заявления субъектов предпринимательской деятельности о нарушении их прав вследствие несоблюдения законодательства о защите экономической конкуренции или действий с признаками недобросовестной конкуренции.
Органом исполнительной власти со специальным статусом, имеющим полномочия по косвенной защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, является Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. Согласно Положению, утвержденному Указом Президента Украины от 25 мая 2000 г. № 721/2000, Комитет является специально уполномоченным органом по вопросам государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности. Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства осуществляет защиту прав субъектов предпринимательской деятельности, нарушенных (или таких, которые могут быть нарушены) действием регуляторных нормативных актов в сфере предпринимательства разной юридической силы.
В административном порядке права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности могут быть защищены путем обращения в порядке подчиненности к вышестоящим органам исполнительной власти (должностным лицам) с жалобой (заявлением) на действия (бездеятельность) подчиненных. Обращение в вышестоящий орган (к должностному лицу) является внесудебным путем разрешения спора, который не препятствует последующему обращению в судебные органы независимо от решения этого органа. Процедура рассмотрения соответствующих обращений регулируется подзаконными нормативными актами — инструкциями, правилами, положениями и т.п. в отношении органов, действия которых обжалуются. Если такой порядок не определен, следует руководствоваться общими нормами Закона Украины от 2 октября 1996 г. «Об обращениях граждан».
223
- 1. Понятие, предмет и метод предпринимательского права
- 2. Соотношение предпринимательского права с другими отраслями права
- 3. Источники предпринимательского права
- 4. Понятие и признаки предпринимательской деятельности (предпринимательства)
- 5. Принципы предпринимательской деятельности
- 6. Виды предпринимательской деятельности
- 7. Понятие и общая характеристика субъектов предпринимательской деятельности
- 8. Виды субъектов предпринимательской деятельности (предпринимателей)
- Часть 2 ст. 55 хк содержит общий перечень субъектов хозяйствования, который можно применить и для классификации субъектов предпринимательской деятельности. Ими считаются:
- 9. Физические лица — субъекты предпринимательской деятельности (граждане-предприниматели)
- 10. Случаи запрета занятия
- 12. Частные предприятия с одним и несколькими учредителями
- 13. Предприятие, основанное на собственности объединения граждан
- 14. Предприятие, основанное на собственности религиозной организации
- 15. Государственное унитарное предприятие
- 16. Коммунальное унитарное предприятие
- 17. Предприятие потребительской кооперации
- 19. Акционерное общество
- 20. Этапы создания акционерного общества
- 21. Общество с ограниченной ответственностью
- 22. Общество с дополнительной ответственностью
- 23. Полное общество
- 24. Коммандитное общество
- 25. Кооператив как субъект хозяйствования
- 26. Коллективное сельскохозяйственное предприятие
- 27. Фермерское хозяйство
- 28. Объединение предприятий
- 29. Классификация объединений предприятий
- 32. Порядок проведения государственной регистрации юридических лиц
- 33. Государственная регистрация
- 34. Учредительные документы юридических лиц — субъектов предпринимательской деятельности
- 35. Понятие и признаки лицензирования хозяйственной деятельности
- 36. Порядок лицензирования хозяйственной деятельности
- 37. Случаи переоформления и аннулирования лицензии
- 38. Патентование предпринимательской деятельности
- 3. Патентованию подлежат операции по торговле на личными валютными ценностями, которые осуществ-
- 39. Права и обязанности учредителей и участников хозяйственных обществ
- 40. Источники и порядок формирования уставного фонда хозяйственного общества
- 41. Общие основания прекращения субъектов предпринимательской деятельности
- 42. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
- 43. Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности
- 44. Понятие и общая характеристика банкротства
- 45. Производство по делу о банкротстве
- 46. Понятие и порядок проведения санации должника
- 47. Ликвидационное производство по делу о банкротстве
- 48. Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования
- 49. Общая характеристика хозяйственного договора
- 50. Заключение, изменение и расторжение хозяйственных договоров
- 51. Признание хозяйственных договоров недействительными и незаключенными
- 52. Понятие и характеристика предварительного договора
- 53. Выполнение хозяйственных договоров
- 54. Неустойка как мера по обеспечению выполнения хозяйственных обязательств
- 55. Поручительство как мера по
- 56. Гарантия как мера по обеспечению выполнения хозяйственных обязательств
- 57. Задаток как мера по обеспечению выполнения хозяйственных обязательств
- 58. Залог как мера по обеспечению выполнения хозяйственных обязательств
- 59. Придержание как мера по
- 60. Ответственность за нарушение договорных обязательств
- 61. Понятие и признаки договора куп л и - п ро д ажи
- 62. Понятие и признаки договора поставки
- 63. Понятие и признаки договора контрактации сельскохозяйственной продукции
- 64. Понятие и признаки договора энергоснабжения
- 65. Понятие и признаки договора мены (бартера)
- 66. Понятие и признаки договора дарения
- 67. Понятие и признаки договора управления имуществом
- 68. Понятие и признаки договора найма (аренды)
- 69. Особенности договора аренды государственного и коммунального имущества
- 70. Понятие и признаки договора лизинга
- 71. Понятие и признаки договора концессии
- 72. Понятие и признаки договора подряда
- 73. Понятие и признаки договора подряда на капитальное строительство
- 74. Понятие и признаки договоров перевозки грузов и пассажиров
- 75. Понятие и признаки договора транспортного экспедирования
- 76. Понятие и признаки договора страхования
- 77. Понятие и признаки агентского договора
- 78. Понятие и признаки договора комиссии
- 79. Понятие и признаки договора консигнации
- 80. Понятие и признаки договора хранения
- 81. Понятие и признаки договора простого общества
- 82. Особенности учредительного договора о создании юридического лица
- 83. Правовое регулирование защиты прав потребителей
- 84. Понятие и формы правового
- 85. Понятие имущества в сфере хозяйствования и источники его формирования
- 86. Денежные обязательства в предпринимательской
- 87. Правовая охрана знаков для товаров и услуг
- 90. Внешнеэкономические договоры (контракты) в предпринимательской деятельности
- 91. Понятие, характеристика и виды наличных и безналичных расчетов
- 92. Договоры займа, кредита, банковского вклада
- 90. Внешнеэкономические договоры (контракты) в предпринимательской деятельности
- 91. Понятие, характеристика и виды наличных и безналичных расчетов
- 92. Договоры займа, кредита, банковского вклада
- 93. Договор банковского счета
- 94. Договор факторинга
- 95. Понятие и виды ценных бумаг
- 96. Договор коммерческой концессии (франчайзинга)
- 93. Договор банковского счета
- 94. Договор факторинга
- 95. Понятие и виды ценных бумаг
- 96. Договор коммерческой концессии (франчайзинга)
- 98. Административно-правовая
- 99. Нотариальная защита субъектов предпринимательской деятельности
- 100. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности судами общей юрисдикции
- 101. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности Конституционным Судом Украины
- 102. Защита прав третейскими судами. Международный коммерческий арбитраж
- 103. Хозяйственно-правовая ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- 104. Административная ответственность в сфере предпринимательской деятельности
- 105. Уголовная ответственность в сфере предпринимательской деятельности
- Содержание
- Понятие, предмет и метод предпринимательского права 3