Тема 22. Правовая жизнь и правовая политика
Правовая жизнь как форма социальной жизни наиболее исчерпывающе характеризует юридическое бытие общества и включает в себя наряду с системными элементами, и неупорядоченные процессы, а также просто случайные факторы. «Правовая жизнь содержит комплекс всех юридических явлений, включающих как позитивные, так и негативные составляющие. К первым относятся само право (отражающее права человека, идеи справедливости, гуманизма, свободы и т.п.); правовая система в целом; механизм правового регулирования; законные правовые акты (правомерные действия, их результаты, юридические документы); юридические поступки (как разновидность правомерного действия – юридического факта) и события как юридический факт и т.д.; ко вторым – в основном негативные, противоправные явления (преступления и иные правонарушения; их субъекты и криминальные структуры; коррупция; злоупотребления, незаконные правовые акты, деформации правосознания, выражающиеся в правовом нигилизме, идеализме, популизме; ошибки в праве и иные препятствующие положительной юридической деятельности факторы)»1.
Теневая правовая жизнь слабо исследована теоретиками права. Значительно лучше изучены теневые явления в обществе экономистами и социологами. Тем не менее, очевидно, что проявления теневой (неофициальной) жизни существует практически во всех обществах – даже в сильно авторитарных. Достаточно вспомнить, как в Китае постепенно размывалась знаменитая система надельных полей, что вело к ослаблению государства. В США в XIX в. проявления виджилантизма (т.е. самосуда толпы в условиях слабой местной власти в отдаленных западных и зараженных расизмом южных штатах) также подрывали авторитет государства, но это было временное явление, и в ХХ в. федеральные, региональные и местные органы власти нарастили свой властный ресурс1. Таким образом, теневая правовая жизнь может иметь различные формы и различные последствия. Главное не следует закрывать глаза и постоянно помнить об этом явлении.
Инструментом упорядочения правовой жизни выступает правовая политика, как научно-обоснованная, системная и последовательная деятельность соответствующих государственных и негосударственных структур по создания эффективного механизма правового регулирования. Основные субъекты правовой политики в Российской Федерации – общефедеральные и региональные государственные органы, органы местного самоуправления и т.п. Правовая политика является одной из разновидностей политики и предоставляет должный правовой инструментарий для осуществления иных направлений политики – экономической, социальной, внешней и т.д. Непродуманная и слабая правовая политика, сопряженная с несовершенной и пробельной юридической базой, с недолжным правоприменением, ведет к сбоям и в осуществлении государственной политики в целом.
Кроме того, появление правовой политики – это реакция государства на заметное увеличение потоков юридической информации, которая далеко не всегда выступает внутренне согласованной. Актуализации правовой политики способствует и усиление роли права в жизнедеятельности общества, расширение договорных начал правового регулирования. Наконец, криминализация общества (в том числе рост организованной преступности и коррупции) подвигает государство к тому, чтобы гибко и тщательно конструировать адекватную правовую политику.
Правовая политика весьма разнообразна по своей природе, по своей форме она является: 1) правотворческой, 2) правоприменительной, 3) интерпретационной, 4) доктринальной, 5) правообучающей и т.д. В зависимости от предмета правового регулирования (от отраслей права) она может быть конституционной, гражданской, уголовной, финансовой и т.п.
Правовая политика должна учитывать характер проблемной ситуации, которая требует компетентного решения. Это может быть устранение последствий неэффективности правовой системы; решение текущих задач законотворческой и правоприменительной практики; прогнозирование возможных изменений в экономической, социально-политической и иных сферах общественной жизни, которые способны оказать существенное влияние на правовую систему; планирование правовых решений, направленных на усовершенствование правовой системы и др1.
В зависимости от срочности решения проблемы и динамики ее развития, а также ее масштабности и актуальности, может быть подобран различный набор методов и процедур. Он может включать в себя правовой мониторинг (т.е. постоянное отслеживание законодательства на предмет его проблемности и противоречивости); социально-правовой мониторинг (мониторинг права совмещается с мониторингом общественного мнения); разовая экспертиза конкретных законов и законопроектов; эксперимент (например, принятие экспериментального акта ограниченного во времени и пространстве); социально-правовое прогнозирование; структурный анализ правосознания и правовой культуры; измерение эффективности правового воспитания и т.д.
У российской правовой политики – широкий фронт работы. «В частности, до сих пор страдает незавершенностью система правовых актов об органах исполнительной власти, судебной системе, государственной службе, государственных предприятиях, интеллектуальной собственности, малом и среднем бизнесе, информации, нормативных правовых актах, экологической безопасности, минимальных государственных социальных стандартах, целевых и функционально-юридических режимах (пограничном, военном, таможенном, режиме использования энергоресурсов и др.). Нуждается в дальнейшем совершенствовании земельное, градостроительное и экологическое законодательство»2.
Неэффективное антимонопольное законодательство – в условиях «застойного монополизма», имеющего давние корни, оно нуждается в ужесточении и следовании американской, а не европейской модели. Положительные последствия мог бы иметь образцовое антимонопольное дело по аналогии судебным процессом против нефтяной монополии Рокфеллера в 1911 г., закончившееся её раздроблением на множество частей. Корректировка необходима и в корпоративном праве – в направлении большей прозрачности компаний и ответственности менеджмента в свете тех скандалов (дела «Энрон» и «Пармелат»), которые в начале столетия разразились в американском и европейском бизнесе3.
В целом российское законодательство отличает высокая нестабильность, что подрывает авторитет права и затрудняет его применение. Например, только Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с момента принятия изменился 19 раз. «Хаотичность в формировании массива правовых актов приводит к неравномерности развития отраслей и институтов российского законодательства. В результате, с одной стороны, внутри некоторых отраслей права сформировались регулятивные вакуумы, с другой – в ряде отраслей наблюдается чрезмерная «зарегулированность», дробление правовых актов и норм, регулирующих отдельные виды отношений»1.
Для федеративного государства актуальным является развитие региональной правовой политики. «Будучи более приближенными к правоприменительной деятельности, законодатели субъектов Российской Федерации намного быстрее реагируют на практические потребности общества в регулировании тех или иных отношений. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют возможность более целенаправленно и оперативно использовать различные формы участия населения в государственном управлении (негосударственные общественные организации, общественное обсуждение проектов региональных правовых актов и т.д.).
Вместе с тем правовая политика субъектов РФ в настоящее время вынужденно концентрирует свое внимание на выполнении разноплановых и динамично меняющихся федеральных заказов, сосредотачивается на скорейшем принятии большого количества правовых актов, обеспечивающих многочисленные параллельно и во многом бессистемно проводимые общефедеральные реформы. Это негативным образом сказывается на таких составляющих правовой политики, как системный контроль правоприменения, научное обоснование правовых решений, соблюдение процессуальных правил»2.
- Содержание
- К читателю
- Тема 1. Предмет и метод теории государства и права
- Онтологическая
- Гносеологическая
- Соотношение тгп с другими дисциплинами
- Тема 2.
- Тема 3. Понятие государства и его функции
- Признаки государства
- Тема 4. Типы и формы государства.
- Тема 5. Механизм государства.
- Структура механизма государства
- Тема 6. Соотношение экономики, политики и права. Государственная политика.
- Тема 7. Гражданское общество и правовое государство в связи с модернизационными процессами
- Тема 8. Сущность, принципы и функции права. Типология правопонимания.
- Тема 9. Право в системе социальных норм. Правовая культура
- Социальные
- Технико-правовые
- Технические
- Тема 10. Нормы права. Правовые исключения.
- Тема11. Формы и источники права.
- Понятие формы права. Соотношение формы права и источников права.
- 2. Нормативно-правовой акт – понятие и классификация.
- 3.Закон: понятие, признаки, виды.
- 4.Подзаконные нпа.
- Действие нпа во времени, пространстве и по кругу лиц.
- Тема 12. Правотворчество.
- Понятие и виды правотворчества. Принципы.
- Понятие и стадии законотворчества процесса в рф.
- Тема13. Система права.
- Понятие и структурные элементы системы права
- Предмет и метод правового регулирования как основание деления норм права на отрасли.
- Частное и публичное право. Материальное и процессуальное право.
- Система права и система законодательства.
- Тема 14. Правовые системы и правовые семьи современного мира
- Современные правовые системы и их классификация
- Классификация правовых систем
- Англо-американская правовая семья
- Романо-германская правовая семья
- Скандинавская правовая семья
- Правовые системы, связанные с религиозным правом
- Дальневосточная правовая семья. Группа систем, связанным с традиционным правом.
- Место России на юридической карте мира.
- Тема 15. Правовые отношения.
- 1.Понятие и предпосылки правоотношений.
- 2. Субъекты правоотношений.
- 3. Объекты правоотношений
- 4. Субъективные права и юридические обязанности
- 5. Юридические факты
- Тема 16. Реализация права.
- Понятие и особенности норм реализации права. Применение права как особая форма его реализации.
- Основные стадии применения права.
- Акты применения права. Понятие и виды.
- Тема 17. Толкование права.
- Толкование права и его виды по субъектам.
- 2.Способы и объем толкования правовых норм.
- 3.Акты толкования права.
- Тема18. Правомерное поведение и правонарушение
- Правомерное поведение: понятие и виды
- Правонарушение: понятие, признаки
- Виды правонарушений
- Юридический состав правонарушений
- Тема 19. Юридическая ответственность.
- Понятие и признаки юридической ответственности.
- Цели и признаки юридической ответственности.
- Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность и противоправность деяния.
- Тема 20. Законность и правопорядок.
- Понятие и основные принципы законности
- Гарантии законности
- 3. Понятие правопорядка
- 4. Соотношение законности, правопорядка, демократии и дисциплины
- Тема 21. Правовое регулирование.
- Тема 22. Правовая жизнь и правовая политика
- Тема 23. Сравнительная правовая политика
- Сравнительная правовая политика как цикл взаимодополняющих процедур
- Тема 24. Государство и право в условиях постмодернизации и глобализации.
- Тематика контрольных (курсовых) работ по дисциплине Теория государства и права
- Происхождение государства.
- Механизм государства.
- Понятие и сущность права.
- Правовая система общества. Классификации основных систем современности.
- Правовая культура.
- Законность и правопорядок.
- Толкование права.
- Правовая политика.
- Модернизационные и постмодернизационые процессы в сфере государства.
- Модернизационные и постмодернизационые процессы в сфере права.
- Особенности толкования права в странах англо-американской правовой семьи.
- Правовая система России на юридической карте мира.