logo
uchebno-metodich_posobie_Teoria_gosudarstva_i_p

Тема 24. Государство и право в условиях постмодернизации и глобализации.

Закономерно, что после достижения зрелой модернизации в середине XX в. не могло не произойти обновления программы общественного развития. Если 1960-е гг. были благополучным в экономическом плане десятилетием, то уже 1970-е гг. продемонстрировали глубокий структурный и циклический кризисы, наводившие на мысль о «расчистке площадки» для новой, постиндустриальной экономики. И она действительно появилась в 1980-е гг., а вместе с ней наиболее развитые страны стали входить в фазу постмодернизации.

Предпосылки постмодернизационных процессов зародились преимущественно в 1960-1970-е гг. и были связаны с экономикой, политикой, социальной сферой и международными отношениями, но итоговой (ситуационной) предпосылкой оказалось начало массовой компьютеризации – т.е. технолого-экономический фактор, имевший далеко идущие последствия (См.схему№11).

Для сферы государства характерны:

- поиск оптимального соотношения между государственным регулированием и дерегулированием (см. Тему № 6 );

- ввиду резкой интернационализации связей на нашей планете наблюдается и интернационализация государственной политики и деятельности государственных органов, что несет в себе угрозу государственному суверенитету (см. об этом ниже в данной теме);

- по причине возросшей географической мобильности и усиления миграционных потоков для социально эластичного, мультистратного гражданского общества актуальным становиться развитие толерантности и борьбы с различными формами дискриминации.

На государственное развитие не может не влиять некий набор проблемных состояний и в сфере политической системы. Это:

- усиление электорального абсентеизма и политической индифферентности (во многом в этом виноваты динамика и стрессы постмодернизирующегося

Схема№1

Постмодернизационные процессы и их влияние на сферы государства и права

Экономическая постмодернизация

1. Всеобщая компьютеризация производства и быта.

2. Ускоренное развитие демассифицированного венчурного бизнеса.

3. Приоритетная роль сферы услуг.

4. Глобализация экономики.

Формирование социально эластичного гражданского общества

Предпосылки

п

Исчерпание доминирующей роли крупного машинного производства

остмодернизации

Политическая постмодернизация

1.Усиление избирательного абсентеизма и политической индиффирентности.

2.Кризис традиционного партийного руководства и массовых политических партий

3. Гипертрафированная роль новых информационных технологий и СМИ в политическом процессе и общественной жизни.

Конъюктурные и структурные кризисы 1970-х гг.

Государственная постмодернизация

1. Поиск оптимального соотношения между государственным регулированием и дерегулированием.

2. Интернационализация гос. структуры и гос. политики. Угроза национальному суверенитету.

3. Стремление к актуализации толерантности и борьбы с дискриминацией.

Постмодерни-зационный старт

Начало массовой компьютеризации

Правовая постмодернизация:

  1. Интенсификация систематизации правовых норм. 2. Возрастание роли правосудия. 3. Глобализация преступности и необходимость оптимизации уголовных наказаний. 4. Интернационализация правовой жизни.

Углубление социально-экономических диспропорций между Севером и Югом

Засилие массовой культуры и кризис идентичности

Ситуционная (итоговая)предпосылка

Возрастание политической нестабильности как результат трансформации социума

Феномен информационно-правового государства

общества, а также «соблазны» массовой информационной культуры);

- кризис традиционного партийного руководства и массовых партий (с одной стороны, это результат укрепления влияния общественности и распространения внутрипартийной демократии, с другой – предпочтительное внимание населения не к сложной, многоаспектной политической повестке партий, а к простым и однозначным инициативам общественных организаций);

- неадекватная, гипертрофированная роль СМИ, которые в условиях всеобщей компьютеризации непосредственно втягиваются в политический процесс и нарушают привычный механизм политической системы.

По сути дела новые состояния государства и политической системы (а они являются менее устойчивыми, чем государство и политическая система эпохи модернизации) суммируются в феномене информационно-правового государства, который также является продуктом и правовой постмодернизации. Что же касается последней, то она проявляет себя в следующих признаках:

- интенсификация процесса систематизации правовых норм под давлением стремительно распространяющегося правового материала; появление комплексных отраслей права и распространение практики правового мониторинга с целью ликвидации противоречий и пробелов в праве;

- возрастание роли правосудия в общественной жизни и одновременно увеличение на него нагрузок; появление конституционной юстиции, дополняющей традиционный механизм разделения властей;

- необходимость оптимизации уголовных наказаний в свете общемировой криминализации и общественного спроса на гуманизацию наказаний (т.е. нахождение некоей «золотой середины» в борьбе с планетарной преступностью);

- интернационализация правовой жизни с тенденцией к правовой верификации и развитием сравнительной правовой политики.

Постмодернизационные процессы порождают глобализацию современного мира.

Существует множество определений этого явления от более образных до более абстрактных. Например, американский исследователь Т. Фридман сформулировал смысл глобализации следующим образом: это «неукротимая интеграция рынков, наций-государств и технологий, позволяющая индивидам, корпорациям и нациям-государствам достигать любой точки мира быстро, дальше, глубже и дешевле, чем когда бы то ни было прежде»1.

Глобализация – это «преодоление социальной, политической и экономической активностью пространственных границ – так что события, решения и действия, происходящие и принимаемые в одном регионе мира, могут иметь значение для индивидов и сообществ в удаленных уголках планеты»1.

Понятие глобализации многозначно. В широком смысле слова – это объективная данность, в узком смысле – сознательная политика, преследующая распространение культурного и социально-экономического влияния одной страны или нескольких стран на весь мир, опирающаяся на идеологию глобализма. По мнению А.С. Панарина, имеет место три типа глобализма. Первый – связан с единым мировым пространством и прогрессом, доступным всем индивидам. Второй – экзотерический глобализм правящих элит, образующих мировое правительство в своих корыстных интересах. Третий тип глобализма – это продукт стремления конкретной сверхдержавы – США, к однополярному миру2.

Существует мнение, что в условиях глобализации роль государства снижается. Во всяком случае на такой позиции стоят гиперглобалисты, которые утверждают, что «существование государств не является необходимым даже для успешного функционирования демократии. Новый мировой порядок, с их точки зрения, должны обеспечить транснациональные корпорации, которые и вытеснят со сцены современные государства»3. Однако два других течения – скептики и трансформисты, полны веры в могущество и функциональную значимость государства. Первые рассматривают глобализацию и регионализацию как две противоположные тенденции и расценивают государство как творцы интернационализации. Вторые полагают, что хотя отдельное государство не стало сильнее в процессе развития мирового рынка, государства все чаще объединяются друг с другом для принятия совместных решений4.

Несомненно, что объективно происходящая глобализация и продвижение идеологии глобализма способствует определенному ослаблению государственного суверенитета. В частности, А. Чайес утверждает: «Суверенитет теперь заключается не в свободе государств независимо осуществлять свою власть, преследуя сугубо собственные интересы, а в сотрудничестве государств с соответствующими более или менее равноправным статусом, что и будет составлять сущность международной жизни»5.

А Л.С. Явич выступает с конкретным прогнозом на обозримое будущее, что, мол, в итоге создастся Всемирная Конфедерация государств на основе реорганизации ООН или, что первая будет действовать в согласии со второй1.

По мнению М.Н.Марченко, на национальный государственно-правовой механизм оказывают влияние экономические и технологические факторы, «приведшие к возникновению международного рынка и появлению на мировой хозяйственной арене новых субъектов рыночных отношений в лице транснациональных корпораций». Ключевую роль играют также «ускоренная глобализация финансовых рынков,.. глобализация средств массовой информации и коммуникаций,.. усилившееся на межгосударственном уровне разделение труда,.. нарастание многочисленных глобальных проблем..». 2

Среди западных исследователей отмечается, что 1) глобализация воздействует на взаимоотношения национальных правовых систем; 2) изменяется главное направление развития англо-американской правовой семьи, которая фокусирует свое внимание не на проблемах внутреннего, а внешнего правопорядка; 3) глобализация воздействует не только на право, но и на его теорию и методологию3.

И в самом деле «среди тенденций глобального и регионального уровней следует выделить прежде всего тенденцию универсализации и унификации права». Наиболее зримо она проявляется в таких сферах правового регулирования, как торговля, бизнес, финансовая сфера. Следует обратить внимание и на тенденцию «более широкого формирования и более активного использования принципов права как регуляторов общественных отношений». В западной литературе в связи с этим упоминается о принципах партнерства, кооперации, относительной самостоятельности субъектов глобализации – государств и транснациональных корпораций, международных неправительственных организаций. В качестве тенденции необходимо отметить и усиление значения судейского права и судебной практики. В связи с этим некоторыми авторами ставится вопрос о «глобальной юриспруденции» и «глобальном сообществе судов». Последнее призвано побудить суды к сотрудничеству и разработке компромиссов между сторонами4. Однако все же последнее – пока из разряда мечтаний.