logo
uchebno-metodich_posobie_Teoria_gosudarstva_i_p

Тема 21. Правовое регулирование.

Правовое регулирование – это осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения. Правовое регулирование - лишь одна из форм правового воздействия, которое охватывает экономические, политические, социальные отношения, которые непосредственно правом не регулируются, но на которые последнее оказывает влияние. Иными словами, правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений.

В последнее время в зарубежной науке (Ф.А. Хайек, Ж.-Л. Бержель) и отчасти в отечественном правоведении появилась точка зрения, которая рассматривает правовое регулирование как процесс упорядочения общественных отношений при помощи как спонтанно формируемых в обществе норм права, так и правовых предписаний, устанавливаемых государством. По мнению Ю. А. Тихомирова, такое расширительное толкование является не самым удачным.

«Должны учитываться объем и границы правого регулирования и другие регуляторы, иначе полюбившаяся многим синергетическая трактовка права как открытой системы в «мире хаоса» приведет к размыванию его специфических граней и ослаблению в конечном счете возможностей не только модельного настроения правового регулирования, но и его практического существования»1.

Механизм правового регулирования как система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъекта права, в себя включает:

- норму права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов);

- юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;

- правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов);

- акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);

- охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).

Существуют три способа правого регулирования:

- дозволение, т.е. предоставление субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах;

- обязывание, т.е. возложение на лиц необходимости совершать активные правовые действия;

- запрещение связано с необходимостью воздерживаться от конкретных действий (т.е. это разновидность обязывания).

Под типами правового регулирования понимают те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволенй (это общедозволительный тип), либо обязываний с запрещениями (это разрешительный тип регулирования).

Важно оценить также эффективность правового регулирования, т.е. соотношение между результатом и целью. Можно говорить о следующих путях повышения эффективности правового регулирования:

-совершенствование правотворчества;

- совершенствование правоприменения;

-повышение уровня правовой культуры.