logo search
Лекции по тгп)

69. Пробелы в праве и способы их восполнения и преодоления.

Под пробелом в правеобычно понимается полное либо частичное отсутствие правового регулирования той или иной сферы отношений, которая объективно требует регламентации и без обязательных для исполнения юридических норм не может нормально функционировать.

Обычно необходимость восполнения пробелов в праве обосновывается в СМИ, научных работах, в выступлениях народных депутатов, специалистов соответствующих отраслей науки, опросах общественного мнения и других формах, и их ликвидация – дело правотворческих органов. Такие пробелы условно можно назвать пробелами в праве в общесоциальном смысле.

Кроме того, в юриспруденции используется понятие пробела в праве в собственно юридическом смысле. Такой пробел имеет место, когда с очевидностью можно констатировать, что определенный вопрос входит в сферу правового регулирования, должен решаться юридическими средствами, но конкретное решение в целом или частично не предусмотрено или предусмотрено не полностью.

В условиях законности наличие пробелов в праве в принципе нежелательно. Это существенный недостаток действующей правовой системы, обусловленный отсутствием достаточного внимания к совершенствованию законодательства, своевременному учету в нем тенденций развития общественной жизни, изъянами законодательной техники.

Чем меньше пробелов в законодательстве, тем оно совершенней, тем прочнее законность. В то же время пробелы в праве объективно возможны, а в некоторых случаях и неизбежны. Право после возникновения государства создается не сразу. Необходим какой-то период на протяжении которого накапливаются опыт и знания для правильного и всестороннего урегулирования основных вопросов общественной жизни. В этот период гос.органам зачастую приходится решать дела без соответствующих норм. Однако даже в развитой системе законодательства не исключается возможность наличия пробелов.

Средством восполненияпробела является издание нормативно-правового акта, регулирующего данные общественные отношения.

Средствами преодоления пробела служат аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона– это применение к не урегулированному в конкретной норме общественному отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения. Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. Следовательно, если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирующую сходные со спорным отношения.

Аналогия права – это применение к неурегулированному в конкретной норме спорному отношению, при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законодательства (принципов права –общеправовых и отраслевых). Всегда следует помнить, что в правовой системе аналогия права применяется лишь в порядке исключения.

В той сфере правового регулирования, касающегося запрещения определенного поведения и установления санкций за те проступки, которые опасны или вредны для общества (правоохранительная деятельность), то или иное запрещенное деяние должно быть четко, полно и недвусмысленно отражено в нормативном акте. Здесь главенствует основополагающий принцип, известный еще со времен римского права: нет преступления, проступка – нет наказания и взыскания без закона.

Применение аналогии должно основываться на законе, на конкретных нормах и общих правовых принципах, а не на субъективных оценках, мнении, усмотрении должностных лиц. Сходство анализируемых фактов и фактов, предусмотренных нормой, применяемой по аналогии, должно быть выражено в существенных, аналогичных в правовом отношении признаках. Решение по аналогии предполагает поиск нормы в первую очередь в актах той же отрасли права, а если такая норма не обнаружена, то возможно обращение к другой отрасли и законодательству в целом (субсидиарное применение).