54. Защита чести, достоинства и частной жизни граждан
Каждый человек представляет собой высшую ценность, как существо, наделенное
разумом, волей и чувствами. Достоинство - признание за гражданином этой ценности
независимо от того, что он о себе думает и что о нем думают другие. Осознание и
признание абсолютной ценности человеческой личности - результат развития
общества.
В ч. 1 ст. 21 Конституции РФ говорится о защите достоинства личности.
Конституция РФ гарантирует гражданам охрану достоинства человеческой личности.
Эта гарантия дается любому человеку, т. е. ставится знак равенства между
человеком и личностью. Охраняется достоинство не только взрослого и
дееспособного человека, но также ребенка и душевнобольного.
В ч. 1 ст. 21 Конституции РФ большую смысловую нагрузку несет слово «ничто». Ни
преступление, повлекшее заточение правонарушителя в тюрьму или колонию, ни
обездоленность и нищета, ни тяжкая, позорная, по общепринятым представлениям,
болезнь - ничто не может служить основанием для умаления достоинства
человеческой личности.
Личность, ограниченная в правах или поставленная в служебную (иную) зависимость,
требует подчеркнутого уважения человеческого достоинства.
Если гражданин считает, что его честь и достоинство пострадали в результате
действий других лиц, он может обратиться в суд. Вопросы судебной защиты чести и
достоинства граждан регламентируются соответствующими статьями Уголовного
кодекса и Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, существуют и гражданско-правовые средства защиты чести и
достоинства - предъявления в суд исков о возмещении морального вреда,
причиненного распространением порочащих человека сведений, и их опровержения.
Следует отметить, что гражданско-правовая защита чести и достоинства возможна
лишь при наличии совокупности трех условий:
- распространения сведений о другом лице;
- порочащего характера этих сведений;
- несоответствия распространяемых сведений действительности.
При этом бремя доказывания истинности сведений возложено на того, кто их распространил. Порочащие сведения, опубликованные в печати, в случае признания их судом недействительными опровергаются в печати. Суд произвольно определяет сумму денежной компенсации за причинение морального вреда, поскольку нет четких правовых критериев для ее исчисления.
Россия связана обязательствами, вытекающими из Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ООН, 10 декабря 1984 г.) и других международных актов. Лицо, считающее, что оно подвергается пыткам, вправе обратиться с жалобой в суд. УК Российской Федерации в развитие ст. 21 Конституции РФ вводит уголовную ответственность за преступления, связанные с жестокостью, насилием или посягающие на честь и достоинство человеческой личности.
Таким образом, реализация возможностей уголовно-правовой и гражданско-правовой защиты в суде чести и достоинства в полной мере обеспечивает охрану прав и свобод человека в этой сфере.
В ст. 23 Конституции установлено право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Частная жизнь - это функционирование человека в особой сфере семейных, бытовых, личных, интимных отношений, не подлежащих контролю со стороны государства, общественных организаций, граждан. Частная жизнь защищается судом. УК РФ устанавливает уголовную ответственность за: разглашение тайны усыновления против воли усыновителя; разглашение данных предварительного следствия и дознания; нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений граждан (ст. 138); нарушение неприкосновенности жилища: незаконный обыск, незаконное выселение и иные преступления против правовой автономии личности. Вынужденная необходимость разглашения личных и семейных тайн, сведений о частной жизни граждан возникает в трех основных сферах:
- в области борьбы с преступностью;
- при защите здоровья граждан;
- при объявлении чрезвычайного и военного положения. Конституция РФ (ч. 2, ст. 23) требует судебного решения
для всякого ограничения тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Но российское законодательство об оперативно-розыскной деятельности12 допускает существенное вторжение органов государства в частную жизнь граждан без судебного ордера, предусматривая внепроцессуальные методы наблюдения за личностью, контроля за почтовыми отправлениями, прослушивание телефонных и иных переговоров. В законодательных актах четко не указаны круг
лиц, о частной жизни которых допускается получение соответствующих сведений, и процедура их получения. В этом отношении они не соответствуют требованиям Всеобщей декларации прав человека и ст. 23 Конституции. Таким образом, законодатель должен четко ограничить ситуации, связанные с необходимостью вынужденного нарушения права неприкосновенности частной жизни, особенно не требующие получения судебного ордера. Эта проблема тесно сопряжена с проблемой соблюдения и защиты прав граждан.
Необходимо отметить также, что суд выступает как гарант неприкосновенности жилища, которая установлена ст. 25 Конституции. Запрет проникновения в жилище имеет в виду не только недопустимость вхождения в него вопреки воле проживающих в нем лиц, но и иные формы получения сведений о том, что происходит в жилище. Законное проникновение в жилище возможно в двух ситуациях:
- при непредвиденных чрезвычайных ситуациях;
- при защите правопорядка.
Интересно, что ст. 25 Конституции не установила, в каких именно случаях должно быть получено судебное решение. А по действующему законодательству (отраслевому) судебного решения для проникновения в жилище вообще не требуется. Между тем совершенно необходимо судебное решение в ситуациях, когда следователь, прокурор, оперативный работник намерены проникнуть в жилище.
12 Об оперативно-розыскной деятельности. Федеральный закон от 12 августа!995 г.
// Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
Если соответствующие органы государства незаконно проникли в жилище, то их действия могут быть обжалованы гражданином в суд как неправомерные. В рамках данного вопроса был рассмотрен механизм защиты прав граждан по суду. Поскольку законодателем в последние годы были существенно расширены возможности судебной защиты прав и свобод, то, разумеется, существенно увеличилась и практика судов по делам такого рода. Защита прав и свобод граждан стала одной из важнейших задач судебной власти в России, где она выступает как гарант защиты и восстановления самых различных нарушенных прав и свобод. Особенно это важно в уголовно-правовой сфере, где речь зачастую идет о судьбе человека и даже о его жизни. Однако путь реформ необратим, и при умелом, взвешенном и грамотном реформировании судебная власть может и обязана стать надежным гарантом защиты прав человека.
Активная и успешная правовая самозащита личности немыслима без опоры на органы прокурорского надзора. Речь идет прежде всего об обращениях к прокурору, который в рамках осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения об их нарушении; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина; привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба13.
В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное звучание, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших14.
13 См.: Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Официальное издание. М.: Юрид. лит., 1996. С. 17 (ст. 27, п. 1).
14 Там же. С. 17-18 (ст. 27, п. 4). '159.
Наглядным свидетельством того, что эти положения законодательства о прокуратуре являются довольно эффективным подспорьем для граждан, защищающих свои права и свободы, служит динамика роста обращений жителей Дона в органы прокуратуры Ростовской области, в которые за 1997 г. поступило почти 34 тысячи обращений, что на 8,3% больше, чем в 1996 г. На личном приеме в прокуратуре области, районных и городских прокуратурах побывало 24 300 человек, что на 10% превышает аналогичный показатель 1996 г. При этом в 1997 г. была удовлетворена каждая четвертая жалоба. Рост удовлетворенных обращений в горрайпрокуратурах области составил в 1996 году 21,2%15.
По выявленным в 1998 г. нарушениям трудового законодательства (1843 случая) было вынесено 860 представлений: 367 должностных лиц, виновных в этих нарушениях, были привлечены к ответственности, возбужден ряд уголовных дел, прокурорами предъявлены иски в защиту нарушенных трудовых прав граждан. В 1999 г. прокурорами области предъявлено свыше трех тысяч исков о взыскании задолженности по заработной плате на общую сумму десять миллиардов неденоминированных рублей; из них две тысячи исков рассмотрены судами, взыскавшими более пяти миллиардов
рублей. В том же году отменены и изменены по жалобам физических лиц приговоры в
отношении 374 человек (в 3,6 раза больше, чем в 1998 г.).
Вместе с тем, по нашему мнению, при всей значимости прокурорского надзора в
реализации правовой самозащиты личности приоритет следует отдать судебному
порядку осуществления таковой. Как справедливо отмечала М.Н. Малеина
(применительно к защите личных неимущественных прав), судебный порядок защиты
прав, основанный на гласности разбирательства, независимости судей и их
подчинении только закону, имеет преимущество перед административным способом
зашитьйб.
Она же предложила своеобразную классификацию личных неимущественных прав, защита
которых обеспечивает право-
13 Здесь и далее приводятся сведения по открытым данным прокуратуры Ростовской
области, полученным автором. - М. С.
16 См.: Малеина М. Н. Защита личных неимущественных прав советских граждан. М.:
Знание, 1991. С. 19.
1604
вую автономию личности в обществе, а именно: право на неприкосновенность документов личного характера, право на неприкосновенность жилища; право на тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений; право на тайну усыновления, на врачебную тайну, банковскую тайну, тайну нотариальных действий; право на адвокатскую тайну и другие17. Вкупе с защитой прав, обеспечивающих физическое благополучие (право на жизнь, здоровье и его охрану, на благоприятную окружающую среду и др.) и формирующих индивидуальность личности (право на имя, индивидуальный облик, на честь и достоинство, изменение пола и другие), указанные выше права, обеспеченные соответствующей юридической самозащитой, позволяют говорить о комплексном гарантировании человеку его бытия в качестве «юридического типа личности», иначе говоря «Homo lun's».
Правовая самозащита личности генетически связана с проблемами ее юридической ответственности и является одним из принципов последней. Фактически та совокупность прав лица, привлеченного к ответственности, которая дает ему возможность участвовать в исследовании обстоятельств дела и отстаивать свои законные интересы, и является конкретным воплощением его права на самозащиту. Речь идет прежде всего о закрепленных законом процессуальных нормах, обеспечивающих личности возможность знать, в чем именно состоит обвинение, оспаривать его, участвовать в анализе и рассмотрении обстоятельств дела, пользоваться помощью адвоката, обжаловать применение мер пресечения и другие акты, предшествующие принятию решения, обжаловать само решение и порядок его исполнения и др18. Как верно отмечено О.Э. Лейстом, с правом на защиту связан ряд дополнительных принципов ответственности, к числу которых относится «недопустимость изменения к худшему» (reformalio inpejus), т. е. ухудшения правового положения лица, обжалующего решения, например, применение
17 См.: Малеина М. N. Защита личных неимущественных прав советских граждан. С. 73-98.
18 Подробнее об этом см.: Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Том 2. Теория права / Под ред. М.Н. Марченко. -М.: Изд-во «Зерцало». 1998. С. 618-619.
6. Конституционное право России 100 э/о
высшей судебной инстанцией более строгой санкции по делу, которое рассматривается ею по жалобе осужденного, а равно усиления административного или дисциплинарного взыскания при обжаловании".
Весьма примечательно, что после официальной ратификации Россией Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наше государство взяло на себя обязательство гарантировать на своей территории каждому человеку, чьи права и свободы, изложенные в Конвенции, нарушены, наличие эффективных средств правовой защиты перед государственными органами даже, если такое нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве (ст. 13 Конвенции)20. Учитывая, что конституционные предпосылки для соблюдения этих требований в Российской Федерации имеются (ст. 45 Конституции Российской Федерации провозглашает, что государственная зашита прав и свобод человека и гражданина гарантируется и что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом), это означает, что человек, исходя из принципа непосредственного действия конституционных норм о правах и свободах (ст. 18), вправе сам защищать их, опираясь на Конституцию как базовый закон государства.
19 Обшая теория государства и права. С. 619.
20 См.: Бондарь Н. С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/Д. Изд-во Рост, ун-та. 1996. С. 47.
- Введение
- Тема 1. Конституционное право россии - отрасль права и юридическая наука
- 1. Понятие и предмет конституционного права России
- 2. Конституционно-правовые нормы и институты
- 3. Конституционно-правовые отношения
- 4. Субъекты конституционного права Российской Федерации
- 5. Источники конституционного права: понятие и виды
- 6. Система конституционного права Российской Федерации
- 8. Конституционное право Российской Федерации как наука и ее место в системе
- 9. История развития науки конституционного права рф
- Тема 2. Конституционное развитие россии
- 10. Возникновение конституционного процесса в России и его развитие до 1917 г.
- 11. Конституционный процесс в России на примере развития советских конституций 1918, 1925, 1937 гг.
- 12. Конституция 1978 г. - последняя советская Конституция. Пути ее эволюции
- 13. Конституционные реформы 1989-1993 гг. Необходимость принятия новой
- 14. Конституция Российской Федерации 1993 г.: основные черты, особенности, функции и юридические свойства
- 15. Структура Конституции Российской Федерации 1993 г.
- 16. Порядок принятия Конституции Российской Федерации
- 17. Изменение Конституции Российской Федерации, внесение поправок
- 18. Гарантии реализации Конституции
- 19. Прямое действие Конституции Российской Федерации
- 20. Охрана Конституции Российской Федерации и ответственность за ее нарушение
- Тема 3. Основы конституционного строя российской федерации
- 21. Понятие конституционного строя
- 22. Принципы конституционного строя и их развитие
- 23. Конституционный строй и общественный идеал
- 24. Конституционное полновластие в демократическом государстве
- 25. Человек, его права и свободы как высшая ценность в государстве
- 26. Сущность идеи правового государства
- 27. Верховенство права и механизм его реализации
- 29. Конституционные основы социальной системы в Российской Федерации
- 30. Конституционное закрепление принципов политического плюрализма и многопартийности
- 31. Общественные организации, движения и другие общественные объединения
- 32. Основания отказа в регистрации или роспуска общественного объединения
- 33. Российская Федерация как светское государство
- 34. Федеративная природа Российской Федерации
- 35. Свобода совести
- Тема 4. Конституционные основы правового статуса личности в российской федерации
- 36. Права человека и гражданина по Конституции Российской Федерации
- 37. Гражданство Российской Федерации. Его принципы
- 38. Основания приобретения гражданства Российской Федерации
- 39. Основания прекращения гражданства
- 40. Органы, уполномоченные решать вопросы отношений гражданства
- 41. Конституционно-правовые основы статуса иностранных граждан и лиц без
- 43. Конституционные права и свободы человека и гражданина
- 44, Личные права и свободы по Конституции рф
- 45. Политические права и свободы человека и гражданина по Конституции рф
- 46. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина по Конституции
- 47. Конституционное право на образование человека и гражданина в рф
- 48. Культурные права человека и гражданина по Конституции рф
- 49. Конституционные обязанности граждан
- 50. Гарантия конституционных прав и свобод личности
- Тема 5. Формы и правовые меры при защите прав и свобод личности
- 51. Правовая самозащита личности
- 52. Обжалование в суд действий и актов, нарушающих права и свободы граждан
- 53. Защита прав граждан в уголовном судопроизводстве
- 54. Защита чести, достоинства и частной жизни граждан
- 55. Уполномоченный по правам человека
- 56. Территория Российской Федерации
- 57. Принципы национально-государственного устройства Российской Федерации
- 58. Российский федерализм: становление и развитие
- 59. Субъекты Российской Федерации
- 60. Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации
- 61. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения
- 62. Конституционно-правовой статус автономной области, автономного округа
- 63. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
- 64. Проблемы соответствия конституций субъектов Федерации Конституции рф 1993 г.
- 65. Российская Федерация и страны снг
- Тема 7. Избирательная система российской федерации
- 66. Юридическая природа выборов, их назначение и виды
- 67. Понятие избирательной системы
- 68. Избирательное право Российской Федерации
- 69. Источники избирательного права Российской Федерации
- 70. Принципы участия граждан Российской Федерации в выборах
- 71. Гарантии осуществления избирательного права гражданами Российской Федерации
- 72. Ограничения избирательных прав граждан по Конституции Российской Федерации
- 73. Стадии избирательного процесса по российскому законодательству
- 74. Референдум Российской Федерации
- Тема 8. Государственные органы российской федерации
- 75. Правовой статус Президента Российской Федерации
- 76. Порядок выборов Президента рф
- 77. Защита правового статуса Президента рф
- 78. Полномочия Президента рф
- 79. Акты Президента рф
- 80. Федеральное собрание - парламент Российской Федерации
- 81. Порядок формирования палат Федерального собрания
- 82. Предметы ведения палат Федерального собрания
- 83. Комитеты и комиссии Совета Федерации
- 84. Комитеты и комиссии Государственной Думы рф
- 85. Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы Российской
- 86. Стадии законодательного процесса в Федеральном собрании Российской Федерации
- 87. Правительство Российской Федерации - высший орган исполнительной власти
- 88. Полномочия Правительства Российской Федерации
- 89. Порядок формирования, полномочия и акты Правительства Российской Федерации
- 90. Организация законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации
- 91. Конституционные основы судебной системы в Российской Федерации. Виды
- 92. Конституционные основы организации прокуратуры в Российской Федерации
- 93. Конституционные основы организации адвокатуры в Российской Федерации
- Тема 9. Конституционные основы местного самоуправления
- 94. История развития местного самоуправления в Российской Федерации
- 95. Понятие, функции и принципы местного самоуправления
- 96. Основы деятельности местного самоуправления
- 97. Полномочий местного самоуправления
- 98. Ответственность местного самоуправления и правовые формы его защиты
- Тема 10. Обеспечение конституционной законности в российской федерации
- 99. Понятие конституционной законности. Конституционный суд в Российской Федерации
- 100. Конституционное судопроизводство в Российской Федерации
- Содержание
- Тема 1. Конституционное право россии -отрасль права и юридическая наука
- Тема 2. Конституционное развитие россии
- Тема 3. Основы конституционного строя российской федерации
- Тема 4. Конституционные основы правового статуса личности в российской федерации
- Тема 5. Формы и правовые меры при защите прав и свобод личности
- Тема 6. Национально-государственное устройство российской федерации
- Тема 7. Избирательная система российской федерации
- Тема 8. Государственные органы российской федерации
- Тема 9. Конституционные основы местного самоуправления
- Тема 10. Обеспечение конституционной законности в российской федерации