26. Сущность идеи правового государства
В соответствии с Конституцией (ст. 1) Российская Федерация является правовым
государством.
Сущность идеи правового государства - его последовательный демократизм,
утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства
обществу. Правовым считается такое государство, которое признает в качестве
своих особенностей и институтов разделение властей, независимость суда,
законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав
государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным
учреждением. Главное в идее правового государства - связанность государства
правом, гарантирующая предсказуемость и надежность его действий, подчинение
государства праву, защита граждан от возможного произвола со стороны государства
и его органов.
Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает
себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без
исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и
граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права.
Верховенство права означает прежде всего верховенство закона. Оно выражается в
том, что главные, основополагающие общественные отношения во всех сферах
общественной жизни регулируются законами. Верховенство закона означает также его
всеобщность. И, наконец, верховенство закона означает утверждение его
господства, т. е. такого его положения, когда выраженные в нем начала и устои
общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без
всякого исключения должны подчиняться его нормам (ст. 15 Конституции РФ).
Почему характеристика правового государства связывается с верховенством именно
закона? Речь, казалось бы, должна идти не о законе, а о праве в целом как
системе общеобязательных норм, обеспечиваемых государством независимо оттого, в
каких правовых актах они содержатся.
В правовом государстве должны соблюдаться все правовые нормы. Важно, чтобы сами
эти нормы в полной мере отвечали
воле и интересам народа. Добиться этого можно только в случае, если эти нормы
будут соответствовать законам - нормативным гостам, принятым законодательным
органом.
Законы обладают наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства и составляют основу всей системы права. При помощи закона вводятся в жизнь прежде всего нормы, выражающие народовластие. Закон является также гарантом демократии.
Важно и то, что с помощью закона создается возможность обеспечить необходимый порядок в практической реализации демократических инструментов и прав. Только через закон, посредством совершенного законодательного регулирования, может быть обеспечен высокий юридический статус личности. Следовательно, вся система законодательных мероприятий имеет исключительно важное значение для высокого юридического статуса человека.
Правовое государство - это в первую очередь конституционное государство, которое и является практическим воплощением идеи правового государства. Конституция является центром правовой системы. На ее базе строится механизм законности в правовом государстве. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Российской Конституции (ст. 15 Конституции России). Являясь полноправным членом мирового сообщества, Российская Федерация признает составной частью своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международного договора Российской Федерации. Поэтому, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Согласно Конституции РФ, все нормативные акты, издаваемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России и законам. Именно поэтому все эти акты и получили название подзаконных.
Серьезным препятствием на пути утверждения верховенства закона становятся издержки ведомственного, регионального и местного нормотворчества, зачастую противоречащего закону и нередко лишающего граждан тех прав, которые им предоставляются законодательством.
В нашем обществе пренебрежительное отношение к закону складывалось долгие годы. Формально провозглашенный принцип обязательности закона корректировался целой системой исключений из правил, зависящих от занимаемой должности, разного рода заслуг и т. п. Особого внимания в этой связи заслуживает проблема соотношения закона и так называемой целесообразности. Суть этой проблемы состоит в том, что некоторые руководители присвоили себе право, исходя из собственных представлений об интересах страны, решать вопрос о том, стоит ли им исполнять тот или иной закон. Закон и целесообразность совпадают не всегда. Однако обход закона пол предлогом общественной целесообразности недопустим даже и в том случае, когда закон действительно плох или устарел. Закон может отменить или изменить только уполномоченный на то государственный орган, а те, кто обнаружил недостатки в законе, должны довести это до сведения лиц, обладающих за конодательной инициативой (депутаты Госдумы, президент РФ и др.) и потребовать корректировки закона.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Введение
- Тема 1. Конституционное право россии - отрасль права и юридическая наука
- 1. Понятие и предмет конституционного права России
- 2. Конституционно-правовые нормы и институты
- 3. Конституционно-правовые отношения
- 4. Субъекты конституционного права Российской Федерации
- 5. Источники конституционного права: понятие и виды
- 6. Система конституционного права Российской Федерации
- 8. Конституционное право Российской Федерации как наука и ее место в системе
- 9. История развития науки конституционного права рф
- Тема 2. Конституционное развитие россии
- 10. Возникновение конституционного процесса в России и его развитие до 1917 г.
- 11. Конституционный процесс в России на примере развития советских конституций 1918, 1925, 1937 гг.
- 12. Конституция 1978 г. - последняя советская Конституция. Пути ее эволюции
- 13. Конституционные реформы 1989-1993 гг. Необходимость принятия новой
- 14. Конституция Российской Федерации 1993 г.: основные черты, особенности, функции и юридические свойства
- 15. Структура Конституции Российской Федерации 1993 г.
- 16. Порядок принятия Конституции Российской Федерации
- 17. Изменение Конституции Российской Федерации, внесение поправок
- 18. Гарантии реализации Конституции
- 19. Прямое действие Конституции Российской Федерации
- 20. Охрана Конституции Российской Федерации и ответственность за ее нарушение
- Тема 3. Основы конституционного строя российской федерации
- 21. Понятие конституционного строя
- 22. Принципы конституционного строя и их развитие
- 23. Конституционный строй и общественный идеал
- 24. Конституционное полновластие в демократическом государстве
- 25. Человек, его права и свободы как высшая ценность в государстве
- 26. Сущность идеи правового государства
- 27. Верховенство права и механизм его реализации
- 29. Конституционные основы социальной системы в Российской Федерации
- 30. Конституционное закрепление принципов политического плюрализма и многопартийности
- 31. Общественные организации, движения и другие общественные объединения
- 32. Основания отказа в регистрации или роспуска общественного объединения
- 33. Российская Федерация как светское государство
- 34. Федеративная природа Российской Федерации
- 35. Свобода совести
- Тема 4. Конституционные основы правового статуса личности в российской федерации
- 36. Права человека и гражданина по Конституции Российской Федерации
- 37. Гражданство Российской Федерации. Его принципы
- 38. Основания приобретения гражданства Российской Федерации
- 39. Основания прекращения гражданства
- 40. Органы, уполномоченные решать вопросы отношений гражданства
- 41. Конституционно-правовые основы статуса иностранных граждан и лиц без
- 43. Конституционные права и свободы человека и гражданина
- 44, Личные права и свободы по Конституции рф
- 45. Политические права и свободы человека и гражданина по Конституции рф
- 46. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина по Конституции
- 47. Конституционное право на образование человека и гражданина в рф
- 48. Культурные права человека и гражданина по Конституции рф
- 49. Конституционные обязанности граждан
- 50. Гарантия конституционных прав и свобод личности
- Тема 5. Формы и правовые меры при защите прав и свобод личности
- 51. Правовая самозащита личности
- 52. Обжалование в суд действий и актов, нарушающих права и свободы граждан
- 53. Защита прав граждан в уголовном судопроизводстве
- 54. Защита чести, достоинства и частной жизни граждан
- 55. Уполномоченный по правам человека
- 56. Территория Российской Федерации
- 57. Принципы национально-государственного устройства Российской Федерации
- 58. Российский федерализм: становление и развитие
- 59. Субъекты Российской Федерации
- 60. Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации
- 61. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения
- 62. Конституционно-правовой статус автономной области, автономного округа
- 63. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
- 64. Проблемы соответствия конституций субъектов Федерации Конституции рф 1993 г.
- 65. Российская Федерация и страны снг
- Тема 7. Избирательная система российской федерации
- 66. Юридическая природа выборов, их назначение и виды
- 67. Понятие избирательной системы
- 68. Избирательное право Российской Федерации
- 69. Источники избирательного права Российской Федерации
- 70. Принципы участия граждан Российской Федерации в выборах
- 71. Гарантии осуществления избирательного права гражданами Российской Федерации
- 72. Ограничения избирательных прав граждан по Конституции Российской Федерации
- 73. Стадии избирательного процесса по российскому законодательству
- 74. Референдум Российской Федерации
- Тема 8. Государственные органы российской федерации
- 75. Правовой статус Президента Российской Федерации
- 76. Порядок выборов Президента рф
- 77. Защита правового статуса Президента рф
- 78. Полномочия Президента рф
- 79. Акты Президента рф
- 80. Федеральное собрание - парламент Российской Федерации
- 81. Порядок формирования палат Федерального собрания
- 82. Предметы ведения палат Федерального собрания
- 83. Комитеты и комиссии Совета Федерации
- 84. Комитеты и комиссии Государственной Думы рф
- 85. Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы Российской
- 86. Стадии законодательного процесса в Федеральном собрании Российской Федерации
- 87. Правительство Российской Федерации - высший орган исполнительной власти
- 88. Полномочия Правительства Российской Федерации
- 89. Порядок формирования, полномочия и акты Правительства Российской Федерации
- 90. Организация законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации
- 91. Конституционные основы судебной системы в Российской Федерации. Виды
- 92. Конституционные основы организации прокуратуры в Российской Федерации
- 93. Конституционные основы организации адвокатуры в Российской Федерации
- Тема 9. Конституционные основы местного самоуправления
- 94. История развития местного самоуправления в Российской Федерации
- 95. Понятие, функции и принципы местного самоуправления
- 96. Основы деятельности местного самоуправления
- 97. Полномочий местного самоуправления
- 98. Ответственность местного самоуправления и правовые формы его защиты
- Тема 10. Обеспечение конституционной законности в российской федерации
- 99. Понятие конституционной законности. Конституционный суд в Российской Федерации
- 100. Конституционное судопроизводство в Российской Федерации
- Содержание
- Тема 1. Конституционное право россии -отрасль права и юридическая наука
- Тема 2. Конституционное развитие россии
- Тема 3. Основы конституционного строя российской федерации
- Тема 4. Конституционные основы правового статуса личности в российской федерации
- Тема 5. Формы и правовые меры при защите прав и свобод личности
- Тема 6. Национально-государственное устройство российской федерации
- Тема 7. Избирательная система российской федерации
- Тема 8. Государственные органы российской федерации
- Тема 9. Конституционные основы местного самоуправления
- Тема 10. Обеспечение конституционной законности в российской федерации