52. Обжалование в суд действий и актов, нарушающих права и свободы граждан
Как свидетельствует практика, количество незаконных действий и решений государственных органов и их должностных лиц велико. Зачастую нарушаются наиболее важные права граждан, которым трудно добиться защиты, поскольку их возможности далеко не равны с возможностями государства, его органов и должностных лиц. Поэтому обеспечение гражданам равенства в судебном споре с государством и судебной защиты от нарушений их прав и свобод от действий и решений государственных органов - одна из важнейших задач суда. Итак, в соответствии со ст. 46 Конституции и Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. каждый гражданин вправе обратиться в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы. При этом не только основные (конституционные), но и отраслевые права и свободы находятся под защитой суда. В суд можно обратиться за защитой права, которое предоставлено гражданину не только Конституцией и законом, но и подзаконным нормативным актом.
Право на судебную защиту принадлежит каждому физическому лицу, в том числе и недееспособному, которое может защищать свои права в суде через представителя (в частности, адвоката) или родителя, иного законного представителя. Однако в связи с расширением права на судебную защиту возникают дела, по которым в суд с жалобами на действия органов власти обращаются группы граждан, круг которых чаще всего невозможно определить (например, жители города). Такие дела также подведомственны суду и должны разрешаться, как и дела по жалобам отдельных граждан на действия (акты), имеющие индивидуальное значение, в зависимости от законности или незаконности последних.
Дела об обжаловании неправомерных действий отнесены к делам, возникающим из административно-правовых отноше-Ы
ний. Поскольку эти дела, в отличие от дел, носящих бесспорный характер, - дел особого производства (гл. 26-33 ГПК)10, возбуждаются в суде вследствие нарушения прав и свобод граждан, т. е. в связи со спором о праве, хотя и не являющемся материально-правовым, логичнее было бы в законодательном порядке отнести их рассмотрение к исковому производству. Это отмечается вполне справедливо в юридической литературе.
Объектом обжалования в суд могут быть решения, действия, бездействие. Под решением надо понимать как нормативные, так и правоприменительные акты. В частности, можно обжаловать законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, но не вообще, не априори, а лишь в случаях, когда тот или иной нормативный акт, по мнению гражданина, в конкретной ситуации нарушил его права и свободы. Решения в форме правоприменительных актов принимают вид приказов, распоряжений, приговоров и т. д. Могут быть обжалованы как единичные, так и коллегиальные действия (решения). В суд могут быть обжалованы действия (решения), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия для осуществления прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-нибудь обязанность;
- гражданин незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
В жалобе должно быть указано, в чем гражданин видит неправомерность направленных против него решений или действий. Превышение должностным лицом или органом государства полномочий служит основанием для обжалования, если это повлекло нарушение прав гражданина.
Объектом обжалования могут быть решения и действия органов и должностных лиц всех трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Сфера обжалования распространяется также на частные, акционерные и смешанные предприятия и учреждения.
В соответствии с российским законодательством жалоба может подаваться в течение трех месяцев со дня, когда гражда-
10 ГПК РФ от 11 июня 1964 г. //Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. (Ст. 407) с последующими изменениями и дополнениями.
мшу стало известно о нарушении его прав и свобод, по его ус-|1отрению, в суд по месту нахождения органа (должностного
а), действия которого оспариваются, или по месту житель-гва гражданина. Жалобы рассматриваются судом в порядке 'гражданского судопроизводства. Дело рассматривается судом в коллегиальном составе, но с согласия лица, подавшего жалобу, может быть рассмотрено судьей единолично. Законность совершения обжалуемых действий должна проверяться судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных по делу доказательств. Признав обжалуемое действие законным, суд отказывает в удовлетворении жалобы. В случае признания обжалуемых действий неправомерными, выносится решение об удовлетворении жалобы и суд обязывает ответчика устранить допущенное нарушение, восстановить нарушенные права и свободы гражданина, отменить примененные к нему меры ответственности. В случае причинения неправомерными действиями государственных органов, общественных организаций и должностных лиц материального ущерба, он может быть возмещен заинтересованному лицу, при наличии спора, путем предъявления иска. Решение суда обязательно для всех органов государства и должностных лиц. Статья 46 Конституции РФ допускает обжалование в суд решений и действий всех правоохранительных органов: прокуроров, следователей, дознавателей, начальников исправительно-трудовых учреждений, внешней разведки, налоговой полиции, таможенной службы и т. д. До недавнего времени решения и действия данных органов и должностных лиц обжаловались в прокуратуру, которая считалась основным надзирающим и контролирующим органом в сфере правоохранительной деятельности. Теперь роль прокуратуры, ее контрольные функции все более передаются судам. Иметь же два контролирующих органа с одинаковыми функциями не имеет смысла, и роль прокуратуры должна измениться в сторону выявления нарушений, а окончательное решение - за судом.
Как показывает изучение судебной практики, дел по жалобам на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан, рассматривается судами не много. Об этом свидетельствуют и статистические данные. В 1991 г. судами РФ разрешено 3 955 таких !
дел, в 1992 г. - б 394, в 1993 г. - 13 193, из них на неправомерные действия должностных лиц - 9895, а на действия государственных органов, общественных организаций - 3298. Удовлетворение жалоб: в 1991 г. - 2 593, в 1992 г. - 4 572, в 1993 г. - 9 701.
Очевидно, что малое количество подобных дел отнюдь не свидетельствует о строгом следовании букве закона действий и решений государственных органов, должностных лиц, это связано с господствующим среди рядовых граждан мнением о бессилии личности перед произволом власти. Поэтому граждане не возлагают особых надежд на судебную власть в деле защиты их прав, нарушенных действиями и решениями государственных органов и должностных лиц. В связи с этим должны быть предприняты меры, изменяющие сложившееся положение. В обществе должен повышаться авторитет судебной власти, должно прививаться гражданам убеждение в необходимости противостоять незаконным действиям и актам властей, защищать в судебном порядке нарушенные права. Очевидно, этим целям должна способствовать демонстрация эффективности деятельности судебной власти, ее независимости и принципиальности. С другой стороны, повышение авторитета судебной власти в защите прав граждан, нарушенных властями, и изменение отношения граждан к этой проблеме заставит государственные органы и должностных лиц всерьез обратить внимание на этот вопрос. В этом случае государственные органы и должностные лица будут стараться воздерживаться от решений и актов, нарушающих права и свободы граждан, будут совершать более обдуманные, полностью соответствующие предписаниям закона действия. В противном случае их действия будут обжалованы гражданами в суд, в виновные понесут заслуженное наказание.
Следует обратить особое внимание на деятельность Конституционного суда по защите прав и свобод граждан. Впервые в нашей истории создан орган, призванный защищать права человека, пресекать произвол властей. На арену общественной жизни вышел независимый Суд - гарант законности и справедливости, «Совесть государства». В системе правозащитных механизмов современного цивилизованного государства особая роль отводится институту конституционного контроля. Именно судебной власти как наиболее беспристрастной и независимой передан конституционный контроль в
России.
Конституционный суд призван обеспечить верховенство федеральной Конституции и ее непосредственное действие на всей территории страны, соблюдение и защиту основных конституционных прав и свобод человека.
Конституция РФ существенно расширила полномочия Конституционного суда (КС) как органа защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции. Прежде всего это касается функции толкования Конституции, которая отныне становится исключительной прерогативой КС, а его решения по этому поводу - обязательными для всех органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Осуществляя толкование норм Конституции, в том числе касающихся прав и свобод, КС будет способствовать дальнейшему развитию и углублению их содержания, а также степени их юридической защищенности. Другим важнейшим нововведением в системе конституционного контроля представляется процедура конкретного контроля, т. е. рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов. В условиях проведения в России глубинных реформ практически во всех отраслях права и внесения изменений в действующее законодательство значение такой формы контроля невозможно переоценить. Разбирая конкретное дело, суд будет обязан следить за тем, чтобы подлежащий применению закон соответствовал Конституции. Право любого суда поставить вопрос о Конституционности закона, с одной стороны, расширяет ответственность судов, а с другой - освобождает от нравственного упрека, давая возможность не применять неконституционные, с их точки зрения, законы. Если у суда возникнут сомнения в этом, он вправе приостановить процесс и направить запрос в Конституционный суд России. Это, несомненно, весьма способствует укреплению гарантий прав и свобод человека и гражданина в правоприменительной практике российского правосудия.
Важное место в системе правозащитных механизмов отводится индивидуальной конституционной жалобе, открывающей человеку и гражданину как субъекту прав и свобод прямой доступ в органы конституционного контроля. По Федеральному конституционному закону «О конституционном суде Российской Федерации» (ч. 1 ст. 96)", право на индивидуальную или коллективную жалобу на нарушение конституционных прав и свобод предоставляется гражданину или объединению граждан, чьи права и свободы нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Таким образом, допустимость жалобы непосредственно увязывается с фактом применения закона, затрагивающего права и свободы в конкретном деле. Это значит, что граждане не могут обжаловать любой принятый закон вне связи с конкретной и реальной угрозой для их прав и свобод, возникшей при его применении. Но, с другой стороны, рассмотрение индивидуальных жалоб может выявить не только нарушение конституционных прав и свобод гражданина в каждом конкретном случае, что важно и само по себе, но антиконституционность правоприменительной практики по какому-либо вопросу в целом. Вот почему наделение КС правом принимать и разрешать определенные законом категории индивидуальных жалоб принципиально важно. Так, на его заседаниях рассмотрен ряд индивидуальных жалоб, связанных с дискриминацией трудовых прав граждан, с ограничением их права на судебное обжалование и защиту, также являющегося конституционным принципом. Рассмотрев индивидуальные жалобы Б. Альтговзена и М. Стадниковой, КС признал не соответствующей Конституции практику расторжения трудового договора по достижении пенсионного возраста, сложившуюся в результате действия п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ. Указанная норма трудового законодательства, практика ее применения были квалифицированы как дискриминация гражданина по признаку его возраста. Верховный Совет 12 марта 1992 г. принял закон, которым признал п. 1 ст. 33 КЗоТ утратившим силу.
Таким образом, институт индивидуальной жалобы в обновленном варианте будет в большей степени служить осуществлению контроля за соблюдением прав и свобод в системе управления и правосудия. Возможности усиления такого контроля значительно расширяются благодаря тому, что закон о КС существенно упрощает, по сравнению в прежним законом, условия подачи и приема индивидуальной жалобы. Таким образом, роль КС РФ в защите прав и свобод граждан очень велика. 11 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994. № 13. Ст. 1447.
- Введение
- Тема 1. Конституционное право россии - отрасль права и юридическая наука
- 1. Понятие и предмет конституционного права России
- 2. Конституционно-правовые нормы и институты
- 3. Конституционно-правовые отношения
- 4. Субъекты конституционного права Российской Федерации
- 5. Источники конституционного права: понятие и виды
- 6. Система конституционного права Российской Федерации
- 8. Конституционное право Российской Федерации как наука и ее место в системе
- 9. История развития науки конституционного права рф
- Тема 2. Конституционное развитие россии
- 10. Возникновение конституционного процесса в России и его развитие до 1917 г.
- 11. Конституционный процесс в России на примере развития советских конституций 1918, 1925, 1937 гг.
- 12. Конституция 1978 г. - последняя советская Конституция. Пути ее эволюции
- 13. Конституционные реформы 1989-1993 гг. Необходимость принятия новой
- 14. Конституция Российской Федерации 1993 г.: основные черты, особенности, функции и юридические свойства
- 15. Структура Конституции Российской Федерации 1993 г.
- 16. Порядок принятия Конституции Российской Федерации
- 17. Изменение Конституции Российской Федерации, внесение поправок
- 18. Гарантии реализации Конституции
- 19. Прямое действие Конституции Российской Федерации
- 20. Охрана Конституции Российской Федерации и ответственность за ее нарушение
- Тема 3. Основы конституционного строя российской федерации
- 21. Понятие конституционного строя
- 22. Принципы конституционного строя и их развитие
- 23. Конституционный строй и общественный идеал
- 24. Конституционное полновластие в демократическом государстве
- 25. Человек, его права и свободы как высшая ценность в государстве
- 26. Сущность идеи правового государства
- 27. Верховенство права и механизм его реализации
- 29. Конституционные основы социальной системы в Российской Федерации
- 30. Конституционное закрепление принципов политического плюрализма и многопартийности
- 31. Общественные организации, движения и другие общественные объединения
- 32. Основания отказа в регистрации или роспуска общественного объединения
- 33. Российская Федерация как светское государство
- 34. Федеративная природа Российской Федерации
- 35. Свобода совести
- Тема 4. Конституционные основы правового статуса личности в российской федерации
- 36. Права человека и гражданина по Конституции Российской Федерации
- 37. Гражданство Российской Федерации. Его принципы
- 38. Основания приобретения гражданства Российской Федерации
- 39. Основания прекращения гражданства
- 40. Органы, уполномоченные решать вопросы отношений гражданства
- 41. Конституционно-правовые основы статуса иностранных граждан и лиц без
- 43. Конституционные права и свободы человека и гражданина
- 44, Личные права и свободы по Конституции рф
- 45. Политические права и свободы человека и гражданина по Конституции рф
- 46. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина по Конституции
- 47. Конституционное право на образование человека и гражданина в рф
- 48. Культурные права человека и гражданина по Конституции рф
- 49. Конституционные обязанности граждан
- 50. Гарантия конституционных прав и свобод личности
- Тема 5. Формы и правовые меры при защите прав и свобод личности
- 51. Правовая самозащита личности
- 52. Обжалование в суд действий и актов, нарушающих права и свободы граждан
- 53. Защита прав граждан в уголовном судопроизводстве
- 54. Защита чести, достоинства и частной жизни граждан
- 55. Уполномоченный по правам человека
- 56. Территория Российской Федерации
- 57. Принципы национально-государственного устройства Российской Федерации
- 58. Российский федерализм: становление и развитие
- 59. Субъекты Российской Федерации
- 60. Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации
- 61. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения
- 62. Конституционно-правовой статус автономной области, автономного округа
- 63. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
- 64. Проблемы соответствия конституций субъектов Федерации Конституции рф 1993 г.
- 65. Российская Федерация и страны снг
- Тема 7. Избирательная система российской федерации
- 66. Юридическая природа выборов, их назначение и виды
- 67. Понятие избирательной системы
- 68. Избирательное право Российской Федерации
- 69. Источники избирательного права Российской Федерации
- 70. Принципы участия граждан Российской Федерации в выборах
- 71. Гарантии осуществления избирательного права гражданами Российской Федерации
- 72. Ограничения избирательных прав граждан по Конституции Российской Федерации
- 73. Стадии избирательного процесса по российскому законодательству
- 74. Референдум Российской Федерации
- Тема 8. Государственные органы российской федерации
- 75. Правовой статус Президента Российской Федерации
- 76. Порядок выборов Президента рф
- 77. Защита правового статуса Президента рф
- 78. Полномочия Президента рф
- 79. Акты Президента рф
- 80. Федеральное собрание - парламент Российской Федерации
- 81. Порядок формирования палат Федерального собрания
- 82. Предметы ведения палат Федерального собрания
- 83. Комитеты и комиссии Совета Федерации
- 84. Комитеты и комиссии Государственной Думы рф
- 85. Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы Российской
- 86. Стадии законодательного процесса в Федеральном собрании Российской Федерации
- 87. Правительство Российской Федерации - высший орган исполнительной власти
- 88. Полномочия Правительства Российской Федерации
- 89. Порядок формирования, полномочия и акты Правительства Российской Федерации
- 90. Организация законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации
- 91. Конституционные основы судебной системы в Российской Федерации. Виды
- 92. Конституционные основы организации прокуратуры в Российской Федерации
- 93. Конституционные основы организации адвокатуры в Российской Федерации
- Тема 9. Конституционные основы местного самоуправления
- 94. История развития местного самоуправления в Российской Федерации
- 95. Понятие, функции и принципы местного самоуправления
- 96. Основы деятельности местного самоуправления
- 97. Полномочий местного самоуправления
- 98. Ответственность местного самоуправления и правовые формы его защиты
- Тема 10. Обеспечение конституционной законности в российской федерации
- 99. Понятие конституционной законности. Конституционный суд в Российской Федерации
- 100. Конституционное судопроизводство в Российской Федерации
- Содержание
- Тема 1. Конституционное право россии -отрасль права и юридическая наука
- Тема 2. Конституционное развитие россии
- Тема 3. Основы конституционного строя российской федерации
- Тема 4. Конституционные основы правового статуса личности в российской федерации
- Тема 5. Формы и правовые меры при защите прав и свобод личности
- Тема 6. Национально-государственное устройство российской федерации
- Тема 7. Избирательная система российской федерации
- Тема 8. Государственные органы российской федерации
- Тема 9. Конституционные основы местного самоуправления
- Тема 10. Обеспечение конституционной законности в российской федерации