5. Законы Ману.
Нормы, определяющие поведение индийских людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известной дхармашастрой являются Законы Ману (Ману — мифический бог). Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав). Главное в Законах Ману - закрепление существующего варнового устройства. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн.
Право собственности. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом Подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было Только у собственника. Запрещалось
доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему Собственнику. Среди основных видов собственности Законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. Царь получал
налоги с землевладельцев не как собственник земли, а как суверен, защищающий население страны. В Законах Ману говорится, что если царь взимает налоги, не охраняя подданных, то он немедленно идет в ад; такой царь называется
«крадущим шестую часть урожая». За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли)
накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором. Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В Законах Ману говорится, что, если не собственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него было: рабы, скот, инвентарь. В Законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров о границах между
общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право преимущественного приобретения земли. Таким образом, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение.
Обязательства. Обязательственные отношения получили в Законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в Законах Говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается - договор займа. Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он должен был его отработать. При этом кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем кредитор, отдавало долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего. В Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров), поэтому Законы Ману уделяют значительное внимание этому виду договора. Кармакары, занятые на
земледельческих работах, получали 1/10 урожая, в скотоводстве — 1/10 масла от молока коров, за которыми ухаживали. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и выздоровев нанявшийся исполнял работу, он мог получить жалованье, даже спустя долгое время. В Древней Индии был известен и договор аренды земли. Этот договор получил распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, были вынуждены арендовать ее. Договор купли-продажи также упоминается в Законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение не более чем 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми, и торговля рассматривалась как занятие, недостойное для высших каст. Упоминается в Законах Ману договор дарения. Устанавливая положения, регулирующие отдельные виды договоров, Законы сформулировали и некоторые общие для всех правила. Так, договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым рабом, неуполномоченным. Недействительной являлась сделка, совершенная с обманом, с принуждением, а также соглашение, заключенное в нарушении дхармы, принятой в
деловых отношениях. Устанавливалось также, что сделка расторгается таким же образом, как и заключалась.
Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.
Брачно-семейные отношения. Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи — муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа – под властью сыновей, ибо «женщина никогда непригодна для самостоятельности». Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели. Хотя Законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой Провозглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Также всесильной была власть отца над своими детьми. Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, становившегося опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.
Уголовное право и процесс. Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Более подробно Законы описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступлений Законы большое внимание уделяют краже, призывая царя к обузданию воров. Следует отметить, что Законы четко различают кражу как тайное похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему. Меры, применяемые к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывали казнить не колеблясь. Воров, совершающих кражу ночью, следовало, отрубив обе руки, посадить на кол. При первой краже вору отрезали два пальца, при второй — руку и ноги, третья кража влекла за собой смертную казнь. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней, укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он сам украл. Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью. К насилию относилось и убийство, и телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов (необходимая оборона) не наказывалось. Законы устанавливали суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины. Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она
заменялась бритьем головы) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.; членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание,
тюремное заключение.Законы Ману дают общее представление об уголовном процессе того времени. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом, и процесс носил состязательный характер.'Основным источником доказательств служили свидетельские показания. При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.
- 1. Исторические условия возникновения и особенности общественного строя древневосточных государств.
- 2. Деспотия – основная форма древневосточных государств.
- 3. Государственный строй Египта.
- 4. Законы Хаммурапи.
- 5. Законы Ману.
- 6. Особенности образования Афинского государства. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла, их политическое значение.
- 8. Царский период в истории Рима. Реформы Сервия Туллия, их политическое значение.
- 9. Эволюция общественного и государственного строя Рима в период республики.
- 10.Кризис республики и военные диктатуры в Риме.
- 11.Общественный и государственный строй Рима в период империи.
- 12. Системы и источники римского частного права. Corpus Uris civilis.
- 13.Эволюция правового положения населения в Риме.
- 14.Эволюция брачно-семейного права в Риме.
- 15. Эволюция права собственности по римскому праву. Владение и держание. Понятие и виды сервитутов по римскому праву.
- 16.Основные виды древнейших обязательств в Риме, эволюция обязательственного права.
- 17. Особенности возникновения государства у германцев. Государственный строй Франкской монархии.
- 18.Складывание феодальных отношений во Франкском государстве. Реформы Карла Мартелла.
- 19.Салическая правда как источник права Франкского государства.
- 20. Общественный и государственный строй Франции в X-XIII вв. Реформы Людовика IX.
- 21.Сословно-представительная монархия во Франции.
- 22.Абсолютная монархия во Франции. Абсолютизм – неограниченная власть короля, с опорой на регулярную армию и мощную бюрократию, на содержание которых нужны большие, постоянные налоги.
- 23. Общественный и государственный строй Англии после нормандского завоевания (XI—XIII вв.). Реформы Генриха II.
- 24.Великая хартия вольностей 1215г.
- 25.Возникновение парламента и сословно-представительная монархия в Англии.
- 26.Своеобразие абсолютизма в Англии.
- 27. Образование Священной Римской империи германской нации. Ее общественный и государственный строй (X—XIII вв.).
- 28.Золотая булла 1356г. Государственный строй Германии в период олигархии курфюрстов.
- 29.Своеобразие абсолютизма в Германии.
- 30.Источники и основные черты феодального права во Франции.
- 31.Источники и основные черты феодального права в Англии.
- 32.Источники и основные черты феодального права в Германии.
- 33.Каролина.
- 34.Законодательство Английской революции 1640 – 1649 гг.
- 35. Формирование конституционной монархии в Англии (XVII —начало XVIII в.).
- 36. Формирование парламентарной монархии в Англии (XVIII - н.XIX вв.)
- 37.Избирательные реформы 1832, 1867, 1884—1885гг. В Англии.
- 38.Образование сша. Декларация независимости 1776г. Статьи конфедерации 1781 г.
- 39.Конституция сша 1787г. Американский билль о правах.
- 40. Развитие противоречий между Севером и Югом в первой половине XIX в. Гражданская война в сша, отражение ее итогов в Конституции сша.
- 1850 Г. Закон о ловле беглых рабов по всей территории союза
- 1854 Г. – решение Верховного суда по делу негра Дреда Скотта.
- 41. Особенности буржуазной революции XVIII в. Во Франции и основные этапы ее развития. Политические течения этого периода.
- 42.Декларации прав человека и гражданина 1789г., 1793 гг. Во Франции.
- 43.Конституции Франции 1791, 1793 гг.
- Конституция Франции 1793 г.
- 44.Якобинская диктатура во Франции.
- 45. Консульство и Первая империя во Франции.
- 46.Вторая республика во Франции. Конституция 1848г. Вторая империя во Франции.
- 47.Образование Парижской коммуны. Ее государственный строй. Гражданское и трудовое законодательство.
- 48.Политическая борьба во Франции 1871 —1875гг. Конституционные законы 1875г. И Конституционные поправки 1884г.
- 49.Особенности формирования буржуазного права Англии (его источники и основные черты).
- 50.Англосаксонская и континентальная системы буржуазного права. Англосаксонская система права
- Континентальная система права
- 53.Уголовно-процессуальный кодекс Франции 1808г.
- 54. Двухпартийная система в сша в XIX — XX вв. Изменения во взаимоотношениях президента и конгресса в конце х1х-хХв.
- 55.«Новый курс» ф. Рузвельта и его политическое значение.
- 56. Взаимоотношения парламента и кабинета Англии в конце XIX — xXвв. Акты о парламенте 1911, 1949 гг.
- 57. Партийная система Англии в XIX –XX вв. Реформы избирательного права в XX в..
- 58.Конституция Франции 1946 г.
- 59. Борьба за образование единого германского государства. Конституция Германской империи 1871 г.
- 60.Германское гражданское уложение 1900 г.
- 61.Ноябрьская революция в Германии. Веймарская конституция 1919г.
- 62. Установление нацистской диктатуры в Германии. Ее государственный механизм.
- 63.Образование фрг. Основной закон фрг