6. Особенности образования Афинского государства. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла, их политическое значение.
Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества. Полис – 1. Город-государство, город и примыкающая к нему земледельческая округа. 2. Форма государственного устройства, 3.союз свободных полноправных граждан, противостоящий рабам и чужестранцам. Античные полисные государства в Греции (юг Балканского полуострова) возникают из разложения родоплеменных отношений путем мирного объединения племен – синойкизм. В своем развитии они проходят следующие периоды:
XI – VIII вв. до н. э. – Гомеровская Греция , период господства родоплеменных отношений, находящийся в стадии разложения.
VII – VI вв. до. н.э. – возникновение и образование рабовладельческих полисных государств
VI – IV вв. до н.э. – расцвет Афинской демократии
IV – III вв. до н.э. – кризис и упадок
Формирование государственности происходит путем трансформации родоплеменных властных структур в государственные.
Родоплеменные органы власти периода XI – VIII вв. до н.э.
Базилевс – царь, племенной вождь, верховный военачальник, верховный жрец, судья.
Совет старейшин – заседали старейшины, главы, роды объединялись во фратрии, народное собрание – племенные сходки мужчин-воинов.
Разложение (VII в. до н.э.)
Коллегия 9 архонтов – занимает место базилевса (2-ого архонта)
Ареопаг – самые богатые и знатные сословия (архонты)
Народное собрание сохраняется, но его роль сводится к нулю.
Аттическое общество превращается в политическое общество - общество, находящееся под властью, выделившейся из него и стоящей над ним. Былому синкретизму (нерасчлененности) общества и власти приходит конец. Одновременно продолжает развиваться и другой процесс, характерный для возникновения государства, - территориальное деление населения. В VII в. до н.э. страна была разделена на округа - навкрарии, жители которых, независимо от племенной принадлежности, были обязаны на свои средства построить и снарядить военный корабль, а также поставить для него экипаж.
Реформы Солона и последующих реформаторов имели демократическую направленность, в ходе реформ формируется демократия, смысл которой заключался в следующем - народ осуществляет:
Формирование органов власти, как правило, путем выборов
Функционирование органов власти (представляют интересы народа)
Осуществляет контроль деятельности власти (власть, не контролируемая в народе, автоматически превращается в авторитарную )
Демократия – это непреходящая ценность цивилизации Античности, которую Западная цивилизация получила в наследство. Демократический режим возникает не на пустом месте, не одномоментно, формирование демократии в Афинах занимает 150 лет, начало этого процесса – реформы Солона.
Реформы Солона (отец Афинской демократии, закладывает экономическую базу – частную собственность)
Он закладывает экономическую, политическую и социальную основы Афинской демократии
Солон утверждает частную собственность на средства производства, ввел свободу завещаний. Социальная база демократии – мелки и средние собственники земли. Сизахфея – прощение долгов, отмена долгового рабства, должник отвечает только имуществом, создается слой мелких собственников.
Солон меняет структуру власти: Возрождает роль народного собрания, Формирует два органа власти: Совет 400, Геллиэйя – суд присяжных (доступ всего населения). Совет 400 формируется по 100 человек от каждого племени.
Этому предшествует цензовая реформа:
Свыше 500 мер пентакосиомединны
Сыше 300 мер – всадники
Свыше 200 мер – зевгиты
Фета
В соответствии с этими разрядами граждане получали доступ к власти и формировали тот или иной род войск. Войско, которое являлось народным ополчение, могло не служить. Реформа имела важное политическое значение. В 595 г. до н.э. Солон закладывает экономические, социальные, политические основы, привилегия знатности сменяется привилегией богатства.
Реформа Клисфена
В 509 г. до н.э. Клисфен вводит деление населения по территориальному признаку, уничтожает деление на племена. Всю территорию Аттики он делит на 10 округов (филы), каждый округ делит на 3 части (тритии) (приморское побережье, с/х округа, часть Афин). Заменил Совет 400 Советом 500, который формируется по 50 человек от 10 округов, меняется состав, создает коллегию 10 стратегов – должностные лица. Вводит суд черепков – остракизм (имя пишется на черепках)
7. Общественный и государственный строй Афин в период расцвета рабовладельческой демократии (V—IV вв. до н. э.). По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э.
Общественный строй Категории населения: Полноправные граждане, Чужестранцы (метеки), Рабы
Статус гражданина приобретался по рождению, гражданство нельзя было получить в смешанном браке, утратить гражданство можно было за преступление, статус утрачивался при попадании в плен. Только полноправные граждане имели доступ к власти.
Доступ к собственности: право на землю, кусок земли с общественного поля. Доступ к власти – право писать законы, формировать органы власти. Право на законный афинский брак. Военная служба. Коммерческая правоспособность
Рабы: в Афинах получает развитие классическое рабство (связь с товарно-денежным хозяйством), не имеет семьи и имущества, живет в казарме, занят на общественных работах.
Источники рабства:
Военный плен, пиратство, работорговля
Естественное воспроизводство
Связь с рабом
За преступление
Солон отменяет долговую кабалу в VI в. до н.э.
Статус раба:
Личный – раб равняется вещи
Имущественный – не имеют имущества
Утрачивается статус раба со смертью, господин мог освободить раба
Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц.
Народное собрание - верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное "собрание ужаса и смятения". Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам, избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д. Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов государства.
В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки в народное собрание не допускались. Как правило, редко участвовали в его деятельности крестьяне, занятые в своих хозяйствах, хотя, начиная с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян.
В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Последние имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего.
Гелиэя была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда.
Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.
Таким образом, законодательный процесс Древних Афин имел следующие стадии:
а) внесение законопроекта в народное собрание в порядке законодательной инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский гражданин;
б) предварительное рассмотрение законопроекта Советом пятисот и дача по нему заключения для народного собрания;
в) принятие законопроекта народным собранием;
г) принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей.
Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей - выборность, срочность, возмездность, подотчетность и коллегиальность.
Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты.
Коллегия стратегов состояла из десяти членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия. Они стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывать сбор чрезвычайных военных налогов, руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с метеков). К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических сношений: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие. Кроме того, они вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Иногда из стратегов выделялся автократор, командовавший армией, а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве. Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку и т.д. Свои должностные лица были в филах и демах.
- 1. Исторические условия возникновения и особенности общественного строя древневосточных государств.
- 2. Деспотия – основная форма древневосточных государств.
- 3. Государственный строй Египта.
- 4. Законы Хаммурапи.
- 5. Законы Ману.
- 6. Особенности образования Афинского государства. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла, их политическое значение.
- 8. Царский период в истории Рима. Реформы Сервия Туллия, их политическое значение.
- 9. Эволюция общественного и государственного строя Рима в период республики.
- 10.Кризис республики и военные диктатуры в Риме.
- 11.Общественный и государственный строй Рима в период империи.
- 12. Системы и источники римского частного права. Corpus Uris civilis.
- 13.Эволюция правового положения населения в Риме.
- 14.Эволюция брачно-семейного права в Риме.
- 15. Эволюция права собственности по римскому праву. Владение и держание. Понятие и виды сервитутов по римскому праву.
- 16.Основные виды древнейших обязательств в Риме, эволюция обязательственного права.
- 17. Особенности возникновения государства у германцев. Государственный строй Франкской монархии.
- 18.Складывание феодальных отношений во Франкском государстве. Реформы Карла Мартелла.
- 19.Салическая правда как источник права Франкского государства.
- 20. Общественный и государственный строй Франции в X-XIII вв. Реформы Людовика IX.
- 21.Сословно-представительная монархия во Франции.
- 22.Абсолютная монархия во Франции. Абсолютизм – неограниченная власть короля, с опорой на регулярную армию и мощную бюрократию, на содержание которых нужны большие, постоянные налоги.
- 23. Общественный и государственный строй Англии после нормандского завоевания (XI—XIII вв.). Реформы Генриха II.
- 24.Великая хартия вольностей 1215г.
- 25.Возникновение парламента и сословно-представительная монархия в Англии.
- 26.Своеобразие абсолютизма в Англии.
- 27. Образование Священной Римской империи германской нации. Ее общественный и государственный строй (X—XIII вв.).
- 28.Золотая булла 1356г. Государственный строй Германии в период олигархии курфюрстов.
- 29.Своеобразие абсолютизма в Германии.
- 30.Источники и основные черты феодального права во Франции.
- 31.Источники и основные черты феодального права в Англии.
- 32.Источники и основные черты феодального права в Германии.
- 33.Каролина.
- 34.Законодательство Английской революции 1640 – 1649 гг.
- 35. Формирование конституционной монархии в Англии (XVII —начало XVIII в.).
- 36. Формирование парламентарной монархии в Англии (XVIII - н.XIX вв.)
- 37.Избирательные реформы 1832, 1867, 1884—1885гг. В Англии.
- 38.Образование сша. Декларация независимости 1776г. Статьи конфедерации 1781 г.
- 39.Конституция сша 1787г. Американский билль о правах.
- 40. Развитие противоречий между Севером и Югом в первой половине XIX в. Гражданская война в сша, отражение ее итогов в Конституции сша.
- 1850 Г. Закон о ловле беглых рабов по всей территории союза
- 1854 Г. – решение Верховного суда по делу негра Дреда Скотта.
- 41. Особенности буржуазной революции XVIII в. Во Франции и основные этапы ее развития. Политические течения этого периода.
- 42.Декларации прав человека и гражданина 1789г., 1793 гг. Во Франции.
- 43.Конституции Франции 1791, 1793 гг.
- Конституция Франции 1793 г.
- 44.Якобинская диктатура во Франции.
- 45. Консульство и Первая империя во Франции.
- 46.Вторая республика во Франции. Конституция 1848г. Вторая империя во Франции.
- 47.Образование Парижской коммуны. Ее государственный строй. Гражданское и трудовое законодательство.
- 48.Политическая борьба во Франции 1871 —1875гг. Конституционные законы 1875г. И Конституционные поправки 1884г.
- 49.Особенности формирования буржуазного права Англии (его источники и основные черты).
- 50.Англосаксонская и континентальная системы буржуазного права. Англосаксонская система права
- Континентальная система права
- 53.Уголовно-процессуальный кодекс Франции 1808г.
- 54. Двухпартийная система в сша в XIX — XX вв. Изменения во взаимоотношениях президента и конгресса в конце х1х-хХв.
- 55.«Новый курс» ф. Рузвельта и его политическое значение.
- 56. Взаимоотношения парламента и кабинета Англии в конце XIX — xXвв. Акты о парламенте 1911, 1949 гг.
- 57. Партийная система Англии в XIX –XX вв. Реформы избирательного права в XX в..
- 58.Конституция Франции 1946 г.
- 59. Борьба за образование единого германского государства. Конституция Германской империи 1871 г.
- 60.Германское гражданское уложение 1900 г.
- 61.Ноябрьская революция в Германии. Веймарская конституция 1919г.
- 62. Установление нацистской диктатуры в Германии. Ее государственный механизм.
- 63.Образование фрг. Основной закон фрг