logo
bilety_zaruba

6. Особенности образования Афинского государства. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла, их политическое значение.

Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества. Полис – 1. Город-государство, город и примыкающая к нему земледельческая округа. 2. Форма государственного устройства, 3.союз свободных полноправных граждан, противостоящий рабам и чужестранцам. Античные полисные государства в Греции (юг Балканского полуострова) возникают из разложения родоплеменных отношений путем мирного объединения племен – синойкизм. В своем развитии они проходят следующие периоды:

Формирование государственности происходит путем трансформации родоплеменных властных структур в государственные.

Родоплеменные органы власти периода XIVIII вв. до н.э.

Базилевс – царь, племенной вождь, верховный военачальник, верховный жрец, судья.

Совет старейшин – заседали старейшины, главы, роды объединялись во фратрии, народное собрание – племенные сходки мужчин-воинов.

Разложение (VII в. до н.э.)

Коллегия 9 архонтов – занимает место базилевса (2-ого архонта)

Ареопаг – самые богатые и знатные сословия (архонты)

Народное собрание сохраняется, но его роль сводится к нулю.

Аттическое общество превращается в политическое общество - общество, находящееся под властью, выделившейся из него и стоящей над ним. Былому синкретизму (нерасчлененности) общества и власти приходит конец. Одновременно продолжает развиваться и другой процесс, характерный для возникновения государства, - территориальное деление населения. В VII в. до н.э. страна была разделена на округа - навкрарии, жители которых, независимо от племенной принадлежности, были обязаны на свои средства построить и снарядить военный корабль, а также поставить для него экипаж.

Реформы Солона и последующих реформаторов имели демократическую направленность, в ходе реформ формируется демократия, смысл которой заключался в следующем - народ осуществляет:

Демократия – это непреходящая ценность цивилизации Античности, которую Западная цивилизация получила в наследство. Демократический режим возникает не на пустом месте, не одномоментно, формирование демократии в Афинах занимает 150 лет, начало этого процесса – реформы Солона.

Реформы Солона (отец Афинской демократии, закладывает экономическую базу – частную собственность)

Он закладывает экономическую, политическую и социальную основы Афинской демократии

Солон утверждает частную собственность на средства производства, ввел свободу завещаний. Социальная база демократии – мелки и средние собственники земли. Сизахфея – прощение долгов, отмена долгового рабства, должник отвечает только имуществом, создается слой мелких собственников.

Солон меняет структуру власти: Возрождает роль народного собрания, Формирует два органа власти: Совет 400, Геллиэйя – суд присяжных (доступ всего населения). Совет 400 формируется по 100 человек от каждого племени.

Этому предшествует цензовая реформа:

  1. Свыше 500 мер пентакосиомединны

  2. Сыше 300 мер – всадники

  3. Свыше 200 мер – зевгиты

  4. Фета

В соответствии с этими разрядами граждане получали доступ к власти и формировали тот или иной род войск. Войско, которое являлось народным ополчение, могло не служить. Реформа имела важное политическое значение. В 595 г. до н.э. Солон закладывает экономические, социальные, политические основы, привилегия знатности сменяется привилегией богатства.

Реформа Клисфена

В 509 г. до н.э. Клисфен вводит деление населения по территориальному признаку, уничтожает деление на племена. Всю территорию Аттики он делит на 10 округов (филы), каждый округ делит на 3 части (тритии) (приморское побережье, с/х округа, часть Афин). Заменил Совет 400 Советом 500, который формируется по 50 человек от 10 округов, меняется состав, создает коллегию 10 стратегов – должностные лица. Вводит суд черепков – остракизм (имя пишется на черепках)

7. Общественный и государственный строй Афин в период расцвета рабовладельческой демократии (V—IV вв. до н. э.). По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э.

Общественный строй Категории населения: Полноправные граждане, Чужестранцы (метеки), Рабы

Статус гражданина приобретался по рождению, гражданство нельзя было получить в смешанном браке, утратить гражданство можно было за преступление, статус утрачивался при попадании в плен. Только полноправные граждане имели доступ к власти.

Доступ к собственности: право на землю, кусок земли с общественного поля. Доступ к власти – право писать законы, формировать органы власти. Право на законный афинский брак. Военная служба. Коммерческая правоспособность

Рабы: в Афинах получает развитие классическое рабство (связь с товарно-денежным хозяйством), не имеет семьи и имущества, живет в казарме, занят на общественных работах.

Источники рабства:

Солон отменяет долговую кабалу в VI в. до н.э.

Статус раба:

Утрачивается статус раба со смертью, господин мог освободить раба

Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц.

Народное собрание - верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное "собрание ужаса и смятения". Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам, избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д. Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов государства.

В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки в народное собрание не допускались. Как правило, редко участвовали в его деятельности крестьяне, занятые в своих хозяйствах, хотя, начиная с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян.

В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Последние имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего.

Гелиэя была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда.

Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

Таким образом, законодательный процесс Древних Афин имел следующие стадии:

а) внесение законопроекта в народное собрание в порядке законодательной инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский гражданин;

б) предварительное рассмотрение законопроекта Советом пятисот и дача по нему заключения для народного собрания;

в) принятие законопроекта народным собранием;

г) принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей.

Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей - выборность, срочность, возмездность, подотчетность и коллегиальность.

Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты.

Коллегия стратегов состояла из десяти членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия. Они стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывать сбор чрезвычайных военных налогов, руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с метеков). К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических сношений: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие. Кроме того, они вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Иногда из стратегов выделялся автократор, командовавший армией, а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве. Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку и т.д. Свои должностные лица были в филах и демах.