8. Конституция и конституционное развитие России в хх веке
Рассматриваемый период отличается тем, что в России появилась конституция в собственном, формально-юридическом смысле слова. Однако в содержательном плане советские конституции не согласовывались с общепризнанными постулатами традиционного («западного») конституционализма (равноправие граждан, народное представительство и парламентаризм, политический плюрализм и многопартийность, разделение власти, приоритет прав человека и др.); в основе советского государственного права лежали представления о классовых интересах, подчиненности личных интересов общественным (государственным), институциональном единстве государственной власти, идеологическом монизме и господстве одной политической силы и т. п.
Начало формированию тоталитарного государственного права положили первые акты (декреты) первого советского правительства: декреты о власти, об учреждении Совета народных комиссаров, о мире, о земле, о национализации банков, о рабочем контроле на предприятиях, о запрещении контрреволюционных партий, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа и др.
10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял первую Конституцию РСФСР,провозглашающую Россию республикой советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (в противовес парламентской республике), закрепляющую единство законодательной и исполнительно-контрольной деятельности (вместо разделения власти), диктатуру пролетариата и беспощадное подавление эксплуататоров (политические и некоторые социально-экономические права предоставлялись только трудящимся), федеративное устройство государства на основе национально-территориального принципа, введение всеобщей трудовой повинности, провозглашающую в качестве основной цели победу социализма во всех странах.
В 1922 г. Россия фактически утратила государственный суверенитет, став частью Союза Советских Социалистических Республик (хотя де-юре у нее сохранялось право выхода из Союза). С этого времени конституционное развитие России представляло собой развитие ее как республики в составе СССР, а все последующие российские конституции были слепком с союзных конституций. Принятая в 1925 г. вторая Конституция РСФСР (вслед за Конституцией СССР 1924 г.) юридически закрепила новый статус России. В содержательном плане эта Конституция мало отличалась от предыдущей, хотя она отразила некоторое смягчение политической и экономической обстановки после окончания Гражданской войны.
Третья Конституция РСФСР (принята в 1937 г. на основе Конституции СССР 1936 г.) провозгласила полную победу социализма, впервые юридически (на уровне основного закона государства) закрепила руководящую роль коммунистической партии, несколько смягчила формулировки относительно обеспечения равноправия граждан.
В 1978 г., после принятия Конституции СССР 1977 г., принимается четвертая Конституция РСФСР (последняя российская Конституция советского периода). Конституция закрепляет построение в стране развитого социализма, перерастание диктатуры пролетариата в общенародную государственную власть, расширяет формулировки о правах и свободах человека и гражданина.
Все советские конституции не соответствовали традиционному пониманию конституционализма. Кроме того, они в значительной степени были фиктивными: даже привлекательные конституционные нормы (о личных и политических правах и свободах, народовластии, федерализме и др.) на практике не соблюдались, в стране существовал тоталитарный (позднее – авторитарный) режим с фактически безраздельным правлением партийно-государственной номенклатуры. Однако наука конституционного (государственного) права в этот период не находилась в полном застое, что предопределило достаточно быстрый переход к новой конституционной модели российской государственности.
Становление современного конституционализма в России
Становление подлинного конституционализма в России не следует связывать исключительно с принятием новой Конституции в 1993 г., этот процесс начался во второй половине 1980-х гг. – в рамках последней советской Конституции РСФСР 1978 г.
После 1985 г., когда в СССР началась так называемая «перестройка» всех сфер общественной жизни, Конституция 1978 г. многократно изменялась, в результате чего приобрела принципиально иные черты. Многие из тех конституционных положений оказались воспринятыми действующей Конституцией РФ. Именно на основе изменившейся Конституции и принятых в ее развитие положений законов начался переход от авторитарного к демократическому режиму.
Проявлялось это, в частности, в следующем:
в России на конституционном уровне закреплялись отказ от социалистической модели развития, монополии коммунистической партии, признание политического плюрализма и многопартийности, разделения власти, частной собственности и свободы предпринимательства;
произошли изменения в системе государственной власти: принципиально изменилась избирательная система, были учреждены пост Президента РФ, двухуровневый представительный и законодательный орган (Съезд народных депутатов РФ и постоянно действующий Верховный Совет РФ) и Конституционный Суд РФ;
изменились внутрифедеративные отношения: все бывшие автономные республики и большинство автономных областей приобрели статус республик в составе РФ, повысился статус других субъектов федерации, в 1992 г. был заключен Федеративный договор, ставший составной частью Конституции;
были значительно расширены права местного самоуправления;
22 ноября 1991 г. принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, инкорпорированная затем в Конституцию;
после прекращения существования СССР в 1991 г. из Конституции РФ исключены нормы, ограничивающие государственный суверенитет России, и ее конституционное развитие с этого времени продолжается как развитие суверенного государства (Декларация о государственном суверенитете была принята Съездом народных депутатов РСФСР еще 12 июня 1989 г., но в ней предусматривалось развитие России в составе обновленного СССР);
изменилась государственная символика.
Поскольку противоречия в Конституции РФ 1978 г., несмотря на внесение в нее многочисленных поправок, сохранялись (прежде всего в нормах, регламентирующих систему государственной власти), вплотную встал вопрос о принятии новой Конституции России.
В 1990 г. I Съездом народных депутатов РСФСР было принято решение о разработке новой Конституции, создана Конституционная комиссия для подготовки проекта Основного Закона. В это время разрабатывалась масса альтернативных проектов, для обобщения всех предложений создано Конституционное совещание.
На 12 декабря 1993 г. были назначены референдум по проекту новой Конституции РФ и выборы депутатов Государственной Думы и Совета Федерации (правовой основой проведения указанных референдума и выборов явились соответствующие положения, утвержденные указами Президента РФ, так как в тот период в стране не функционировал парламент и вся полнота политической власти была временно сконцентрирована в руках главы государства. В соответствии с Указом Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 «О поэтапной конституционной реформе» было приостановлено действие ряда статей Конституции 1978 г., прекращена деятельность Съезда народных депутатов, Верховного Совета РФ и нижестоящих советов народных депутатов).
12 декабря 1993 г. впервые в истории России всенародным голосованием принимается новая Конституция (в конституционном референдуме приняло участие более 54 % граждан России, имеющих право на участие в референдуме, из них более 58 % проголосовали за принятие вынесенного на голосование проекта). Важно отметить, что на голосование был вынесен согласованный проект Основного Закона – Конституционное совещание рассмотрело и обобщило тысячи предложений от различных органов государственной власти, политических сил, регионов, граждан, ученых, отечественных и зарубежных экспертов. Текст действующей Конституции РФ является одним из лучших в мире.
Именно с принятия новой Конституции РФ начался новый этап в постсоветском развитии российского конституционализма, на основе Конституции 1993 г. формируются новые правовая система и конституционная модель государства. Этап этот будет весьма продолжительным, многие качественные нормы Конституции РФ пока не соблюдаются, требуется значительный период, чтобы общество научилось жить по Конституции.
- 1.Конституционное право рф как наука и отрасль российского права.
- 5. Форма и структура конституций
- 6. Соотношение фактической и юридической конституции
- 7Конституция – основной источник государственного (конституционного) права.
- 8. Конституция и конституционное развитие России в хх веке
- 9. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды
- 10Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, основания возникновения и прекращения
- 11.Источники конституционного права
- Вопрос 15) По содержанию прав и свобод человека (тех сфер жизнедеятельности, которых они касаются) конституционные права и свободы человека и гражданина делятся на:
- 16Вопрос 11) Законодательная основа данного института:
- Глава 2 Конституции рф «права и свободы человека и гражданина»;
- 19Основные обязанности человека и гражданина рф
- 20Понятие и принципы гражданства рф
- 21 Основания и порядок приобретения гражданства рф
- 22 Основания и порядок прекращения гражданства рф
- 23. Порядок рассмотрения вопросов гражданства рф
- 27Понятие и сущность федерализма.
- 33. Полномочный представитель Президента рф в федеральном округе:
- 34Понятие избирательного права и избирательной системы.
- 35Конституционные основы избирательной системы рф.
- 36. Стадии избирательного процесса в рф
- 37. Субъекты избирательного процесса в рф.
- 38 Кандидат на выборную должность: статус, порядок регистрации, основания и порядок отказа в регистрации, отмены регистрации
- 39. Избиратель как субъект избирательного процесса.
- 40. Политические партии как субъекты избирательного права и процесса в рф.
- 42 Избирательные ценз в избирательной системе рф
- 45Порядок подготовки к проведению референдума, голосование и определение его результатов.
- 44Референдум: виды, порядок назначения, основные вопросы.
- 46. Признание референдума недействительным и несостоявшимся: правовые последствия.
- 47. Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного законодательства.
- 48. Конституционно-правовой статус депутата Федерального Собрания рф.
- 49. Императивный и свободный депутатский мандат
- 50Государственная дума: статус и полномочия
- 52. Стадии процесса выборов депутатов гд фс рф
- 53Порядок формирования совета федерации рф
- 54Совет Федерации .Статус и полномочия
- 55. Законодательный процесс в Государственной Думе.
- 56. Участие Совета Федерации в законодательном процессе.
- 57. Подписание и обнародование законов.
- 58Конституционные поправки и пересмотр Конституции
- 59Президент рф как глава государства: статус и компетенция.
- 60. Порядок выборов Президента рф. Назначение выборов
- 61. Досрочное прекращение полномочий Президента рф.
- 62. Основные требования к кандидатам в Президенты рф. Основания отказа в регистрации кандидата, отмены регистрации кандидата.
- 63. Досрочные выборы Президента рф: особенности организации и проведения
- 64. Акты Президента рф: виды, юридическая природа.
- 65Конституционно - правовой статус правительства рф.