logo search
shpory_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo

72. Субъекты м-го экон. Права. М-ные экон. Орг-ции в системе регулирования мировой торговли.

В наст. время на земле насчитывается около 220 гос-тв и гос-но-подобных образований, около 7 тысяч м\народных орг-ций, в т. Ч. около 300 межправительственных. В группу гос-ств с наибольшим объемом ме\народ­ной торговли входят: США, Германия, Япония, Франция, Ве­ликобритания, Италия, Канада, Голландия, Гонконг, Бель­гия, Китай. Россия занимает место в конце второй десятки.

В системе международно-правового регулирования м\народных экон-х отн-ний фактически сложи­лась дифференциация гос-тв. Так, гос-тва-субъекты МЭП дифференцируются по уровню экон-кого разви­тия на:

— экономически развитые страны с рыночной экономи­кой; — развивающиеся страны, правовое обособление которых осуществлено через принцип преференций для развиваю­щихся стран; — страны с «переходной экономикой», т.е. бывшие социа­листические страны, в которых экономика была государст­венно-монополизированной (всего около 30 государств).

В середине 60-х гг. XX века развивающиеся страны (быв­шие колонии), принимая во внимание несправедливый, неэк­вивалентный характер м\нар-ых экон-х отно­шений, поставили вопрос об отступлении от формального ра­венства гос-тв в пользу равенства фактического. Для этого был использован механизм Общей системы преферен­ций (ОСП). Согласно кот., разви­тые гос-тва должны предоставлять развивающимся странам односторонние уступки, льготы, преим-тва в различных сферах МЭО, прежде всего в форме снижения или невзимания тамож. пошлин в м\нар-ой тор­говле.

Преференциальный правовой режим для развивающихся стран был закреплен в ГАТТ и в целой системе договоров и решений м\народных орг-ций. Он стал законным исключением из действия принципа наиболее благоприятствуемой нации.

Предусматривалось, что по мере развития национальной экономики развивающиеся страны будут «в возрастающей степени принимать участие в осуществлении прав и обяза­тельств», вытекающих из ГАТТ, т.е. переходить из статуса развивающейся страны в статус развитой страны, лишаясь тем самым особых преференций.

На этом переходе произошло расслоение группы развива­ющихся стран, которое тоже, в свою очередь, получило или получает определенную международно-правовую легализа­цию. Из группы развивающихся гос-тв выделились: а) группа «новых индустриальных стран», т.е. наиболее развитых из развивающихся государств (Катар, Кувейт, ОАЭ, некоторые страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки); б) наименее развитые страны, т. е. самые бедные государства мира (Мозамбик, Эфиопия, Танзания, Непал, Вьетнам, Мьянма и другие государства Африки и Азии — всего около 50); в) собственно развивающиеся гос-тва;

В соответствии с принципом преференций для развиваю­щихся стран любое государство вправе снизить, например, импортные пошлины на их товары либо вовсе не взимать пошлины, и это не будет считаться дискриминацией других (экономически развитых) государств, товарам которых такие преференции не предоставляются. Следствием преференци­ального режима является то, что большая масса товарных по­токов в мировой торговой системе обращается по льготным каналам.

73. М-но-правовое регулирование сотрудничества в отдельных областях м-ных экон. отношений.

Основной м-но-правовой формой рег-ния современных межгос-ных экон-ких отн-ний явл. двусторонние и мн\сторонние до-ры, регла­м-щие различные аспекты этой обширной сферы меж­гос-ного сотрудничества.

Торговые договоры (их наз. также договорами о торговле и мореплавании, о дружбе и торговле и др.) устанав­ливают правовой режим, кот. стороны предоставляют друг другу в отношении таможенного обложения, рег-ния ввоза и вывоза товаров, торгового мореплавания, транс­порта, транзита, деят-ти физ. и юр. лиц одной стороны на тер-рии другой.

Основное содержание торг. Дог-в составляют правила о применении к экон-им отн-ям специ­фических договорных пр-пов регулирования (пр-па наибольшего благоприятствования, пр-па нац-го режима), важнейшим из которых является большего благоприятствования. Объем наибольшего благо­приятствования опред-ся конкретно в каждом дог-ре. В некоторых торг. Дог-ах область применения наи­большего благоприятствования сформулирована довольно широко, например, безусловный режим наибольшего благориятствования в области торговли. В большинстве торг. Дог-ров используется метод перечисления частных случаев применения наибольшего благоприятствования.

Согласованные, между правительствами контингенты для взаимных поставок товаров указываются в списках, приложен­ных к соглашению в качестве его неотъемлемой части.

Кредитные соглашения — это м\народные дог-ры, по кот. одни гос-тва (кредиторы) предоставляют дру­гим гос-вам (должникам) определенную сумму денег или же поставляют им товары, а другие — дают обязательство в определенный срок погасить сумму долга на предусмотренных дог-ми условиях (золотом, иностр. валютой, постав­ками товаров и др.) и уплатить определенное вознаграждение за пользование кредитом.

Соглашения о м\народных расчетах – межгос-ные соглашения о порядке осущ-ния расчетов за то­вары, предоставленные услуга и прочие торговые и неторговые операции в м\народных экон-их отношениях. Условия о порядке осущ-ния платежей часто включаются в другие соглашения, например в соглашения о товарообороте. В таких случаях характерно название договора — соглаше­ние о товарообороте и платежах.

Долгосрочные комплексные соглашения об экономиче­ском, промышленном и научно-техническом сотрудничест­ве - качественно новые соглашения, появившиеся в практике государств в 60-е годы, когда их экон-кие от­ношения стали выходить за рамки чисто торговых связей.

Каждое товарное соглашение заключается на определен­ный срок, в среднем на пять лет (по какао и пшенице — три года), после чего подлежит пересмотру. Для практического осущ-ния некоторых товарных соглашений были учреж­дены ме\народные орг-ции.

Международные товарные соглашения — важная состав­ная часть Интегрированной программы для сырьевых товаров, которая была принята на IV сессии ЮНКТАД в 1976 году. Программа предусматривает широкий комплекс мероприятий по реорганизации и нормализации международной торговли сырьем, включая разработку товарных соглашений, чтобы ста­билизировать мировые сырьевые рынки.