72. Субъекты м-го экон. Права. М-ные экон. Орг-ции в системе регулирования мировой торговли.
В наст. время на земле насчитывается около 220 гос-тв и гос-но-подобных образований, около 7 тысяч м\народных орг-ций, в т. Ч. около 300 межправительственных. В группу гос-ств с наибольшим объемом ме\народной торговли входят: США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Голландия, Гонконг, Бельгия, Китай. Россия занимает место в конце второй десятки.
В системе международно-правового регулирования м\народных экон-х отн-ний фактически сложилась дифференциация гос-тв. Так, гос-тва-субъекты МЭП дифференцируются по уровню экон-кого развития на:
— экономически развитые страны с рыночной экономикой; — развивающиеся страны, правовое обособление которых осуществлено через принцип преференций для развивающихся стран; — страны с «переходной экономикой», т.е. бывшие социалистические страны, в которых экономика была государственно-монополизированной (всего около 30 государств).
В середине 60-х гг. XX века развивающиеся страны (бывшие колонии), принимая во внимание несправедливый, неэквивалентный характер м\нар-ых экон-х отношений, поставили вопрос об отступлении от формального равенства гос-тв в пользу равенства фактического. Для этого был использован механизм Общей системы преференций (ОСП). Согласно кот., развитые гос-тва должны предоставлять развивающимся странам односторонние уступки, льготы, преим-тва в различных сферах МЭО, прежде всего в форме снижения или невзимания тамож. пошлин в м\нар-ой торговле.
Преференциальный правовой режим для развивающихся стран был закреплен в ГАТТ и в целой системе договоров и решений м\народных орг-ций. Он стал законным исключением из действия принципа наиболее благоприятствуемой нации.
Предусматривалось, что по мере развития национальной экономики развивающиеся страны будут «в возрастающей степени принимать участие в осуществлении прав и обязательств», вытекающих из ГАТТ, т.е. переходить из статуса развивающейся страны в статус развитой страны, лишаясь тем самым особых преференций.
На этом переходе произошло расслоение группы развивающихся стран, которое тоже, в свою очередь, получило или получает определенную международно-правовую легализацию. Из группы развивающихся гос-тв выделились: а) группа «новых индустриальных стран», т.е. наиболее развитых из развивающихся государств (Катар, Кувейт, ОАЭ, некоторые страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки); б) наименее развитые страны, т. е. самые бедные государства мира (Мозамбик, Эфиопия, Танзания, Непал, Вьетнам, Мьянма и другие государства Африки и Азии — всего около 50); в) собственно развивающиеся гос-тва;
В соответствии с принципом преференций для развивающихся стран любое государство вправе снизить, например, импортные пошлины на их товары либо вовсе не взимать пошлины, и это не будет считаться дискриминацией других (экономически развитых) государств, товарам которых такие преференции не предоставляются. Следствием преференциального режима является то, что большая масса товарных потоков в мировой торговой системе обращается по льготным каналам.
73. М-но-правовое регулирование сотрудничества в отдельных областях м-ных экон. отношений.
Основной м-но-правовой формой рег-ния современных межгос-ных экон-ких отн-ний явл. двусторонние и мн\сторонние до-ры, реглам-щие различные аспекты этой обширной сферы межгос-ного сотрудничества.
Торговые договоры (их наз. также договорами о торговле и мореплавании, о дружбе и торговле и др.) устанавливают правовой режим, кот. стороны предоставляют друг другу в отношении таможенного обложения, рег-ния ввоза и вывоза товаров, торгового мореплавания, транспорта, транзита, деят-ти физ. и юр. лиц одной стороны на тер-рии другой.
Основное содержание торг. Дог-в составляют правила о применении к экон-им отн-ям специфических договорных пр-пов регулирования (пр-па наибольшего благоприятствования, пр-па нац-го режима), важнейшим из которых является большего благоприятствования. Объем наибольшего благоприятствования опред-ся конкретно в каждом дог-ре. В некоторых торг. Дог-ах область применения наибольшего благоприятствования сформулирована довольно широко, например, безусловный режим наибольшего благориятствования в области торговли. В большинстве торг. Дог-ров используется метод перечисления частных случаев применения наибольшего благоприятствования.
Согласованные, между правительствами контингенты для взаимных поставок товаров указываются в списках, приложенных к соглашению в качестве его неотъемлемой части.
Кредитные соглашения — это м\народные дог-ры, по кот. одни гос-тва (кредиторы) предоставляют другим гос-вам (должникам) определенную сумму денег или же поставляют им товары, а другие — дают обязательство в определенный срок погасить сумму долга на предусмотренных дог-ми условиях (золотом, иностр. валютой, поставками товаров и др.) и уплатить определенное вознаграждение за пользование кредитом.
Соглашения о м\народных расчетах – межгос-ные соглашения о порядке осущ-ния расчетов за товары, предоставленные услуга и прочие торговые и неторговые операции в м\народных экон-их отношениях. Условия о порядке осущ-ния платежей часто включаются в другие соглашения, например в соглашения о товарообороте. В таких случаях характерно название договора — соглашение о товарообороте и платежах.
Долгосрочные комплексные соглашения об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве - качественно новые соглашения, появившиеся в практике государств в 60-е годы, когда их экон-кие отношения стали выходить за рамки чисто торговых связей.
Каждое товарное соглашение заключается на определенный срок, в среднем на пять лет (по какао и пшенице — три года), после чего подлежит пересмотру. Для практического осущ-ния некоторых товарных соглашений были учреждены ме\народные орг-ции.
Международные товарные соглашения — важная составная часть Интегрированной программы для сырьевых товаров, которая была принята на IV сессии ЮНКТАД в 1976 году. Программа предусматривает широкий комплекс мероприятий по реорганизации и нормализации международной торговли сырьем, включая разработку товарных соглашений, чтобы стабилизировать мировые сырьевые рынки.
- 2. Источники мп: понятие, виды, общая хар-ка.
- 3. Мп как особая правовая система. Система мп.
- 5.Возникновение мп и периодизация его истории.
- 8. Особенности современного мп.
- 9. Пон, клас-ция и отличит. Черты осн. Пр-пов мп.
- 10. Правовое содержание пр-пов неприменения силы и мирного разрешения м-ых споров.
- 11.Правовое содержание принципов суверенного равенства и невмешательства.
- 12. Правовое содержание пр-пов территориальной целостности, нерушимости границ и права народов на самоопределение.
- 13. Правовое содержание пр-пов уважения прав человека, сотрудничества и добросовестного выполнения м-ых обязательств.
- 14. Теоретические основы соотношения и взаимодействия международного и национального права.
- 16. Влияние мп на формирование, функционирование и развитие внутригосударственного права.
- 19. Государства – основные субъекты мп.
- 21. Международная правосубъектность государствоподобных образований.
- 24. Понятие международно-правового признания. Теории признания.
- 25. Признание государств, признание правительств.
- 26. Правопреемство в международном праве.
- 27. Понятие и виды территорий в международном праве.
- 29. Территории с международным, смешанным и особым правовым режимом (общая характеристика).
- 30. Правовой режим международных рек.
- 31. Международно-правовая регламентация положения населения.
- 33. Виды и формы международно-правовой ответственности государств.
- 34. Основания возникновения м-но-правовой отв-сти. Обстоятельства, искл-щие отв-ность гос-тв.
- 35.Ответст-сть за правомерную деят-сть субъектов мп.Отв-сть за вредные последствия действий,не запрещенных мп.
- 36.Ответственность международных организаций.
- 42. Понятие и источники права м-ных договоров.
- 43. Заключение международного договора. Стадии.
- 44. Действие м-го договора во времени и пространстве. Действительность и основания недействительности м-го договора. Вступление м-го договора в силу. Прекращение действия м-го договора.
- 45. Способы выражения согласия на обязательность м-го договора. Оговорки к м-ому договору.
- 46.Функции депозитария в междунар.Праве.Опубликование и регистрация междунар. Дог-ра.
- 48. Понятие и источники права м-ых орг-ций.
- 49. Юр. Природа м-ной орг-ции. Виды м-ных орг-ций.
- 51. Специализированные учреждения оон.
- 52. Региональные м-ные орг-ции: общая хар-ка.
- 53. Понятие и источники права внешних сношений???. Органы внешних сношений.
- 54. Диппредставительства: порядок создания, функции.
- 55. Дипломатические привилегии и иммунитеты.
- 56. Консульские учреждения: порядок открытия, функции.
- 57. Торговые представительства. Постоянные представительства при м-ных организациях.
- 58. Специальные миссии. Международные конференции.
- 59. Понятие и источники ме-го морского права. Понятие морских пространств.
- 60. Правовой режим открытого моря.
- 62. Правовой режим континентального шельфа и исключительной экономической зоны.
- 62. Понятие, виды и правовой режим внутренних (морских) вод.
- 63. Правовой режим портов и акваторий, международных каналов и международных рек.
- 64. Понятие и источники м-ого воздушного права.
- 65. Режим воздушного пространства как части гос. Территории.
- 66. Режим воздушного пространства за пределами гос. Территории.
- 67. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве.
- 68. Понятие и источ-ки м-ного космического права.
- 70. Правовой режим космического пространства и небесных тел.
- 71. Понятие, источники и принципы международного экономического права.
- 72. Субъекты м-го экон. Права. М-ные экон. Орг-ции в системе регулирования мировой торговли.
- 74. Понятие, принципы и источники международного экологического права.
- 75. Формы сотрудничества государств в области охраны окружающей среды.
- 77. Международно-правовая охрана морской среды.
- 78. Международно-правовая охрана животного и растительного мира.
- 79. Деятельность снг в области охраны окружающей среды.
- 80. Понятие, источники, принципы и предмет регулирования международного гуманитарного права.
- 81. Военные действия: начало, территория, участники, методы и средства, окончание.
- 82. Защита жертв войны. Охрана культурных ценностей.
- 83. Ответственность в международном гуманитарном праве.
- 85. Оон и охрана прав человека.
- 89. Международные преступления и преступления международного характера.
- 90. Международный организационно-правовой механизм сотрудничества государств в борьбе с преступностью.
- 91. Понятие и источники права международной безопасности.
- 92. Коллективная безопасность. Правовые аспекты национальной безопасности.