6.2 Оценка долговых и долевых ценных бумаг
Облигации являются долговыми ценными бумагами. Они могут выпускаться в обращение государством или корпорациями; в последнем случае облигации называются долговыми частными ценными бумагами. Как правило, облигации приносят их владельцам доход в виде фиксированного процента к нарицательной стоимости. Вместе с тем существуют облигации с плавающей ставкой, меняющейся по некоторому вполне определенному алгоритму.
По сроку действия облигации подразделяются на краткосрочные (от года до 3 лет), среднесрочные (от 3 до 7 лет), долгосрочные (от 7 до 30 лет) и бессрочные (выплата процентов осуществляется неопределенно долго).
Периодическая выплата процентов по облигациям осуществляется по купонам — вырезным талонам с напечатанной на нем цифрой купонной ставки. Факт оплаты дохода сопровождается изъятием купона из прилагаемой к облигации карты. Периодичность выплаты процента по облигации определяется условиями займа и может быть квартальной, полугодовой или годовой. При прочих равных условиях чем чаще начисляется доход, тем облигация выгоднее, тем выше ее рыночная цена.
По способам выплаты дохода различают:
облигации с фиксированной купонной ставкой;
облигации с плавающей купонной ставкой (размер процента по облигации зависит от уровня ссудного процента);
облигации с равномерно возрастающей купонной ставкой (она может быть увязана с уровнем инфляции);
облигации с нулевым купоном (эмиссионный курс облигации устанавливается ниже номинального; разница между ними представляет собой доход инвестора, выплачиваемый в момент погашения облигации; процент по облигации не выплачивается);
облигации с оплатой по выбору (купонный доход по желанию инвестора может заменяться облигациями нового выпуска);
•облигации смешанного типа (в течение определенного периода выплата дохода осуществляется по фиксированной ставке, затем — по плавающей ставке).
Следует отметить, что суммарная доходность акций, зависящая от величины дивиденда и роста курсовой стоимости, как правило, превышает доходность облигаций, именно поэтому акции являются основным объектом инвестиций. Вместе с тем доходность облигаций менее подвержена колебаниям рыночной конъюнктуры. Поэтому в условиях нестабильной экономической ситуации приоритетность в выборе финансовых активов как объектов инвестирования может быть совершенно другой — в частности, облигации в этом случае могут являться основным объектом инвестиций коммерческих банков, заботящихся не только и не столько о доходности, сколько о надежности своих вкладов. Степень надежности здесь предпочитается величине доходности. В экономически развитых странах существуют частные коммерческие агентства, занимающиеся классификацией корпоративных облигаций по степени их надежности и периодически публикующие эти сведения.
Рассмотрим показатели и способы оценки основных видов облигаций.
Облигации могут быть охарактеризованы различными стоимостными показателями, основными из которых являются нарицательная (или номинальная) и конверсионная стоимости, а также выкупная и рыночная цены. Нарицательная стоимость напечатана на облигации и используется чаще всего в качестве базы для начисления процентов. Этот показатель имеет значение только в двух случаях: в момент выпуска облигации при установлении цены размещения, а также в моменты начисления процентов, если последние привязаны к номиналу. В период размещения облигационного займа цена облигации, как правило, совпадает с ее нарицательной стоимостью.
Конверсионная стоимость — это расчетный показатель, характеризующий стоимость облигации, проспектом эмиссии которой предусмотрена возможность конвертации ее при определенных условиях в обыкновенные акции фирмы-эмитента.
Выкупная цена (синонимы: цена досрочного погашения, отзывная цена) — это цена, по которой производится выкуп облигации эмитентом по истечении срока облигационного займа или до этого момента, если такая возможность предусмотрена условиями займа. Эта цена совпадает с нарицательной стоимостью, как правило, в том случае, если заем не предполагает досрочного его погашения. С позиции оценки поэтому разделяют два вида займов: без права и с правом досрочного погашения. В первом случае облигации погашаются по истечении периода, на который они были выпущены. Во втором случае возможно досрочное погашение, или отзыв облигаций с рынка. Как правило, инициатива такого отзыва принадлежит эмитенту.
Рыночная (курсовая) цена облигации определяется конъюнктурой рынка. Значение рыночной цены облигации в процентах к номиналу называется курсом облигации. Как уже отмечалось выше, эта цена может не совпадать с текущей внутренней стоимостью облигации.
Оценка облигаций с нулевым купоном самый простой случай. Поскольку денежные поступления по годам, за исключением последнего года, равны нулю, формула имеет вид:
Vt = С/(1 + г)n
гаеVt — стоимость облигации с позиции инвестора (теоретическая стоимость); С — сумма, выплачиваемая при погашении облигации;
п — число лет, через которое произойдет погашение облигации.
Бессрочная облигация предусматривает неопределенно долгую выплату дохода (СР) в установленном размере или по плавающей процентной ставке. В первом случае формула трансформируется в формулу суммы членов бесконечно убывающей геометрической прогрессии, поэтому
,
где М – номинал облигации, С – купонный доход
Долевыми ценными бумагами являются различные виды акций. Как и в случае с облигациями, различают несколько количественных характеристик, используемых для оценки акции: внутренняя, номинальная, балансовая, конверсионная и ликвидационная стоимости, а также эмиссионная и курсовая цены.
Как и в случае с облигациями, внутренняя стоимость представляет собой расчетный показатель. Конверсионную стоимость можно рассчитывать для привилегированных акций, в условиях эмиссии которых предусмотрена возможность их конвертации в обыкновенные акции.
Номинальная стоимость акции — это стоимость, указанная на бланке акции. В отличие от облигации, для которой номинальная стоимость имеет существенное значение, поскольку проценты по облигациям устанавливаются по отношению к номиналу независимо от курсовой цены, для акции этот показатель практически не имеет значения и несет лишь информационную нагрузку, характеризуя долю уставного капитала, которая приходилась на одну акцию в момент учреждения компании.
Эмиссионная цена представляет собой цену, по которой акция эмитируется, т.е. продается на первичном рынке. Эта цена может отличаться от номинальной стоимости, поскольку чаще всего размещение акций производится через посредническую фирму, являющуюся профессиональным участником фондового рынка. В этом случае посредническая фирма скупает весь выпуск акций по согласованной цене и в дальнейшем реализует их на рынке по цене, которая определяется уже этой фирмой и, естественно, превышает номинал.
С началом операций компании доля капитала, приходящаяся на одну акцию, немедленно меняется. С этой точки зрения акция характеризуется балансовой стоимостью, которая может быть рассчитана по балансу как отношение стоимости чистых активов (общая стоимость активов по балансу за минусом задолженности кредиторам) к общему числу выпущенных акций.
Ликвидационная стоимость акции может быть определена лишь в момент ликвидации общества. Она показывает, какая часть стоимости активов по ценам возможной реализации, оставшаяся после расчетов с кредиторами, приходится на одну акцию. Поскольку учетные цены активов могут значительно отличаться от их рыночных цен в зависимости от инфляции и конъюнктуры рынка, ликвидационная стоимость не равна балансовой.
Для учета и анализа наибольшее значение имеет курсовая (текущая рыночная) цена. Именно по этой цене акция котируется (оценивается) на вторичном рынке ценных бумаг. Курсовая цена зависит от разных факторов: конъюнктуры рынка, рыночной нормы прибыли, величины и динамики дивиденда, выплачиваемого по акции, и др. Она может определяться различными способами, однако в основе их лежит один и тот же принцип — сопоставление дохода, приносимого данной акцией, с рыночной нормой прибыли. В качестве показателя дохода можно использовать либо дивиденд, либо величину чистой прибыли, приходящейся на акцию. Более оправданным является использование дивиденда, однако в некоторых случаях, например, компания находится в стадии становления или крупной реорганизации, когда значительная часть чистой прибыли реинвестируется, использование показателя чистой прибыли на акцию позволяет получить более реальную оценку экономической ситуации.
Оценка целесообразности приобретения акций, как и в случае с облигациями, предполагает расчет теоретической стоимости акции и сравнение ее с текущей рыночной ценой.
Привилегированные акции, как и бессрочные облигации, генерируют доход неопределенно долго, поэтому их текущая теоретическая стоимость определяется по той же формуле. Таким образом, наиболее простым вариантом оценки привилегированной акции является отношение величины дивиденда к рыночной норме прибыли по акциям данного класса риска (например, ставке банковского процента по депозитам с поправкой на риск).
Что касается обыкновенных акций, то известны различные методы их оценки. Наиболее распространенным из них является метод, основанный на оценке их будущих поступлений, т.е. на применении первой формулы.
Другими важными критериями, применяемыми с той же целью, являются показатели доходности.
- Тема 1 Современная система финансового менеджмента 6
- Тема 2. Введение в финансовое планирование и методы прогнозирования 32
- Тема 3 Финансовая отчетность и ее анализ 71
- Тема 4 Анализ и управление оборотными средствами 108
- Тема 1 Современная система финансового менеджмента
- 1.1 Финансы, их роль и функции в процессе общественного воспроизводства
- 1.2 Система управления финансами на предприятии
- 1.3 Финансовый менеджмент как управленческий комплекс
- 1.4 Финансовый механизм предприятия
- 1.5 Базовые концепции финансового менеджмента
- Тема 2. Введение в финансовое планирование и методы прогнозирования
- 2.1 Классификация методов и приемов финансового анализа и прогнозирования
- 2.2 Виды планов, содержание и последовательность их разработки
- Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности фирмы. Излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности фирмы, масштабы и сфера деятельности, тактические цели и задачи.
- Раздел 2. Прогнозы и ориентиры
- Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы
- 2.3 Основные финансовые показатели в системе бизнес-планирования
- 2.4 Финансовое планирование в системе бюджетирования текущей деятельности
- 2.5 Методы прогнозирования основных финансовых показателей
- 2.6 Прогнозирование на основе пропорциональных зависимостей
- Тема 3 Финансовая отчетность и ее анализ
- 3.1 Система информационного обеспечения финансового анализа
- 3.2 Основные принципы и последовательность анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта
- 1 Общий анализ
- 2 Регламентируемый анализ
- 3 Коэффициентный анализ
- 4. Интегральный анализ
- 4 Нормативные документы по оценке финансового состояния
- 5 Нерегламентируемые методики
- 3.3 Экспрес-анализ
- 3.4 Анализ и оценка имущественного положения
- 3.5 Анализ и оценка платежеспособности
- 3.6 Анализ и оценка финансовой устойчивости
- 3.7 Анализ и оценка деловой активности
- 3.8 Анализ и оценка эффективности использования ресурсов
- 3.9 Способы использования аналитических показателей
- 3.10 Оценка и прогнозирование возможного банкротства
- Тема 4 Анализ и управление оборотными средствами
- 4.1 Состав оборотных активов и политика управления ими
- 4.2 Анализ и управление производственными запасами, модель eoq
- 4.3 Анализ и управление дебиторской задолженностью
- 4.4 Способы обеспечения исполнения обязательств
- 4.5 Анализ и управление денежными средствами и их эквивалентами
- 4.6 Анализ движения денежных средств
- Тема 5 Управление структурой и стоимостью капитала
- 5.1 Источники средств предприятия и методы финансирования
- 5.2 Оценка стоимости капитала
- Тема 6 Методы оценки финансовых активов. Риск и доходность финансовых активов
- 6.1 Базовая модель оценки финансовых активов
- 6.2 Оценка долговых и долевых ценных бумаг
- 6.3 Доходность финансового актива: виды и оценка
- Тема 7 Инвестиционная деятельность предприятия
- 7.1 Основные понятия инвестиционной деятельности
- 7.2. Основные этапы проектирования и выбор инвестиционного проекта
- 7.3 Основные направления анализа инвестиционных процессов. Денежные потоки от проекта
- 7.4 Анализ инвестиционных решений в процессах наращения и дисконтирования
- 7.5 Схема финансирования инвестиционного проекта
- 7.6 Анализ эффективности инвестиций
- 7.7 Расчёт потребности в дополнительном финансировании
- Тема 8 Категории риска и левериджа, их взаимосвязь
- 8.1 Леверидж и его роль в финансовом менеджменте
- 8.2 Метод расчета критического объема продаж
- 8.3 Оценка производственного левериджа
- 8.4 Оценка финансового левериджа
- Тема 9 Риск-менеджмент на предприятии
- 9.1 Понятие риск-менеджмента
- 9.2 Управление финансовыми рисками
- 9.3 Основные правила и приемы риск-менеджмента. Главные направления оценки результатов вложения капитала
- Литература