8.3 Оценка производственного левериджа
Производственный леверидж является весьма важной характеристикой деятельности компании; в частности, его высокий уровень говорит о том, что даже незначительное изменение в объемах производства может привести к существенной финансовой нестабильности. Имеется в виду, что при некоторых обстоятельствах небольшое падение выручки от реализации может иметь катастрофические последствия в плане получения прибыли.
Известны три основные меры производственного левериджа:
доля постоянных производственных расходов в общей сумме расходов, или, что равносильно, соотношение постоянных и переменных расходов;
отношение чистой прибыли к постоянным производственным расходам;
отношение темпа изменения прибыли до вычета процентов и налогов к темпу изменения объема реализации в натуральных единицах.
Первые два показателя легко интерпретируются и не требуют каких-то дополнительных пояснений. Несколько сложнее обстоит дело с показателем. Как следует из определения, показатель может быть рассчитан по формуле
TGI – темп изменения прибыли до вычета процентов и налогов (в процентах);
TQ – темп изменения объема реализации в натуральных единицах (в процентах).
Путем несложных преобразований формулы ее можно привести к более простому в вычислительном плане виду. Для этого используем вышеприведенные обозначения и иное представление формулы:
или
Отсюда следует, что при изменении объема реализации в натуральных единицах, например, с на соответствующее изменение составит:
Поэтому:
Экономический смысл показателя довольно прост — он показывает степень чувствительности прибыли до вычета процентов и налогов коммерческой организации к изменению объема производства в натуральных единицах. А именно, для коммерческой организации с высоким уровнем производственного левериджа незначительное изменение объема производства может привести к существенному изменению прибыли до вычета процентов и налогов.
Коммерческие организации с относительно более высоким уровнем производственного левериджа рассматриваются как более рисковые с позиции производственного риска. Под последним понимается риск неполучения прибыли до вычета процентов и налогов, т.е. возможность ситуации, когда предприятие не сможет покрыть свои расходы производственного характера.
Пример.
Проанализировать уровень производственного левериджа трех компаний (А, В, С), если имеются следующие данные:
1 | А | В | С |
Цена единицы продукции, руб. Удельные, переменные расходы, руб. Условно-постоянные расходы, тыс. руб. | 3,0 2,0 30,0 | 3,0 1,5 54,0 | 3,0 1,2 81,0 |
Сделаем расчеты для разных вариантов выпуска продукции:
| Объем производства (единиц) | Реализация; (руб.) | Полные издержки (руб.) | Прибыль до вычета процентов и налогов (руб.) |
Компания А | 20000 | 60000 | 70000 | -10000 |
| 50000 | 150000 | 130000 | 20000 |
| 80000 | 240000 | 190000 | 50000 |
| 88000 | 264000 | 206000 | 58000 |
Компания В | 20000 | 60000 | 84000 | -24000 |
| 50000 | 150000 | 129000 | 21000 |
| 80000 | 240000 | 174000 | 66000 |
| 88000 | 264000 | 186000 | 78000 |
Компания С | 20000 | 60000 | 105000 | -45000 |
| 50000 | 150000 | 141000 | 9000 |
| 80000 | 240000 | 177000 | 63000 |
| 88000 | 264000 | 186600 | 77400 |
Рассчитаем точку критического объема продаж для каждой компании:
компания А —-30 тыс. ед.;
компания В — 36 тыс. ед.;
компания С — 45 тыс. ед.
Уровень производственного левериджа при увеличении объема производства с 80 до 88 тыс. ед.:
Компания А:•
Компания В:
Компания С:
Приведенные расчеты показывают, что наибольшее значение, показателя «уровень производственного левериджа» имеет предприятие С; это же предприятие имеет и больший уровень условно-постоянных расходов, приходящихся на рубль переменных расходов. Так, при объеме производства в 50 000 единиц для компании А этот показатель равен 0,3 (на 100 руб. переменных расходов приходится 30 руб. условно-постоянных расходов); для компании В — 0,72; для компании С — 1,35. Компания С, следовательно, более чувствительна к изменению объемов производства, это видно и по размаху вариации прибыли до вычета процентов и налогов при варьировании объема производства.
Экономический смысл показателя «уровень производственного левериджа» в данном случае таков: если каждая из компаний планирует увеличить объем производства на 10% (с 80 до 88) это будет сопровождаться увеличением прибыли до вычета процентов и налогов: для компании А — на 16%; для компании В — на 18,2%;для компании С — 22,9%. Заметим, что то же самое будет, если произойдет снижение объема производства по отношению к базовому уровню.
- Тема 1 Современная система финансового менеджмента 6
- Тема 2. Введение в финансовое планирование и методы прогнозирования 32
- Тема 3 Финансовая отчетность и ее анализ 71
- Тема 4 Анализ и управление оборотными средствами 108
- Тема 1 Современная система финансового менеджмента
- 1.1 Финансы, их роль и функции в процессе общественного воспроизводства
- 1.2 Система управления финансами на предприятии
- 1.3 Финансовый менеджмент как управленческий комплекс
- 1.4 Финансовый механизм предприятия
- 1.5 Базовые концепции финансового менеджмента
- Тема 2. Введение в финансовое планирование и методы прогнозирования
- 2.1 Классификация методов и приемов финансового анализа и прогнозирования
- 2.2 Виды планов, содержание и последовательность их разработки
- Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности фирмы. Излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности фирмы, масштабы и сфера деятельности, тактические цели и задачи.
- Раздел 2. Прогнозы и ориентиры
- Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы
- 2.3 Основные финансовые показатели в системе бизнес-планирования
- 2.4 Финансовое планирование в системе бюджетирования текущей деятельности
- 2.5 Методы прогнозирования основных финансовых показателей
- 2.6 Прогнозирование на основе пропорциональных зависимостей
- Тема 3 Финансовая отчетность и ее анализ
- 3.1 Система информационного обеспечения финансового анализа
- 3.2 Основные принципы и последовательность анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта
- 1 Общий анализ
- 2 Регламентируемый анализ
- 3 Коэффициентный анализ
- 4. Интегральный анализ
- 4 Нормативные документы по оценке финансового состояния
- 5 Нерегламентируемые методики
- 3.3 Экспрес-анализ
- 3.4 Анализ и оценка имущественного положения
- 3.5 Анализ и оценка платежеспособности
- 3.6 Анализ и оценка финансовой устойчивости
- 3.7 Анализ и оценка деловой активности
- 3.8 Анализ и оценка эффективности использования ресурсов
- 3.9 Способы использования аналитических показателей
- 3.10 Оценка и прогнозирование возможного банкротства
- Тема 4 Анализ и управление оборотными средствами
- 4.1 Состав оборотных активов и политика управления ими
- 4.2 Анализ и управление производственными запасами, модель eoq
- 4.3 Анализ и управление дебиторской задолженностью
- 4.4 Способы обеспечения исполнения обязательств
- 4.5 Анализ и управление денежными средствами и их эквивалентами
- 4.6 Анализ движения денежных средств
- Тема 5 Управление структурой и стоимостью капитала
- 5.1 Источники средств предприятия и методы финансирования
- 5.2 Оценка стоимости капитала
- Тема 6 Методы оценки финансовых активов. Риск и доходность финансовых активов
- 6.1 Базовая модель оценки финансовых активов
- 6.2 Оценка долговых и долевых ценных бумаг
- 6.3 Доходность финансового актива: виды и оценка
- Тема 7 Инвестиционная деятельность предприятия
- 7.1 Основные понятия инвестиционной деятельности
- 7.2. Основные этапы проектирования и выбор инвестиционного проекта
- 7.3 Основные направления анализа инвестиционных процессов. Денежные потоки от проекта
- 7.4 Анализ инвестиционных решений в процессах наращения и дисконтирования
- 7.5 Схема финансирования инвестиционного проекта
- 7.6 Анализ эффективности инвестиций
- 7.7 Расчёт потребности в дополнительном финансировании
- Тема 8 Категории риска и левериджа, их взаимосвязь
- 8.1 Леверидж и его роль в финансовом менеджменте
- 8.2 Метод расчета критического объема продаж
- 8.3 Оценка производственного левериджа
- 8.4 Оценка финансового левериджа
- Тема 9 Риск-менеджмент на предприятии
- 9.1 Понятие риск-менеджмента
- 9.2 Управление финансовыми рисками
- 9.3 Основные правила и приемы риск-менеджмента. Главные направления оценки результатов вложения капитала
- Литература