2.6 Прогнозирование на основе пропорциональных зависимостей
Любая социально-экономическая система может быть описана различными способами; в числе основных ее характеристик, имеющих существенное значение для понимания логики планирования финансово-хозяйственной деятельности, — взаимосвязь и инерционность.
Одной из очевидных особенностей действующей коммерческой организации как системы является естественным образом согласованное взаимодействие ее отдельных элементов. Поскольку многие стороны деятельности компании могут быть описаны с помощью количественных оценок, подобная согласованность распространяется и на указанные оценки. Это означает, что многие показатели, даже не будучи связанными между собой формализованными алгоритмами, тем не менее изменяются в динамике согласованно. Очевидно, что если некая система находится в состоянии равновесия, то отдельные ее элементы не могут действовать хаотично, по крайней мере вариабельность действий имеет определенные ограничения.
Вторая характеристика—инерционность — в приложении к деятельности компании также достаточно очевидна. Смысл ее состоит в том, что в стабильно работающей компании с устоявшимися технологическими процессами и коммерческими связями не может быть резких «всплесков» в отношении ключевых количественных характеристик. Так, если доля себестоимости продукции в общей выручке составила в отчетном периоде около 70%, как правило, нет основания полагать, что в следующем периоде значение этого показателя существенно изменится.
Эти достаточно очевидные заключения в отношении хозяйствующих субъектов послужили основой для разработки и широкого использования метода прогнозирования, известного как метод пропорциональных зависимостей показателей. Основу этого метода составляет тезис о том, что можно идентифицировать некий показатель, являющийся наиболее важным с позиции характеристики деятельности компании, который благодаря такому свойству мог бы быть использован как базовый для определения прогнозных значений других показателей в том смысле, что они «привязываются» к базовому показателю с помощью простейших пропорциональных зависимостей. В качестве базового показателя чаще всего используется либо выручка от реализации, либо себестоимость реализованной (произведенной) продукции. Обоснованность этого выбора достаточно легко объясняется с позиции логики и, кроме того, находит подтверждение при изучении динамики и взаимосвязей других показателей, описывающих отдельные стороны деятельности компании.
Последовательность процедур данного метода такова:
1. Идентифицируется базовый показатель В (например, выручка от реализации).
2. Определяются производные показатели, прогнозирование которых представляет интерес для менеджера (в частности, к ним могут относиться показатели бухгалтерской отчетности в той или иной номенклатуре статей, поскольку именно отчетность представляет собой формализованную модель, дающую достаточно объективное представление об экономическом потенциале компании). Как правило, необходимость и целесообразность выделения того или иного производного показателя определяются его значимостью в отчетности.
3. Для каждого производного показателя Р устанавливается вид его зависимости от базового показателя: Р =J(B). Чаще всего зависимость может устанавливаться одним из двух способов: а) значение Р устанавливается в процентах к В (например, на основе экспертных оценок); б) путем изучения динамики данных выявляется простейшая регрессионная зависимость (линейная) Р от В. Выявление зависимостей в отдельных случаях может быть достаточно несложной процедурой; например, изменение дебиторской и кредиторской задолженности чаще всего происходит спонтанно, т.е. с тем же темпом, что и изменение объема реализации. Для других показателей, например отдельных статей производственных затрат, выявление зависимостей может быть весьма трудоемкой процедурой. Отметим, что в состав производных показателей, значения которых необходимо спрогнозировать, могут входить и такие, которые не обязательно связаны формализованными зависимостями с базовым показателем, а определяются некоторыми другими условиями. Например, проценты за пользование банковскими ссудами зависят от объема реализации лишь в той степени, в какой эти ссуды связаны с текущей деятельностью. Если банковский кредит был получен ранее, например, в связи с капитальным строительством, и проценты по нему определены договором, соответствующая статья (или часть статьи) определяется без применения какого-либо формализованного подхода.
4. При разработке прогнозной отчетности, прежде всего, составляется прогнозный вариант отчета о прибылях и убытках, поскольку в этом случае рассчитывается прибыль, являющаяся одним из исходных показателей для разрабатываемого баланса.
5. При прогнозировании баланса рассчитывают, прежде всего, ожидаемые значения его активных статей. Что касается пассивных статей, то работа с ними завершается с помощью метода балансовой увязки показателей; а именно, чаще всего выявляется потребность во внешних источниках финансирования.
6. Собственно прогнозирование осуществляется в ходе имитационного моделирования, когда при расчетах варьируют темпами изменения базового показателя и независимых факторов, а его результатом является построение нескольких вариантов прогнозной отчетности. Выбор наилучшего из них и использование в дальнейшем в качестве ориентира делаются уже с помощью неформализованных критериев.
Описанный метод основан на предположении, что (а) значения большинства статей баланса и отчета о прибылях и убытках изменяются прямо пропорционально объему реализации и (б) сложившиеся в компании уровни пропорционально меняющихся балансовых статей и соотношения между ними оптимальны (имеется в виду, что, например, уровень производственных запасов на момент анализа и прогнозирования оптимален).
Формализованные модели финансового планирования подвергаются критике по двум основным моментам: (а) в ходе моделирования могут, а фактически и должны быть разработаны несколько вариантов планов, причем формализованными критериями невозможно определить, какой из них лучше; (б) любая финансовая модель лишь упрощенно выражает взаимосвязи между экономическими показателями. На самом деле оба эти тезиса вряд ли имеют негативный оттенок; они лишь указывают на то, что жестко предопределенных и однозначных решений в плановой работе не может быть в принципе.
- Тема 1 Современная система финансового менеджмента 6
- Тема 2. Введение в финансовое планирование и методы прогнозирования 32
- Тема 3 Финансовая отчетность и ее анализ 71
- Тема 4 Анализ и управление оборотными средствами 108
- Тема 1 Современная система финансового менеджмента
- 1.1 Финансы, их роль и функции в процессе общественного воспроизводства
- 1.2 Система управления финансами на предприятии
- 1.3 Финансовый менеджмент как управленческий комплекс
- 1.4 Финансовый механизм предприятия
- 1.5 Базовые концепции финансового менеджмента
- Тема 2. Введение в финансовое планирование и методы прогнозирования
- 2.1 Классификация методов и приемов финансового анализа и прогнозирования
- 2.2 Виды планов, содержание и последовательность их разработки
- Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности фирмы. Излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности фирмы, масштабы и сфера деятельности, тактические цели и задачи.
- Раздел 2. Прогнозы и ориентиры
- Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы
- 2.3 Основные финансовые показатели в системе бизнес-планирования
- 2.4 Финансовое планирование в системе бюджетирования текущей деятельности
- 2.5 Методы прогнозирования основных финансовых показателей
- 2.6 Прогнозирование на основе пропорциональных зависимостей
- Тема 3 Финансовая отчетность и ее анализ
- 3.1 Система информационного обеспечения финансового анализа
- 3.2 Основные принципы и последовательность анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта
- 1 Общий анализ
- 2 Регламентируемый анализ
- 3 Коэффициентный анализ
- 4. Интегральный анализ
- 4 Нормативные документы по оценке финансового состояния
- 5 Нерегламентируемые методики
- 3.3 Экспрес-анализ
- 3.4 Анализ и оценка имущественного положения
- 3.5 Анализ и оценка платежеспособности
- 3.6 Анализ и оценка финансовой устойчивости
- 3.7 Анализ и оценка деловой активности
- 3.8 Анализ и оценка эффективности использования ресурсов
- 3.9 Способы использования аналитических показателей
- 3.10 Оценка и прогнозирование возможного банкротства
- Тема 4 Анализ и управление оборотными средствами
- 4.1 Состав оборотных активов и политика управления ими
- 4.2 Анализ и управление производственными запасами, модель eoq
- 4.3 Анализ и управление дебиторской задолженностью
- 4.4 Способы обеспечения исполнения обязательств
- 4.5 Анализ и управление денежными средствами и их эквивалентами
- 4.6 Анализ движения денежных средств
- Тема 5 Управление структурой и стоимостью капитала
- 5.1 Источники средств предприятия и методы финансирования
- 5.2 Оценка стоимости капитала
- Тема 6 Методы оценки финансовых активов. Риск и доходность финансовых активов
- 6.1 Базовая модель оценки финансовых активов
- 6.2 Оценка долговых и долевых ценных бумаг
- 6.3 Доходность финансового актива: виды и оценка
- Тема 7 Инвестиционная деятельность предприятия
- 7.1 Основные понятия инвестиционной деятельности
- 7.2. Основные этапы проектирования и выбор инвестиционного проекта
- 7.3 Основные направления анализа инвестиционных процессов. Денежные потоки от проекта
- 7.4 Анализ инвестиционных решений в процессах наращения и дисконтирования
- 7.5 Схема финансирования инвестиционного проекта
- 7.6 Анализ эффективности инвестиций
- 7.7 Расчёт потребности в дополнительном финансировании
- Тема 8 Категории риска и левериджа, их взаимосвязь
- 8.1 Леверидж и его роль в финансовом менеджменте
- 8.2 Метод расчета критического объема продаж
- 8.3 Оценка производственного левериджа
- 8.4 Оценка финансового левериджа
- Тема 9 Риск-менеджмент на предприятии
- 9.1 Понятие риск-менеджмента
- 9.2 Управление финансовыми рисками
- 9.3 Основные правила и приемы риск-менеджмента. Главные направления оценки результатов вложения капитала
- Литература