Разделение властей
Таким образом, результаты прямого внедрения в неевропейские общества западных либерально‑демократических институтов нередко приводят к незапланированным последствиям. Многопартийная система, парламентаризм, разделение различных ветвей власти и т. п. – все это нередко вызывает обратные результаты, весьма нежелательные с точки зрения задач демократизации. Опыт политантропологических исследований показывает, что в посттрадиционных обществах партийные структуры нередко формируются на родоплеменной или конфессиональной основе или как инструмент персоналистского влияния того или иного лидера. Выборы в представительные органы власти в таких условиях, как правило, основываются не на политических программах, а на племенных или религиозных принципах. В результате большие массы людей втягиваются в племенные, межэтнические и межконфессиональные конфликты, что создает неустойчивость правящих коалиций, отсутствие политической стабильности. Все это приводит к кризисам, политическим переворотам, войнам. Иллюстрацией этого являются события в той же Чечне в последние десять лет. В такой ситуации власть нередко видит единственный способ сохранить стабильность путем создания авторитарных – однопартийных военных режимов.
Не случайно практически все государства, возникшие на территории азиатской части СНГ, имеют автократическую природу власти. Правда, здесь необходимо иметь в виду еще одно свойство традиционной власти. Разделение властей – институт, прошедший длительную эволюцию и, можно сказать, "выстраданный" Европой в ходе многих восстаний и революций. Для архаических и традиционных обществ подобное явление в принципе не характерно. Правитель традиционного общества является единственным носителем сакрального статуса, и все иные самостоятельные ветви власти автоматически воспринимаются как нежелательные конкуренты не только самим правителем, но и большинством населения. Поэтому в "постградиционных" обществах руководящим органом и страны и партии нередко является политический лидер харизматического толка, наделенный часто почти не ограниченными полномочиями. Исходя из всего вышеизложенного, ясно, почему большинство стран СНГ прошли схожий путь политической трансформации. События в них развивались по однотипному сценарию: роспуск законодательных органов, принятие новых конституций, расширяющих полномочия президента, "мягкий" террор в отношении оппозиции и независимых средств массовой информации.
Проиллюстрируем вышесказанное несколькими примерами. В 1993 г. в Казахстане возникло определенное противостояние между законодательной и исполнительной властью. Однако в отличие от России, где аналогичное противостояние вылилось в вооруженный конфликт, здесь основные нити политической игры всегда находились в руках президента. Несмотря на нежелание Верховного Совета самоликвидироваться, из "проверенных" депутатов была создана инициативная группа, которая начала агитацию за самороспуск внутри парламента. В декабре парламент уже перестал существовать. Согласно новой конституции Казахстана от 1995 г. (статьи 44‑47, 50‑55, 71, 73 и др.), законодательная и судебная власть подчинена исполнительной (президент назначает судей, Конституционный суд ликвидирован и т. д.), в 1995 г. референдум в Казахстане продлил президентские полномочия Н. Назарбаева до конца XX в. (по имени туркменбаши С. Ниязова, первым начавшего кампанию по продлению полномочий лидеров среднеазиатских государств СНГ до конца XX в., этот феномен получил название "башизм").
В Узбекистане И. Каримов совмещает посты президента страны и главы кабинета министров. Верховный Совет Узбекистана находится под контролем президента. Осенью 1991 г. часть депутатов оппозиции выступила с критикой президента. В ответ на это в Верховный Совет была внесена поправка к закону о статусе депутата, которая была принята уже летом 1992 г. Согласно внесенным уточнениям любой депутат по решению высшего законодательного органа страны мог быть лишен своего мандата за поведение, порочащее звание народного депутата, совершение антиконституционных действий, направленных на подрыв государственного устройства, дестабилизацию общественно‑политической обстановки, а также за призыв к таким действиям (Васильев 1998: 95).
Не нужно обладать большим воображением, чтобы допустить возможность весьма широкого толкования данного законопроекта соответствующими органами исполнительной власти.
Конституция, как совершенно справедливо отмечает С.А. Панарин (Панарин 2000: 103‑104), носит больше показной характер и ориентирована главным образом на мировое общественное мнение с целью продемонстрировать демократическое устройство молодого государства. При этом в Конституции не разъяснены механизмы выборов президента, организации и деятельности кабинета министров, регистрации общественных объединений (статьи 56, 90, 98). В 1995 г. президентские полномочия были продлены до 2000 г. В стиле советских времен в стране развернута масштабная кампания по возвеличиванию культа Каримова. Имеет место внутренняя и внешняя цензура средств массовой информации. Существующие в стране партии, по сути, являются пропрезидентскими. Как светская, так и религиозная оппозиция подвергается преследованиям.
Самая унитарная форма государственного устройства – в Туркмении. Здесь в 1992 г. был объявлен шестилетний мораторий на многопартийность. Президент Ниязов является высшим должностным лицом в государстве, не подчиняющимся законодательной власти. В его руках концентрируются все рычаги исполнительной власти, он назначает и снимает Генерального прокурора, председателей Верховного и Высшего хозяйственного судов. Президент имеет право распустить Народное собрание (парламент страны), если последнее выразит свое недоверие назначенному президентом правительству.
Формально страна является президентской республикой. Но ее глава обладает поистине неограниченными полномочиями. Режим туркменбаши причудливо сочетает черты и жестокого, и патриархального правления, все более напоминает правление традиционного восточного монарха, пользующегося, однако, некоторыми современными технологиями власти. Так, с одной стороны, установлен всеобъемлющий и всепроникающий полицейский контроль над населением, с другой – делаются разного рода популистские жесты в области его социальной защиты. Партийная структура совершенно не развита, пресса – официозная и откровенно рептильная. Какая‑либо критика власти исключена, оппозиция разгромлена и изгнана, немногие уцелевшие правозащитники подвергаются систематическому запугиванию и периодическим судебным преследованиям (Панарин 2000: 105).
Возможно, наименее авторитарная система правления в Средней Азии существует в Таджикистане. Несмотря на то, что и здесь президент согласно Конституции 1994 г. имеет весьма широкий круг прерогатив, его власть несколько ограничена высшим законодательным органом. Верховное собрание имеет, в частности, право утверждать всех членов кабинета министров, имеет еще ряд важных контрольных функций. Однако, как считают компетентные исследователи, скорее всего, этот "демократизм" связан с борьбой между различными влиятельными кланами в стране, отсутствием у группировок достаточных сил для разгрома оппозиции (Васильев 19986: 245).
К сожалению, события, происходящие в России в последние годы (чудовищное разбухание госаппарата, разгон парламента в октябре 1993 г., создание специальных "гвардейских" подразделений, подчиненных исключительно президенту, ряд положений Конституции, представляющих почти не ограниченные права нынешней исполнительной власти), дают основание сделать вывод, что и здесь процесс развивается по схожему сценарию. Аналогичные процессы, в той или иной степени, происходят и на внутриполитической сцене – в многонациональных субъектах Российской Федерации (например, в Калмыкии). Главные составляющие этих процессов – всеобъемлющая роль традиционного социума (или государства, как в российском варианте), неэмансипированность индивида, невычлененность в обществе того, что классики марксизма называли "базисом" и "надстройкой".
- Глава 1. Предмет политической антропологии
- 1. Что такое антропология?
- 2. Политическая антропология Понятие политической антропологии
- Антропология и история
- Антропология, политология и социология
- Антропология и современность
- 3. Методы и методологические подходы Методы
- Функционализм
- Структурный метод
- Сравнительно‑исторический метод
- Формальные кросскультурные методы
- 4. История политической антропологии Истоки науки
- Британский функционализм
- Французский структурализм
- Американский неоэволюционизм
- Теории политогенеза
- Политантропология в нашей стране
- Азиатский способ производства
- Потестарно‑политическая этнография
- Политантропология в России
- Глава 2. Природные и культурные основы неравенства и власти
- Территориальное поведение
- Свой и чужой
- Агрессивность
- Половое неравенство
- Возрастное неравенство
- Неравенство и иерархия
- Социальная стратификация
- Иерархия
- Возможно ли равенство?
- Глава 3. Власть и традиционное господство
- 1. Власть и господство Что такое власть?
- Власть и энергия
- Сущность власти
- Господство
- Традиционное господство
- Харизматическое господство
- Рациональное господство
- 2. Традиционное господство
- 3. Особенности доиндустриальных обществ
- Гемайншафт и гесельшафт
- Престижная экономика
- Экономическая антропология
- Власть‑собственность
- Власть‑собственность и идеология
- 4. Путь к власти
- Организационно‑управленческие функции
- Перераспределенческие функции
- Контроль над ресурсами
- Контроль над обменом и торговлей
- Контроль над ремесленным производством
- Война и военно‑организационные функции
- Религия
- Истоки сакральной власти
- Символика власти
- Глава 4. От первобытности к государству
- 1. Эгалитарные и неэгалитарные общества
- Охотники‑собиратели
- Оседлые рыболовы
- 2. Ранжированные общества "Неолитическая революция"
- Лидерство
- 3. Вождество и его альтернативы Истерия концепции
- Что такое вождество?
- Типология тождеств
- Вождество и государство
- Альтернативы вождеству
- 4. Происхождение государства
- Сущность государства
- Признаки государства
- Раннее государство
- Первичные и вторичные государства
- Пути становления государства
- Альтернативы государству
- Глава 5. Политическая антропология и современность
- Традиционализм и модернизация
- Традиционные правители
- Национализм
- Сакрализация власти
- Взятка и подарок
- Клановая структура
- Разделение властей
- Личностный характер власти
- Атрибутика власти
- Список сокращений
- Приложения Приложение 1 политическая антропология Программа курса
- Тема 1. Предмет политической антропологии
- Тема 2. История политической антропологии
- Тема 3. Социобиологические основы неравенства и власти
- Тема 4. Культурные основы неравенства и власти
- Тема 5. Власть и лидерство
- Тема 6. Лидерство в первобытном обществе
- Тема 7. Происхождение государства и права
- Тема 8. Власть в доиндустриальных цивилизациях
- Тема 9. Политическая антропология и современность
- Темы рефератов и курсовых работ
- Основная литература
- Приложение 2 терминологический словарь