4. Происхождение государства
Едва ли не самый дискуссионный вопрос политической антропологии – образование государственности. Существует множество различных точек зрения на этот счет, В эпоху Нового времени возникла так называемая теория "общественного договора" (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.‑Ж. Руссо), согласно которой государство возникает как продукт внутреннего соглашения между людьми, которые передают часть своей свободы и власть государству, чтобы обеспечить общественный порядок и неприкосновенность собственности. В XIX в. появилась "завоевательная" теория политогенеза (Л. Гумплович, Ф. Оппенгаймер). Ее сторонники полагали, что первые государства возникли в результате внешнего фактора – завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих обществ и установления победителями эксплуатации подчиненных.
В тот же период были созданы основы марксистского учения о классах и государстве, согласно которому государство представляет собой политическую машину для подавления господствующими классами трудящихся масс ("Манифест Коммунистической партии", 1848). В то же время К. Маркс и Ф. Энгельс выдвинули две основные модели вызревания государства. В "Экономических рукописях 1857‑1861 гг." К. Маркса и в "Анти‑Дюринге" (1978) Ф. Энгельса возникновение государства и классов описывается как процесс постепенной узурпации вождями своих управленческих функций, превращения первоначальных "слуг народа" в "господ над ним". В "Происхождении семьи, частной собственности и государства" (1884) Энгельс нарисовал иную картину политогенеза: развитие экономики приводит к росту прибавочного продукта, появлению имущественного неравенства и классов. Господствующие классы для охраны своей собственности изобретают государство – сначала рабовладельческое, затем феодальное.
В XX в. продолжилось изучение проблемы происхождения государства. "Завоевательная" теория оказала определенное воздействие на немецких марксистов К. Каутского и Г. Кунова, ее влияние прослеживается в работах Р. Турнвальда, Д. Вестермана, Л. Крэдера и Р. Карнейро. Обстоятельная критика "завоевательной" теории принадлежит американскому этнологу Роберт Лоуи (1883‑1957). В книге "Происхождение государства" Лоуи показал, что завоевание далеко не всегда ведет к государству. В истории были примеры государств, которые были созданы без завоевания. Наконец, для того чтобы завоевание привело к государственности, общества покорителей и побежденных должны были обладать некоторой стратификацией. Следовательно, не только война может быть причиной, ответственной за возникновение государства.
Сам Лоуи являлся сторонником функциональной версии, он полагал, что организационная деятельность предводителей могла привести к складыванию государства, хотя и не продемонстрировал, как этот процесс должен был происходить в истории (Lowie 1927).
Известный востоковед и критик советского авторитаризма Карл Виттфогель (1896‑1988) выдвинул ирригационную теорию политогенеза, согласно которой первоначальная государственность и развитие власти напрямую связаны с необходимостью строительства для общества крупномасштабных оросительных сооружений (Wittfogel 1957).
Эстер Босерап высказала предположение, что предпосылкой государства является демографический рост. Когда осваивается вся территория обитания и население максимально возрастает, возникает необходимость в интенсификации сельского хозяйства. Это предполагает совершенствование организации управления, что сопровождается дифференциацией статусов, увеличением "социокультурной сложности" и генезисом государства (Boserup 1965).
Отчасти эти идеи перекликаются с "ограничительной" (circumscription) теорией Роберта Карнейро, который показал, что генезис государства связан главным образом с ростом населения и увеличением конкуренции за ресурсы, что в свою очередь приводит к умножению конфликтов и войн. Естественный выход из этого – введение политической иерархии. Она, с одной стороны, закрепляет господство победивших в конфликтах групп и, с другой стороны, интенсифицирует производство для разрешения демографических и экономических проблем (Carneiro 1970).
Грегори Джонсон и Генри Райт (Johnson 1973; Wright, Johnson 1975; Джонсон 1986), изучая механизмы реагирования социальных систем на различные стрессы, пришли к выводу, что увеличение размеров социальной системы возможно до определенного порога. При чрезмерном увеличении нагрузки уменьшается эффективность существующей организации принятия решений. Чтобы справиться с возникшими перегрузками, необходимо ввести организационную иерархию, т. е. государство. Рассмотрев системы поселений в Месопотамии, они пришли к выводу, что переход от двухуровневой политической организации к трехуровневой сопровождался изменениями в архитектуре, специализации поселений, масштабной урбанизации. Все это, по их мнению, дает основание предположить, что для вождеств была характерна двухуровневая иерархия (локальные общины и центр), тогда как для ранних государств – трехуровневая (деревни, районные центры и столица).
Еще одна популярная модель‑торговая. Ее основная посылка основана на том, что торговля на большие расстояния является важным компонентом увеличения власти правителей вождеств и ранних государств. Получая из‑за границы своих владений редкие и диковинные товары и распределяя их внутри общества, иерарх контролировал ре‑дистрибутивную сеть, повышал свой престиж и увеличивал влияние на подданных (Webb 1975; Ekholm 1977).
Важную роль в закреплении государственного механизма играла идеология. Она узаконивала сложившееся статусное неравенство. По всей видимости, формирование идеологии существующей системы господства являлось столь же важным моментом, что и экономическое или политическое принуждение (Скальник 1991; Skalnik 1996).
В целом, как показали сравнительно‑исторические исследования последних десятилетий, не существует единой обязательной причины возникновения государства. На процессы политогенеза оказывали влияние самые разнообразные внутренние и внешние факторы: увеличение прибавочного продукта, совершенствование технологии, рост народонаселения, экология, война и завоевание, внешнее влияние и торговля, идеологический фактор и т. д. (Claessen, Skalnik 1978; 1981; Хазанов 1979; Haas 1982; Васильев 1983; Куббель 1988; Павленко 1989; Коротаев, Чубаров 1991; Крадин, Лынша 1995; Claessen 2000 и др.).
- Глава 1. Предмет политической антропологии
- 1. Что такое антропология?
- 2. Политическая антропология Понятие политической антропологии
- Антропология и история
- Антропология, политология и социология
- Антропология и современность
- 3. Методы и методологические подходы Методы
- Функционализм
- Структурный метод
- Сравнительно‑исторический метод
- Формальные кросскультурные методы
- 4. История политической антропологии Истоки науки
- Британский функционализм
- Французский структурализм
- Американский неоэволюционизм
- Теории политогенеза
- Политантропология в нашей стране
- Азиатский способ производства
- Потестарно‑политическая этнография
- Политантропология в России
- Глава 2. Природные и культурные основы неравенства и власти
- Территориальное поведение
- Свой и чужой
- Агрессивность
- Половое неравенство
- Возрастное неравенство
- Неравенство и иерархия
- Социальная стратификация
- Иерархия
- Возможно ли равенство?
- Глава 3. Власть и традиционное господство
- 1. Власть и господство Что такое власть?
- Власть и энергия
- Сущность власти
- Господство
- Традиционное господство
- Харизматическое господство
- Рациональное господство
- 2. Традиционное господство
- 3. Особенности доиндустриальных обществ
- Гемайншафт и гесельшафт
- Престижная экономика
- Экономическая антропология
- Власть‑собственность
- Власть‑собственность и идеология
- 4. Путь к власти
- Организационно‑управленческие функции
- Перераспределенческие функции
- Контроль над ресурсами
- Контроль над обменом и торговлей
- Контроль над ремесленным производством
- Война и военно‑организационные функции
- Религия
- Истоки сакральной власти
- Символика власти
- Глава 4. От первобытности к государству
- 1. Эгалитарные и неэгалитарные общества
- Охотники‑собиратели
- Оседлые рыболовы
- 2. Ранжированные общества "Неолитическая революция"
- Лидерство
- 3. Вождество и его альтернативы Истерия концепции
- Что такое вождество?
- Типология тождеств
- Вождество и государство
- Альтернативы вождеству
- 4. Происхождение государства
- Сущность государства
- Признаки государства
- Раннее государство
- Первичные и вторичные государства
- Пути становления государства
- Альтернативы государству
- Глава 5. Политическая антропология и современность
- Традиционализм и модернизация
- Традиционные правители
- Национализм
- Сакрализация власти
- Взятка и подарок
- Клановая структура
- Разделение властей
- Личностный характер власти
- Атрибутика власти
- Список сокращений
- Приложения Приложение 1 политическая антропология Программа курса
- Тема 1. Предмет политической антропологии
- Тема 2. История политической антропологии
- Тема 3. Социобиологические основы неравенства и власти
- Тема 4. Культурные основы неравенства и власти
- Тема 5. Власть и лидерство
- Тема 6. Лидерство в первобытном обществе
- Тема 7. Происхождение государства и права
- Тема 8. Власть в доиндустриальных цивилизациях
- Тема 9. Политическая антропология и современность
- Темы рефератов и курсовых работ
- Основная литература
- Приложение 2 терминологический словарь