Охотники‑собиратели
Самые простые формы общественной жизни были характерны для охотников‑собирателей. Как правило, это были группы численностью в несколько десятков человек, которые вели преимущественно подвижный способ существования в пределах определенной территории, сосредотачиваясь вокруг зоны расположения ресурсов. Их основу составляли неустойчивые парные семьи. Вся деятельность внутри данных групп осуществлялась, как правило, в рамках семьи на основе половозрастного разделения труда: мужчины занимались охотой и рыболовством, женщины – собирательством и ведением домашнего хозяйства, старики – обучением детей.
Система расселения зависела от характера концентрации ресурсов и внешней опасности. В одних случаях семьи могли проживать отдельно, периодически собираясь для решения совместных вопросов (распределение территорий, совместные обряды и т. д.). В других случаях члены группы могли проживать совместно на общей стоянке. Некоторые формы деятельности предполагали кооперацию семей и временное руководство (например, загонная охота). Ряд дефицитных материалов (соль, обсидиан и т. д.) мог стать объектом торговли на больших расстояниях. Благодаря эпизодической кооперации, бракам, периодически проводимым совместным праздникам и ритуалам, обмену ресурсами, продуктами и изделиями складывались сети взаимных обязательств между семьями и группами.
Никаких формальных органов принуждения и контроля в таком обществе не существовало. Во главе группы из некоторого количества семей мог находиться наиболее авторитетный из ее членов – самый опытный или умелый.
Типичным примером данного типа лидерства является предводитель эскимосов нетсиликов в Американской Арктике инхуаматак. В переводе этот термин означает "тот, кто думает". Инхуаматак руководил коллективными рыбалками и охотами на тюленей и на оленей карибу. Он также назначал время и маршруты перекочевок, определял места сезонных стоянок. Его жена часто выступала в качестве перераспределителя добычи между семьями. Однако все решения инхуаматак принимал после длительных согласований со всеми взрослыми мужчинами. По причине отсутствия сколько‑нибудь действенных механизмов формального контроля он стремился достичь максимального согласия среди всех членов группы. Его влияние было наиболее сильным на молодежь и близких родственников (Файнберг 1986: 219‑220)18.
Нередко на предводителя возлагались функции проведения ритуалов и колдовства. Иногда бремя лидерства могли брать на себя шаманы. Гораздо реже общества охотников и собирателей могли возглавляться формальным, иногда наследственным лидером (например, у яруро Венесуэлы, аборигенов Западной Виктории в Австралии). Но и в этом случае, если наследник не обладал необходимыми для предводительства качествами, главарем группы избирался более подходящий кандидат.
Вследствие низкой плотности населения степень развития конкуренции между отдельными индивидами и группами бывает относительно невысока. Однако когда численность населения возрастает и конкуренция за ресурсы увеличивается, возрастают как трения между отдельными индивидами, так и столкновения между группами. Чаще всего конфликты возникают из‑за территориальных разногласий, мщения за убийство или обиды, умыкания женщин.
Внутренние ссоры решались разными способами. Они могли регулироваться как самостоятельно, без вмешательства третьих лиц, так и путем вовлечения в решение конфликта более авторитетных членов коллектива. К лицу, проявлявшему излишнюю агрессивность либо нарушавшему сложившиеся нормы, могли быть приняты различные меры воздействия: порицание, насмешки, поддразнивание. У эскимосов, например, вору давали новое имя по названию похищенной вещи. Физическое воздействие также теоретически могло быть одним из методов наказания, хотя необходимо иметь в виду, что доисторические коллективы стремились гасить возможные конфликты, чтобы воспрепятствовать распаду группы. В самом крайнем случае провинившегося изгоняли из группы.
Исследования последних десятилетий показали значительную вариативность политической сложности локальных групп. Одни из них действительно отличались эгалитарной социальной организацией, равенством всех его членов (африканские бушмены, хадза). Для других обществ (например, аборигенов Австралии) было характерно сосредоточение лидерства в руках взрослых мужчин, развитие внутреннего половозрастного неравенства, наличие у взрослых мужчин монополии на информацию. Впрочем, даже в рамках одной общей модели могли существовать различные модификации. У тех же австралийских аборигенов периодически встречались лица с яркими лидерскими качествами. Они добивались от своих сородичей беспрекословного подчинения. Следствием этого могли быть определенные изменения в структуре общины, активизация набегов на соседей, пренебрежение традиционными нормами. Однако после смерти подобного лица нередко все возвращалось на круги своя (Артемова 1987; 1991; 1993).
- Глава 1. Предмет политической антропологии
- 1. Что такое антропология?
- 2. Политическая антропология Понятие политической антропологии
- Антропология и история
- Антропология, политология и социология
- Антропология и современность
- 3. Методы и методологические подходы Методы
- Функционализм
- Структурный метод
- Сравнительно‑исторический метод
- Формальные кросскультурные методы
- 4. История политической антропологии Истоки науки
- Британский функционализм
- Французский структурализм
- Американский неоэволюционизм
- Теории политогенеза
- Политантропология в нашей стране
- Азиатский способ производства
- Потестарно‑политическая этнография
- Политантропология в России
- Глава 2. Природные и культурные основы неравенства и власти
- Территориальное поведение
- Свой и чужой
- Агрессивность
- Половое неравенство
- Возрастное неравенство
- Неравенство и иерархия
- Социальная стратификация
- Иерархия
- Возможно ли равенство?
- Глава 3. Власть и традиционное господство
- 1. Власть и господство Что такое власть?
- Власть и энергия
- Сущность власти
- Господство
- Традиционное господство
- Харизматическое господство
- Рациональное господство
- 2. Традиционное господство
- 3. Особенности доиндустриальных обществ
- Гемайншафт и гесельшафт
- Престижная экономика
- Экономическая антропология
- Власть‑собственность
- Власть‑собственность и идеология
- 4. Путь к власти
- Организационно‑управленческие функции
- Перераспределенческие функции
- Контроль над ресурсами
- Контроль над обменом и торговлей
- Контроль над ремесленным производством
- Война и военно‑организационные функции
- Религия
- Истоки сакральной власти
- Символика власти
- Глава 4. От первобытности к государству
- 1. Эгалитарные и неэгалитарные общества
- Охотники‑собиратели
- Оседлые рыболовы
- 2. Ранжированные общества "Неолитическая революция"
- Лидерство
- 3. Вождество и его альтернативы Истерия концепции
- Что такое вождество?
- Типология тождеств
- Вождество и государство
- Альтернативы вождеству
- 4. Происхождение государства
- Сущность государства
- Признаки государства
- Раннее государство
- Первичные и вторичные государства
- Пути становления государства
- Альтернативы государству
- Глава 5. Политическая антропология и современность
- Традиционализм и модернизация
- Традиционные правители
- Национализм
- Сакрализация власти
- Взятка и подарок
- Клановая структура
- Разделение властей
- Личностный характер власти
- Атрибутика власти
- Список сокращений
- Приложения Приложение 1 политическая антропология Программа курса
- Тема 1. Предмет политической антропологии
- Тема 2. История политической антропологии
- Тема 3. Социобиологические основы неравенства и власти
- Тема 4. Культурные основы неравенства и власти
- Тема 5. Власть и лидерство
- Тема 6. Лидерство в первобытном обществе
- Тема 7. Происхождение государства и права
- Тема 8. Власть в доиндустриальных цивилизациях
- Тема 9. Политическая антропология и современность
- Темы рефератов и курсовых работ
- Основная литература
- Приложение 2 терминологический словарь