3. Правила процедуры и порядок принятия решений
Правила процедуры представляют собой юридический документ, который относится к так называемому внутреннему ораву международных организаций и конференций, поскольку принимается от имени делегаций, участвующих в конференции. Без утверждения конференцией своих правил процедуры ее проведение было бы практически невозможно.
Каких-либо единых правил процедуры для проведения конференций не выработано, но практика привела к тому, что условно можно говорить об обычных нормах в этой области.
Правила процедуры регламентируют следующие аспекты работы конференций: порядок утверждения повестки дня (хотя повестка дня согласовывается в рабочем порядке до начала конференции, официальный акт ее принятия имеет принципиальное значение, ибо ей должны соответствовать как выступления делегаций, так и вносимые ими на рассмотрение конференции документы); выборы руководящих органов конференции (обычно избираются председатель конференции, несколько его заместителей, генеральный докладчик, которые составляют так называемое бюро конференции); порядок образования вспомогательных органов - комитетов и рабочих групп, а также избрания их председателей и докладчиков; порядок формирования и обязанности секретариата конференции (обеспечение перевода выступлений и документов на языки конференции, распространение документов, ведение протоколов заседаний и т. д.); установление необходимого кворума для начала работы (обычно - простое большинство зарегистрировавшихся делегаций); полномочия председателя; очередность выступлений; очередность постановки на голосование процедурных предложений (обычно приоритет постановки на голосование отдается в такой последовательности: отложить заседание, сделать перерыв, отложить дебаты по обсуждаемому вопросу, закрыть дебаты по обсуждаемому вопросу); порядок внесения предложений и поправок, а также их снятия; порядок проведения голосования (решение чаще всего принимается большинством присутствующих и голосующих делегаций, при этом воздерживающиеся при голосовании не считаются голосующими); условия участия наблюдателей; порядок изменения правил процедуры.
Выступления по мотивам голосования могут делаться до и после проведения голосования. Процесс голосования может прерываться исключительно для заявлений по порядку ведения в связи с самим процессом голосования.
Голосование осуществляется методом поднятия табличек с названием стран, которые делегации представляют, либо с помощью электронной аппаратуры путем нажатия кнопок. По просьбе любой делегации голосование может быть поименным с последующим отражением характера голосования каждой делегации в протоколах.
Согласно некоторым правилам процедуры, для принятия решения по существу может требоваться квалифицированное большинство (обычно 2/3 от числа присутствующих и принимающих участие в голосовании), но процедурные решения всегда принимаются простым большинством. Поэтому часто развертывается дискуссия по поводу того, является ли предстоящее решение проблемой существа или процедуры, от чего зависит число голосов для его принятия. Все чаще на практике применяется правило консенсуса.
Поправки к документу, выносимому на голосование, ставятся в определенной последовательности. Сначала голосуется поправка, а затем само предложение. При наличии нескольких поправок голосование начинается с поправки, смысл которой является наиболее удаленным от содержания самого предложения. Поправкой считается предложение, которое лишь что-то добавляет к первоначальному предложению, исключает из него некоторую часть или изменяет его. Если поправка изменяет существо предложения, то она таковой не признается, а может ставиться на голосование в качестве конкурирующего предложения.
По просьбе любой делегации предложение или поправка может ставиться на голосование по частям (раздельное голосование). Если не принята ни одна часть, предложение в целом на голосование не ставится. Если голосованием принято несколько частей документа, то он обязательно ставится на голосование в целом.
Правила процедуры часто используются делегациями в тактической борьбе за принятие документа или его отклонение большинством голосов.
Языки, на которых ведется работа на конференциях, делятся на официальные (на которых можно произносить выступления и на которых издаются все официальные решения конференции) и рабочие (на которых ведутся протоколы). Как правило, рабочими языками является лишь несколько из числа официальных, что сокращает расходы на издание документов.
Большинство международных межправительственных конференций проводится с целью принятия международных договоров, и потому такие конференции принято называть дипломатическими. Вместе с тем целями ряда конференций являются принятие докладов, деклараций и резолюций либо обмен мнениями, информацией и т. д.
На многих конференциях принимается и такой документ, как заключительный акт, в котором указываются название или цель конференции, участники, время и место ее проведения, содержатся сведения об итогах и достижениях конференции (например, о принятии конвенции, доклада, деклараций, резолюций и т. д.).
- Глава I. Понятие международного права, его сущность и роль в международных отношениях, политике и дипломатии
- Глава II. Источники международного права
- Глава III. Принципы международного права
- Глава IX. Дипломатическое и консульское право
- Глава X. Международные организации
- Глава XI. Международные конференции
- Глава XII. Ответственность в международном праве
- Глава XIII. Мирное урегулирование международных споров
- Глава XIV. Международное гуманитарное право
- Глава XV. Обеспечение международной безопасности
- Глава XVI. Вооруженные конфликты и международное право
- Глава XXI. Международное воздушное право
- Глава XXII. Международное космическое право
- Глава XXIII. Международно-правовой режим антарктики
- Глава XXIV. Международно-правовая охрана окружающей среды
- Глава I
- 1. Возникновение и становление международного права
- 2. Сущность международного права
- 3. Соотношение международного права и внутригосударственного права
- 4. Международное публичное и международное частное право
- 5. Нормообразование в международном праве
- 6. Система международного права
- Глава II
- 1. Понятие нормы международного права
- 2. Классификация норм международного права
- 3. Понятие источников международного права
- 4. Кодификация и прогрессивное развитие международного права
- Глава III
- 1. Понятие принципов международного права
- 2. Принцип суверенного равенства государств
- 3. Принцип неприменения силы и угрозы силой
- 4. Принцип нерушимости государственных границ
- 5. Принцип территориальной целостности государств
- 6. Принцип мирного разрешения международных споров
- 7. Принцип невмешательства во внутренние дела
- 8. Принцип всеобщего уважения прав человека
- 9. Принцип самоопределения народов и наций
- 10. Принцип сотрудничества
- 11. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств
- Глава IV
- 1. Общие вопросы международной правосубъектности
- 2. Международно-правовое признание
- Глава V
- 1. Виды территорий
- 2. Состав и юридическая природа государственной территории
- 3. Государственные границы
- 4. Изменение границ и территориальные споры
- 5. Международные реки
- Глава VI
- 1. Международно-правовая регламентация положения населения
- 2. Международно-правовые вопросы гражданства
- 3. Режим иностранцев
- 4. Право убежища
- Глава VII
- 1. Понятие и источники права международных договоров
- 2. Понятие и юридическая природа международного договора
- 3. Заключение договора
- 4. Действие, действительность и толкование международных договоров
- Глава VIII
- 1. Сущность и понятие правопреемства государств
- 2. Правопреемство государств в отношении международных договоров
- 3. Правопреемство государств в отношении государственной собственности
- 5. Правопреемство государств в отношении государственных долгов
- 6. Правопреемство в связи с прекращением существования Союза сср. Континуитет России
- 7. Правопреемство новых независимых государств
- Глава IX
- 1. Дипломатическое право
- 2. Консульское право
- Глава X
- 1. Понятие и классификация международных организаций
- 2. Порядок создания международных организаций и прекращения их существования
- 3. Правовая природа международных организаций
- 5. Органы международной организации
- 6. Принятие решений международными организациями
- 7. Организация Объединенных Наций (оон)
- 8. Специализированные учреждения оон
- 9. Региональные международные организации
- Глава XI
- 1. Понятие международной конференции
- 2. Подготовка и созыв международных конференций
- 3. Правила процедуры и порядок принятия решений
- 4. Делегации государств и органы конференции
- 5. Виды актов международных конференций и их правовое значение
- Глава XII
- 1. Понятие международно-правовой ответственности
- 2. Источники права института международно-правовой ответственности
- 3. Субъекты международно-правовой ответственности
- 4. Виды и формы международно-правовой ответственности
- 5. Основания возникновения международно-правовой ответственности
- 6. Реализация ответственности
- 7. Обстоятельства, освобождающие от ответственности
- 8. Кодификация института международно-правовой ответственности
- 9. Ответственность за международные преступления
- 10. Ответственность физических лиц
- 11. Ответственность международных организаций
- Глава XIII
- 1. Понятие международного спора
- 2. Правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров
- 3. Мирные средства разрешения международных споров
- 4. Роль международных организаций в деле мирного разрешения международных споров
- 5. Мирное урегулирование споров в рамках общеевропейского процесса
- 6. Мирное урегулирование споров в Европейском Союзе и Совете Европы
- 7. Мирное урегулирование споров в рамках снг
- Глава XIV
- 1. Межгосударственное сотрудничество в области прав человека
- 2. Международные стандарты в области прав человека и их отражение в международных документах
- 3. Проблема повышения эффективности межгосударственного сотрудничества в области прав человека
- Глава XV
- 1. Понятие права международной безопасности
- 2. Всеобщая безопасность
- 3. Региональная безопасность
- 4. Разоружение и ограничение вооружений
- 5. Международный контроль
- Глава XVI
- 1. Понятие, источники и предмет регулирования правоотношений в ходе вооруженных конфликтов
- 2. Правовые последствия начала войны
- 3. Нейтралитет во время войны
- 4. Правовое положение участников вооруженных конфликтов
- 5. Военная оккупация
- 6. Запрещенные средства и методы ведения военных действий
- 7. Средства и методы ведения морской войны
- 8. Средства и методы ведения воздушной войны
- 9. Защита прав личности во время вооруженного конфликта
- 10. Международно-правовая регламентация окончания военных действий и состояния войны
- Глава XVII
- 1. Понятие международной борьбы с преступностью, ее особенности и формы
- 2. Борьба с преступностью на основе многосторонних соглашений
- 3. Борьба с незаконным оборотом наркотиков
- 4. Борьба с международным терроризмом
- 5. Международные органы по борьбе с преступностью
- 6. Выдача преступников
- 7. Новые тенденции в борьбе с международной преступностью
- Глава XVIII
- 1. Понятие и субъекты международного экономического права
- 2. Источники международного экономического права
- 3. Принципы международного экономического права
- 5. Международно-правовое регулирование регионального экономического сотрудничества
- Глава XIX
- 1. Понятие международного научно-технического сотрудничества
- 2. Источники норм и принципов международного научно-технического сотрудничества
- 3. Международно-правовые формы организации сотрудничества в области науки и техники
- 4. Международное сотрудничество в области мирного использования атомной энергии
- 5. Международное сотрудничество в области использования средств массовой информации
- Глава XX
- 1. Понятие международного морского права
- 2. Классификация морских пространств
- 3. Внутренние морские воды
- 4. Территориальное море
- 5. Морские пространства за пределами территориального моря
- 6. Прилежащая зона
- 7. Континентальный шельф
- 8. Исключительная экономическая зона
- 9. Части открытого моря за пределами исключительной экономической зоны
- 10. Международный район морского дна
- 11. Закрытое или полузакрытое море
- 12. Права государств, не имеющих морского побережья
- 13. Международные проливы
- 14. Международные морские каналы
- 15. Воды государств-архипелагов (архипелажные воды)
- 16. Международные организации в области освоения Мирового океана
- Глава XXI
- 1. Понятие международного воздушного права
- 2. Источники международного воздушного права
- 3. Основные принципы международного воздушного права
- 4. Полеты на государственной территории
- 5. Полеты над открытым морем, международными проливами и архипелажными водами
- 6. Правовое регулирование международных воздушных сообщений
- 7. Правовой статус воздушного судна и экипажа
- 8. Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации
- 9. Оказание помощи посредством воздушных судов
- 10. Международные авиационные организации
- 11. Ответственность в международном воздушном праве
- Глава XXII
- 1. Объективная необходимость в международно-правовом регулировании международных отношений в процессе космической деятельности
- 2. Понятие, источники и предмет международного космического права
- 3. Объект и субъекты международного космического права
- 4. Основные принципы международного космического права
- 5. Правовой режим космического пространства и небесных тел
- 6. Правовой статус космонавтов и космических объектов
- 7. Роль оон в кодификации и прогрессивном развитии международного космического права
- 8. Международно-правовое регулирование прикладных видов космической деятельности
- 9. Международно-правовые ограничения военного использования космоса
- 10. Международные космические организации
- 11. Неправительственная космическая деятельность
- 12. Ответственность в международном космическом праве
- 13. Актуальные проблемы кодификации и прогрессивного развития международного космического права
- Глава XXIII
- 1. Общие сведения об Антарктике
- 2. Договор об Антарктике 1959 года
- 3. Система Договора об Антарктике
- Глава XXIV
- 1. Понятие международно-правовой охраны окружающей среды
- 3. Принципы международного права окружающей среды
- 4. Охрана окружающей среды в международных договорах
- 5. Рекомендательные акты в сфере охраны окружающей среды
- 6. Координирующая роль международного права в деле охраны окружающей среды
- 6. Координирующая роль международного права в деле охраны окружающей среды