4. Право убежища
Понятие политического убежища и условия его предоставления. Под политическим убежищем понимается предоставление государством какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам, которым они подвергались в стране своего гражданства или обычного местожительства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но за общественную деятельность, религиозные убеждения, расовую или национальную принадлежность и т. п.
Различают территориальное и дипломатическое убежище. Территориальное убежище - предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории. Дипломатическое убежище - предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства иностранного государства или на иностранном военном корабле. В современном международном праве сложилось правило, запрещающее предоставление дипломатического убежища, хотя в Латинской Америке оно признается.
Необходимо различать право убежища как институт международного права и институт внутригосударственного права. Имеется в виду совокупность в первом случае международно-правовых, а во втором - внутригосударственных норм, относящихся к предоставлению политического убежища. Таким образом, практически существует столько внутригосударственных институтов политического убежища, сколько существует государств, принявших соответствующие юридические нормы.
Само по себе обращение с просьбой о предоставлении политического убежища не означает, что такое убежище автоматически будет предоставлено.
Институт политического убежища в международном праве является преимущественно обычно-правовым. В рамках Организации Объединенных Наций была предпринята попытка кодифицировать эти нормы: Генеральная Ассамблея ООН 14 декабря 1967 г. приняла Декларацию о территориальном убежище (резолюция 2312/ХХII).
Важнейшее положение международного права, относящееся к предоставлению территориального убежища, заключается в следующем (оно закреплено в п. 1 ст. 1 декларации): убежище, предоставляемое каким-либо государством в порядке осуществления своего суверенитета, должно уважаться всеми остальными государствами. Иными словами, предоставление убежища - это суверенное право государства. Оно может его предоставить какому-либо лицу или лицам, может в нем и отказать. Но если государство реализовало это право, предоставив какому-либо лицу или группе лиц убежище, возникает ряд международно-правовых последствий.
Основания и процедура (судебная, административная) предоставления политического убежища, а также статус лиц, получивших убежище, зависят от внутреннего законодательства государства. В отечественной практике для определения лиц, получивших политическое убежище, употребляется термин "политические эмигранты". В России, как, впрочем, и в других государствах, их статус по существу равнозначен статусу лиц без гражданства. Отличие состоит в том, что в некоторых случаях допускается предоставление политическим эмигрантам ряда льгот (в отношении жилища, трудоустройства и т. п.).
Если перечень оснований, по которым политическое убежище может предоставляться, зависит от внутреннего законодательства, то обязательство государств не предоставлять такого убежища определенным категориям лиц предусматривается уже нормами международного права (принципами, договорными и обычными нормами) . Это положение отражено в п. 2 ст. 1 Декларации о территориальном убежище, где говорится, что право искать и пользоваться убежищем не признается за лицом, в отношении которого имеются серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества, как они определяются в международных документах. Понятия "военные преступники" и "лица, виновные в преступлении против человечества" нашли отражение в ряде международных документов, в частности в Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 года и в Уставе Нюрнбергского трибунала, который является частью Лондонского соглашения от 8 августа 1945 г. Принципы Устава были единодушно подтверждены в резолюции Генеральной Ассамблеи от 11 декабря 1946 г. как общепризнанные принципы международного права.
Международно-правовые последствия предоставления политического убежища. Основным международно-правовым последствием предоставления политического убежища является обязанность государства не выдавать лицо, получившее такое убежище. Государство несет эту обязанность в отношении международного сообщества, как подчеркнуто в Декларации о территориальном убежище.
Не следует смешивать предоставление политического убежища с разрешением какому-либо лицу постоянно проживать на территории определенного государства. В последнем случае государство не берет на себя никаких международно-правовых обязательств.
Нередко на политическое убежище претендует лицо, которое в государстве, им оставленном, считается политическим преступником. В связи с этим возникает вопрос о том, кому принадлежит право оценки, является ли данное лицо политическим преступником или не является, может ли оно вообще претендовать на получение политического убежища. Здесь часто возникают конфликтные ситуации. Принцип, который закреплен в Декларации о территориальном убежище, сводится к тому, что в конечном счете данный вопрос решает государство, предоставляющее убежище.
Общепризнанным является положение, согласно которому убежище не должно предоставляться лицу, совершившему общеуголовное преступление.
Получило довольно широкое распространение правило, закрепленное во многих международных договорах, согласно которому убийца главы государства или лицо, покушавшееся на его жизнь, не считается политическим преступником, то есть может подлежать выдаче. Правда, эта норма носит только договорный характер. Иногда она закрепляется во внутреннем законодательстве государств. В 1957 году западноевропейские государства заключили Европейскую конвенцию о выдаче преступников. Эта норма нашла в ней отражение. Ранее она была сформулирована в Конвенции о борьбе с терроризмом 1937 года, которая так и не вступила в силу.
Второе международно-правовое последствие предоставления политического убежища заключается в том, что государство, предоставившее его какому-либо лицу, приобретает право на оказание квазидипломатической защиты в случае нарушения прав этого лица за рубежом. Этот вопрос может возникнуть, например, в тех случаях, когда лицо, получившее убежище по тем или иным причинам, временно выезжает в третью страну. Приобретает ли само это лицо в подобных ситуациях право на квазидипломатическую защиту или не приобретает такого права, зависит от внутреннего законодательства соответствующего государства, но государство, предоставившее убежище, приобретает право на оказание защиты в международно-правовом смысле, то есть в отношении иностранного государства, в котором права данного лица были нарушены. Указанная защита может именоваться квазидипломатической потому, что, будучи внешне сходной с дипломатической защитой (оказываемой государством собственным гражданам), отличается от нее именно тем, что оказывается не собственным гражданам. Она обусловлена не гражданством, а специальным статусом заинтересованных лиц.
Практике известны случаи, когда возникал вопрос об оказании лицу, получившему убежище, квазидипломатической защиты даже в отношении вынужденно покинутого им государства, например при похищении его агентами этого государства.
Третье последствие предоставления политического убежища сводится к тому, что государство, которое предоставило политическое убежище какому-либо лицу, несет ответственность за его деятельность. Иными словами, оно обязано воспрепятствовать совершению актов насилия со стороны таких лиц в отношении государств, из которых они бежали, пока эти лица пользуются статусом получивших политическое убежище. Это не означает, что они не должны выступать с критикой режима последнего. Такая критика вполне допустима с точки зрения принципов международного права и может осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством государства, предоставившего убежище.
В Декларации о территориальном убежище (ст. 4) тезис о недопустимости определенных действий со стороны лиц, получивших политическое убежище, сформулирован более широко. В ней говорится: "Государство, предоставившее убежище, не должно разрешать лицам, которые его получили, заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций".
Право убежища не предоставляется индивидам непосредственно нормами международного права. Как право индивидов, оно существует в рамках внутригосударственного права. Нормы международного права закрепляют лишь право государства предоставлять определенным категориям лиц политическое убежище и обязанность других государств уважать это право.
Политическое убежище прекращается, если исчезли обстоятельства, которые вынудили политэмигранта искать убежище, или если политэмигрант натурализовался в государстве, предоставившем ему убежище. В по следнем случае это государство может сохранить за ним те или иные льготы, которые оно предоставляет лицам, получившим на его территории убежище.
- Глава I. Понятие международного права, его сущность и роль в международных отношениях, политике и дипломатии
- Глава II. Источники международного права
- Глава III. Принципы международного права
- Глава IX. Дипломатическое и консульское право
- Глава X. Международные организации
- Глава XI. Международные конференции
- Глава XII. Ответственность в международном праве
- Глава XIII. Мирное урегулирование международных споров
- Глава XIV. Международное гуманитарное право
- Глава XV. Обеспечение международной безопасности
- Глава XVI. Вооруженные конфликты и международное право
- Глава XXI. Международное воздушное право
- Глава XXII. Международное космическое право
- Глава XXIII. Международно-правовой режим антарктики
- Глава XXIV. Международно-правовая охрана окружающей среды
- Глава I
- 1. Возникновение и становление международного права
- 2. Сущность международного права
- 3. Соотношение международного права и внутригосударственного права
- 4. Международное публичное и международное частное право
- 5. Нормообразование в международном праве
- 6. Система международного права
- Глава II
- 1. Понятие нормы международного права
- 2. Классификация норм международного права
- 3. Понятие источников международного права
- 4. Кодификация и прогрессивное развитие международного права
- Глава III
- 1. Понятие принципов международного права
- 2. Принцип суверенного равенства государств
- 3. Принцип неприменения силы и угрозы силой
- 4. Принцип нерушимости государственных границ
- 5. Принцип территориальной целостности государств
- 6. Принцип мирного разрешения международных споров
- 7. Принцип невмешательства во внутренние дела
- 8. Принцип всеобщего уважения прав человека
- 9. Принцип самоопределения народов и наций
- 10. Принцип сотрудничества
- 11. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств
- Глава IV
- 1. Общие вопросы международной правосубъектности
- 2. Международно-правовое признание
- Глава V
- 1. Виды территорий
- 2. Состав и юридическая природа государственной территории
- 3. Государственные границы
- 4. Изменение границ и территориальные споры
- 5. Международные реки
- Глава VI
- 1. Международно-правовая регламентация положения населения
- 2. Международно-правовые вопросы гражданства
- 3. Режим иностранцев
- 4. Право убежища
- Глава VII
- 1. Понятие и источники права международных договоров
- 2. Понятие и юридическая природа международного договора
- 3. Заключение договора
- 4. Действие, действительность и толкование международных договоров
- Глава VIII
- 1. Сущность и понятие правопреемства государств
- 2. Правопреемство государств в отношении международных договоров
- 3. Правопреемство государств в отношении государственной собственности
- 5. Правопреемство государств в отношении государственных долгов
- 6. Правопреемство в связи с прекращением существования Союза сср. Континуитет России
- 7. Правопреемство новых независимых государств
- Глава IX
- 1. Дипломатическое право
- 2. Консульское право
- Глава X
- 1. Понятие и классификация международных организаций
- 2. Порядок создания международных организаций и прекращения их существования
- 3. Правовая природа международных организаций
- 5. Органы международной организации
- 6. Принятие решений международными организациями
- 7. Организация Объединенных Наций (оон)
- 8. Специализированные учреждения оон
- 9. Региональные международные организации
- Глава XI
- 1. Понятие международной конференции
- 2. Подготовка и созыв международных конференций
- 3. Правила процедуры и порядок принятия решений
- 4. Делегации государств и органы конференции
- 5. Виды актов международных конференций и их правовое значение
- Глава XII
- 1. Понятие международно-правовой ответственности
- 2. Источники права института международно-правовой ответственности
- 3. Субъекты международно-правовой ответственности
- 4. Виды и формы международно-правовой ответственности
- 5. Основания возникновения международно-правовой ответственности
- 6. Реализация ответственности
- 7. Обстоятельства, освобождающие от ответственности
- 8. Кодификация института международно-правовой ответственности
- 9. Ответственность за международные преступления
- 10. Ответственность физических лиц
- 11. Ответственность международных организаций
- Глава XIII
- 1. Понятие международного спора
- 2. Правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров
- 3. Мирные средства разрешения международных споров
- 4. Роль международных организаций в деле мирного разрешения международных споров
- 5. Мирное урегулирование споров в рамках общеевропейского процесса
- 6. Мирное урегулирование споров в Европейском Союзе и Совете Европы
- 7. Мирное урегулирование споров в рамках снг
- Глава XIV
- 1. Межгосударственное сотрудничество в области прав человека
- 2. Международные стандарты в области прав человека и их отражение в международных документах
- 3. Проблема повышения эффективности межгосударственного сотрудничества в области прав человека
- Глава XV
- 1. Понятие права международной безопасности
- 2. Всеобщая безопасность
- 3. Региональная безопасность
- 4. Разоружение и ограничение вооружений
- 5. Международный контроль
- Глава XVI
- 1. Понятие, источники и предмет регулирования правоотношений в ходе вооруженных конфликтов
- 2. Правовые последствия начала войны
- 3. Нейтралитет во время войны
- 4. Правовое положение участников вооруженных конфликтов
- 5. Военная оккупация
- 6. Запрещенные средства и методы ведения военных действий
- 7. Средства и методы ведения морской войны
- 8. Средства и методы ведения воздушной войны
- 9. Защита прав личности во время вооруженного конфликта
- 10. Международно-правовая регламентация окончания военных действий и состояния войны
- Глава XVII
- 1. Понятие международной борьбы с преступностью, ее особенности и формы
- 2. Борьба с преступностью на основе многосторонних соглашений
- 3. Борьба с незаконным оборотом наркотиков
- 4. Борьба с международным терроризмом
- 5. Международные органы по борьбе с преступностью
- 6. Выдача преступников
- 7. Новые тенденции в борьбе с международной преступностью
- Глава XVIII
- 1. Понятие и субъекты международного экономического права
- 2. Источники международного экономического права
- 3. Принципы международного экономического права
- 5. Международно-правовое регулирование регионального экономического сотрудничества
- Глава XIX
- 1. Понятие международного научно-технического сотрудничества
- 2. Источники норм и принципов международного научно-технического сотрудничества
- 3. Международно-правовые формы организации сотрудничества в области науки и техники
- 4. Международное сотрудничество в области мирного использования атомной энергии
- 5. Международное сотрудничество в области использования средств массовой информации
- Глава XX
- 1. Понятие международного морского права
- 2. Классификация морских пространств
- 3. Внутренние морские воды
- 4. Территориальное море
- 5. Морские пространства за пределами территориального моря
- 6. Прилежащая зона
- 7. Континентальный шельф
- 8. Исключительная экономическая зона
- 9. Части открытого моря за пределами исключительной экономической зоны
- 10. Международный район морского дна
- 11. Закрытое или полузакрытое море
- 12. Права государств, не имеющих морского побережья
- 13. Международные проливы
- 14. Международные морские каналы
- 15. Воды государств-архипелагов (архипелажные воды)
- 16. Международные организации в области освоения Мирового океана
- Глава XXI
- 1. Понятие международного воздушного права
- 2. Источники международного воздушного права
- 3. Основные принципы международного воздушного права
- 4. Полеты на государственной территории
- 5. Полеты над открытым морем, международными проливами и архипелажными водами
- 6. Правовое регулирование международных воздушных сообщений
- 7. Правовой статус воздушного судна и экипажа
- 8. Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации
- 9. Оказание помощи посредством воздушных судов
- 10. Международные авиационные организации
- 11. Ответственность в международном воздушном праве
- Глава XXII
- 1. Объективная необходимость в международно-правовом регулировании международных отношений в процессе космической деятельности
- 2. Понятие, источники и предмет международного космического права
- 3. Объект и субъекты международного космического права
- 4. Основные принципы международного космического права
- 5. Правовой режим космического пространства и небесных тел
- 6. Правовой статус космонавтов и космических объектов
- 7. Роль оон в кодификации и прогрессивном развитии международного космического права
- 8. Международно-правовое регулирование прикладных видов космической деятельности
- 9. Международно-правовые ограничения военного использования космоса
- 10. Международные космические организации
- 11. Неправительственная космическая деятельность
- 12. Ответственность в международном космическом праве
- 13. Актуальные проблемы кодификации и прогрессивного развития международного космического права
- Глава XXIII
- 1. Общие сведения об Антарктике
- 2. Договор об Антарктике 1959 года
- 3. Система Договора об Антарктике
- Глава XXIV
- 1. Понятие международно-правовой охраны окружающей среды
- 3. Принципы международного права окружающей среды
- 4. Охрана окружающей среды в международных договорах
- 5. Рекомендательные акты в сфере охраны окружающей среды
- 6. Координирующая роль международного права в деле охраны окружающей среды
- 6. Координирующая роль международного права в деле охраны окружающей среды