5. Полеты над открытым морем, международными проливами и архипелажными водами
Над открытым морем действует принцип свободы полетов, являющийся реализацией принципа свободы открытого моря, который закреплен в Женевской конвенции об открытом море 1958 года, а также в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Однако эта "свобода" не является безграничной. Воздушные суда при полетах над открытым морем обязаны соблюдать ряд требований международного права.
Прежде всего воздушное судно, как и при полетах над государственной территорией, должно иметь национальные и регистрационные знаки. Им должен управлять экипаж, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию. Воздушное судно не должно совершать преднамеренных маневров и действий, угрожающих безопасности морских и воздушных судов, установок и сооружений в открытом море, а также находящимся на них лицам и имуществу, загрязнять открытое море.
Над открытым морем положения Приложения 2 действуют без каких-либо исключений. Это объясняется необходимостью поддержания в интересах безопасности воздушного движения единого режима полетов над открытым морем. В пределах государственной территории такой единый режим устанавливает само государство. В отношении открытого моря эту роль взяла на себя ИКАО. Однако в отдельных его районах применяется и ряд национальных правил прибрежных государств, поскольку Приложение 2 устанавливает только основные, наиболее общие требования к полетам.
В целях обеспечения безопасности влета на государственную территорию со стороны открытого моря и регулирования безопасной аэронавигации в отдельных его районах государствам разрешается (в лице, как правило, органов УВД) контролировать определенные участки воздушного пространства над открытым морем. Это, однако, не означает распространения суверенитета прибрежных государств на эти районы или их юрисдикции на иностранные воздушные суда.
Некоторые государства установили так называемые "зоны безопасности" или "зоны опознания", при полете в которых воздушные суда иностранных государств вынуждены соблюдать особые требования.
Такие зоны установили, например, США над прибрежными водами открытого моря в Атлантическом и Тихом океанах. Воздушное судно, направляющееся в США со стороны открытого моря, должно сообщить свое местонахождение, направление и план полета при вхождении в такую зону. Подобные зоны установлены Канадой, Грецией и Южной Кореей. По правилам, установленным Южной Кореей, самолеты, не сообщившие время, маршрут и высоту полета при входе в такую зону, могут быть признаны нарушителями воздушного пространства Южной Кореи. В определенной степени это противоречит общепризнанному принципу, согласно которому на воздушное судно в открытом море распространяется юрисдикция государства его регистрации.
Регулирование полетов над международными проливами обладает некоторым своеобразием. Существует несколько видов проливов. К одним из них относятся проливы, соединяющие различные районы открытого моря или исключительной экономической зоны и имеющие значение мировых водных путей: Балтийские, Гибралтарский, Ла-Манш (Английский канал), Мозамбикский, Корейский, Дрейка, Па-де-Кале (Дуврский), Сингапурский, Магелланов, Баб-эль-Мандебский и др. Пролет над такими проливами подчиняется всем нормам и правилам, действующим в отношении открытого моря вообще, если эти проливы не перекрываются территориальными водами прибрежного государства. В последнем случае действует правило "транзитного пролета", который должен производиться быстро и непрерывно и единственно с целью перелета из одной части открытого моря (или исключительной экономической зоны) в другую его часть (или исключительную экономическую зону).
Еще одну категорию составляют проливы, соединяющие открытое море с морями типа Черного и являющиеся единственным выходом из последних. В этом случае режим проливов, в смысле правил прохода через них морских судов, пролета воздушных судов, регулируется особыми международными соглашениями. Так, режим проливов Босфор и Дарданеллы определен Конвенцией о режиме Черноморских проливов, подписанной в Монтрё в 1936 году.
В соответствии с положениями ст. 23 Конвенции гражданские воздушные суда, осуществляющие регулярные полеты, могут пересекать зону указанных проливов по маршрутам, установленным турецким правительством, при обязательном уведомлении об утвержденной в расписании полета дате. При нерегулярных полетах такое уведомление должно направляться за три дня до полета.
Полеты воздушных судов над проливами Балтийского моря (Большой и Малый Бельты и Эресунн, он же Зунд) регламентируются международными конвенциями и специальными правилами, издаваемыми Данией.
Сходным с "транзитным пролетом" является пролет над водами архипелажного государства. Правом на архипелажный пролет обладают все воздушные суда либо над традиционными международными морскими путями, либо в пределах специальных воздушных коридоров, устанавливаемых архипелажным государством.
Для установления четких критериев в обслуживании международных полетов над открытым морем (аэронавигационный контроль и обеспечение полетной информации) ИКАО установила четыре основные категории воздушного пространства над открытым морем: консультативное, контролируемое, опасные зоны, зоны ограниченного режима полетов.
Консультативное воздушное пространство - район над открытым морем, в пределах которого воздушным судам предоставляются полетная информация и ограниченное обслуживание диспетчерской службой лишь в целях оптимального рассредоточения воздушных судов в данном районе. Как правило, такое воздушное пространство включает районы и маршруты над открытым морем, где диспетчерская служба по каким-либо причинам (к примеру, в силу удаленности от береговой линии) не может управлять воздушным движением, а соответствующее государство не может нести ответственность за безопасность международных полетов.
Контролируемое воздушное пространство - район открытого моря, в пределах которого диспетчерская служба обеспечивает управление воздушным движением, а соответствующее (прибрежное) государство несет ответственность за обеспечение безопасности полетов. В пределах такого пространства следует выделить контролируемые воздушные трассы и контролируемые аэродромные зоны.
Международные воздушные трассы представляют собой часть контролируемого воздушного пространства в виде коридора шириной 10-15 миль. Контролируемые аэродромные зоны над открытым морем устанавливаются прибрежным государством для обеспечения взлета и посадки воздушных судов.
Такие зоны могут иметь протяженность вокруг аэродромов в радиусе до 50-60 миль, то есть выходить за пределы территориальных вод в случаях, когда аэродром расположен на бepeгy или вблизи от берега. Расширение аэродромной зоны за пределы территориальных вод прибрежное государство вправе производить в одностороннем порядке, однако это не влечет за собой распространения действия государственного суверенитета на эти зоны.
Опасная зона - район открытого моря, в пределах которого может возникать опасность для полетов воздушных судов.
Зона ограниченного режима полетов - воздушное пространство над открытым морем, в пределах которого производство полетов временно ограничено. В качестве примера можно привести ограничения, устанавливаемые различными государствами для плавания и полетов в определенных районах открытого моря во время испытания межконтинентальных ракет.
Большое значение для регулирования международных полетов вообще и над открытым морем в частности имеют документы региональных конференций ИКАО, в которых определяются наиболее экономичные международные трассы над открытым морем, промежуточные пункты посадки (международные аэропорты), даны рекомендации по организации управления воздушным движением по установленным трассам, обеспечению связи, метеоинформации и др.
В соответствии с решениями региональных конференций установлены следующие районы, для которых разрабатываются специальные аэронавигационные планы: Африка - Индийский океан, Средиземное море - Восточная Азия, Северная Атлантика - Северная Америка - Тихий океан, Карибское море - Северная Америка, Европа - Средиземное море.
- Глава I. Понятие международного права, его сущность и роль в международных отношениях, политике и дипломатии
- Глава II. Источники международного права
- Глава III. Принципы международного права
- Глава IX. Дипломатическое и консульское право
- Глава X. Международные организации
- Глава XI. Международные конференции
- Глава XII. Ответственность в международном праве
- Глава XIII. Мирное урегулирование международных споров
- Глава XIV. Международное гуманитарное право
- Глава XV. Обеспечение международной безопасности
- Глава XVI. Вооруженные конфликты и международное право
- Глава XXI. Международное воздушное право
- Глава XXII. Международное космическое право
- Глава XXIII. Международно-правовой режим антарктики
- Глава XXIV. Международно-правовая охрана окружающей среды
- Глава I
- 1. Возникновение и становление международного права
- 2. Сущность международного права
- 3. Соотношение международного права и внутригосударственного права
- 4. Международное публичное и международное частное право
- 5. Нормообразование в международном праве
- 6. Система международного права
- Глава II
- 1. Понятие нормы международного права
- 2. Классификация норм международного права
- 3. Понятие источников международного права
- 4. Кодификация и прогрессивное развитие международного права
- Глава III
- 1. Понятие принципов международного права
- 2. Принцип суверенного равенства государств
- 3. Принцип неприменения силы и угрозы силой
- 4. Принцип нерушимости государственных границ
- 5. Принцип территориальной целостности государств
- 6. Принцип мирного разрешения международных споров
- 7. Принцип невмешательства во внутренние дела
- 8. Принцип всеобщего уважения прав человека
- 9. Принцип самоопределения народов и наций
- 10. Принцип сотрудничества
- 11. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств
- Глава IV
- 1. Общие вопросы международной правосубъектности
- 2. Международно-правовое признание
- Глава V
- 1. Виды территорий
- 2. Состав и юридическая природа государственной территории
- 3. Государственные границы
- 4. Изменение границ и территориальные споры
- 5. Международные реки
- Глава VI
- 1. Международно-правовая регламентация положения населения
- 2. Международно-правовые вопросы гражданства
- 3. Режим иностранцев
- 4. Право убежища
- Глава VII
- 1. Понятие и источники права международных договоров
- 2. Понятие и юридическая природа международного договора
- 3. Заключение договора
- 4. Действие, действительность и толкование международных договоров
- Глава VIII
- 1. Сущность и понятие правопреемства государств
- 2. Правопреемство государств в отношении международных договоров
- 3. Правопреемство государств в отношении государственной собственности
- 5. Правопреемство государств в отношении государственных долгов
- 6. Правопреемство в связи с прекращением существования Союза сср. Континуитет России
- 7. Правопреемство новых независимых государств
- Глава IX
- 1. Дипломатическое право
- 2. Консульское право
- Глава X
- 1. Понятие и классификация международных организаций
- 2. Порядок создания международных организаций и прекращения их существования
- 3. Правовая природа международных организаций
- 5. Органы международной организации
- 6. Принятие решений международными организациями
- 7. Организация Объединенных Наций (оон)
- 8. Специализированные учреждения оон
- 9. Региональные международные организации
- Глава XI
- 1. Понятие международной конференции
- 2. Подготовка и созыв международных конференций
- 3. Правила процедуры и порядок принятия решений
- 4. Делегации государств и органы конференции
- 5. Виды актов международных конференций и их правовое значение
- Глава XII
- 1. Понятие международно-правовой ответственности
- 2. Источники права института международно-правовой ответственности
- 3. Субъекты международно-правовой ответственности
- 4. Виды и формы международно-правовой ответственности
- 5. Основания возникновения международно-правовой ответственности
- 6. Реализация ответственности
- 7. Обстоятельства, освобождающие от ответственности
- 8. Кодификация института международно-правовой ответственности
- 9. Ответственность за международные преступления
- 10. Ответственность физических лиц
- 11. Ответственность международных организаций
- Глава XIII
- 1. Понятие международного спора
- 2. Правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров
- 3. Мирные средства разрешения международных споров
- 4. Роль международных организаций в деле мирного разрешения международных споров
- 5. Мирное урегулирование споров в рамках общеевропейского процесса
- 6. Мирное урегулирование споров в Европейском Союзе и Совете Европы
- 7. Мирное урегулирование споров в рамках снг
- Глава XIV
- 1. Межгосударственное сотрудничество в области прав человека
- 2. Международные стандарты в области прав человека и их отражение в международных документах
- 3. Проблема повышения эффективности межгосударственного сотрудничества в области прав человека
- Глава XV
- 1. Понятие права международной безопасности
- 2. Всеобщая безопасность
- 3. Региональная безопасность
- 4. Разоружение и ограничение вооружений
- 5. Международный контроль
- Глава XVI
- 1. Понятие, источники и предмет регулирования правоотношений в ходе вооруженных конфликтов
- 2. Правовые последствия начала войны
- 3. Нейтралитет во время войны
- 4. Правовое положение участников вооруженных конфликтов
- 5. Военная оккупация
- 6. Запрещенные средства и методы ведения военных действий
- 7. Средства и методы ведения морской войны
- 8. Средства и методы ведения воздушной войны
- 9. Защита прав личности во время вооруженного конфликта
- 10. Международно-правовая регламентация окончания военных действий и состояния войны
- Глава XVII
- 1. Понятие международной борьбы с преступностью, ее особенности и формы
- 2. Борьба с преступностью на основе многосторонних соглашений
- 3. Борьба с незаконным оборотом наркотиков
- 4. Борьба с международным терроризмом
- 5. Международные органы по борьбе с преступностью
- 6. Выдача преступников
- 7. Новые тенденции в борьбе с международной преступностью
- Глава XVIII
- 1. Понятие и субъекты международного экономического права
- 2. Источники международного экономического права
- 3. Принципы международного экономического права
- 5. Международно-правовое регулирование регионального экономического сотрудничества
- Глава XIX
- 1. Понятие международного научно-технического сотрудничества
- 2. Источники норм и принципов международного научно-технического сотрудничества
- 3. Международно-правовые формы организации сотрудничества в области науки и техники
- 4. Международное сотрудничество в области мирного использования атомной энергии
- 5. Международное сотрудничество в области использования средств массовой информации
- Глава XX
- 1. Понятие международного морского права
- 2. Классификация морских пространств
- 3. Внутренние морские воды
- 4. Территориальное море
- 5. Морские пространства за пределами территориального моря
- 6. Прилежащая зона
- 7. Континентальный шельф
- 8. Исключительная экономическая зона
- 9. Части открытого моря за пределами исключительной экономической зоны
- 10. Международный район морского дна
- 11. Закрытое или полузакрытое море
- 12. Права государств, не имеющих морского побережья
- 13. Международные проливы
- 14. Международные морские каналы
- 15. Воды государств-архипелагов (архипелажные воды)
- 16. Международные организации в области освоения Мирового океана
- Глава XXI
- 1. Понятие международного воздушного права
- 2. Источники международного воздушного права
- 3. Основные принципы международного воздушного права
- 4. Полеты на государственной территории
- 5. Полеты над открытым морем, международными проливами и архипелажными водами
- 6. Правовое регулирование международных воздушных сообщений
- 7. Правовой статус воздушного судна и экипажа
- 8. Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации
- 9. Оказание помощи посредством воздушных судов
- 10. Международные авиационные организации
- 11. Ответственность в международном воздушном праве
- Глава XXII
- 1. Объективная необходимость в международно-правовом регулировании международных отношений в процессе космической деятельности
- 2. Понятие, источники и предмет международного космического права
- 3. Объект и субъекты международного космического права
- 4. Основные принципы международного космического права
- 5. Правовой режим космического пространства и небесных тел
- 6. Правовой статус космонавтов и космических объектов
- 7. Роль оон в кодификации и прогрессивном развитии международного космического права
- 8. Международно-правовое регулирование прикладных видов космической деятельности
- 9. Международно-правовые ограничения военного использования космоса
- 10. Международные космические организации
- 11. Неправительственная космическая деятельность
- 12. Ответственность в международном космическом праве
- 13. Актуальные проблемы кодификации и прогрессивного развития международного космического права
- Глава XXIII
- 1. Общие сведения об Антарктике
- 2. Договор об Антарктике 1959 года
- 3. Система Договора об Антарктике
- Глава XXIV
- 1. Понятие международно-правовой охраны окружающей среды
- 3. Принципы международного права окружающей среды
- 4. Охрана окружающей среды в международных договорах
- 5. Рекомендательные акты в сфере охраны окружающей среды
- 6. Координирующая роль международного права в деле охраны окружающей среды
- 6. Координирующая роль международного права в деле охраны окружающей среды