logo
Международное право, учебник Колосова Кузнецова

3. Система Договора об Антарктике

Договор об Антарктике является главной составной частью системы Договора об Антарктике, которая включает наряду с указанным Договором действующие в его рамках меры, связанные с ним отдельные международные документы, а также действующие в рамках этих документов меры.

Так, в частности, в рамках Договора об Антарктике и наряду с ним действует стандартная система обмена информацией, которая установила, в частности, перечень вопросов для предоставления обязательных сведений по широкому кругу аспектов деятельности в Антарктике и об используемых там с этой целью средствах. Еще в 1964 году были одобрены Консультативным совещанием принесшие немалую пользу и еще частично действующие "Согласованные меры по охране фауны и флоры Антарктики". К наиболее существенным результатам, ставшим тоже частью системы Договора об Антарктике, нужно отнести разработанные консультативными совещаниями отдельные конвенции, касающиеся сохранения живых природных ресурсов, охраны окружающей среды Антарктики и во многом заменившие принятые по этим вопросам "Согласованные меры".

В 1972 году была одобрена Конвенция о сохранении антарктических тюленей. Конвенция разрешила отлов только трех из шести видов антарктических тюленей. Она определила допустимые уровни их добычи, охраняемые виды, открытые и закрытые для промысла районы, лимиты вылова по полу, размеру и возрасту, технические данные орудий лова и приспособлений, порядок предоставления информации о промысле и системы инспекции.

Дальнейшее развитие событий в области международного рыболовства способствовало принятию в 1980 году в рамках Консультативных совещаний Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики. К этому времени сложилось положение, когда рыболовный промысел из "обжитых" районов Мирового океана начал перемещаться в отдаленные и суровые антарктические воды открытого моря. Эта ситуация была вызвана установлением исключительных экономических зон шириной до 200 морских миль, в которых за прибрежными государствами признавались суверенные права в целях разведки и разработки естественных богатств. Над частями открытого моря в Антарктике, где сохранялась по-прежнему свобода нерегулируемого рыболовства, нависла потенциальная угроза истощения рыбных ресурсов и гибели уникальных видов антарктической фауны, для которых указанные ресурсы служат основной пищей. Конвенция 1980 года предотвратила такое нежелательное развитие событий.

Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики включает положения, подчеркивающие ее тесную связь с Договором об Антарктике. Так, в ст. III Конвенции сказано: "Договаривающиеся стороны независимо от того, являются ли они участниками Договора об Антарктике или нет, соглашаются, что в районе действия Договора об Антарктике они не будут осуществлять никакой деятельности, противоречащей принципам и целям этого Договора, и что в своих отношениях друг с другом они связаны обязательствами, содержащимися в статьях I и V Договора об Антарктике". В ст. IV Конвенции отмечается согласие сторон во взаимоотношениях друг с другом соблюдать также ст. IV Договора, касающуюся замораживания, невыдвижения новых или расширения прежних территориальных претензий, и ст. VI, устанавливающую район действия Договора об Антарктике. Однако район действия самой Конвенции несколько шире района действия Договора об Антарктике. Он включает в себя также морские пространства севернее 60° южной широты до линии конвергенции, поскольку эти пространства и их ресурсы являются частью антарктической экосистемы. В связи с этим меры по сохранению антарктических ресурсов в той степени, в какой они будут затрагивать интересы некоторых государств, имеющих в этом районе владения, суверенитет над которыми не оспаривается, применяются в надлежащих случаях с согласия указанных государств.

Конвенция распространяет меры по сохранению живых ресурсов в конвенционном районе на все популяции плавниковых рыб, моллюсков, ракообразных и на другие виды живых организмов, включая птиц, а также тюленей и китов. Последнее обстоятельство, как сказано в Конвенции, "не умаляет прав и обязательств Договаривающихся сторон по Международной конвенции о регулировании китобойного промысла и Конвенции о сохранении тюленей Антарктики".

Конвенцией учреждена Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики. Ее членами являются все участники совещания, на котором была принята Конвенция. Государство, присоединившееся к Конвенции позднее, имеет право быть членом Комиссии в

течение того времени, пока ведет исследования илипромысел морских живых ресурсов, к которым применяется Конвенция. Решения Комиссии принимаются консенсусом. Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики в соответствии с полученной ею информацией о состоянии и уловах этих ресурсов определяет квоты вылова в районах действия Конвенции, охраняемые виды популяций, возраст, размер и пол видов, которые могут вылавливаться, сезоны и зоны, открытые и закрытые для промысла, методы и орудия лова. Она вправе принимать другие меры, необходимые для сохранения морских живых ресурсов Антарктики. Комиссия, в частности, определяет общий допустимый улов отдельных видов морских живых ресурсов Антарктики.

Комиссия разрабатывает и осуществляет систему наблюдения и инспекции, которая включает: порядок посещения судна наблюдателями и инспекторами; процедуру судебного преследования государством флага и применения санкций на основании доказательств, полученных в результате такого посещения и инспекции; сообщение договаривающейся стороной о таких мерах судебного преследования и примененных санкциях.

Конвенция является бессрочной, однако любая страна может выйти из числа ее участников, направив соответствующее уведомление об этом.

Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики вступила в силу в апреле 1982 года и является существенным элементом международно-правового режима Антарктики.

Иной оказалась судьба Конвенции по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики. Конвенция была принята 2 июня 1988 г. совещанием 33 государств - участников Договора об Антарктике (из них 20-участники Консультативных совещаний).

Конвенция рассматривалась ее участниками в качестве неотъемлемой части системы Договора об Антарктике. Статья 3 Конвенции предусматривает, что "никакое освоение минеральных ресурсов Антарктики не проводится иначе, как в соответствии с настоящей Конвенцией". Район ее действия включает Антарктический континент, все антарктические острова, включая все шельфовые ледники, к югу от 60° южной широты, а также морское дно и недра прилегающих прибрежных районов вплоть до глубоководных районов морского дна, то есть до внешней границы континентального шельфа.

Для реализации целей и принципов Конвенции предусматривается создание Комиссии по минеральным ресурсам Антарктики. В числе ее функций, в частности, оценка возможного воздействия на окружающую среду Антарктики освоения минеральных ресурсов, установление открытых и закрытых для добычи минеральных ресурсов районов и др.

Для каждого открытого района должен быть учрежден Комитет по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики. К его полномочиям были отнесены рассмотрение заявок на разведку и разработку минеральных ресурсов открытых для такой деятельности районов, выдача разрешений на указанную выше деятельность, наблюдение и инспекция за ней и др.

Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики оказалась в подвешенном состоянии. Это произошло по ряду причин. В частности, некоторые из известных исследователей Мирового океана, включая антарктические районы, такие как Жак Ив Кусто, резко критически отнеслись к самому факту промышленной разработки минеральных ресурсов Антарктики. Они отмечали, что, сколь бы ни были строгими меры, имеющие целью защиту окружающей среды Антарктики и зависящих от нее и связанных с ней экосистем от возможных вредоносных последствий освоения минеральных ресурсов Антарктики, эти меры не могут обеспечить полную гарантию от губительных последствий такой деятельности.

На судьбу Конвенции повлияла, по-видимому, также позиция развивающихся государств. По их инициативе Генеральная Ассамблея ООН в 1988 году на своей 43-й сессии одобрила резолюцию, в которой выражается "глубокое сожаление" в связи с тем, что Консультативные стороны Договора об Антарктике приняли 2 июля 1988 г. Конвенцию по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики, невзирая на резолюции 41/88 В и 42/46 В Генеральной Ассамблеи, в которых содержался призыв к введению моратория на переговоры по установлению режима в отношении минеральных ресурсов до тех пор, пока все члены международного сообщества не смогут в полной мере участвовать в таких переговорах.

Спустя почти три года после принятия указанной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН Консультативные стороны Договора об Антарктике приняли документ, который свидетельствует об определенном изменении их позиции по поводу освоения минеральных ресурсов Антарктики, но в то же время отражает их стремление сохранить и упрочить систему Договора об Антарктике. 4 октября 1991 г. XI сессия специального Консультативного совещания по Договору об Антарктике одобрила Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике.

В преамбуле к Протоколу договаривающиеся стороны, среди прочего, выразили убежденность в необходимости укрепления системы Договора об Антарктике для обеспечения того, чтобы Антарктика и впредь всегда использовалась исключительно в мирных целях и не стала ареной или предметом международных разногласий. Вместе с тем они заявили, что, одобряя Протокол, они учитывают "особый правовой и политический статус Антарктики и ответственность Консультативных сторон за обеспечение того, чтобы любая деятельность в Антарктике соответствовала целям и принципам Договора об Антарктике".

В соответствии со ст. 2 Протокола его участники взяли также на себя "ответственность за всеобъемлющую охрану окружающей среды Антарктики и зависящих от нее и связанных с ней экосистем" и определили Антарктику "в качестве природного заповедника, предназначенного для мира и науки".

Согласно ст. 7 Протокола, в Антарктике запрещается "любая деятельность, связанная с минеральными ресурсами, за исключением научных исследований". Из этого следует, что Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 года не может и не будет применяться, пока действует этот запрет. Вместе с тем в Протоколе сказано, что по истечении 50 лет со дня вступления его в силу по требованию любой из Консультативных сторон Договора об Антарктике может быть созвана конференция для рассмотрения вопроса о том, как действует настоящий Протокол (п. 2 ст. 25). В то же время сказано, что Протокол может быть изменен и в него может быть внесена поправка в любое время по согласию всех договаривающихся сторон, являющихся Консультативными сторонами (п. 1 ст. 25).

Что касается ст. 7 Протокола, то содержащийся в ней запрет на разработку минеральных ресурсов продолжится до тех пор, пока не вступит в силу юридически обязательный режим в отношении освоения минеральных ресурсов Антарктики, включающий согласованные средства для определения того, приемлема ли любая такая деятельность и если да, то на каких условиях. Этот режим должен полностью охранять интересы всех государств, указанных в ст. IV Договора об Антарктике, и применять содержащиеся в ней принципы. Если же изменение или поправка к ст. 7 будут предлагаться на конференции, созываемой по вопросу о том, как действует Протокол, то они должны включать такой юридически обязательный режим (п. 5 ст. 25).

Протокол, кроме того, устанавливает систему взаимосвязанных и взаимодополняющих природоохранных принципов. В частности, в нем указано, что охрана окружающей среды и непреходящая ценность Антарктики, включая первозданность ее природы и значимость Антарктики для проведения научных исследований, необходимых для понимания глобальной окружающей среды, должны являться одним из основных факторов, принимаемых во внимание при планировании и осуществлении любой деятельности в районе действия Договора об Антарктике.

Любая деятельность в Антарктике (научные исследования, туризм и др.), прежде чем она будет допущена, должна пройти на национальном и, в случае необходимости, на международном уровнях процедуру предварительной оценки ее воздействия на окружающую среду Антарктики. Эта процедура установлена в Приложении II к Протоколу. В других приложениях к Протоколу определены допустимые и недопустимые виды деятельности, касающиеся местной флоры и фауны, а также производства, удаления отходов и предотвращения загрязнения морской среды (Приложения III и IV).

Каждая договаривающаяся сторона в пределах своей компетенции осуществляет соответствующие меры, включая принятие законов и правил, акций административного и принудительного характера, необходимых для обеспечения соблюдения настоящего Протокола. Кроме того, каждая договаривающаяся сторона прилагает надлежащие усилия, совместимые с Уставом ООН, с тем чтобы никто не осуществлял в Антарктике деятельность, противоречащую Протоколу.

Поскольку Протокол является дополнением к Договору об Антарктике (ст. 4), Консультативные стороны Договора об Антарктике в соответствии с положениями Протокола "определяют политику по всеобъемлющей охране окружающей среды Антарктики и зависящих от нее и связанных с ней экосистем", в частности организуют - индивидуально или коллективно - инспекции, проводимые наблюдателями, как это предусмотрено ст. VII Договора об Антарктике. Оговорки к Протоколу не допускаются.

Как известно, перед человечеством все острее встает проблема пополнения источников пресной воды. В связи с этим обсуждается возможность в будущем использовать с этой целью антарктические ледники. В Протоколе по этому поводу нет каких-либо положений. Но в Заключительном акте XI специального Консультативного совещания отмечено: "Консультативное совещание достигло соглашения о том, что использование льда не является деятельностью по освоению минеральных ресурсов и если в будущем использование льда станет возможным, то на него будут распространяться положения настоящего Протокола, за исключением его статьи 7".

Протокол по охране окружающей среды не прошел еще испытания временем, как это произошло с Договором об Антарктике. Не исключено, что ряд из установленных им международно-правовых новелл, в том числе отмеченных выше, не только получат практическое применение в Антарктике, но окажутся приемлемыми и удачными для других районов нашей планеты, которые также нуждаются в неотложной защите окружающей среды и зависящих от нее и связанных с ней экосистем.