3. Система Договора об Антарктике
Договор об Антарктике является главной составной частью системы Договора об Антарктике, которая включает наряду с указанным Договором действующие в его рамках меры, связанные с ним отдельные международные документы, а также действующие в рамках этих документов меры.
Так, в частности, в рамках Договора об Антарктике и наряду с ним действует стандартная система обмена информацией, которая установила, в частности, перечень вопросов для предоставления обязательных сведений по широкому кругу аспектов деятельности в Антарктике и об используемых там с этой целью средствах. Еще в 1964 году были одобрены Консультативным совещанием принесшие немалую пользу и еще частично действующие "Согласованные меры по охране фауны и флоры Антарктики". К наиболее существенным результатам, ставшим тоже частью системы Договора об Антарктике, нужно отнести разработанные консультативными совещаниями отдельные конвенции, касающиеся сохранения живых природных ресурсов, охраны окружающей среды Антарктики и во многом заменившие принятые по этим вопросам "Согласованные меры".
В 1972 году была одобрена Конвенция о сохранении антарктических тюленей. Конвенция разрешила отлов только трех из шести видов антарктических тюленей. Она определила допустимые уровни их добычи, охраняемые виды, открытые и закрытые для промысла районы, лимиты вылова по полу, размеру и возрасту, технические данные орудий лова и приспособлений, порядок предоставления информации о промысле и системы инспекции.
Дальнейшее развитие событий в области международного рыболовства способствовало принятию в 1980 году в рамках Консультативных совещаний Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики. К этому времени сложилось положение, когда рыболовный промысел из "обжитых" районов Мирового океана начал перемещаться в отдаленные и суровые антарктические воды открытого моря. Эта ситуация была вызвана установлением исключительных экономических зон шириной до 200 морских миль, в которых за прибрежными государствами признавались суверенные права в целях разведки и разработки естественных богатств. Над частями открытого моря в Антарктике, где сохранялась по-прежнему свобода нерегулируемого рыболовства, нависла потенциальная угроза истощения рыбных ресурсов и гибели уникальных видов антарктической фауны, для которых указанные ресурсы служат основной пищей. Конвенция 1980 года предотвратила такое нежелательное развитие событий.
Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики включает положения, подчеркивающие ее тесную связь с Договором об Антарктике. Так, в ст. III Конвенции сказано: "Договаривающиеся стороны независимо от того, являются ли они участниками Договора об Антарктике или нет, соглашаются, что в районе действия Договора об Антарктике они не будут осуществлять никакой деятельности, противоречащей принципам и целям этого Договора, и что в своих отношениях друг с другом они связаны обязательствами, содержащимися в статьях I и V Договора об Антарктике". В ст. IV Конвенции отмечается согласие сторон во взаимоотношениях друг с другом соблюдать также ст. IV Договора, касающуюся замораживания, невыдвижения новых или расширения прежних территориальных претензий, и ст. VI, устанавливающую район действия Договора об Антарктике. Однако район действия самой Конвенции несколько шире района действия Договора об Антарктике. Он включает в себя также морские пространства севернее 60° южной широты до линии конвергенции, поскольку эти пространства и их ресурсы являются частью антарктической экосистемы. В связи с этим меры по сохранению антарктических ресурсов в той степени, в какой они будут затрагивать интересы некоторых государств, имеющих в этом районе владения, суверенитет над которыми не оспаривается, применяются в надлежащих случаях с согласия указанных государств.
Конвенция распространяет меры по сохранению живых ресурсов в конвенционном районе на все популяции плавниковых рыб, моллюсков, ракообразных и на другие виды живых организмов, включая птиц, а также тюленей и китов. Последнее обстоятельство, как сказано в Конвенции, "не умаляет прав и обязательств Договаривающихся сторон по Международной конвенции о регулировании китобойного промысла и Конвенции о сохранении тюленей Антарктики".
Конвенцией учреждена Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики. Ее членами являются все участники совещания, на котором была принята Конвенция. Государство, присоединившееся к Конвенции позднее, имеет право быть членом Комиссии в
течение того времени, пока ведет исследования илипромысел морских живых ресурсов, к которым применяется Конвенция. Решения Комиссии принимаются консенсусом. Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики в соответствии с полученной ею информацией о состоянии и уловах этих ресурсов определяет квоты вылова в районах действия Конвенции, охраняемые виды популяций, возраст, размер и пол видов, которые могут вылавливаться, сезоны и зоны, открытые и закрытые для промысла, методы и орудия лова. Она вправе принимать другие меры, необходимые для сохранения морских живых ресурсов Антарктики. Комиссия, в частности, определяет общий допустимый улов отдельных видов морских живых ресурсов Антарктики.
Комиссия разрабатывает и осуществляет систему наблюдения и инспекции, которая включает: порядок посещения судна наблюдателями и инспекторами; процедуру судебного преследования государством флага и применения санкций на основании доказательств, полученных в результате такого посещения и инспекции; сообщение договаривающейся стороной о таких мерах судебного преследования и примененных санкциях.
Конвенция является бессрочной, однако любая страна может выйти из числа ее участников, направив соответствующее уведомление об этом.
Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики вступила в силу в апреле 1982 года и является существенным элементом международно-правового режима Антарктики.
Иной оказалась судьба Конвенции по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики. Конвенция была принята 2 июня 1988 г. совещанием 33 государств - участников Договора об Антарктике (из них 20-участники Консультативных совещаний).
Конвенция рассматривалась ее участниками в качестве неотъемлемой части системы Договора об Антарктике. Статья 3 Конвенции предусматривает, что "никакое освоение минеральных ресурсов Антарктики не проводится иначе, как в соответствии с настоящей Конвенцией". Район ее действия включает Антарктический континент, все антарктические острова, включая все шельфовые ледники, к югу от 60° южной широты, а также морское дно и недра прилегающих прибрежных районов вплоть до глубоководных районов морского дна, то есть до внешней границы континентального шельфа.
Для реализации целей и принципов Конвенции предусматривается создание Комиссии по минеральным ресурсам Антарктики. В числе ее функций, в частности, оценка возможного воздействия на окружающую среду Антарктики освоения минеральных ресурсов, установление открытых и закрытых для добычи минеральных ресурсов районов и др.
Для каждого открытого района должен быть учрежден Комитет по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики. К его полномочиям были отнесены рассмотрение заявок на разведку и разработку минеральных ресурсов открытых для такой деятельности районов, выдача разрешений на указанную выше деятельность, наблюдение и инспекция за ней и др.
Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики оказалась в подвешенном состоянии. Это произошло по ряду причин. В частности, некоторые из известных исследователей Мирового океана, включая антарктические районы, такие как Жак Ив Кусто, резко критически отнеслись к самому факту промышленной разработки минеральных ресурсов Антарктики. Они отмечали, что, сколь бы ни были строгими меры, имеющие целью защиту окружающей среды Антарктики и зависящих от нее и связанных с ней экосистем от возможных вредоносных последствий освоения минеральных ресурсов Антарктики, эти меры не могут обеспечить полную гарантию от губительных последствий такой деятельности.
На судьбу Конвенции повлияла, по-видимому, также позиция развивающихся государств. По их инициативе Генеральная Ассамблея ООН в 1988 году на своей 43-й сессии одобрила резолюцию, в которой выражается "глубокое сожаление" в связи с тем, что Консультативные стороны Договора об Антарктике приняли 2 июля 1988 г. Конвенцию по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики, невзирая на резолюции 41/88 В и 42/46 В Генеральной Ассамблеи, в которых содержался призыв к введению моратория на переговоры по установлению режима в отношении минеральных ресурсов до тех пор, пока все члены международного сообщества не смогут в полной мере участвовать в таких переговорах.
Спустя почти три года после принятия указанной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН Консультативные стороны Договора об Антарктике приняли документ, который свидетельствует об определенном изменении их позиции по поводу освоения минеральных ресурсов Антарктики, но в то же время отражает их стремление сохранить и упрочить систему Договора об Антарктике. 4 октября 1991 г. XI сессия специального Консультативного совещания по Договору об Антарктике одобрила Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике.
В преамбуле к Протоколу договаривающиеся стороны, среди прочего, выразили убежденность в необходимости укрепления системы Договора об Антарктике для обеспечения того, чтобы Антарктика и впредь всегда использовалась исключительно в мирных целях и не стала ареной или предметом международных разногласий. Вместе с тем они заявили, что, одобряя Протокол, они учитывают "особый правовой и политический статус Антарктики и ответственность Консультативных сторон за обеспечение того, чтобы любая деятельность в Антарктике соответствовала целям и принципам Договора об Антарктике".
В соответствии со ст. 2 Протокола его участники взяли также на себя "ответственность за всеобъемлющую охрану окружающей среды Антарктики и зависящих от нее и связанных с ней экосистем" и определили Антарктику "в качестве природного заповедника, предназначенного для мира и науки".
Согласно ст. 7 Протокола, в Антарктике запрещается "любая деятельность, связанная с минеральными ресурсами, за исключением научных исследований". Из этого следует, что Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 года не может и не будет применяться, пока действует этот запрет. Вместе с тем в Протоколе сказано, что по истечении 50 лет со дня вступления его в силу по требованию любой из Консультативных сторон Договора об Антарктике может быть созвана конференция для рассмотрения вопроса о том, как действует настоящий Протокол (п. 2 ст. 25). В то же время сказано, что Протокол может быть изменен и в него может быть внесена поправка в любое время по согласию всех договаривающихся сторон, являющихся Консультативными сторонами (п. 1 ст. 25).
Что касается ст. 7 Протокола, то содержащийся в ней запрет на разработку минеральных ресурсов продолжится до тех пор, пока не вступит в силу юридически обязательный режим в отношении освоения минеральных ресурсов Антарктики, включающий согласованные средства для определения того, приемлема ли любая такая деятельность и если да, то на каких условиях. Этот режим должен полностью охранять интересы всех государств, указанных в ст. IV Договора об Антарктике, и применять содержащиеся в ней принципы. Если же изменение или поправка к ст. 7 будут предлагаться на конференции, созываемой по вопросу о том, как действует Протокол, то они должны включать такой юридически обязательный режим (п. 5 ст. 25).
Протокол, кроме того, устанавливает систему взаимосвязанных и взаимодополняющих природоохранных принципов. В частности, в нем указано, что охрана окружающей среды и непреходящая ценность Антарктики, включая первозданность ее природы и значимость Антарктики для проведения научных исследований, необходимых для понимания глобальной окружающей среды, должны являться одним из основных факторов, принимаемых во внимание при планировании и осуществлении любой деятельности в районе действия Договора об Антарктике.
Любая деятельность в Антарктике (научные исследования, туризм и др.), прежде чем она будет допущена, должна пройти на национальном и, в случае необходимости, на международном уровнях процедуру предварительной оценки ее воздействия на окружающую среду Антарктики. Эта процедура установлена в Приложении II к Протоколу. В других приложениях к Протоколу определены допустимые и недопустимые виды деятельности, касающиеся местной флоры и фауны, а также производства, удаления отходов и предотвращения загрязнения морской среды (Приложения III и IV).
Каждая договаривающаяся сторона в пределах своей компетенции осуществляет соответствующие меры, включая принятие законов и правил, акций административного и принудительного характера, необходимых для обеспечения соблюдения настоящего Протокола. Кроме того, каждая договаривающаяся сторона прилагает надлежащие усилия, совместимые с Уставом ООН, с тем чтобы никто не осуществлял в Антарктике деятельность, противоречащую Протоколу.
Поскольку Протокол является дополнением к Договору об Антарктике (ст. 4), Консультативные стороны Договора об Антарктике в соответствии с положениями Протокола "определяют политику по всеобъемлющей охране окружающей среды Антарктики и зависящих от нее и связанных с ней экосистем", в частности организуют - индивидуально или коллективно - инспекции, проводимые наблюдателями, как это предусмотрено ст. VII Договора об Антарктике. Оговорки к Протоколу не допускаются.
Как известно, перед человечеством все острее встает проблема пополнения источников пресной воды. В связи с этим обсуждается возможность в будущем использовать с этой целью антарктические ледники. В Протоколе по этому поводу нет каких-либо положений. Но в Заключительном акте XI специального Консультативного совещания отмечено: "Консультативное совещание достигло соглашения о том, что использование льда не является деятельностью по освоению минеральных ресурсов и если в будущем использование льда станет возможным, то на него будут распространяться положения настоящего Протокола, за исключением его статьи 7".
Протокол по охране окружающей среды не прошел еще испытания временем, как это произошло с Договором об Антарктике. Не исключено, что ряд из установленных им международно-правовых новелл, в том числе отмеченных выше, не только получат практическое применение в Антарктике, но окажутся приемлемыми и удачными для других районов нашей планеты, которые также нуждаются в неотложной защите окружающей среды и зависящих от нее и связанных с ней экосистем.
- Глава I. Понятие международного права, его сущность и роль в международных отношениях, политике и дипломатии
- Глава II. Источники международного права
- Глава III. Принципы международного права
- Глава IX. Дипломатическое и консульское право
- Глава X. Международные организации
- Глава XI. Международные конференции
- Глава XII. Ответственность в международном праве
- Глава XIII. Мирное урегулирование международных споров
- Глава XIV. Международное гуманитарное право
- Глава XV. Обеспечение международной безопасности
- Глава XVI. Вооруженные конфликты и международное право
- Глава XXI. Международное воздушное право
- Глава XXII. Международное космическое право
- Глава XXIII. Международно-правовой режим антарктики
- Глава XXIV. Международно-правовая охрана окружающей среды
- Глава I
- 1. Возникновение и становление международного права
- 2. Сущность международного права
- 3. Соотношение международного права и внутригосударственного права
- 4. Международное публичное и международное частное право
- 5. Нормообразование в международном праве
- 6. Система международного права
- Глава II
- 1. Понятие нормы международного права
- 2. Классификация норм международного права
- 3. Понятие источников международного права
- 4. Кодификация и прогрессивное развитие международного права
- Глава III
- 1. Понятие принципов международного права
- 2. Принцип суверенного равенства государств
- 3. Принцип неприменения силы и угрозы силой
- 4. Принцип нерушимости государственных границ
- 5. Принцип территориальной целостности государств
- 6. Принцип мирного разрешения международных споров
- 7. Принцип невмешательства во внутренние дела
- 8. Принцип всеобщего уважения прав человека
- 9. Принцип самоопределения народов и наций
- 10. Принцип сотрудничества
- 11. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств
- Глава IV
- 1. Общие вопросы международной правосубъектности
- 2. Международно-правовое признание
- Глава V
- 1. Виды территорий
- 2. Состав и юридическая природа государственной территории
- 3. Государственные границы
- 4. Изменение границ и территориальные споры
- 5. Международные реки
- Глава VI
- 1. Международно-правовая регламентация положения населения
- 2. Международно-правовые вопросы гражданства
- 3. Режим иностранцев
- 4. Право убежища
- Глава VII
- 1. Понятие и источники права международных договоров
- 2. Понятие и юридическая природа международного договора
- 3. Заключение договора
- 4. Действие, действительность и толкование международных договоров
- Глава VIII
- 1. Сущность и понятие правопреемства государств
- 2. Правопреемство государств в отношении международных договоров
- 3. Правопреемство государств в отношении государственной собственности
- 5. Правопреемство государств в отношении государственных долгов
- 6. Правопреемство в связи с прекращением существования Союза сср. Континуитет России
- 7. Правопреемство новых независимых государств
- Глава IX
- 1. Дипломатическое право
- 2. Консульское право
- Глава X
- 1. Понятие и классификация международных организаций
- 2. Порядок создания международных организаций и прекращения их существования
- 3. Правовая природа международных организаций
- 5. Органы международной организации
- 6. Принятие решений международными организациями
- 7. Организация Объединенных Наций (оон)
- 8. Специализированные учреждения оон
- 9. Региональные международные организации
- Глава XI
- 1. Понятие международной конференции
- 2. Подготовка и созыв международных конференций
- 3. Правила процедуры и порядок принятия решений
- 4. Делегации государств и органы конференции
- 5. Виды актов международных конференций и их правовое значение
- Глава XII
- 1. Понятие международно-правовой ответственности
- 2. Источники права института международно-правовой ответственности
- 3. Субъекты международно-правовой ответственности
- 4. Виды и формы международно-правовой ответственности
- 5. Основания возникновения международно-правовой ответственности
- 6. Реализация ответственности
- 7. Обстоятельства, освобождающие от ответственности
- 8. Кодификация института международно-правовой ответственности
- 9. Ответственность за международные преступления
- 10. Ответственность физических лиц
- 11. Ответственность международных организаций
- Глава XIII
- 1. Понятие международного спора
- 2. Правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров
- 3. Мирные средства разрешения международных споров
- 4. Роль международных организаций в деле мирного разрешения международных споров
- 5. Мирное урегулирование споров в рамках общеевропейского процесса
- 6. Мирное урегулирование споров в Европейском Союзе и Совете Европы
- 7. Мирное урегулирование споров в рамках снг
- Глава XIV
- 1. Межгосударственное сотрудничество в области прав человека
- 2. Международные стандарты в области прав человека и их отражение в международных документах
- 3. Проблема повышения эффективности межгосударственного сотрудничества в области прав человека
- Глава XV
- 1. Понятие права международной безопасности
- 2. Всеобщая безопасность
- 3. Региональная безопасность
- 4. Разоружение и ограничение вооружений
- 5. Международный контроль
- Глава XVI
- 1. Понятие, источники и предмет регулирования правоотношений в ходе вооруженных конфликтов
- 2. Правовые последствия начала войны
- 3. Нейтралитет во время войны
- 4. Правовое положение участников вооруженных конфликтов
- 5. Военная оккупация
- 6. Запрещенные средства и методы ведения военных действий
- 7. Средства и методы ведения морской войны
- 8. Средства и методы ведения воздушной войны
- 9. Защита прав личности во время вооруженного конфликта
- 10. Международно-правовая регламентация окончания военных действий и состояния войны
- Глава XVII
- 1. Понятие международной борьбы с преступностью, ее особенности и формы
- 2. Борьба с преступностью на основе многосторонних соглашений
- 3. Борьба с незаконным оборотом наркотиков
- 4. Борьба с международным терроризмом
- 5. Международные органы по борьбе с преступностью
- 6. Выдача преступников
- 7. Новые тенденции в борьбе с международной преступностью
- Глава XVIII
- 1. Понятие и субъекты международного экономического права
- 2. Источники международного экономического права
- 3. Принципы международного экономического права
- 5. Международно-правовое регулирование регионального экономического сотрудничества
- Глава XIX
- 1. Понятие международного научно-технического сотрудничества
- 2. Источники норм и принципов международного научно-технического сотрудничества
- 3. Международно-правовые формы организации сотрудничества в области науки и техники
- 4. Международное сотрудничество в области мирного использования атомной энергии
- 5. Международное сотрудничество в области использования средств массовой информации
- Глава XX
- 1. Понятие международного морского права
- 2. Классификация морских пространств
- 3. Внутренние морские воды
- 4. Территориальное море
- 5. Морские пространства за пределами территориального моря
- 6. Прилежащая зона
- 7. Континентальный шельф
- 8. Исключительная экономическая зона
- 9. Части открытого моря за пределами исключительной экономической зоны
- 10. Международный район морского дна
- 11. Закрытое или полузакрытое море
- 12. Права государств, не имеющих морского побережья
- 13. Международные проливы
- 14. Международные морские каналы
- 15. Воды государств-архипелагов (архипелажные воды)
- 16. Международные организации в области освоения Мирового океана
- Глава XXI
- 1. Понятие международного воздушного права
- 2. Источники международного воздушного права
- 3. Основные принципы международного воздушного права
- 4. Полеты на государственной территории
- 5. Полеты над открытым морем, международными проливами и архипелажными водами
- 6. Правовое регулирование международных воздушных сообщений
- 7. Правовой статус воздушного судна и экипажа
- 8. Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации
- 9. Оказание помощи посредством воздушных судов
- 10. Международные авиационные организации
- 11. Ответственность в международном воздушном праве
- Глава XXII
- 1. Объективная необходимость в международно-правовом регулировании международных отношений в процессе космической деятельности
- 2. Понятие, источники и предмет международного космического права
- 3. Объект и субъекты международного космического права
- 4. Основные принципы международного космического права
- 5. Правовой режим космического пространства и небесных тел
- 6. Правовой статус космонавтов и космических объектов
- 7. Роль оон в кодификации и прогрессивном развитии международного космического права
- 8. Международно-правовое регулирование прикладных видов космической деятельности
- 9. Международно-правовые ограничения военного использования космоса
- 10. Международные космические организации
- 11. Неправительственная космическая деятельность
- 12. Ответственность в международном космическом праве
- 13. Актуальные проблемы кодификации и прогрессивного развития международного космического права
- Глава XXIII
- 1. Общие сведения об Антарктике
- 2. Договор об Антарктике 1959 года
- 3. Система Договора об Антарктике
- Глава XXIV
- 1. Понятие международно-правовой охраны окружающей среды
- 3. Принципы международного права окружающей среды
- 4. Охрана окружающей среды в международных договорах
- 5. Рекомендательные акты в сфере охраны окружающей среды
- 6. Координирующая роль международного права в деле охраны окружающей среды
- 6. Координирующая роль международного права в деле охраны окружающей среды