80. Правовое регулирование и правомерное поведение.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ(англ law/juridi cal/legal regulation/rules) - гос-ное регулирование общественных отношений путем установлениянорм права, направляющих поведение субъектноеправанареализациюцелей, выдвигаемых субъектомправотворчествав данный исторический период в определенной сфере жизнедеятельности общества игосударства. П.р. выступает вкачествеединого механизма, включающегосистему правовыхсредств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения:правовые нормы, правовые отношения, правовая ответственность, правовое сознание,юридические фактыиакты применения права,актыреализации прави обязанностей и др. Механизм П.р. приводится вдействиепри помощи конкретныхметодов правового регулирования,выборкоторых зависит в каждом конкретномслучаеот цели правового регулирования
Правомерное поведение– это массовое по масштабам социально полезное осознанное поведение людей и организаций, соответствующее правовым нормам и гарантируемое государством.
Присущи следующие признаки:
Правомерное поведение соответствует требованиям правовых норм. Человек действует правомерно, если он точно соблюдает правовые предписания. Это формально-юридический критерий поведения.
Обычно социально полезно.Это действия, адекватные образу жизни, полезные (желательные), а порой и необходимые для нормального функционирования общества. Положительную роль оно играет и для личности, ибо благодаря ему обеспечивается свобода, защищающая законные интересы.
Правомерному поведению присущ признак, характеризующий его субъективную сторону, которую, как и у любого другого действия, составляют мотивы и цели, степень осознания возможных последствий поступка и внутренне отношение к ним индивида. При этом мотивы отражают не только направленность (нарушает или нет нормы права), но и характер, степень активности, самостоятельность и интенсивность поведения в ходе реализации. Субъективная сторона свидетельствует об уровне правовой культуры личности, степени ответственности лица, о его отношении к социальным и правовым ценностям.
Социальная роль правомерного поведения чрезвычайно высока. Она представляет собой ту наиболее эффективную реализацию права, которая охраняется государством. Именно через правомерное поведение осуществляется упорядочение общественных отношений, необходимое для нормального функционирования и развития общества, обеспечивается устойчивый правопорядок.
Классификация:
А) в зависимости от субъектов права, осуществляющих правомерные действия:
-индивидуальное;
-групповое.
Б) с внешней, объективной стороны может выражаться в форме:
активных действий;
бездействие.
В) по формам реализации правовых норм, относятся их
-соблюдение;
- исполнение;
- использование.
Г) в зависимости от юридических последствий, которых хочет достигнуть субъект:
юридические акты;
юридические поступки;
юридические действия, создающие объективированный результат.
Д) по субъективной стороне (характеризуется уровнем ответственности субъектов)
- социально активное поведениесвидетельствует о высокой степени ответственности субъекта. При реализации правовых норм он действует чрезвычайно активно, стремясь осуществить правовое предписание как можно лучше, эффективнее, принести максимум пользы обществу, реализовать свои способности. Правовая активность может проявляться в различных сферах общественной жизни - производственной, политической и др.
- законопослушное поведение– это ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерные предписания в этом случае используют добровольно, на основе надлежащего правосознания. Подобное поведение преобладает в структуре правомерного поведения.
- конформистскому поведению присуща низкая степень социальной активности. Личность пассивно соблюдает правовые предписания, стремится приспособиться к окружающим, не выделяться, «делать как все».
- маргинальное поведение хотя и является правомерным, в силу низкой ответственности субъекта находится как бы на грани антиобщественного, неправомерного. Оно не становится неправомерным из-за страха перед наказанием (а не из-за осознания необходимости реализации правовых норм) либо в силу каких-то корыстных мотивов. В этих случаях субъекты лишь подчиняются закону.
- 2. Содержание и структура тгп:
- Ее связь с философскими и политическими науками.
- 5. Возникновение и развитие тгп в России.
- 6. Причины и пути происхождения государства.
- 7. Происхождение права.
- 8. Теории происхождения государства и права.
- 9. Власть и ее виды. Государственная власть.
- 10. Государство: понятие, сущность, основные признаки.
- 11. Суверенитет государства: понятие и содержание.
- 12. Типология государства: понятие и основные подходы.
- 13. Понятие и классификация форм государства
- 14. Форма правления.
- 15. Форма государственного устройства.
- 16. Государственный режим.
- 17. Демократия и ее основные формы.
- 18. Снг: политические и правовые аспекты.
- 19. Функции государства и правовые формы их осуществления.
- 20. Эволюция функций государства на современном этапе.
- 21. Понятие и структура механизма государства.
- 22. Понятие и виды органов государства
- 23. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- 24. Разделение властей: теория, опыт, проблемы.
- 25. Понятие и структура политической системы общества. Виды политических систем.
- 26. Место и роль государства в политической системе общества.
- 27. Государство и общественные объединения.
- 28. Государство и церковь.
- 29. Государство и экономика.
- 30. Правовое государство в историко-правовой мысли.
- 31. Сущность и основные черты правового государства
- 32. Проблемы и пути формирования правовой государственности в России.
- 33. Социальное государство: понятие и функции.
- 34. Гражданское общество: понятие и принципы.
- 35. Государство и право: соотношение и взаимосвязь.
- 36. Основные подходы к пониманию права.
- 37. Сущность и основные содержательные признаки права.
- 38. Принципы права: понятие и классификация.
- 39. Функции права.
- 40. Понятие и виды социальных норм.
- 41. Понятие и виды источников права.
- 42. Нормативно-правовой акт как источник права.
- 1. Никто, кроме органов законодательной власти, не вправе принимать или отменять законы.
- 3. Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченного на то органа законодательной власти.
- 1. Конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет основополагающий характер.
- 2. Конституция является ядром системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер.
- 3. Конституция обладает высшей юридической силой и верховенством.
- 4. Конституция, в отличие от текущего законодательства, характеризуется стабильностью.
- 1. Общие подзаконные акты.
- 43. Судебный прецедент в системе источников права.
- 44. Договор как источник права.
- 45. Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России.
- 46. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.
- 47. Права и свободы человека и гражданина: понятие, система.
- 48. Гарантии правового статуса личности. Международная защита прав человека.
- 49. Понятие и признаки нормы права.
- 50. Структура нормы права.
- 51.Соотношение норм права и статьи нормативного акта.
- 52. Классификация норм права.
- 53. Понятие и структура системы права.
- 54. Правовая система общества: понятие, структура, функции.
- 55. Типология правовых систем.
- 56. Международное право и национальные правовые системы.
- 57. Правотворчество: понятие, принципы и функции.
- 58. Виды правотворчества. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
- 59. Действие нормативно-правовых актов во времени и пространстве, по кругу лиц.
- 60. Понятие, приемы и основные требования юридической техники.
- 61. Систематизация законодательства.
- 62. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь.
- 63. Правовые отношения: понятие, структура и виды.
- 64. Субъективные права и юридические обязанности.
- 65. Юридические факты: понятие, виды и их роль в реализации норм права.
- 66. Понятие, формы и методы реализации права.
- 67. Применение права как особая форма его реализации.
- 68. Акты применения права: понятие, особенности и виды.
- 69. Пробелы в праве и способы их восполнения и преодоления.
- 70. Толкование права: понятие и функции.
- 71. Виды и способы толкования.
- 72. Акты толкования права: понятие, особенности, виды.
- 73. Юридическая практика: понятие, типы, функции.
- 74. Эффективность действия права.
- 75. Понятие и основные элементы механизма правового регулирования.
- 76. Предмет, пределы и метод правового регулирования.
- 77. Правовые режимы: понятие и виды.
- 78. Правовые стимулы и правовые ограничения.
- 79. Юридические коллизии и способы их разрешения.
- 80. Правовое регулирование и правомерное поведение.
- 81. Понятие и принципы законности.
- 82. Понятие правопорядка. Соотношение правопорядка, общественного порядка и законности
- 83. Конституционная законность и судебный конституционный контроль.
- 84. Правонарушение: понятие, состав и виды.
- 85. Природа и причины правонарушений в обществе.
- 86. Злоупотребление правом
- 87. Понятие, основание и виды юридической ответственности.
- 88. Юридическая ответственности и другие меры государственно-правового принуждения.
- 89. Правосознание и правовая культура
- 90. Деформация правосознания: понятие, формы и пути преодоления