logo search
Ответы ГОСЫ

Договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинг).

Согласно п. 1 ст. 896 ГК РК по договору комплексной предпринимательской лицензии одна сторона (комплексный лицензиар) обязуется предоставить другой стороне (комплексному лицензиату) за вознаграждение комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий, в частности, право использования фирменного наименования лицензиара и охраняемой коммерческой информации, а также других объектов исключительных прав (товарного знака, знака обслуживания, патента и т.п.), предусмотренных договором, для использования в предпринимательской деятельности лицензиата. Пункт 2 ст. 896 ГК называет в качестве предмета этого договора также деловую репутацию и коммерческий опыт лицензиара.

Статья 899 кодекса, посвященная обязанностям лицензиата, сконструирована диспозитивно. Она предусматривает пять его обязанностей, что несколько уже, чем установлено соответствующей статьей российского кодекса (ст. 1032 ГК РФ). Так, в ГК РК не предусмотрена обязанность лицензиата оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у лицензиара. Робко, коряво и, как представляется, не вполне продуманно эту ситуацию попытался исправить вышеупомянутый Закон от 24 июня 2002 г. Так, п. 2 ст. 17 этого закона предусматривает, что по соглашению сторон договора комплексный лицензиат обязан обеспечивать соответствие качества производимых им товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ и услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно лицензиаром.

Основными признаками, характеризующими договор франчайзинга, являются:

В обобщенном виде указанные признаки сводятся к следующим:

1) сторонами договора франчайзинга могут выступать только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели;

2) специфика объекта - комплексный характер передачи исключительных прав;

3) пользователю по договору передается право на использование соответствующих исключительных прав, без их передачи (уступки) контрагенту;

4) цель предоставления комплекса исключительных прав: для пользователя - это осуществление предпринимательской деятельности в зоне интересов правообладателя, с использованием его помощи и поддержки; для правообладателя - это продвижение своих товаров, работ, услуг посредством создания франчайзинговой сети через новое производство, торговлю или сбыт, осуществляемые пользователем;

5) содержание договора, круг прав и обязанностей правообладателя и пользователя предопределены созданием или расширением товаропроизводящей или сбытовой сети правообладателя;

6) сохранение пользователем, несмотря на полную экономическую зависимость от правообладателя, юридической самостоятельности и выступлением его в имущественном обороте от своего имени при условии информирования покупателей (заказчиков) об использовании исключительных прав правообладателя;

7) установление особых взаимоотношений между правообладателем и пользователем, требующих соблюдения специальных правил, позволяющих исключить ужесточение конкуренции на рынке товаров, работ, услуг.

Договор франчайзинга является консенсуальным, двусторонним, возмездным, как правило, срочным (указание на срок в договоре может отсутствовать, что не влияет на его действительность).