logo
Ответы ГОСЫ

Нормативные постановления Верховного суда Республики Казахстан как средство восполнения пробелов в гражданском праве

Юридическая природа нормативных постановлений Верховного Суда Республики Казахстан вызывает повышенный интерес не только потому, что позиция законодателя является недостаточно четкой и ясной, но и потому, что в юридической литературе по этому вопросу высказаны мнения, порой являющиеся взаимоисключающими.

Основные суждения концентрируются вокруг вопроса о том, является ли нормативное постановление Верховного суда нормативным правовым актом либо это только форма официального толкования (разъяснения) применяемых судами законов при рассмотрении дел, возникающих из частно-правовых и публично-правовых споров.

Сам термин «нормативное постановление» нуждается в более тщательном научном исследовании.

Статьей 81 Конституции Казахстана установлено, что Верховный Суд дает разъяснения по вопросам судебной практики, а пунктом 1 статьи 4 Конституции нормативные постановления Верховного Суда включены в действующее право Республики Казахстан.

Из Конституционного закона от 25 декабря 2000 года № 132-11 «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и соответствующих процессуальных законов видно, что Верховный Суд Казахстана на сегодняшний день реализует функции судебной власти посредством:

- рассмотрения конкретных дел в качестве суда первой инстанции;

- рассмотрения конкретных дел в качестве суда апелляционной инстанции;

- рассмотрения жалоб (протестов) на вступившие в законную силу судебные акты;

- принятия нормативных постановлений;

- дачи разъяснений по вопросам судебной практики;

- внесения предложений по совершенствованию законодательства.

Суды, в том числе и Верховный Суд Казахстана, образуют судебную ветвь государственной власти, к функции которой относится осуществление правосудия, то есть рассмотрение и разрешение вытекающих из Конституции и законов Республики Казахстан дел и споров посредством применения законодательных актов.

Это содержание функции судебной ветви власти важно в понимании правовой природы нормативных постановлений Верховного Суда Казахстана, поскольку при рассмотрении и разрешении конкретных дел суды применяют исключительно нормы материального и процессуального закона. Данное положение принципиальной важности закреплено в части 4 статьи 221 ГПК.

Из этого положения вытекает не менее важный вывод о том, что суд при рассмотрении и разрешении конкретных дел не может основывать свои решения ссылками на подзаконные нормативные правовые акты и на нормативные постановления Верховного Суда Казахстана.

Среди процессуальных полномочий Верховного Суда Казахстана законодатель выделил такие полномочия как принятие нормативных постановлений и дача разъяснений по вопросам судебной практики.

Означает ли это, что Верховный Суд помимо принятия нормативных постановлений дает еще и разъяснения по вопросам судебной практики, и если да, то в какой форме эти разъяснения даются? Каково содержание нормативного постановления? Как нормативное постановление и разъяснение, даваемое по вопросам применения законодательных актов в судебной практике, взаимодействуют между собой?

Ответы на эти и другие вопросы важны для уяснения правовой природы нормативных постановлений Верховного Суда Казахстана.

Конституционный Совет Республики Казахстан в нормативном постановлении № 6/2 от 28 октября 1996 года и в нормативном постановлении № 3 от 6 марта 1997 года дал официальное толкование понятия «действующее право» Республики Казахстан. При этом отмечено, что нормативное постановление Верховного Суда Казахстана отнесено к категории нормативного правового акта.

Конституционный Совет Республики Казахстан высказал правовую позицию о том, что «в качестве нормативного может рассматриваться такое постановление Верховного Суда, в котором содержатся разъяснения судам по вопросам применения законодательства (его норм) и формулируются определенные правила поведения субъектов в сфере судопроизводства. Такое нормативное постановление является обязательным для всех судов республики, может издаваться только по вопросам применения в судебной практике норм законодательства, в том числе норм Конституции Республики Казахстан».

Указанное толкование Конституционного Совета не только не внесло ясность в понятие правовой природы нормативного постановления Верховного Суда Казахстана, но создало еще более неясную ситуацию.

Действующее право Казахстана образует совокупность нормативных правовых актов, принятых в установленном законом порядке государственными органами и их должностными лицами, которые не отменены (не признаны утратившими силу) в установленном законом порядке.

Нормативный правовой акт является разновидностью правового акта. Это официальный акт компетентного государственного органа, наделенного правотворческими полномочиями, в котором выражается воля государства.

В юридической литературе наиболее приемлемым определением нормативного правового акта является определение, данное С.С. Алексеевым. «Нормативно правовой акт – это письменный официальный документ установленной формы, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, то есть общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанный на многократное применение».

Законом Республики Казахстан от 24 марта 1998 года № 213-1 «О нормативных правовых актах» под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ установленной формы, принятый на референдуме либо уполномоченным органом или должностным лицом государства, устанавливающий правовые нормы(выделено мной), изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие.

Под правовой нормой понимается общеобязательное правило поведения, сформированное в нормативном правовом акте, рассчитанное на многократное применение и распространяющееся на всех лиц в рамках нормативно-регламентированной ситуации. Общеобязательное правило должного поведения участника материального или процессуального правоотношения может устанавливаться только законом.

Для нормативного правового акта характерно то, что он:

- выражается в определенной официальной форме (закон, постановление и т.д.);

- принимается законодательным органом (законодательные акты) или органом исполнительной власти (подзаконные нормативные правовые акты);

- содержит общее предписание в виде нормы права, которая устанавливает новые, изменяет или прекращает существующие права и обязанности участников правоотношения;

- распространяется на неопределенный круг субъектов, являющихся участниками соответствующего правоотношения;

- рассчитан на многократное применение к тем общественным отношениям, которые им регулируются;

- обладает определенной юридической силой согласно иерархии;

- исполнение предписания нормы нормативного правового акта обеспечивается силой государства.

Нормативному правовому акту перечисленные признаки присущи в совокупности, а отсутствие любого из них свидетельствует о том, что правовой акт не относится к категории нормативного правового акта.

Нормативное постановление Верховного Суда Казахстана не создает новые, не изменяет и не отменяет действие существующих норм нормативных правовых актов, не обладает определенной юридической силой в соответствии с той иерархией, которая присуща нормативному правовому акту, а исполнение нормативного постановления не обеспечивается силой государства. Нормативное постановление Верховного Суда не может быть положено в основу выносимого судом судебного акта.

Все нормативные правовые акты, включаемые в действующее право Казахстана, подразделяются основные и производные.

К категории основных нормативных правовых актов отнесены перечисленные в пункте 2 статьи 3 Закона нормативные правовые акты, в том числе и нормативные постановления Верховного Суда Казахстана.

Для каждого вида нормативных правовых актов Законом установлена иерархия, то есть юридическая сила.

Нормативное постановление Верховного Суда Казахстана законодателем отнесено к категории основных нормативных правовых актов, однако в предусмотренную законом иерархию нормативных правовых актов нормативное постановление Верховного Суда не включено.

В литературе высказано мнение о том, что нахождение нормативного постановления Верховного Суда Казахстана вне иерархии нормативных правовых актов свидетельствует об его особой юридической силе.Однако с такой трактовкой невключения нормативного постановления Верховного Суда в систему иерархии нормативных правовых актов вряд ли следует согласиться.

Если признать, что невключение нормативного постановления Верховного Суда в иерархию нормативных правовых актов обусловлено его особой юридической силой, то можно полагать, что нормативное постановление Верховного Суда Казахстана обладает юридической силой, которая выше законодательного акта, в том числе и такой его формы как Кодекс, Конституция.

Это мнение основано на аналогии той юридической силы постановлений Конституционного Совета Казахстана, которой Конституционный Совет наделил принимаемые им нормативные