Нормативные постановления Верховного суда Республики Казахстан как средство восполнения пробелов в гражданском праве
Юридическая природа нормативных постановлений Верховного Суда Республики Казахстан вызывает повышенный интерес не только потому, что позиция законодателя является недостаточно четкой и ясной, но и потому, что в юридической литературе по этому вопросу высказаны мнения, порой являющиеся взаимоисключающими.
Основные суждения концентрируются вокруг вопроса о том, является ли нормативное постановление Верховного суда нормативным правовым актом либо это только форма официального толкования (разъяснения) применяемых судами законов при рассмотрении дел, возникающих из частно-правовых и публично-правовых споров.
Сам термин «нормативное постановление» нуждается в более тщательном научном исследовании.
Статьей 81 Конституции Казахстана установлено, что Верховный Суд дает разъяснения по вопросам судебной практики, а пунктом 1 статьи 4 Конституции нормативные постановления Верховного Суда включены в действующее право Республики Казахстан.
Из Конституционного закона от 25 декабря 2000 года № 132-11 «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и соответствующих процессуальных законов видно, что Верховный Суд Казахстана на сегодняшний день реализует функции судебной власти посредством:
- рассмотрения конкретных дел в качестве суда первой инстанции;
- рассмотрения конкретных дел в качестве суда апелляционной инстанции;
- рассмотрения жалоб (протестов) на вступившие в законную силу судебные акты;
- принятия нормативных постановлений;
- дачи разъяснений по вопросам судебной практики;
- внесения предложений по совершенствованию законодательства.
Суды, в том числе и Верховный Суд Казахстана, образуют судебную ветвь государственной власти, к функции которой относится осуществление правосудия, то есть рассмотрение и разрешение вытекающих из Конституции и законов Республики Казахстан дел и споров посредством применения законодательных актов.
Это содержание функции судебной ветви власти важно в понимании правовой природы нормативных постановлений Верховного Суда Казахстана, поскольку при рассмотрении и разрешении конкретных дел суды применяют исключительно нормы материального и процессуального закона. Данное положение принципиальной важности закреплено в части 4 статьи 221 ГПК.
Из этого положения вытекает не менее важный вывод о том, что суд при рассмотрении и разрешении конкретных дел не может основывать свои решения ссылками на подзаконные нормативные правовые акты и на нормативные постановления Верховного Суда Казахстана.
Среди процессуальных полномочий Верховного Суда Казахстана законодатель выделил такие полномочия как принятие нормативных постановлений и дача разъяснений по вопросам судебной практики.
Означает ли это, что Верховный Суд помимо принятия нормативных постановлений дает еще и разъяснения по вопросам судебной практики, и если да, то в какой форме эти разъяснения даются? Каково содержание нормативного постановления? Как нормативное постановление и разъяснение, даваемое по вопросам применения законодательных актов в судебной практике, взаимодействуют между собой?
Ответы на эти и другие вопросы важны для уяснения правовой природы нормативных постановлений Верховного Суда Казахстана.
Конституционный Совет Республики Казахстан в нормативном постановлении № 6/2 от 28 октября 1996 года и в нормативном постановлении № 3 от 6 марта 1997 года дал официальное толкование понятия «действующее право» Республики Казахстан. При этом отмечено, что нормативное постановление Верховного Суда Казахстана отнесено к категории нормативного правового акта.
Конституционный Совет Республики Казахстан высказал правовую позицию о том, что «в качестве нормативного может рассматриваться такое постановление Верховного Суда, в котором содержатся разъяснения судам по вопросам применения законодательства (его норм) и формулируются определенные правила поведения субъектов в сфере судопроизводства. Такое нормативное постановление является обязательным для всех судов республики, может издаваться только по вопросам применения в судебной практике норм законодательства, в том числе норм Конституции Республики Казахстан».
Указанное толкование Конституционного Совета не только не внесло ясность в понятие правовой природы нормативного постановления Верховного Суда Казахстана, но создало еще более неясную ситуацию.
Действующее право Казахстана образует совокупность нормативных правовых актов, принятых в установленном законом порядке государственными органами и их должностными лицами, которые не отменены (не признаны утратившими силу) в установленном законом порядке.
Нормативный правовой акт является разновидностью правового акта. Это официальный акт компетентного государственного органа, наделенного правотворческими полномочиями, в котором выражается воля государства.
В юридической литературе наиболее приемлемым определением нормативного правового акта является определение, данное С.С. Алексеевым. «Нормативно правовой акт – это письменный официальный документ установленной формы, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, то есть общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанный на многократное применение».
Законом Республики Казахстан от 24 марта 1998 года № 213-1 «О нормативных правовых актах» под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ установленной формы, принятый на референдуме либо уполномоченным органом или должностным лицом государства, устанавливающий правовые нормы(выделено мной), изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие.
Под правовой нормой понимается общеобязательное правило поведения, сформированное в нормативном правовом акте, рассчитанное на многократное применение и распространяющееся на всех лиц в рамках нормативно-регламентированной ситуации. Общеобязательное правило должного поведения участника материального или процессуального правоотношения может устанавливаться только законом.
Для нормативного правового акта характерно то, что он:
- выражается в определенной официальной форме (закон, постановление и т.д.);
- принимается законодательным органом (законодательные акты) или органом исполнительной власти (подзаконные нормативные правовые акты);
- содержит общее предписание в виде нормы права, которая устанавливает новые, изменяет или прекращает существующие права и обязанности участников правоотношения;
- распространяется на неопределенный круг субъектов, являющихся участниками соответствующего правоотношения;
- рассчитан на многократное применение к тем общественным отношениям, которые им регулируются;
- обладает определенной юридической силой согласно иерархии;
- исполнение предписания нормы нормативного правового акта обеспечивается силой государства.
Нормативному правовому акту перечисленные признаки присущи в совокупности, а отсутствие любого из них свидетельствует о том, что правовой акт не относится к категории нормативного правового акта.
Нормативное постановление Верховного Суда Казахстана не создает новые, не изменяет и не отменяет действие существующих норм нормативных правовых актов, не обладает определенной юридической силой в соответствии с той иерархией, которая присуща нормативному правовому акту, а исполнение нормативного постановления не обеспечивается силой государства. Нормативное постановление Верховного Суда не может быть положено в основу выносимого судом судебного акта.
Все нормативные правовые акты, включаемые в действующее право Казахстана, подразделяются основные и производные.
К категории основных нормативных правовых актов отнесены перечисленные в пункте 2 статьи 3 Закона нормативные правовые акты, в том числе и нормативные постановления Верховного Суда Казахстана.
Для каждого вида нормативных правовых актов Законом установлена иерархия, то есть юридическая сила.
Нормативное постановление Верховного Суда Казахстана законодателем отнесено к категории основных нормативных правовых актов, однако в предусмотренную законом иерархию нормативных правовых актов нормативное постановление Верховного Суда не включено.
В литературе высказано мнение о том, что нахождение нормативного постановления Верховного Суда Казахстана вне иерархии нормативных правовых актов свидетельствует об его особой юридической силе.Однако с такой трактовкой невключения нормативного постановления Верховного Суда в систему иерархии нормативных правовых актов вряд ли следует согласиться.
Если признать, что невключение нормативного постановления Верховного Суда в иерархию нормативных правовых актов обусловлено его особой юридической силой, то можно полагать, что нормативное постановление Верховного Суда Казахстана обладает юридической силой, которая выше законодательного акта, в том числе и такой его формы как Кодекс, Конституция.
Это мнение основано на аналогии той юридической силы постановлений Конституционного Совета Казахстана, которой Конституционный Совет наделил принимаемые им нормативные
- 1.Понятие и сущностьприменениянорм права какособой формы реализации права.
- 2 Договор поручения. Проблема возмездности в зависимости от субъектного состава.
- 3. Понятие и сущностьприменениягражданско-правовых норм.
- 4.Проблемы деления права на частное и публичное. Место гражданского права в системе права.
- 5. Договор комиссии. Новеллы в правовом регулировании договора комиссии.
- 6.Проблемы предмета и метода гражданского права.
- 7.Формыприменениягражданско-правовых норм.
- 8.Принципы и система гражданского права. Источники гражданского права.
- 9.Договор дарения. Значение обещания дарения. Проблема дарения под условием. Новеллы правового регулирования.
- 10. Стадии применения норм права.
- 11. Понятие и особенности гражданского правоотношения.
- 13. Признаки применения права.
- Защита гражданских прав. Проблема судебной защиты гражданских прав.
- Договоры поставки, контрактации и энергоснабжения. Общая характеристика и отличительные особенности.
- Функции применения норм гражданского права.
- Гражданско-правовая характеристика договора имущественного найма.
- Субъекты, особенности деятельности по применению норм гражданского права.
- Юридические лица как субъекты гражданских прав. Проблемы классификации и правового регулирования отдельных видов юридических лиц.
- Видовая характеристика договоров подряда по законодательству Республики Казахстан.
- Установление и исследование фактических обстоятельств дела как важнейшая стадия процесса применения гражданско-правовых норм.
- Особенности правового статуса государства как субъекта гражданских правоотношений.
- Договор финансирования под уступку денежного требования (факторинга). Проблема соотношения факторинга и общегражданской цессии.
- Выбор и анализ нормы права как стадия процесса применения гражданско-правовых норм.
- Объекты гражданских прав. Классификация вещей. Правовой режим недвижимого имущества.
- Договор лизинга. Проблема ответственности продавца.
- Принятие правоприменительного решения и его документальное оформление как заключительная стадия процесса применения гражданско-правовых норм.
- Личные неимущественные права и блага. Защита чести, достоинства и деловой репутации.
- Доверительное управление имуществом: основания возникновения и особенности правового регулирования.
- Особенности применения норм гражданского законодательства.
- Деньги и ценные бумаги как объекты гражданских прав.
- Договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинг).
- Нормативные постановления Верховного суда Республики Казахстан как средство восполнения пробелов в гражданском праве
- Понятие и виды сделок в гражданском праве. Проблема воли и волеизъявления в сделке.
- Конкурсные обязательства. Практические проблемы применения норм о тендере, аукционе.
- Применение гражданско-правовых норм по аналогии.
- Недействительность сделки. Основания и последствия признания сделки недействительной.
- Договор возмездного оказания услуг. Законодательство рк о договорах возмездного оказания услуг.
- Применение гражданско-правовых норм при коллизиях.
- Статья 4. Закона о нпа Иерархия нормативных правовых актов
- 41. Право собственности. Понятие, содержание и формы собственности по законодательству рк
- 2. Содержание и понятие права собственности.
- Понятие интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность и собственность в вещно-правовом смысле.
- 43. Применение норм гражданского права к отношениям, осложенным иностранным элементом.
- Глава 61. Общие положения
- 44. Право государственной собственности. Проблемы деления на республиканскую и коммунальную собственность.
- Раздел V
- 46. Роль обычаев при применении норм гражданского законодательства.
- Проблемы правового регулирования частной собственности
- Понятие и объекты авторского права. Смежные права. Защита авторских и смежных прав.
- 49. Специфика применения гражданско-правовых санкций.
- 50. Проблемы классификации и содержания права общей собственности.
- 51. Понятие и объекты патентного права. Значение патента в сфере промышленной собственности.
- Толкование гражданско-правовых норм. Судебное толкование гражданско-правовых норм.
- 54. Возмещение морального вреда.
- 55. Понятие правоприменительного усмотрения. Применение и толкование гражданско-правовых норм, содержащих текстуальные недостатки.
- 56. Понятие и содержание права оперативного управления.
- 57. Средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг.
- § 1. Фирменное наименование
- § 2. Товарный знак
- § 3. Наименование места происхождения товара
- 58. Специфика распространительного и ограничительного толкования при применении норм гражданского законодательства.
- 59. Право хозяйственного ведения.
- 60. Теоретические и практические проблемы наследственного права.
- 61. Принцип законности при применении норм гражданского законодательства.
- 62. Основания возникновения и прекращения права собственности.
- 63. Теоретические и практические проблемы наследования по закону.
- 64. Судебное решение по гражданскому делу как правоприменительный акт.
- 65. Общая характеристика способов защиты права собственности.