logo
Ответы ГОСЫ

Особенности правового статуса государства как субъекта гражданских правоотношений.

Государство вступает в общественные отношениях как субъект власти или как собственник-участник гражданско-правовых отношений; Например, издавая законодательный акт, государство осуществляет свои властные функции, а выпуская облигации государственного займа – выступает как равный другим участник гражданского оборота. Кроме того, государство вступает в общественные отношения через свои органы, которые также в одних случаях выступают как субъекты власти, а в других — как участники гражданско-правовых отношений. Поэтому, помимо уяснения правового статуса субъекта, важно различать, когда эти органы выступают от своего имени, а когда — от имени государства. Так, Департамент Казначейства Министерства финансов осуществляет расчетно-кассовое обслуживание государственного бюджета от имени государства, а приобретает мебель для собственного пользования от собственного имени — на правах государственного учреждения. В то же время, издавая обязательные для государственных юридических лиц предписания, казначейство осуществляет свои властные функции и выступает как государственный орган. Государство в целом может, наряду с физическими и юридическими лицами, быть субъектами гражданского права. Теория гражданской правосубъектности государства является дискуссионной. Одни специалисты считают государство разновидностью юридического лица, другие эту позицию не разделяют. В любом случае следует иметь в виду предельную юридическую формализованность правосубъектности государства. Несмотря на то, что собственник государственной собственности один – государство, субъектом в имущественном правоотношении может быть Республика Казахстан, административно-территориальная единица или государственное юридическое лицо. Республика Казахстан и административно-территориальная единица в гражданском обороте представлены своими органами – единоличными или коллегиальными. Республика Казахстан выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений (п. 1 ст. 111 ГК), что означает отсутствие, по общему правилу, приоритетов в правовом статусе различных субъектов и отсутствием для суда приоритетов при разрешении спора с участием Республики Казахстан. Республика Казахстан не пользуется в гражданских правоотношениях своими властными полномочиями, и на нее в полной мере распространяются нормы гражданского законодательства. Она, как особый субъект, обладает всеми правами субъекта гражданских правоотношений и ограничена в правосубъектности только принятым ею законодательством. Так, государство, в соответствии с п. 3 ст. 58 ГК, не может быть полным товарищем в полном и коммандитном товариществах. От имени Республики Казахстан могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти и управления Республики Казахстан в рамках их компетенции, установленной законодательными актами, положениями или иными актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, по специальному поручению Республики Казахстан от ее имени могут выступать иные государственные органы, юридические лица и граждане (п. 2 ст. 111 ГК). Например, в акционерные общества с участием государства назначается лицо, уполномоченное от имени государства выполнять функции акционера-государства. От имени Республики Казахстан в гражданские правоотношения могут вступать лишь те государственные органы, которые прямо на это уполномочены законодательством. К органам власти и управления, имеющим право выступать в гражданском обороте от имени республики, в первую очередь относятся Парламент, Президент, Правительство, республиканские органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты). Органы государственной власти и управления обладают статусом учреждения, что вытекает из п. 3-1 ст. 34 ГК. Поэтому необходимо различать, когда они выступают как учреждения от своего имени, а когда — как органы государственной власти или управления от имени Республики Казахстан. В обоих случаях их правоспособность является специальной и определяется их компетенцией. Сделка, совершенная неуполномоченным органом от имени государства, является недействительной и не влечет имущественных обязательств для Республики Казахстан. Государство не может являться стороной в сделке в отношении имущества, закрепленного на балансе государственного юридического лица. Объектом сделки с участием государства могут быть имущество казны, объекты исключительной собственности государства и его неимущественные права, связанные с имущественными, а также специальные объекты, предусмотренные законодательством о приватизации. При приватизации государство может выступить самостоятельно или в лице уполномоченного государственного органа продавцом предприятия в целом, государственного пакета акций или имущества ликвидированного предприятия. Особенности участия государства в подобных гражданско-правовых отношениях определяются законодательством о приватизации. Споры с участием Республики Казахстан по общему правилу рассматриваются государственными судами. Однако, по желанию сторон либо в силу прямого указания Закона спор может быть рассмотрен арбитражным судом, решение которого является окончательным и обеспечивается государственными судами (п. 3 ст. 111 ГК).