55. Законодательный процесс в Государственной Думе.
Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:
1. законодательная инициатива. Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;
2. подготовка законопроектов. Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;
3. обсуждение законопроекта. Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;
4. принятие закона. Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;
5. опубликование закона. Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.
- 1.Конституционное право рф как наука и отрасль российского права.
- 5. Форма и структура конституций
- 6. Соотношение фактической и юридической конституции
- 7Конституция – основной источник государственного (конституционного) права.
- 8. Конституция и конституционное развитие России в хх веке
- 9. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды
- 10Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, основания возникновения и прекращения
- 11.Источники конституционного права
- Вопрос 15) По содержанию прав и свобод человека (тех сфер жизнедеятельности, которых они касаются) конституционные права и свободы человека и гражданина делятся на:
- 16Вопрос 11) Законодательная основа данного института:
- Глава 2 Конституции рф «права и свободы человека и гражданина»;
- 19Основные обязанности человека и гражданина рф
- 20Понятие и принципы гражданства рф
- 21 Основания и порядок приобретения гражданства рф
- 22 Основания и порядок прекращения гражданства рф
- 23. Порядок рассмотрения вопросов гражданства рф
- 27Понятие и сущность федерализма.
- 33. Полномочный представитель Президента рф в федеральном округе:
- 34Понятие избирательного права и избирательной системы.
- 35Конституционные основы избирательной системы рф.
- 36. Стадии избирательного процесса в рф
- 37. Субъекты избирательного процесса в рф.
- 38 Кандидат на выборную должность: статус, порядок регистрации, основания и порядок отказа в регистрации, отмены регистрации
- 39. Избиратель как субъект избирательного процесса.
- 40. Политические партии как субъекты избирательного права и процесса в рф.
- 42 Избирательные ценз в избирательной системе рф
- 45Порядок подготовки к проведению референдума, голосование и определение его результатов.
- 44Референдум: виды, порядок назначения, основные вопросы.
- 46. Признание референдума недействительным и несостоявшимся: правовые последствия.
- 47. Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного законодательства.
- 48. Конституционно-правовой статус депутата Федерального Собрания рф.
- 49. Императивный и свободный депутатский мандат
- 50Государственная дума: статус и полномочия
- 52. Стадии процесса выборов депутатов гд фс рф
- 53Порядок формирования совета федерации рф
- 54Совет Федерации .Статус и полномочия
- 55. Законодательный процесс в Государственной Думе.
- 56. Участие Совета Федерации в законодательном процессе.
- 57. Подписание и обнародование законов.
- 58Конституционные поправки и пересмотр Конституции
- 59Президент рф как глава государства: статус и компетенция.
- 60. Порядок выборов Президента рф. Назначение выборов
- 61. Досрочное прекращение полномочий Президента рф.
- 62. Основные требования к кандидатам в Президенты рф. Основания отказа в регистрации кандидата, отмены регистрации кандидата.
- 63. Досрочные выборы Президента рф: особенности организации и проведения
- 64. Акты Президента рф: виды, юридическая природа.
- 65Конституционно - правовой статус правительства рф.