logo search
Тезисы лекций

Индивидуализация юридического лица.

Большое значение имеют средства индивидуализации юридического лица, позволяющие отличить его одно юридическое лицо от другого. К ним можно отнести:

1. наименование юридического лица;

2. местонахождение юридического лица;

3. средства идентификации товаров, работ и услуг юридического лица.

Если подвергнуть более тщательному анализу нормы законодательства, то можно согласиться с мнением некоторых цивилистов, выделяющих в качестве средств индивидуализации также: деловую репутацию; средства, обеспечивающие автономию юридического лица (коммерческая, служебная тайна). Рассмотрим основные индивидуализирующие признаки.

Юридическое лицо имеет свое наименование, позволяющее отличить его от других юридических лиц. Наименование коммерческой организации после регистрации является его фирменным наименованием. Использование наименования другого юридического лица не допускается. К нему в соответствии с законодательством предъявляются следующие требования:

1. наименование юридического лица включает в себя его название и указание на его организационно-правовую форму;

2. может включать в себя дополнительную информацию, предусмотренную законодательством (например, накопительный пенсионный фонд обязательно должен иметь в наименовании аббревиатуру НПФ);

3. указывается в учредительных документах;

4. не допускается использование названий, противоречащих требованиям законодательства и общественной морали; собственных имен, если они не совпадают с именем участников без соответствующего разрешения;

5. запрещается использование в фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках юридических лиц, не являющихся государственными органами, указаний на официальные названия государственных органов Республики Казахстан;

6. иные установленные законодательством требования.

Местом нахождения юридического лица признается место нахождения его постоянно действующего органа. Место нахождения указывается в учредительных документах с записью полного почтового адреса. В отношениях с третьими лицами юридическое лицо не вправе ссылаться на несоответствие своего фактического адреса адресу, внесенному в единый государственный регистр юридических лиц. При этом третьи лица вправе направлять юридическому лицу почтовую и иную корреспонденцию как по адресу, внесенному в государственный регистр, так и по фактическому адресу.

К средствам идентификации товаров, работ и услуг юридического лица относятся: товарный знак, производственная марка, знак обслуживания, наименование места происхождения товара. Закон РК «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 26 июля 1999 года. Товарными знаком (знаком обслуживания) признается зарегистрированное либо охраняемое без регистрации в силу международного договора, словесное, изобразительное, объемное или другое обозначение, служащее для отличия товаров или услуг одного лица от товаров и услуг другого лица. Производственная марка – словесное описание качеств, характеристик, наименования, вида товара, помещаемое обычно на обратной стороне товара либо на ее упаковке.

Наименование места происхождения товара – признается название страны, населенного пункта, местности или другого графического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для этого географического объекта природными условиями или иными факторами либо сочетанием природных условий и этих факторов.