logo
Тезисы лекций

2 Вопрос.

В основе возникновения юридического лица лежит волеизъявление других субъектов гражданского права – физических и юридических лиц, обладающих гражданско-правовой правоспособностью и дееспособностью. Это волеизъявление покоится на стремлении данных субъектов «обособить» общие для них интересы и имущество, а также юридические средства их достижения. Вместе с тем наличие такого волеизъявления необходимо, но недостаточно для возникновения юридического лица. Г.Ф. Шершеневич отмечал, что для возникновения юридического лица необходимы:

1. Наличность того субстрата, который должен составить его содержание, т.е. группы лиц или имущества;

2. Соответствие законным условиям, потому что иначе невозможно существование «искусственного лица». Выполнение этих 2х условий предполагает, что создание юридического лица состоит из 2х стадий: подготовительной, на которой разрабатывается локальная нормативная модель юридического лица, воплощаемая в учредительных документах – уставе и (или) учредительном договоре, и стадии государственной регистрации. Следовательно, с формально-юридической точки зрения, создание юридического лица – это прежде всего определенный порядок, закрепленный существующим законодательством. Данный порядок зависит от ряда условий, например от того, создается юридическое лицо путем учреждения нового субъекта гражданского права или путем реорганизации уже существующего юридического лица, от того, какова будет его организационно-правовая форма.

Возникновение юридического лица включает в себя непосредственное создание и государственную регистрацию. В теории и правоприменительной практике выделяют 4 основных порядка создания юридических лиц.

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе распоряжения (решения) собственника имущества или уполномоченного им органа. Для данного способа характерны 3и основные стадии:

1. Издание имущественного (распорядительного) акта собственником или компетентным органом;

2. Организационная работа (подбор кадров, выделение средств и т.д…);

3. Утверждение учредительных документов. В связи с ликвидацией государственной монополии в сфере создания юридических лиц и придание в нашем законодательстве большого значения факту их государственной регистрации этот порядок утратил значение.

Разрешительный порядок характеризуется тем, что инициатива создания исходит от будущих участников (учредителей) физического лица. Компетентный государственный орган или другое юридическое лицо проверяет законность образования данного юридического лица и дает на то соответствующее разрешение. Для такого способа характерны:

1. Инициативный акт учредителей;

2. Издание скоординированного (согласованного) акта компетентного органа или юридического лица, давшего разрешение на создание данного юридического лица;

3. Организационная работа.

В разрешительном порядке создаются, например, банки, коммерческие юридические лица с особо крупным размером уставного капитала или объединяемых средств.

Явочно-нормативный порядок не требует ни распоряжения, ни специального разрешения. Такое разрешение в общей форме содержится в норме закона. Требуются лишь инициатива учредителей, их явка.

Компетентный государственный орган лишь проверяет соблюдение установленного порядка образования и соответствия характера и целей создаваемого юридического лица общим требованиям, предъявляемым законодательством к этой организационно-правовой форме, создаваемой данным способом, для которого характерны:

1. Инициативный акт учредителей;

2. Организационная работа;

3. Контрольная работа компетентного органа.

Этот порядок наиболее распространен как во всем мире, так и у нас в стране.

Если при разрешительном способе разрешение представляет собой индивидуальный акт применения права, то при нормативно-явочном это нормативный акт общего характера. Основное разрешение на создание юридического лица дается здесь заранее и в общем виде. Далее контроль за созданием юридического лица осуществляется при регистрации данного лица в органах юстиции. В связи с тем, что при нормативно-явочном способе основной контроль за созданием юридического лица осуществляется при его регистрации, некоторые авторы называют этот способ регистрационным. Следует согласиться с теми юристами, которые считают такое определение неточным, ведь, действительно, государственная регистрация является заключительным этапом в создании любого юридического лица, независимо от того, каким из перечисленных способов оно создаётся.

Помимо перечисленных способов создания юридических лиц иногда называют ещё одну разновидность добровольного способа – договорно-правовой порядок, при котором юридическое лицо образуется на основании учредительного договора, заключаемого предприятиями, организующими её гражданами. Для которого свойственны наличие общей нормы, предусматривающей возможность образования данных, юридических лиц. (Цивилистическая школа юридического факультета МГУ им М.В. Ломоносова (школа В.П. Грибанова)). В таком порядке образуются хозяйственные товарищества, ассоциации, концерны. Фактически же заключение учредительного договора означает только одно – юридическое лицо образуется в добровольном порядке. Но для создания ассоциаций и концернов, как отмечалось выше, требуется предварительное разрешение Государственного антимонопольного комитета РФ, т.е. налицо признаки разрешительного порядка. Если же такого разрешения не требуется, то в любом случае необходима регистрация, в процессе которой проверяется законность создания юридического лица. Это признаки нормативно-явочного порядка. Поэтому нецелесообразно придавать договорно-правовому порядку самостоятельное значение: в действительности он имеет черты или разрешительного, или нормативно-явочного способа. Можно также сказать, что юридические лица создаются:

1. По воле собственника или уполномоченного им органа (например, государственные предприятия);

2. По воле их будущих членов (например, хозяйственные товарищества и акционерные общества);

3. По воле учредителей, создающих имущественную базу юридического лица, но не являющихся его участниками (например, общественные фонды).

Во всех случаях государство контролирует создание юридических лиц, что реализуется в форме государственной регистрации. В ней же реализуется признание за юридическим лицом и предоставление ему государством правосубъектности. Гражданский кодекс вводит новую систему государственной регистрации юридических лиц. Для неё характерны:

- обязательность;

- определение единого субъекта, осуществляющего государственную регистрацию (органы юстиции);

- наличие единого государственного реестра юридических лиц, открытого для всеобщего ознакомления;

- контрольная функция осуществляющих государственную регистрацию органов, которая выражается в соблюдении установленного законопорядка образования юридического лица и проверке соответствия его учредительных документов закону;

- исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации; возможность защиты субъективного гражданского права на создание юридического лица путём обращения в суд с жалобой на отказ в государственной регистрации или уклонении от такой регистрации (ст. 42 ГК РК).

До введения в действие закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок их регистрации, недостаточно современный (в частности, существуют несколько видов государственных органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и являющихся держателями Единого государственного реестра).

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 3 ст. 42 ГК РК). Причем в отличие от ранее действовавшего законодательства, в соответствии с которым регистрация коммерческих организаций осуществлялась органами местной администрации, ГК предусматривает регистрацию в органах юстиции в 10дневный срок, в порядке, определяемом законом о регистрации. Отказ в регистрации возможен лишь в 2-х случаях:

1. В случае нарушения установленного законом порядка образования юридического лица;

2. В случае несоответствия учредительных документов закону.

Отказ по мотивам нецелесообразности не допускается. В любом случае отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суд.

В отношении порядка регистрации необходимо руководствоваться Указом Президента РК, имеющим силу Закона «О государственной регистрации юридических лиц» от 17 апреля 1995 г. Данные государственной регистрации (в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование) включаются в единый государственный реестр юридических лиц (ст. 42 ГК РК). В тоже время обращаем внимание на то, что исходя из ГК реестр должен быть единым для всех и открытым для всеобщего ознакомления.

П. 6 ст. 42 ГК РК перечисляет случаи перерегистрации юридического лица. Все вышеперечисленные действия основаны на учредительных документах юридического лица, которые определяют статус юридического лица в гражданском обороте и регулируют отношения как внутри юридического лица, так и внешне.

Учредительные документы юридического лица.

Ст. 41 ГК РК указывает обязательный состав учредительных документов, предъявляемые к ним требования и порядок их изменения. Юридическое лицо осуществляет свою деятельность на основании устава и учредительного договора или, если юридическое лицо учреждено одним лицом, устава и оформленного в письменном виде решения об учреждении юридического лица (решения единственного учредителя), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и законодательными актами Республики Казахстан. В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Юридическое лицо, являющееся субъектом малого, среднего и крупного предпринимательства, может осуществлять свою деятельность на основании типового устава, содержание которого определяется Правительством Республики Казахстан (2008 г.).

Учредительные документы юридических лиц должны содержать минимум условий, определенных законом – необходимые условия (пп. 4,5 ст. 41 ГК РК). Применительно к отдельным видам юридических лиц данный перечень конкретизируется и дополняется специальными законодательными актами. Наряду с необходимыми условиями учредители вправе включать в учредительные документы условия, не противоречащие закону – факультативные условия.

В учредительных документах юридических лиц, которые обладают специальной правоспособностью, должны быть определены предмет и цели деятельности. Учредители же коммерческих организаций вправе указывать в учредительных документах предмет и цели деятельности. Под предметом следует понимать виды деятельности, которые осуществляет юридическое лицо. Целью деятельности является достижение определенного результата.

Различия между учредительным договором и уставом:

1. учредительный договор фиксирует обязанность учредителей по созданию юридического лица и взаимные обязательства учредителей. Устав определяет отношения юридического лица с третьими лицами.

2. учредительный договор заключается, а устав утверждается;

3. учредительный договор обязателен только для учредителей и созданного юридического лица, а устав – для всех тех, кто вступает в правоотношения с юридическим лицом;

4. для устава характерен принцип публичности, а учредительный договор – конфиденциален;

5. различная процедура внесения изменений и дополнений: в устав – большинством голосов; в учредительный договор – единогласно;

В случае противоречий между положениями устава и учредительного договор применяется п. 6 ст. 41 ГК РК.

Правосубъектность юридического лица. Органы юридического лица.

Правосубъектность юридического лица является его неотъемлемым свойством, благодаря которому юридическое лицо считается самостоятельным субъектом права. Понятие элементов правосубъектности рассмотрены нами при изучении таких субъектов гражданского права как физические лица. Следует обратить внимание на особенности возникновения и прекращения правоспособности и дееспособности юридического лица. В отличие от аналогичных свойств физического лица правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно с момента государственной регистрации, и прекращается моментом исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц. Но на наш взгляд это не повод отождествлять эти свойства, ведь сущность элементов правосубъектности не зависит от времени и является различной.

Правоспособность юридического лица определяется как способность юридического лица иметь гражданские права и нести гражданские обязанности. Однако в отличие от физических лиц юридическим лицам не присущ принцип равной правоспособности. Выделяется 2 вида правоспособности:

1. общая правоспособность (возможность иметь любые гражданские права и нести любые гражданские обязанности, не запрещенные законодательством);

2. специальная правоспособность (возможность иметь лишь те права и нести лишь те обязанности, которые предусмотрены для данного юридического лица законодательными актами и учредительными документами).

Общей правоспособностью обладают все негосударственные коммерческие юридические лица. Однако казахстанские цивилисты выдвинули идею того, что общей правоспособностью могут обладать только физические лица, правоспособность же юридических лиц лучше называть правоспособностью приближенной к общей правоспособности физических лиц (так как в силу известных причин юридическое лицо не может оставлять завещание, быть наследником по закону и т.д.). Конечно, следует разграничивать понятия «правоспособность», «полномочия», «предмет и цели деятельности» юридического лица. При осуществлении лицензируемого вида деятельности правоспособность юридического лица связана с получением и прекращением действия лицензии.

Дееспособность юридического лица определена как способность юридического лица своими действиями приобретать гражданские права и осуществлять гражданские обязанности, самостоятельно нести ответственность за совершенные действиями.

Конкретные действия юридическое лицо осуществляет посредством своих органов. Органы юридического лица являются своего рода посредниками при участии в гражданском обороте и выражают волю юридического лица. Все права и обязанности, приобретенные в результате действий органов, возникают непосредственно у юридического лица. Понятие, виды, полномочия органов юридического лица в ст.39 ГК не описываются. Норма данной статьи носит бланкетный характер. В специальных нормативно-правовых актах предусмотрены виды, полномочия органов юридических лиц конкретных организационно-правовых форм. Понятие же в законодательстве не определено. В теории существует множество различных воззрений в отношении понятия органа юридического лица и все они имеют право существовать, так как описывают те или иные признаки (это часть юридического лица, правовая конструкция, должностные лица, структурные звенья, осуществляющие действия от имени юридического лица). Зацикливаться на определении конкретной дефиниции не следует, так как она имеет скорее научное значение, нежели практическое. Вернее будет остановиться на видах органов юридического лица:

1. По кругу полномочий:

а) Высшие (общее собрание учредителей);

б) Исполнительные (администрация, директор);

в) Контролирующие (ревизионная комиссия)

2. По количеству лиц, входящих в состав:

а) Единоличные (президент);

б) Коллегиальные (совет директоров)

  1. По времени действия:

а) Постоянные (наблюдательный совет);

б) Временные (ликвидационная комиссия, конкурсный управляющий)

Есть иные основания классификации (воле изъявляющие, воле исполняющие), но наиболее распространенные эти. Полномочия и функции органов описаны не только в законодательстве, но и в учредительных документах юридического лица.