56. Участие Совета Федерации в законодательном процессе.
Участие (активное либо пассивное) Совета Федерации - обязательный этап законотворческой процедуры. Завершение ее в Федеральном Собрании окончательным принятием федерального закона Государственной Думой возможно лишь в случае, если отклоненный Советом Федерации закон выносится на повторное голосование Государственной Думы и одобряется не менее чем двумя третями от общего числа ее депутатов (часть 5 статьи 105 Конституции Российской Федерации)
Конституцией Российской Федерации предусмотрена обязательность передачи принятого Государственной Думой федерального закона на рассмотрение Совета Федерации и определен ее срок - пять дней (часть 3 статьи 105). С момента передачи закона начинается следующий этап законодательного процесса, на котором установленные Конституцией Российской Федерации полномочия осуществляет Совет Федерации.
В случае, если принятый Государственной Думой федеральный закон не требует обязательного решения Совета Федерации, в соответствии со статьей 106 или 108 Конституции Российской Федерации, и не рассмотрен Советом Федерации в течение четырнадцати дней, названный федеральный закон направляется Государственной Думой в течение пяти дней Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
В случае, если федеральный закон отклонен Советом Федерации, он направляется Советом Государственной Думы в ответственный комитет Государственной Думы, который рассматривает возражения Совета Федерации, дает на них свое заключение и вносит предложения по устранению возникших разногласий.
Для преодоления разногласий, возникших в отношении федерального закона, Государственная Дума может принять участие в создании по инициативе Совета Федерации, Государственной Думы, Президента Российской Федерации, иного субъекта права законодательной инициативы согласительной комиссии.
Решение о необходимости создания согласительной комиссии и о выборах в ее состав депутатов Государственной Думы и сопредседателя согласительной комиссии принимается на пленарном заседании палаты большинством от общего числа депутатов Государственной Думы, передается в Совет Федерации.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 105 Конституции Российской Федерации).
В период деятельности Федерального Собрания первого созыва Государственной Думой было принято более 300 законов. Среди них 255 законов были рассмотрены на пленарных заседаниях Совета Федерации, остальные прошли без специального рассмотрения в верхней палате парламента. Из названных 255 законов 166 были утверждены и 55 - отклонены. Как можно заключить, по большинству вопросов обе палаты нашли взаимоприемлемые решения.
По Конституции России, Совет Федерации осуществляет не только функцию одобрения или отклонения законов, принятых Государственной Думой, но может также выступать в качестве субъекта права законодательной инициативы. В Совете Федерации составляется план законодательных инициатив.
- 1.Конституционное право рф как наука и отрасль российского права.
- 5. Форма и структура конституций
- 6. Соотношение фактической и юридической конституции
- 7Конституция – основной источник государственного (конституционного) права.
- 8. Конституция и конституционное развитие России в хх веке
- 9. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды
- 10Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, основания возникновения и прекращения
- 11.Источники конституционного права
- Вопрос 15) По содержанию прав и свобод человека (тех сфер жизнедеятельности, которых они касаются) конституционные права и свободы человека и гражданина делятся на:
- 16Вопрос 11) Законодательная основа данного института:
- Глава 2 Конституции рф «права и свободы человека и гражданина»;
- 19Основные обязанности человека и гражданина рф
- 20Понятие и принципы гражданства рф
- 21 Основания и порядок приобретения гражданства рф
- 22 Основания и порядок прекращения гражданства рф
- 23. Порядок рассмотрения вопросов гражданства рф
- 27Понятие и сущность федерализма.
- 33. Полномочный представитель Президента рф в федеральном округе:
- 34Понятие избирательного права и избирательной системы.
- 35Конституционные основы избирательной системы рф.
- 36. Стадии избирательного процесса в рф
- 37. Субъекты избирательного процесса в рф.
- 38 Кандидат на выборную должность: статус, порядок регистрации, основания и порядок отказа в регистрации, отмены регистрации
- 39. Избиратель как субъект избирательного процесса.
- 40. Политические партии как субъекты избирательного права и процесса в рф.
- 42 Избирательные ценз в избирательной системе рф
- 45Порядок подготовки к проведению референдума, голосование и определение его результатов.
- 44Референдум: виды, порядок назначения, основные вопросы.
- 46. Признание референдума недействительным и несостоявшимся: правовые последствия.
- 47. Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного законодательства.
- 48. Конституционно-правовой статус депутата Федерального Собрания рф.
- 49. Императивный и свободный депутатский мандат
- 50Государственная дума: статус и полномочия
- 52. Стадии процесса выборов депутатов гд фс рф
- 53Порядок формирования совета федерации рф
- 54Совет Федерации .Статус и полномочия
- 55. Законодательный процесс в Государственной Думе.
- 56. Участие Совета Федерации в законодательном процессе.
- 57. Подписание и обнародование законов.
- 58Конституционные поправки и пересмотр Конституции
- 59Президент рф как глава государства: статус и компетенция.
- 60. Порядок выборов Президента рф. Назначение выборов
- 61. Досрочное прекращение полномочий Президента рф.
- 62. Основные требования к кандидатам в Президенты рф. Основания отказа в регистрации кандидата, отмены регистрации кандидата.
- 63. Досрочные выборы Президента рф: особенности организации и проведения
- 64. Акты Президента рф: виды, юридическая природа.
- 65Конституционно - правовой статус правительства рф.