Общественная власть и нормы в первобытном (догосударственном) строе. Происхождение государства.
Основой организации первобытного общества была община — род, племя, их объединения. Род (родовая община) — это объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда. Род формируется в период появления более организованных семейных отношений, когда на смену беспорядочным половым связям приходит семья, основанная на коллективном браке. Каждый род выступает в качестве хозяйственной единицы, собственником средств производства, организатором общего труда.Род – это исторически сложившееся объединение людей, связанных узами родства, а также общественная группа, ведущая совместное хозяйство.В основе управления родом уже лежала власть (общественная власть), которую возглавлял старейшина в роду, вождь – в племени, совет старейшин и совет союзов родов (т.к. есть племена однородные и неоднородные). Например, Болгария – территория 7 племен, на которую пришли булгары – союз семи племен и булгар. Рим – союз племен латинян, сабинян, этрусков.Родовой строй – признаки государственности уже есть, но не все, поэтому государства еще нет. Например нет специальной прослойки занимающейся управлением всеми за их счет, власть осуществляется бесплатно, нет налогов, есть общая казна, нет каких либо из признаков гос-ва – организации публичной власти, налогов, армии, суверенитета, права.Первобытное общество и первобытнообщинный строй. Родовая организация как форма первобытного общества, ее характерные черты. Власть и социальные нормы в первобытном обществе.Долгое время общество существовало в догосударственном состоянии. Общая собственность на продукты производства и социальное единство родовой общины порождали и соответственные им формы организации общественной власти и управления делами общины. В осуществлении общественной власти участвовали все взрослые члены рода, как мужчины, так и женщины. Власть, равно как и принуждение, исходила от всего общества в целом. Эту общественную власть принято называть потестарной, это была еще не политическая власть.Власть вообще понимается как основанное на действующих социальных нормах и принуждении управление отдельными лицами, их коллективами и обществом в целом, осуществляемое для достижения социально-полезных результатов .Социальная власть существует на трех уровнях: семьи, отдельного коллектива и общества в целом. Социальная власть родовой организации имеет ряд особенностей, связанных с ее потестарным (От лат. potesta - власть. Этим термином принято обозначать догосударственную организацию власти, характеризуемую неотделенностью властных структур от общества в целом.), общественным характером и неразделенностью уровней семьи, коллектива и общества.Структуру органов власти родовой организации можно представить следующим образом:1. Общее собрание рода;2. Совет старейшин (старейшина);3. Вождь (военачальник, предводитель охоты).Общее собрание решало все важнейшие общие дела, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин.Черты власти родовой организации следующие:1. Власть носила общественный характер, исходила от всего общества в целом (это проявлялось в том, что все важные дела решались общим собранием рода);2. Власть строилась по кровнородственному принципу, т. е. распространялась на всех членов рода независимо от места их нахождения;3. Не существовало особого аппарата управления и принуждения (властные функции выполнялись в качестве почетной обязанности, старейшины и вожди не освобождались от производительного труда, а выполняли параллельно и управленческие, и производственные функции - следовательно, властные структуры не были отделены от общества);4. На занятие каких-либо должностей (вождя, старейшины) не влияли ни социальное, ни экономическое положение претендента, их власть базировалась исключительно на личных качествах: авторитете, мудрости, храбрости, опыте, уважении соплеменников;5. Выполнение управленческих функций не давало никаких привилегий;6. Социальная регуляция осуществлялась при помощи особых средств, т. н. мононорм.В родовой организации, как и во всяком обществе, существовало принуждение. Но оно носило общественный характер, исходило от рода в целом, а не от особого аппарата. Принуждение состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины. Не было и особого аппарата принуждения, ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие.Все это позволяет охарактеризовать общинную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических форм.Социальные нормы в родовой организации были представлены табу (непререкаемые запреты), обычаями, ритуалами, религиозными нормами, мифами, которые создавали образцы для подражания героям. Для обозначения социальных норм родовой организации используется термин "мононормы". "Моно" - означает единый. Обычаи носили синкретический (слитный, нерасчлененный) характер первоначальных императивов. Социальные нормы родового строя невозможно четко разграничить на моральные, правовые, религиозные, обычные и т. д., как это делается в современном обществе. Эта слитность, монолитность социальных норм и позволяет именовать их мононормами (Термин "мононормы" введен Першицем А. И., известным отечественным этнографом.), т. е. императивами, в которых были слиты воедино зачатки всех форм социальной регуляции.Основной формой существования социальных норм родовой организации являлся обычай. Обычай - это исторически сложившееся правило поведения общего характера, которое вошло в привычку людей в результате многократного повторения.Социальные нормы первобытного общества складывались естественно историческим путем, без целенаправленного нормотворчества человека. К их отличительным признакам относится отсутствие письменных форм закрепления, равно как и вообще особых форм фиксации. Кроме этого, в отличие от возникших позже правовых норм, в нормах родовой организации не проводится различие между правами и обязанностями субъектов. Существующие правила были единственно возможными вариантами поведения, которые являлись одновременно и правом, и обязанностью лица. Еще одним отличительным признаком социальных норм первобытного общества является то, что они обеспечивались в первую очередь силой привычки, а также общественным мнением и в крайних случаях общественным принуждением. Естественно-необходимый характер этих норм приводил к тому, что они исполнялись добровольно и не требовали особых средств обеспечения. Этим социальные нормы родовой организации отличаются от правовых норм, признаком которых является принудительность в смысле их обеспеченности возможностью применения к нарушителям мер государственного принуждения.
- Примерные вопросы к вступительному экзамену по дисциплине «Основы государства и права» (рап)
- Основные теории происхождения государства и права.
- Общественная власть и нормы в первобытном (догосударственном) строе. Происхождение государства.
- Понятие и признаки государства.
- Суд в системе органов государственной власти.
- Форма правления: понятие и виды.
- Форма государственного устройства: понятие и виды. Нетрадиционные формы государственного устройства.
- Политический (государственный) режим.
- Функции государства: понятие, виды, значение.
- Гражданское общество: понятие и структура. Гражданское общество и государство.
- Правовое государство.
- Понятие и признаки права.
- Норма права: понятие и структура.
- Правоотношения: понятие и структура. Виды правоотношений.
- Понятие правонарушения. Виды правонарушений.
- Юридическая ответственность: понятие и виды.
- Понятие и признаки правоприменения.
- Этапы конституционного развития России.
- Основы конституционного строя Российской Федерации.
- Народовластие и формы его осуществления.
- 1. Принцип народовластия.
- 2. Формы народовластия.
- 3. Непосредственная демократия.
- 4. Государственная власть в демократическом государстве должна выражать интересы народа.
- 5. Местное самоуправление.
- Референдум в рф.
- Закон России о референдуме
- Конституционно-правовой статус рф и ее субъектов.
- Президент рф.
- Правительство рф.
- Компетенция Федерального Собрания и его палат.
- Законодательный процесс и его стадии.
- Судебная власть в рф.
- Принцип разделения властей: содержание и значение.
- Конституционные права и свободы человека и гражданина.
- [Править]Политические
- [Править]Социально-экономические
- [Править]Культурные
- Понятие и принципы гражданства рф.
- Понятие, функции и принципы местного самоуправления.
- Трудовой договор: понятие и содержание.
- Порядок заключения трудового договора.
- Основания прекращения трудового договора.
- Рабочее время и время отдыха.
- Трудовая дисциплина. Обязанности работников и работодателей.
- Порядок наложения дисциплинарной ответственности.
- Заработная плата.
- Особенности регулирования труда несовершеннолетних.
- Материальная ответственность.
- Трудовой спор: виды и порядок разрешения.
- Разрешение коллективного трудового спора [править]Выдвижение и рассмотрение требований работников и их представителей
- [Править]Примирительные процедуры
- [Править]Забастовка
- Понятие и источники гражданского права.
- Субъекты гражданского правоотношения.
- Дееспособность малолетних и несовершеннолетних.
- Условия наличия дееспособности
- Понятие и содержание права собственности.
- Право интеллектуальной собственности.
- Способы защиты права собственности.
- Понятие сделки в гражданском праве.
- Понятие и виды обязательств в гражданском праве.
- Договор в гражданском праве. Принципы свободы договора.
- Гражданско-правовая ответственность за нарушение договора.
- Функции
- Наследование по закону.
- Наследование по завещанию.
- Понятие и источники семейного права.
- [Править]Российское законодательство о семье
- Порядок и условия заключения брака.
- Брачный договор.
- Признание брака недействительным.
- 57.Права и обязанности родителей и детей.
- 58.Понятие, система и источники административного права.
- 59.Государственная служба рф.
- Глава 2. Должности гражданской службы
- 60.Административная ответственность: понятие и основания для привлечения.
- 61.Виды административных наказаний.
- 62.Порядок наложения административных наказаний.
- 63.Понятие уголовного закона.
- 64.Принципы уголовного права.
- 65.Понятие и признаки преступления.
- 66.Состав преступления.
- 67.Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
- 68.Уголовное наказание: понятие и виды.
- 69.Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
- 70.Амнистия и помилование.