Законодательный процесс и его стадии.
Законодательный процесс - регламентированный Конституцией РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами процесс внесения на рассмотрение законодательного органа, принятия, опубликования и вступления в действие законов. Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ предусмотрены следующие стадии законодательного процесса: 1. Внесение законопроекта — законодательная инициатива. Законодательная инициатива — это конституционная возможность вносить в Государственную Думу проекты федеральных законов, конституционных и просто законов, а также проекты законов о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, а равно о признании определенных законов недействующими, утратившими силу. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Перечисленные государственные органы, должностные лица, члены представительных органов именуются субъектами права законодательной инициативы. Определенные виды законопроектов, касающиеся финансов государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; это — законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и иные законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Законопроекты вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Подготовленный к внесению в палату законопроект направляется субъектом права законодательной инициативы Председателю Государственной Думы. Регламент палаты предусматривает обязательную регистрацию законопроекта подразделениями ее аппарата. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Управлении документационного обеспечения аппарата палаты, где заводится электронная регистрационная карта, в ней фиксируются сведения о законопроекте и сроках его поступления к палату, об этапах его прохождения в палате и т. д. Поступивший законопроект Председатель Государственной Думы направляет в соответствующий комитет по предметам его ведения для определения его соответствия требования ст. 104 Конституции РФ. В течение 14дней комитет обязан рассмотреть законопроект и направить его в Совет Государственной Думы. Совет палаты назначает соответствующий комитет ответственным по законопроекту, а также принимает решение о включении этого законопроекта в примерную программу законопроектных работ палаты на очередную сессию или в календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц. 2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе. Оно проходит, как правило, в трех чтениях. Исключение составляет рассмотрение проекта закона о федеральном бюджете, которое проводится в четырех чтениях. Первое чтение законопроекта представляет собой первоначальное рассмотрение законопроекта на планерном заседании нижней палаты (обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости принятия, концепция законно проекта, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ). В период между первым и вторым чтениями в установленный срок (он не может быть менее 15 дней, а для законопроекта по предметам совместного ведения — не менее 30 дней) субъекты права законодательной инициативы могут направлять в Государственную Думу, ответственному за обсуждаемый законопроект комитету поправки, т. е. предложения об изменении, дополнении или исключении той или иной статьи, ее части, формулировки, раздела законопроекта, рассмотренного в первом чтении. Поправки обобщаются ответственным комитетом Государственной Думы в виде таблицы поправок и выносятся затем для обсуждения их палатой во время второго чтения. Второе чтение законопроекта предполагает обсуждение на планерном заседании палаты поправок, поступивших от субъектов права законодательной инициативы на законопроект, и голосование о принятии его за основу и в целом. Законопроект, принятый во втором чтении, направляется в ответственный комитет для устранения с участием правового управления внутренних противоречий, становления правильной взаимосвязи статей и редакционной правки. По окончании такой работы ответственный комитет направляет законопроект в совет палаты для включения в проект порядка работы палаты. Третье чтение законопроекта — это заключительное обсуждение в Государственной Думе законопроекта без права внесения в него поправок и рассмотрения в целом. В случае если законопроект принят в третьем чтении, то дальнейшему рассмотрению он не подлежит. 3. Принятие закона. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов; при голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется не менее двух третей голосов от общего числа Депутатов Государственной Думы. 4. Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает и ставит на голосование поступившие из Государственной Думы законы. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и зашиты государственной границы РФ, войны и мира (ст. 106 Конституции РФ). Однако если в течение 14 дней федеральный закон, принятый Государственной Думой, не был рассмотрен Советом Федерации, то он также считается одобренным этой палатой. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. Закон может быть и отклонен. 5. В этом случае может возникнуть дополнительный этап — преодоление разногласий между Советом Федерации РФ и Государственной Думой в связи с отклонением принятого Государственной Думой закона. 6. Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ. Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства неотъемлемая составная часть законодательного процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для подписания и обнародования. И в течение 14 дней с момента поступления федерального закона Президент РФ должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов своих действий в его отношении. Во-первых, в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу. Во-вторых, Президент РФ в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его. Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности, в частности требуется квалифицированное большинство, причем разнос в каждой из палат. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой государства и обнародованию.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституции и регламенте соответствующего представительного органа. Для З.п. характерна четкая юридическая регламентация. В РФ включает (чаще всего) пять стадий. Первой предшествует предзаконодательный процесс, охватывающий этап от появления идеи, предложения о необходимости разработки нового закона до поступления этого предложения в соответствующий орган и подготовки законопроекта. По общему правилу законопроекты разрабатываются теми, кто обладает правом законодательной инициативы. Первая стадия З.п. - внесение законопроекта в Государственную Думу органом или лицом, обладающим правом законодательной инициативы. На второй стадии законопроект проходит рассмотрение в Государственной Думе, которое осуществляется в трех чтениях (если Дума не примет по данному законопроекту иного решения). Третья стадия - принятие закона Государственной Думой (обычный закон принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов, конституционный - большинством в 2/3). На четвертой стадии закон проходит утверждение в Совете Федерации. Подписание и обнародование закона Президентом РФ составляет пятую стадию З.п. Число стадий может варьировать в зависимости от характера принимаемого закона и позиции по нему каждой из палат Федерального Собрания и Президента РФ. Так, в З.п. появляются дополнительные стадии, если принятый Государственной Думой закон отклоняется Советом Федерации или Президент РФ применяет свое право вето.
- Примерные вопросы к вступительному экзамену по дисциплине «Основы государства и права» (рап)
- Основные теории происхождения государства и права.
- Общественная власть и нормы в первобытном (догосударственном) строе. Происхождение государства.
- Понятие и признаки государства.
- Суд в системе органов государственной власти.
- Форма правления: понятие и виды.
- Форма государственного устройства: понятие и виды. Нетрадиционные формы государственного устройства.
- Политический (государственный) режим.
- Функции государства: понятие, виды, значение.
- Гражданское общество: понятие и структура. Гражданское общество и государство.
- Правовое государство.
- Понятие и признаки права.
- Норма права: понятие и структура.
- Правоотношения: понятие и структура. Виды правоотношений.
- Понятие правонарушения. Виды правонарушений.
- Юридическая ответственность: понятие и виды.
- Понятие и признаки правоприменения.
- Этапы конституционного развития России.
- Основы конституционного строя Российской Федерации.
- Народовластие и формы его осуществления.
- 1. Принцип народовластия.
- 2. Формы народовластия.
- 3. Непосредственная демократия.
- 4. Государственная власть в демократическом государстве должна выражать интересы народа.
- 5. Местное самоуправление.
- Референдум в рф.
- Закон России о референдуме
- Конституционно-правовой статус рф и ее субъектов.
- Президент рф.
- Правительство рф.
- Компетенция Федерального Собрания и его палат.
- Законодательный процесс и его стадии.
- Судебная власть в рф.
- Принцип разделения властей: содержание и значение.
- Конституционные права и свободы человека и гражданина.
- [Править]Политические
- [Править]Социально-экономические
- [Править]Культурные
- Понятие и принципы гражданства рф.
- Понятие, функции и принципы местного самоуправления.
- Трудовой договор: понятие и содержание.
- Порядок заключения трудового договора.
- Основания прекращения трудового договора.
- Рабочее время и время отдыха.
- Трудовая дисциплина. Обязанности работников и работодателей.
- Порядок наложения дисциплинарной ответственности.
- Заработная плата.
- Особенности регулирования труда несовершеннолетних.
- Материальная ответственность.
- Трудовой спор: виды и порядок разрешения.
- Разрешение коллективного трудового спора [править]Выдвижение и рассмотрение требований работников и их представителей
- [Править]Примирительные процедуры
- [Править]Забастовка
- Понятие и источники гражданского права.
- Субъекты гражданского правоотношения.
- Дееспособность малолетних и несовершеннолетних.
- Условия наличия дееспособности
- Понятие и содержание права собственности.
- Право интеллектуальной собственности.
- Способы защиты права собственности.
- Понятие сделки в гражданском праве.
- Понятие и виды обязательств в гражданском праве.
- Договор в гражданском праве. Принципы свободы договора.
- Гражданско-правовая ответственность за нарушение договора.
- Функции
- Наследование по закону.
- Наследование по завещанию.
- Понятие и источники семейного права.
- [Править]Российское законодательство о семье
- Порядок и условия заключения брака.
- Брачный договор.
- Признание брака недействительным.
- 57.Права и обязанности родителей и детей.
- 58.Понятие, система и источники административного права.
- 59.Государственная служба рф.
- Глава 2. Должности гражданской службы
- 60.Административная ответственность: понятие и основания для привлечения.
- 61.Виды административных наказаний.
- 62.Порядок наложения административных наказаний.
- 63.Понятие уголовного закона.
- 64.Принципы уголовного права.
- 65.Понятие и признаки преступления.
- 66.Состав преступления.
- 67.Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
- 68.Уголовное наказание: понятие и виды.
- 69.Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
- 70.Амнистия и помилование.