logo
vopr_na-baze-spo_ogp

58.Понятие, система и источники административного права.

Администрати́вное пра́во — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

Административное право как наука — это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера). Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство. В законодательном массиве административного права следует выделять: - общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т.п.); - законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); - международные акты, действующие в данной сфере правоотношений. Система источников административного права выглядит следующим образом[3]. На федеральном уровне:

  1. Конституция РФ

  2. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ

  3. Постановления Конституционного Суда РФ

  4. Федеральные конституционные законы

  5. Федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ

  6. Нормативные указы Президента РФ

  7. Нормативные акты палат Федерального Собрания РФ

  8. Нормативные постановления Правительства РФ

  9. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения)[4]

  10. Нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ)

На региональном уровне:

  1. Конституции (уставы) субъектов РФ

  2. Постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ

  3. Законы субъектов РФ

  4. Нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ

  5. Нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ

  6. Нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ

  7. Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции

На муниципальном (местном) уровне:

  1. Уставы муниципальных образований

  2. Нормативные акты представительных органов муниципального образования

  3. Нормативные акты главы муниципального образования

  4. Нормативные акты местной администрации

Система административного права — это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты.

Система административного права как отрасли права:

В наши дни существует идея кодификации административного права, куда вошли бы следующие разделы:

  1. Общая часть

    1. Основные начала административного законодательства

    2. Государственная служба

    3. Власть (законодательная, исполнительная, судебная; федеральная, региональная, местная)

    4. Исполнительно распорядительная деятельность (административное регулирование, административный акт, административный договор, административный надзор, право обращения в государственные и муниципальные органы)

    5. Специальные административно-правовые режимы (чрезвычайного положения, военного положения, особого положения)

  2. Особенная часть. Исполнительно-распорядительная деятельность в отдельных отраслях государственного управления

    1. Оборона

    2. Государственная безопасность

    3. Внутренние дела

    4. Иностранные дела

    5. Юстиция

    6. Экономика

    7. Финансы

    8. Здравоохранение

    9. Транспорт

    10. Связь и информация

    11. Культура, спорт, туризм

    12. Социальная сфера

    13. Контрольно-надзорные функции

    14. Исполнительно-распорядительная деятельность вследствие причинения вреда (административные правонарушения)

  3. Специальная часть. Право индивидуальных субъектов

    1. Граждане РФ

    2. Иностранные граждане

    3. Лица с двойным гражданством

    4. Беженцы

    5. Вынужденные переселенцы

    6. Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности

    7. Вынужденные мигранты

    8. Общественные объединения

    9. Религиозные объединения

    10. Политические лица (внутригосударственные и международные организации).

Однако воплощение это идеи предсталяется достаточно сложным ввиду "мобильности" самого предмета администативного права.