Форма государственного устройства: понятие и виды. Нетрадиционные формы государственного устройства.
Фо́рма госуда́рственного устро́йства — модель (способ) территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет закреплённый в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти.
В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на:
Простая форма (унитарное государство);
Сложная форма (федерация, конфедерация).
Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств, но вместе с тем в большинстве курсов по теории государства и права[1] они рассматриваются и изучаются рамках данного института.
Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.
Федерация (от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.
Конфедерация (от позднелат. «confoederatio») — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей
Наряду с унитарными и федеративными государствами в современном мире существуют и нетрадиционные формы государственного устройства. Среди них: содружество, сообщество и союз.
Содружество – это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и д.р.), во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка (иногда языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских стран СНГ, иногда же единство обусловливается его привнесением в результате колониального господства, как, например, у стран Британского содружества наций), в-четвертых, культуры (зачастую культурная общность имеет единое происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или даже привнесения и ассимиляции иных, чужеродных элементов), в-пятых, религии (но не всегда). Однако содружество - это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.
Для теории государства и права изучение такой формы организационного объединения государств, как содружество, стало относительно новым и особенно актуальным делом после распада СССР и образования Содружества Независимых Государств некоторыми республиками, ранее входившими в его состав.
В этой связи следует отметить, что Содружество как объединение государств может носить и переходный характер. Оно может развиться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств.
Сообщество - является еще одной своеобразной переходной формой в государственной организации общества. В основе Сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Оно в большинстве случаев усиливает интернациональные связи государств, входящих в Сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (например, Европейские сообщества). В Сообщество могут входить ассоциированные члены - государства, принимающие те или иные правила, действующие в Сообществе. Порядок вступления в Сообщество и выхода из него устанавливается членами Сообщества. В Сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-государств), надгосударственные органы. Сообщество может иметь цель выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него, объединить усилия этих государств для достижения глобальных целей, упростить таможенные, визовые и иные барьеры (вплоть до их отмены) и т.д.
Союз - это еще одна разновидность государственных соединений с определенной целью. В теории государства и права определение союза дается очень редко, потому что эта форма встречается не часто. Союзные формирования можно встретить в России, например союз России и Белоруссии. Этот союз является политическим объединением двух суверенных стран, с общей конституцией (в перспективе) и языком (по сути).
Среди зарубежных стран наиболее отчетливо элементы союза характерны для Европейского Союза (ранее — Сообщества). В состав союза входит 15 суверенных государств. Союз имеет Европарламент, члены которого теперь избираются прямым голосованием избирателей в государствах-членах по избирательным округам, каждое государство имеет определенное число избирательных округов в основном в пропорции к численности населения (ранее, члены Европарламента избирались косвенными выборами — парламентами отдельных государств). Среди органов Союза есть Совет министров, другие органы, некоторые из них могут принимать решения, обязательные для государств-членов. По ряду вопросов принимаются европейские правовые акты, которые имеют обязательную силу. Некоторые из них действуют непосредственно в государствах-членах. Другие акты обязывают государства-члены привести внутреннее законодательство в соответствие с актами Европейского союза. В 2002 г. в Европейском союзе была введена общая денежная единица – евро. В теории государства и права Европейский Союз понимается по-разному, как союз и, как сообщество.
- Примерные вопросы к вступительному экзамену по дисциплине «Основы государства и права» (рап)
- Основные теории происхождения государства и права.
- Общественная власть и нормы в первобытном (догосударственном) строе. Происхождение государства.
- Понятие и признаки государства.
- Суд в системе органов государственной власти.
- Форма правления: понятие и виды.
- Форма государственного устройства: понятие и виды. Нетрадиционные формы государственного устройства.
- Политический (государственный) режим.
- Функции государства: понятие, виды, значение.
- Гражданское общество: понятие и структура. Гражданское общество и государство.
- Правовое государство.
- Понятие и признаки права.
- Норма права: понятие и структура.
- Правоотношения: понятие и структура. Виды правоотношений.
- Понятие правонарушения. Виды правонарушений.
- Юридическая ответственность: понятие и виды.
- Понятие и признаки правоприменения.
- Этапы конституционного развития России.
- Основы конституционного строя Российской Федерации.
- Народовластие и формы его осуществления.
- 1. Принцип народовластия.
- 2. Формы народовластия.
- 3. Непосредственная демократия.
- 4. Государственная власть в демократическом государстве должна выражать интересы народа.
- 5. Местное самоуправление.
- Референдум в рф.
- Закон России о референдуме
- Конституционно-правовой статус рф и ее субъектов.
- Президент рф.
- Правительство рф.
- Компетенция Федерального Собрания и его палат.
- Законодательный процесс и его стадии.
- Судебная власть в рф.
- Принцип разделения властей: содержание и значение.
- Конституционные права и свободы человека и гражданина.
- [Править]Политические
- [Править]Социально-экономические
- [Править]Культурные
- Понятие и принципы гражданства рф.
- Понятие, функции и принципы местного самоуправления.
- Трудовой договор: понятие и содержание.
- Порядок заключения трудового договора.
- Основания прекращения трудового договора.
- Рабочее время и время отдыха.
- Трудовая дисциплина. Обязанности работников и работодателей.
- Порядок наложения дисциплинарной ответственности.
- Заработная плата.
- Особенности регулирования труда несовершеннолетних.
- Материальная ответственность.
- Трудовой спор: виды и порядок разрешения.
- Разрешение коллективного трудового спора [править]Выдвижение и рассмотрение требований работников и их представителей
- [Править]Примирительные процедуры
- [Править]Забастовка
- Понятие и источники гражданского права.
- Субъекты гражданского правоотношения.
- Дееспособность малолетних и несовершеннолетних.
- Условия наличия дееспособности
- Понятие и содержание права собственности.
- Право интеллектуальной собственности.
- Способы защиты права собственности.
- Понятие сделки в гражданском праве.
- Понятие и виды обязательств в гражданском праве.
- Договор в гражданском праве. Принципы свободы договора.
- Гражданско-правовая ответственность за нарушение договора.
- Функции
- Наследование по закону.
- Наследование по завещанию.
- Понятие и источники семейного права.
- [Править]Российское законодательство о семье
- Порядок и условия заключения брака.
- Брачный договор.
- Признание брака недействительным.
- 57.Права и обязанности родителей и детей.
- 58.Понятие, система и источники административного права.
- 59.Государственная служба рф.
- Глава 2. Должности гражданской службы
- 60.Административная ответственность: понятие и основания для привлечения.
- 61.Виды административных наказаний.
- 62.Порядок наложения административных наказаний.
- 63.Понятие уголовного закона.
- 64.Принципы уголовного права.
- 65.Понятие и признаки преступления.
- 66.Состав преступления.
- 67.Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
- 68.Уголовное наказание: понятие и виды.
- 69.Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
- 70.Амнистия и помилование.